Конспект занятия по развитию речи "Яблоко и рассвет"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Курико Татьяна Владимировна

Конспект занятия по развитию речи "Яблоко и рассвет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx892.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 7

Конспект занятия

по развитию речи в подготовительной группе

пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

Подготовила:

Воспитатель

подготовительной группы

Курико Татьяна Владимировна

Калининград

2021


Занятие по развитию речи в подготовительной группе и пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

ЦЕЛЬ: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

- Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст;

- Продолжать расширять словарь новыми словами, активизировать речь;

- Совершенствовать грамматический строй речи фразеологическими оборотами

Развивающие:

- Совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием.

- Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

- Развивать зрительное восприятие внимания, способность обобщать.

- Развивать координацию речи с движением.

Воспитательные:

- Воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества

- Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель: Посмотрите, что я вам принесла. Правильно, это яблоки. Давайте рассмотрим яблоки: 
Какие они по внешнему виду? (красивые, разного цвета, желтые, красные, зеленые)
По размеру? (Большие, маленькие, огромные)
По запаху? (ароматные, душистые) 
По вкусу? (вкусные, сладкие, сочные, нежные)


Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас с рассказом, в котором тоже говорится о яблоках. А называется он «Яблоко и рассвет». Написал Василий Александрович Сухомлинский. Этот человек был не только прекрасным учителем, но и известным писателем. Он всю жизнь проработал в школе, написал более 600 статей и около 30 книг о воспитании

Воспитатель: И сейчас я прочитаю вам один из его рассказов. Авы слушайте внимательно. Я у вас после прочтения спрошу: «О чем этот рассказ? Кто главные герои?

Рассказ называется «Яблоко и рассвет» написал В.А. Сухомлинский


Чтение рассказа

Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, медом.

А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.

– Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.

– Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придет в сад нарассвете и часок поработает: нальет пчелам воды, срежет сухие веточки.

Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.

Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было еще темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчелам воды, срезал сухие веточки.

Взошла утренняя звезда. Подошел Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.

– Ну что ж, теперь яблоко твое. Срывай, – сказал дедушка.

– Нет, дедушка… Лучше завтра.

– Почему?

– Хочу еще раз увидеть рассвет.

Воспитатель: Вам понравился рассказ? Как называется рассказ? Кто главные герои?

Воспитатель: Вы внимательно слушали, все слова понятны?

Объяснение фразеологических оборотов «Обьяснялки»

Что такое рассвет?  (Время суток перед восходом солнца.)

не мог отвести глаз –долго смотрел, любовался

когда так говорят? (когда видят что-то красивое или удивительное)

не мог одолеть – не мог победить, побороть

когда так говорят? (когда у человека не хватает сил или желания побороть: страх, болезнь, врага, лень)

собрался с силами – накопил сил, заставил, решился что-то сделать

когда так говорят? (собрался с силами и убрал игрушки)

дух захватило – стало трудно дышать (от восторга, удивления)

Воспитатель: Я предлагаю вам научиться пересказывать этот рассказ. Вы знаете для того чтобы пересказ получился полный и красивый, нам необходимо составить план, на который вы будете опираться при пересказе. И помогут нам в этом картинки. Я для вас приготовила картинки, а вы помогите мне по ним составить план нашего рассказа

Воспитатель: Как звали мальчика, который приходил к дедушке в сад? (Миша)

Воспитатель: Как звали дедушку? (Корней)

Воспитатель: Чем угощал дед внука? (яблоками, грушами, медом)

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/05/s_5c7ebfa36095b/1106867_1.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/05/s_5c7ebfa36095b/1106867_2.png

Воспитатель: От чего Миша не мог отвести глаз, когда приходил к дедушке в сад?

Воспитатель: Какое было яблоко? (огромное, белое)

Воспитатель: Где находилось яблоко? (На самой верхушке одной яблони)

Воспитатель: Разрешил дедушка сорвать яблоко?

Воспитатель: Какое условие поставил дедушка?

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/05/s_5c7ebfa36095b/1106867_3.png https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/05/s_5c7ebfa36095b/1106867_4.png

Воспитатель: Выполнил Миша условие дедушки?

Воспитатель: А почему Миша не мог выполнить условие дедушки? (ленился)

Воспитатель: Когда он собрался в сад?

Воспитатель: Что он сначала сделал, придя с сад?

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/05/s_5c7ebfa36095b/1106867_5.png https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/05/s_5c7ebfa36095b/1106867_6.png

Воспитатель: Что произошло, когда Миша выполнил всю работу?

Воспитатель: Что случилось с Мишей, когда он подошел к заветной яблоне?

Воспитатель: Что увидел Миша?

Воспитатель: Каким яблоко было? (как небо на рассвете – розовым)

Воспитатель: Что сказал дедушка, когда все условия были выполнены?

Воспитатель: Почему мальчик не стал рвать яблоко? 

(еще раз захотел увидеть рассвет)

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/05/s_5c7ebfa36095b/1106867_7.png https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/05/s_5c7ebfa36095b/1106867_8.png

Воспитатель: Ну вот, вы мне помогли составить план.

Воспитатель: Давайте немного отдохнем и вспомним и покажем, что делал Миша в саду (прибежал, налил воды, срезал веточки)

Пересказ 4 человека

Итог:

Воспитатель: Молодцы! У вас получился хороший пересказ. Ну, а наше занятие подходит к концу.

Давайте вспомним, как называется рассказ, с которым я вас познакомила? Кто написал рассказ?

Как вы считаете, у вас получилось пересказать этот рассказ? А что вам помогло при пересказе этого рассказа?

У меня есть для вас предложение вечером нарисовать иллюстрации к этому рассказу, чтобы оформить альбом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

...конспекты занятий по речевому развитию для 1 младшей группыплан-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Занятия с детьми ясельной группы носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. С самого начала занятий воспитателем став...