Сценарий развлечения в форме квеста «Звуки разные нужны, звуки разные важны» (средняя группа)
методическая разработка по обучению грамоте (средняя группа)
Квест – игра «Звуки разные нужны, звуки разные важны» разработана для детей с ЗПР среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет).
Цель игры: Систематизация и актуализация ранее полученных знаний, умений и применение навыков по развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 41.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 6 первой категории»
Сценарий развлечения
в форме квеста
«Звуки разные нужны,
звуки разные важны»
(средняя группа)
Подготовила:
учитель - дефектолог
Перушкина Н.В.
2021 г.
Пояснительная записка.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
«Не попить без грамоты, не поесть, на воротах номера не прочесть».
С.Я.Маршак
Что значит быть грамотным человеком? Быть грамотным человеком – значит уметь владеть своим родным языком (устной и письменной речью в соответствии с литературным языком). Грамотность имеет большое значение для людей в современном обществе. Грамотность имеет большое значение для успешного обучения в школе.
Известно, что успешность обучения детей в школе во многом зависит от предшествующего развития ребёнка, от уровня сформированности необходимых для этого предпосылок.
К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребёнком речевой действительности и её элементов – слов, звуков.
Дети с ОВЗ при сохранном слухе, как правило, “не слышат” в слове отдельных звуков. Большинству детей доступны лишь элементарные формы звукового анализа. Многие из них свободно выделяют в словах только первый звук. Большинство определяют последовательность звуков, исключительно состоящих из обратных слогов в односложных словах. У этих детей возникают значительные трудности при необходимости выделить безударный гласный в конце слова, согласный при их стечении в одном слоге и в парных слогах. Все это свидетельствует о том, что вследствие нейропсихологических особенностей у детей с ОВЗ в дошкольный период не накапливается достаточного речевого опыта, необходимого для овладения грамотой. Они оказываются недостаточно подготовленными к языковым наблюдениям, сравнениям и обобщениям.
Р.И. Лалаева, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жукова, занимающиеся проблемой изучения фонематических процессов у дошкольниковс ОВЗ, отмечают, что несформированность этих процессов может послужить причиной нарушения письменной речи. Любое нарушение легче предупредить, чем исправить, поэтому целесообразно в дошкольный период проводить профилактическую работу по предупреждению нарушений письменной речи, обусловленных несформированностью фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
В этой связи проблема повышения качества коррекционной помощи детям с ОВЗ в плане подготовки их к обучению грамоте приобретает повышенную актуальность и социальную значимость. Чем раньше будет начата коррекционная работа с детьми, тем меньше затруднений возникнет в речевом и интеллектуальном развитии.
Это и определило необходимость введения факультатива, направленного на развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовку к обучению грамоте детей 4-5 лет с ограниченными возможностями здоровья «В мире звуков».
Согласно ФГОС ДО, реализация программ дошкольного образования должна происходить в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
Именно поэтому в процессе проведения факультатива «В мире звуков» помимо традиционных форм коррекционной работы, активно используются и новые формы и методы работы (здоровьесберегающие технологии, игровые технологии).
Итоговым мероприятием данного факультатива является развлечение в форме квест - игры «Звуки разные нужны, звуки разные важны».
Квест – это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать.
Таким образом, квест-игры – одно из интересных средств, направленных на развитие речи ребенка, а также на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, с активной познавательной позицией, что и является основным требованием ФГОС ДО.
Квест – игра «Звуки разные нужны, звуки разные важны» разработана для детей с ЗПР среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет).
Цель игры: Систематизация и актуализация ранее полученных знаний, умений и применение навыков по развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять понятие «звук».
- Закреплять умение детей различать неречевые звуки.
- Закреплять умение детей дифференцировать гласные – согласные (согласные твердые и мягкие) звуки.
- Закреплять умение детей выделять первый звук в слове.
- Закреплять умение детей подбирать слова на заданный звук.
Развивающие:
- Способствовать развитию фонематического восприятия и фонемного анализа.
- Способствовать развитию памяти, внимания.
- Способствовать развитию умения ориентироваться в пространстве.
- Способствовать развитию дыхания.
- Способствовать формированиюустной связной речи, грамматически правильно оформленной через самостоятельные ответы детей.
- Способствовать развитию коммуникативной функции речи.
