Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» (ноябрь)
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия по «Развитию речи» в подготовительной группе Тема «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rr_pereskaz_rasskaza_v._suhomlinskogo_yabloko_i_rassvet.docx | 24.21 КБ |
pereskaz_rasskaza_yabloko_i_rassvet.pptx | 911.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по «Развитию речи»
в подготовительной группе
Тема «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
Цель: Совершенствовать умение пересказывать рассказ по опорным картинкам
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст;
- Продолжать расширять словарь новыми словами, активизировать речь;
- Совершенствовать грамматический строй речи фразеологическими оборотами
Развивающие :
- Совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
- Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
- Развивать зрительное восприятие внимания, способность обобщать.
- Развивать координацию речи с движением.
Воспитательные:
- Воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества
- Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Предварительная работа:
Обучение работе по мнемотаблицам.
Заучивание пословиц о труде.
Оборудование: электронная презентация к занятию, опорные картинки
Ход занятия:
- Организационный момент
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам:
"Будет интересно!”
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
На занятии ваши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё (слышат).
Голова хорошо … (думает).
Воспитатель вносит в группу сундучок (на нем загадка) и предлагает детям отгадать загадку.
Краснокожие бока.
Желтые, зеленые!
Сладки. Кислые, слегка,
Только не соленые!
Ароматны и вкусны.
С хвостиком срывают!
Витамины всем нужны
Силы прибавляют!
Часто, птички их клюют
Воробьи и зяблики.
Отгадали, кто они, ребята,
Это. (яблоки)
Дети отгадывают загадку. Воспитатель открывает сундучок, там яблоки.
Воспитатель: Рассмотрим яблоки :
Какие они по внешнему виду? (красивые, разного цвета, желтые, красные, зеленые)
По размеру? (Большие, маленькие, огромные)
По запаху? (ароматные, душистые)
По вкусу? (кислые, сладкие, сочные, нежные)
- Основная часть.
Воспитатель: Яблоки - очень полезные фрукты, в них много витаминов, поэтому их очень любят и взрослые и дети. О них написано много стихов, песен, рассказов. И сегодня мы с вами познакомимся с одним из рассказов В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет».
Чтение рассказа.
Маленький Миша часто приходил в сад к своему дедушке Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом. А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.
- Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.
- Нет, - ответил дедушка, - яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает : нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки.
Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.
Наконец всё-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки.
Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.
- Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, - сказал дедушка.
- Нет, дедушка… Лучше завтра.
- Почему?
- Хочу ещё раз увидеть рассвет.
Беседа по вопросам:
Как звали дедушку, внука? (Корней, Миша)
Куда приходил Миша? (в сад к дедушке)
Чем угощал дед внука? (яблоками, грушами, медом)
Что такое рассвет? (это время перед восходом солнца, начало утра)
Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете? (ленился)
Что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад?
Каким яблоко было? (как небо на рассвете – розовым)
Почему мальчик не стал рвать яблоко? (еще раз захотел увидеть рассвет)
Объяснение фразеологических оборотов «Обьяснялки»
- Не мог отвести глаз – долго смотрел, любовался
- Не мог одолеть – не мог победить, побороть.
- Собрался с силами – накопил сил, заставил, решился что-то сделать
- Дух захватило – стало трудно дышать (от восторга, удивления)
- Что такое рассвет? (это время перед восходом солнца, начало утра)
Физминутка
Воспитатель: Думаю вы немного устали и нужно отдохнуть. А поможет нам в этом небольшая физкультминутка:
Вот так яблоко! (встали)
Оно - (руки в стороны)
Соку сладкого полно. (руки на поясе)
Руки протяните, (протянули руки вперед)
Яблоко сорвите. (руки вверх)
Стал ветер веточку качать, (качаем вверху руками)
Трудно яблоко достать. (подтянулись)
Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)
Быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой)
Вот так яблоко! (встали)
Оно - (руки в стороны)
Соку сладкого полно. (руки на поясе)
Предложить детям пройти за столы.
Составление плана с помощью мнемокарточек.
