Конспект по речевому развитию: «ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ: ЗВУК Ц»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Речь – специфически человеческая функция, которую можно определить, как процесс общения посредством языка. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_volnova_tn_rech.docx | 33.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида № 12"
города Сорочинска Оренбургской области
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
ТЕМА: «ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ: ЗВУК Ц»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ)
Выполнила:
Воспитатель средней группы №1
Вольнова Татьяна Николаевна
г. Сорочинск, 2021г
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. | |
I. | Пояснительная записка | 3 | |
II. | Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей: | 4 | |
1) | организационно-методическая информация; | 4 | |
2) | примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей; | 6 | |
3) | дальнейшая разработка темы; | 8 | |
III. | Список литературы | 9 | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской
деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка дошкольного возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
Речь – специфически человеческая функция, которую можно определить, как процесс общения посредством языка. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия.
Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей. Для этого они используют чистоговорки, скороговорки, загадки и организовывают звукоподражательные игры, так же осуществлять знакомство с художественной литературой и разучивание стихов, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.
С дошкольниками четвертого года жизни планируются специальные занятия по развитию речи и художественной литературе. На этих занятиях продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию интереса к художественному слову и накоплению литературного багажа. Во второй младшей группе чаще всего организуются занятия, состоящие из одной части (чтение детям сказки, отработка четкого и правильного произношения звука и т. п.). На этих занятиях, кроме основной, параллельно решаются и многие другие задачи. Так, например, знакомство детей с новой сказкой является ведущей задачей занятия, но на этом же материале воспитатель формирует у малышей интонационную выразительность речи, активизирует словарь, совершенствует звукопроизношение.
Таким образом, речь выступает как основа существования сознания – качественного своеобразия психической деятельности людей, как центральная
духовная потребность, обеспечивающая сознательную, глубоко человеческую
мотивацию поступков. Речь – основа всей познавательной деятельности личности, самостоятельный познавательный процесс, и, наконец, она выступает как
средство общения, в котором активируется содержание сознания человека и его
личностные качества.
Образовательная деятельность «Звуковая культура речи: звук ц» реализуется в разделе «Речевого развития» в образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 12.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | Примечание | ||||
1. | Тема образовательной деятельности | «Звуковая культура речи: звук ц» | Согласно ФГОС ДО | ||||
2. | Доминирующая образовательная область | Речевое развитие | |||||
3. | Виды деятельности детей | Артикуляционная гимнастика; двигательная (физ.минутка, танцевальная чистоговорка); коммуникативная (принятие участия в беседе) | |||||
4 | Методы и приемы реализации содержания занятия | ||||||
4.1 | Общепедагогические методы и приемы | Методы формирования сознания: беседа, рассказ, показ действий Методы стимулирования и мотивации деятельности: проблемные, занимательные и игровые ситуации | |||||
4.2 | Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности | Художественное слово, загадки, наглядный пример, беседа, рассказ, повторение, упражнение, игровой метод. | |||||
5. | Интеграция образовательных областей | Социально-коммуникативное развитие: участие в беседа со взрослым и сверстниками, оказание помощи другому во время выполнения задания. Физическое развитие: динамические паузы, физ.минутка. Художественно-эстетическое: игра «Найди предмет» | |||||
6. | Возрастная группа | Средний возраст (4-5 года) | |||||
7. | Цель | Обогащение и активизация словарного запаса детей младшего дошкольного возраста, через сюжеты народных сказок | |||||
8. | Задачи | Планируемые результаты
| |||||
8.1 | Совершенствовать интонационную выразительность речи. | Четкое произношение звука ц (изолированного, в слогах, в словах). | |||||
8.2 | Формировать умения различать слова, начинающиеся со звука ц, ориентируясь не на смысл, а на его звучание. | Примените новых слов в разговоре, начинающиеся со звука ц | |||||
8.3 | Воспитывать желание говорить правильно. | Самостоятельное наблюдение и исправление неправильного произношения слов | |||||
9. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | ||||||