- Способствовать формированию умения самостоятельно принимать решение.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей чувство сопереживания, доброты, взаимовыручки, отзывчивости, чувство товарищества
- Воспитывать умение слушать взрослого и своих товарищей, умение следовать правилам игры, прислушиваться к мнению других, желание и умение работать в коллективе.
Здоровьесберегающие задачи:
- Предупреждать утомляемость детей.
- Продолжать работу по сохранению и укреплению психологического здоровья детей, создав благоприятную атмосферу в детском коллективе, а также ситуацию успеха для каждого ребенка.
Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практическая деятельность, проблемная ситуация.
Материалы и оборудование: мольберт; значки «Искатели» (по количеству детей); пазл из четырех частей «Дружба – это чудо»(изображение символа дружбы); воздушный шарик на веревке; письмо в конверте; конверты с заданиями; мешочек со звучащими предметами (колокольчик, свисток, ключи, бумага, молоточек); поднос с крупой; 2 трубочки для коктейля; картинки с изображением красок, мяча, цветочного горшка, грабелек, лейки, аквариума; синие и красные фишки (по количеству игроков); карандаш с привязанной к нему тесемкой; плоскостные домики с кармашками; предметные картинки арбуз, автобус, утка, ухо, обувь, обруч, иголка, игрушки, машина, мышка, кот, каша, торт, тачка, пазлы, паровоз, нос, нога; мяч; кукла Король звуковик; дипломы; музыкальная колонка, фонограмма «Награждение».
Продолжительность 25 минут.
Ожидаемые результаты:
- Дети обобщают полученные ранее знания о неречевых и речевых звуках;
- закрепляют понятие звук;
- закрепляют умение дифференцировать гласные – согласные звуки, согласные звуки твердые и мягкие;
- закрепляют умение выделять первый звук в слове;
- закрепляют умениеподбирать слова, начинающиеся на заданный звук.
- Дети учатся работать в коллективе и сопереживать, следовать правилам игры.
Практическая значимость состоит в том, что:
приемы, дидактические игры, применяемые в ходе квест – игры могут быть использованы педагогами ДОУ (учителями – логопедами, учителями – дефектологами, воспитателями коррекционных групп, воспитателями общеобразовательных групп, музыкальными руководителями), а также родителями дома, что повысит эффективность работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста.
Ход мероприятия:
Вводная часть.
Педагог: Ребята, мы познакомились со звуками. Узнали, что звуки – это то, что мы слышим и можем произносить. Звуки издают животные, птицы, природа, транспорт. И мы можем издавать звуки, например, хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами, разговаривать.
Звуки бывают неречевые и речевые.
Неречевые звуки— это звуки природы, звуки окружающего мира.
Речевые звуки произносит только человек, когда разговаривает. Это звуки нашей речи.
Неожиданно в кабинет влетает шарик с письмом на веревочке.
Педагог: Давайте прочитаем письмо!
Дорогие дети группы Улыбка!
Пишет вам Король страны звуков. В нашей стране живут очень интересные жители, их нельзя видеть, можно только слышать, они называются «Звуки».Жили звуки дружно. Но как-то раз, у них был большой праздник, и на этом празднике был концерт. Когда они пели вместе, у них получались красивые песни. Но, когда начался конкурс выступление солистов, не все смогли спеть. Одни красиво пели мелодию, а у других ничего не получалось, получалось только шипение, или только свист, или кряхтение, рычание, хрюканье, а песни не было. Все начали ссориться между собой, выяснять, кто важнее и нужнее. Так до сих пор и не могут звуки помириться. Мне нужна ваша помощь.
Примирить звуки несложно, нужно лишь собрать пазл Дружба – это чудо. Мои волшебные помощники разложили пазлы у вас в группе. Отгадаете мои загадки, и узнаете, где искать пазлы. Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже.
Желаю успеха!
Король Звуковик.
Педагог: Вот это да! Ну, что поможем примирить звуки?
Дети: Да!
Педагог: Напоминаю, нам нужно найти и собрать пазл Дружба - это чудо.
Когда пазл Дружба - это чудо будет собран, звуки наконец-то поймут, что они все нужны и важны. И тогда наступит мир в их королевстве. И все опять наполнится такими важными и нужными звуками! Согласны?
Дети: Да!
Основная часть.