Воспитатель: У вас на столах лежат опорные картинки. Давайте попробуем с их помощью восстановить последовательность рассказа.
Если мы сможем составить план рассказа, то и пересказывать нам будет легче. Выделим 4 части рассказа. Помните, с чего начинается рассказ?
Как можно кратко назвать первую часть рассказа?
Вот смотрите как я подобрала картинки для рассказа.
1 часть: «В саду у дедушки Корнея».
1) Как звали мальчика? (полные ответы Миша) (Найдите карточку)
2) Как звали дедушку? (Корней) (дети находят картинку)
3) Куда приходил Миша? (в сад к дедушке) Какую карточку вы выберите?
4) Чем угощал дед внука? (яблоками, грушами, медом) (дети находят картинку)
А что же увидел Миша в саду? Как развивалось дальше действие?
Как назвать вторую часть рассказа? Посмотрите, следующая картинка вам подскажет.
2 часть: «О чем мечтал Миша»
1) А что же увидел Миша в саду? (он увидел красивое, белое яблоко и не мог отвести от него глаз) Найдите карточку положите ее рядом с соседней.
2) Как развивалось дальше действие? (Миша попросил дедушку сорвать яблоко) (дети находят картинку)
3) Дедушка предложил Мише прийти на рассвете и работать в саду (дети находят картинку)
Почему Миша не мог прийти в сад? Что ему мешало? (ленился)
3 часть: «Миша победил лень»
1) Что происходило дальше? (Миша собрался с силами, пришел на рассвете)
2) Налил пчелам воды, срезал сухие веточки) (дети находят картинку)
Получил мальчик заветное яблоко? Как это яблоко описал Василий Сухомлинский? А когда это яблоко стало не белым, а розовым?
4 часть: «Когда взошла утренняя звезда».
1) Что взошло на небе? (Утренняя звезда) (дети находят картинку)
2) Что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад? Каким яблоко было? (как небо на рассвете – розовым) (дети находят картинку)
3) Почему мальчик не стал рвать яблоко? (еще раз захотел увидеть рассвет) (дети находят картинку)
Воспитатель: План у нас составлен. Теперь я прочитаю рассказ еще раз, чтобы вы лучше его запомнили».
Чтение рассказа ещё раз.
Воспитатель: Теперь попробуйте пересказать этот рассказ по опорным картинкам.
Сценка-Диалог.
Давайте представим, как Миша и дедушка разговаривали (диалог).
О чем попросил Миша? А что ответил дедушка? Давайте разыграем сценку.
- Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай.
- Нет, дедушка… Лучше завтра.
- Почему?
- Хочу ещё раз увидеть рассвет.
- Рефлексия. Итог:
Воспитатель: Молодцы! У вас получился хороший пересказ. Ну, а наше занятие подходит к концу.
1. Давайте вспомним, как называется рассказ, с которым я вас познакомила? (Яблоко и Рассвет)
2. Кто написал рассказ? (Сухомлинский)
3. Что понадобилось Мише, чтобы сорвать яблоко? (потрудиться-налить пчелам воды, срезать сухие веточки)
4. Почему Миша не стал срывать яблоко? (Миша хотел увидеть еще раз рассвет)
5. Чему учит рассказ? (Трудолюбию, помогать страшим.)
6. Как вы считаете, у вас получилось пересказать этот рассказ?
7. А что вам помогло при пересказе этого рассказа? (мнемотаблицы)
У меня есть для вас предложение вечером нарисовать иллюстрации к этому рассказу, чтобы оформить альбом.
Используемая литература:
1. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду»
2. Н. В. Нищеева «Картотека подвижных игр, упражнений, физминуток».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.Чтение рассказа. 2. Вопросы к детям. « Объяснялки » 3. Составление плана рассказа 4. Чтение рассказа. 5. Пересказ рассказа по опорным картинкам. 6. Дидактическая игра «Какое яблоко» (использование мяча) 7.Пересказ по ролям. 8. Пересказ рассказа 9.Итог. ПЛАН ООД
Рассказ Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом. А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого , нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони. - Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко. - Нет, - ответил дедушка, - яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки. Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень. Наконец всё-таки собрался с силами , открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки. Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило . Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым , как небо на рассвете. - Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, - сказал дедушка. - Нет, дедушка… Лучше завтра. - Почему? - Хочу ещё раз увидеть рассвет.