Затруднения Поиск звука ц в словах и предметах | Способы преодоления Дидактические игры на поиск слов со звуком ц | ||||||
10. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Художественная литература: загадки, литературное приветствие Материалы и оборудование: картинки со звуком ц, игрушки | |||||
11. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Чтение потешек Рассматривание иллюстраций со звуком ц Театрализованные игры по сказкам. Разучивание песни пальчиковых гимнастик |
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ | Этап | Содержание | Примечание | |
I. | Вводная часть | |||
1.1 | Введение в тему | В группу вносится игрушка Лунтик, который не выговаривает ц | ||
1.2 | Мотивация деятельности детей | Научить Лунтика произносить звук ц | ||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Поговорить и поиграть с Лунтиком в слова со звуком ц | ||
II. | Основная часть: | |||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Беседа о предметах со звуком ц, чистоговорки | ||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Дети в ходе работы задают интересующие их вопросы, обмениваются мнениями друг с другом и воспитателем. Драматизация сказки на формирование умения вести диалог Дидактическая игра «Найди предмет» на формирование имения искать звук | ||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Игра с игрушками со звуком ц, чтение чистоговорок | ||
III. | Заключительная часть | |||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Занятие достигло запланированного программного содержания. Дети с самого начала деятельности были готовы к выполнению различных заданий, так как они самостоятельно выявили для себя цель. Для проведения данного занятия были созданы комфортные условия для каждого из детей: организация пространства, наличие наглядного материала, соответствующих проводимому мероприятию. Структура занятия выстроена таким образом, что все её части были взаимосвязаны между собой и соответствовали теме. Разнообразие видов деятельности обеспечило стабильность воспитательно-образовательной деятельности. Разработка и проведение образовательной деятельности осуществлялись при соблюдении дидактических принципов: доступности, наглядности, комплексности, целенаправленности, активности и сознательности. Дети были активны и принимали участие во всех видах деятельности. Физ.минутки и речевые игры подходят для дальнейшего использования на других занятиях данной тематики. |
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ | Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия | Содержание | Примечание |
I. | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | ||
1.1 | Чтение художественной литературы | Предложить детям самостоятельно инсценировать сказку, при необходимости оказать помощь детям. | |
1.2 | Разгадывание загадок | Отгадывание загадок о сказочных персонажах, сказках и т.п. | |
II. | Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | ||
2.1 | Ребенок сам | Рассматривает иллюстрации, проговаривает чистоговорки | |
2.2 | Ребенок по приглашению педагога | Отгадывает загадки, принимает участие в беседе и прослушивании произведения |
Примечание: Время занятия было распределено рационально, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и возрастными особенностями детей. Разнообразные виды заданий обеспечивали занятость всех детей с учётом их способностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г. / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.
- Интернет ресурс https://www.maam.ru/
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: «Академия», 2006
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию "Звуковая культура речи: звук о" младшая группа
Звуковая культура речи: звук о...
Конспект НОД по речевому развитию "Звуковая культура речи: звуки а, у"
Задачи: Образовательные: - упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звуков (изолированных, в звукосочетаниях, словах);-активизировать в речи детей обобщающие слова;-упражнять ...
Конспект НОД по речевому развитию "Звуковая культура речи: звуки М,Мь"
Предназначен для развития речи и обогащения словаря детей второй младшей группы....
Речевое развитие "Звуковая культура речи. Звуки л, ль"
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию. "Звуковая культура речи. Звуки л,ль"....
Занятие по речевому развитию «Звуковая культура речи: звук Ч»
Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада (для детей 4-5 лет) по теме: «Звуковая культура речи: звук Ч»...
Конспект ООД по речевому развитию "Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра "Ярмарка" для детей младшей группы
ООД по образовательной области "Речевое развитие" в младшей группе...
19.02.2024г. Конспект занятия в 1 младшей группе. Образовательная область: Речевое развитие. Звуковая культура речи. Звуки «Д» и «ДЬ». Заучивание стихотворения «Дятел».
Создавать условия для четкого и правильного произношения звуков «д» и «дь» в звукоподражаниях в словах и во фразах.Вырабатывать поэтический слух....