Педагог: Ребята, вы превращаетесь в искателей. Приклеиваем значки «Искатели». Ищем первый пазл. Он находится там, о чём идёт речь в загадке. А вот и загадка здесь в письме.
Очень весело поет,
Если дуете в нее.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете.
Ду – ду, ду – ду – ду.
Да – да, да – да – да!
Вот так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка
А что же это?..
Дети: Это дудочка! Надо искать там, где дудочка!
Педагог: Дудочка в музыкальном уголке.
Педагог и дети переходят в музыкальный уголок. В музыкальном уголке находят пазл с заданием в конверте.
Педагог: А пазл – то непростой! На нём задание в конверте.Вот о каком секрете говорилось в письме Короля Звуковика! Вам нужно выполнить первое задание.
Игра «Что звучит»
Педагог: В волшебном мешочке спрятались разные звуки. Попробуйте отгадать, но только по звуку.
Дети закрывают глаза. Звучат следующие предметы: колокольчик, погремушка, свисток, ключи, шелест бумаги, стук молоточка. Дети отгадывают и называют.
Педагог: Молодцы! Как вы угадали, что за предметы лежат в мешочке?
Дети: Угадали по звуку.
Педагог: Что помогло нам услышать звуки?
Дети: Услышать звуки нам помогли уши.
Педагог: Молодцы! С первым заданием вы справились и получаете первый пазл. Давайте прикрепим его к мольберту.
Упражнение на развитие дыхания «Воздушные соломинки»
На столе стоит поднос с крупой. Под крупой спрятана картинка с изображением красок. Дети с помощью трубочек раздувают крупу и обнаруживают на дне картинку.
Педагог: Ищем следующий пазл. Раздуйте крупу с помощью соломинки и узнаете, где искать следующий пазл. Ребята, кто справится с этим заданием?
Дети выполняют задание.
Дети: На картинке нарисованы краски! Пазл будем искать там, где у нас в группе краски! Пазл спрятан в уголке рисования.
Педагог и дети переходят в уголок рисования. В уголке рисования находят пазл
с заданием в конверте.
Педагог: Пазл мы нашли, но и он с заданием. Вам нужно выполнить второе задание.
Игра «Красное – синие»
Педагог: Я буду произносить звуки. Вы молча слушаете. Если я произнесу гласный звук, вы поднимите красную фишку, если я произнесу согласный звук, вы поднимите синию фишку.
Звуки: а, м, у, и, т, п, о, н, к, ы
Педагог: Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились и получаете второй пазл. Прикрепим его к мольберту.
Педагог: Ну, что ребята, ищем третий пазл. На карандаш намотайте тесемку до конца. К концу тесемки привязана записка, из которой вы и узнаете, где искать следующий пазл. Ребята, кто справится с этим заданием?
Ребенок выполняет задание.
Дети: На картинке нарисован мяч! Пазл будем искать там, где у нас в группе мяч! Пазл спрятан в спортивном уголке.
Педагог и дети переходят в спортивный уголок.В спортивном уголке находят пазл с заданием в конверте.
Педагог: Пазл мы нашли, но и он с заданием. Вам нужно выполнить третье задание.
Игра «Найди картинке ее домик»
Педагог: Ребята, перед вами лежат картинки и два домика с кармашками для картинок и с кружками на одном домике — красного цвета, на другом — синего. Вы по очереди подходите к столу, берете по одной картинке, называете предмет, изображенный на ней, выделяете первый звук в слове, определяете, гласный он или согласный, после чего кладете картинку в ее домик (с синим или красным кружком). Игра заканчивается тогда, когда все карточки будут разложены по домикам.
Картинки: арбуз, автобус, утка, ухо, обувь, обруч, иголка, игрушки, машина, мышка, кот, каша, торт, тачка, пазлы, паровоз, нос, нога.
Дети выполняют задание.
Педагог: Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились и получаете третий пазл. Прикрепим его к мольберту.
Педагог: Ребята, ищем четвертый пазл. Сбейте кегли мячиком. А под кеглями вас и будут ждать картинки, которые укажут на то место, где искать четвертый, последний пазл.
Дети выполняют задание.
Дети: На картинке нарисованы цветы, аквариум, лейка, грабельки! Пазл будем искать там, где у нас в группе цветы, аквариум, лейка, грабельки! Пазл спрятан в уголке природы.
Педагог и дети переходят в уголок природы. В уголке природы находят пазл с заданием в конверте.