Вопросы к детям Как звали мальчика, дедушку? (Миша, Корней.) Куда приходил Миша? ( в сад к дедушке) Чем угощал дед внука? (яблоками, грушами, медом) Что такое рассвет? (это время перед восходом солнца, начало утра) Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете? (ленился) Что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад? Каким яблоко было? ( как небо на рассвете – розовым) Почему мальчик не стал рвать яблоко? (еще раз захотел увидеть рассвет)
Обьяснялки Не мог отвести глаз –долго смотрел, любовался Когда так говорят? (когда видят что то красивое или удивительное) Не мог одолеть – не мог победить, побороть. Когда так говорят? (когда у человека не хватает сил или желания побороть: страх, болезнь, врага, лень) Собрался с силами – накопил сил, заставил, решился что то сделать. (собрался с силами и убрал игрушки) Дух захватило – стало трудно дышать (от восторга, удивления)
ПЛАН РАССКАЗА В саду у дедушки Корнея. О чем мечтал Миша. Миша победил лень. Взошла утренняя звезда.
Пересказ рассказа по опорным картинкам Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом.
А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони. - Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко. - Нет, - ответил дедушка, - яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки.
Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень. Наконец всё-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки.
Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете. - Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, - сказал дедушка. - Нет, дедушка… Лучше завтра. - Почему? - Хочу ещё раз увидеть рассвет.
Пересказ по ролям Давайте представим, как Миша и дедушка разговаривали ( диалог) О чем попросил Миша? А что ответил дедушка? Давайте разыграем сценку. Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай. - Нет, дедушка… Лучше завтра. - Почему? - Хочу ещё раз увидеть рассвет.
Скажи «Какое яблоко» размер цвет вкус запах Большое Маленькое Огромное Белое Желтое Красное Розовое Зеленое Сладкое Кислое Сочное Нежное Душистое Ароматное Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою. Яблоко я пополам разломлю, Яблоко с другом своим разделю.
Итог Вопросы к детям: Давайте вспомним, как называется рассказ, с которым я вас познакомила? (Яблоко и Рассвет) Кто написал рассказ? (Сухомлинский) Что понадобилось Мише, чтобы сорвать яблоко? (потрудиться-налить пчелам воды, срезать сухие веточки) Почему Миша не стал срывать яблоко? (Миша хотел увидеть еще раз рассвет) Как вы считаете, у вас получилось пересказать этот рассказ? А что вам помогло при пересказе этого рассказа? ( мнемотаблицы ) Чему учит рассказ? (Трудолюбию, помогать страшим.) 8. Какие пословицы вы знаете о труде? Умелые руки работы не боятся. Веселись, играй, да дело знай. Кто на все руки, у того нет скуки. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Тот труда не боится, кто умеет трудиться. Маленькое дело лучше большого безделья. Была бы охота, заладится всякая работа. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Молодцы! У вас получился хороший пересказ. Ну, а наше занятие подошло к концу. КОНЕЦ Используемая литература : 1. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» 2. Н. В. Нищеева «Картотека подвижных игр, упражнений, физминуток »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».
Программное содержание: Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг»....
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотаблиц"
Образовательные задачи:Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.Совершенствовать умения детей создавать схематическую запись текста.Учить передавать содержание расс...
Занятие по развитию речи в подготовительной группе и пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
Занятие по развитию речи в подготовительной группе и пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе и пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.Задачи:1. Обучающие:Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст.2....
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотаблиц"
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотаблиц"...
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе Тема: Пересказ рассказа «Улетают журавли» по И. Соколова-Микитова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСКДЕТСКИЙ САД № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ» Организованная ...
Конспект занятия в подготовительной группе. Тему: «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
Цель: совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.Задачи:1.Образовательн...