Педагог: Пазл мы нашли, но и он с заданием. Вам нужно выполнить четвертое задание.
Игра «Передай мяч»
Педагог: Ребята, разделимся на две команды (1-я команда – слабая подгруппа, 2–я команда - сильная подгруппа) и встанем напротив друг друга.
Я произношу звук и передаю мяч одному из вас. Тот, кто получил мяч, должен вспомнить слово, которое начинается на заданный звук и передать мяч дальше.
1-я команда подбирает слова на гласные звуки.
2-я команда подбирает слова на согласные (твердые, мягкие) звуки.
Педагог: Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились и получаете четвертый пазл. Прикрепим его к мольберту.
Педагог: Итак, мы собрали все части пазла. Теперь надо из них составить общий пазл. Сделаем это все вместе. Получился пазл под названием Дружба – это чудо.
Заключительная часть.
После того как пазл собран, появляется кукла Король Звуковик.
Король Звуковик: Здравствуйте, ребята. Спасибо вам за то, что вы поиграли в игры со звуками и показали звукам, что они все важны и нужны.
Король Звуковик: Ребята, какие же вы выполняли задания, чтобы помирить звуки?
Ответы детей.
Король Звуковик: Какое задание для вас было сложное, какое легкое?
Ответы детей.
Король Звуковик: Жители страны звуков приготовили для вас корзинку со сладостями! Спасибо вам! До встречи!
Ребята прощаются с Королем Звуковиком.
Педагог: Ребята, вы были настоящими искателями, разгадали все загадки, отыскали все пазлы. Я вручаю вам грамоты за отлично выполненную работу.
Звучит фонограмма, педагог вручает грамоты.
Педагог: Наше развлечение подходит к концу. Если вам не понравилось - потопайте ногами, а если понравилось – улыбнитесь и похлопайте в ладоши.
Спасибо!
Список литературы.
- Алтухова Н. Г. Научитесь слушать звуки. СПб: Лань,1999.
- Варенцова Н.С Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., Гном-пресс,1998.
- Дурова Н.В. Фонематика. М., Мозаика-синтез, 2000.
- Колесникова Е.В. Раз - словечко, два - словечко. М. Гном-Пресс, 1997.
- Максаков А. И. Учите, играя. М., 1983.
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие речевого восприятия. М.: Мозаика-синтез, 2007.
7. Пожиленко Е. В. Волшебный мир звуков и слов. М.:Владос, 1999.
8. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., Владос, 1994.
9. Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. М.: «Мозаика-синтез», 2006.
10. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., Детство-Пресс, 1998.
11. Триггер Р.Д., Владимирова Е.В.. Звуки речи, слова, предложения. Смоленск: Ассоциация 21 век, 1998.
12. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 1991.
13. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб: Лань, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий викторины по правилам дорожного движения: «Знаки разные нужны, знаки разные важны!» для детей старшей группы.
Викторина ПДД(старшая группа)Ведущий: Здравствуйте, дорогие участники! Сегодня мы отправимся на викторину! (Музыкально – ритмическая композиция «Если с другом вышел в путь»...
Сценарий театрализованного мероприятия "Танцы разные нужны, танцы разные важны!" в подготовительных группах ДОУ.
В помощь работникам дополнительного образования, воспитателям ДОУ....
Сценарий развлечения в средней группе «Все профессии нужны, все профессии важны»
Сценарий развлечения (с участием родителей) для средней группы по ознакомлению дошкольников с профессиями....
Проект "Машины разные нужны. машины всякие важны. Средняя группа.
Представлен проект организации мини-музея в средней группе, как форма организации развивающей среды....
Сценарий развлечения в форме квеста на 23 февраля "Посвящение в Юнги", младшая группа.
Развлечение в форме квеста не требует большой подготовки. Заранее разучивается следующий материал: песня, морской танец и стихи....
Конспект в рамках реализации проекта «Папы разные нужны -папы разные важны!» в средней группе в форме квест – игры на тему: «По дорогам сказочных профессий»
Цель: формирование у детей представлений о разнообразии профессий посредством художественной литературы.Задачи: расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его обществ...
Проект Формирование представлений о свойствах и качествах ткани у детей среднего дошкольного возраста «Ткани разные нужны, ткани разные важны»
laquo;Ткани разные нужны, ткани разные важны»...