Конспект НОД по развитию речи "Беседа об осени" (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект нод по развитию речи
"Беседа об осени"
(старшая группа)
Цель:
Закрепить знания детей об осенних приметах
Программное содержание:
• Обобщить и систематизировать знания детей об осени.
• Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.
• Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
Оборудование:
• Карточки с явлением природы по временам года;
• Осенние листья, птицы, вырезанные по контуру;
• Цветок «Годовик»
Предварительная работа:
• Беседа о временах года (осень, зима, весна, лето)
• Экскурсия в лес
• Разучивание стихотворений о природе известных поэтов А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, И.А.Бунина
Ход занятия:
Воспитатель: - «Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся»
Дети здороваются и садятся на свои места.
Воспитатель: - «Сегодня на занятии мы с вами поговорим об осени. Вот послушайте стихотворение А. Пушкина:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман.
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Воспитатель: - « Дети, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное?»
Ответы детей (Это красивое, немного грустное стихотворение об осени».
Воспитатель: - « Почему это стихотворение грустное?»
Ответы детей (Солнышко реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края).
Воспитатель: - « Посмотрите на карточки и расскажите, какие явления природы нарисованы».
Дети выходят к доске и называют явления природы
Воспитатель: - «Назовите времена года. Отберите карточки, на которых нарисованы зимние явления природы» (весенние, летние, осенние). Вызванные дети выполняют задания
Воспитатель: - « Сколько месяцев в году?»
Ответы детей (в году 12 месяцев).
Воспитатель: - « Все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?»
Ответы детей (К нам в гости приходят сентябрь, октябрь, ноябрь).
Воспитатель: - « Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе?»
Ответы детей (Златоцветом, рябинником, птичьей стаей)
Воспитатель: - «А почему златоцветом?»
Ответы детей (листья на деревьях жёлтые)
Воспитатель: - « А почему рябинником и птичьей стаей?»
Ответы детей
Воспитатель: - « Как готовятся к зиме звери?»
Ответы детей (Звери строят норы, делают запасы. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Кроты и мыши запасаются колосками. Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище).
Воспитатель: - « Какие работы у людей в сентябре в саду и в поле?»
Ответы детей (С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, свеклу, морковь, а поле вспахивают).
Воспитатель: - « Еще в сентябре на полях сажают озимые хлеба – пшеницу и рожь».
Физкультминутка «Зайка»
Зайка по лесу скакал, (руки перед грудью)
Зайка корм себе искал (мелкие подскоки на двух ногах)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки ушки (пальцами изображают ушки)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется (пугливо оглядываются)
Зайка путает следы,
Убегает от беды.
Прыгнул в бок и обернулся (прыжок на месте)
И под кустиком свернулся,
Словно беленький клубок,
Чтобы найти никто не смог (свернулся в клубок)
Пальчиковая игра «Волк и лиса»
Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста.
Воспитатель: - «Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь – месяц мокрый, хмурый. Как его называют?»
Ответы детей (Листопадом).
Воспитатель: - «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь?»
Ответы детей (Октябрь капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит).
Воспитатель: - «Все приметы осени когда-то были подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы».
«Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме»,
«Сильный ветер во время дождя предвещает зиме хорошую погоду»,
«Паутина стелется по растениям – к теплу»,
«Гром в сентябре предвещает теплую погоду»,
«Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме».
Воспитатель: - « Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре они начинают улетать. Какие птицы улетают первыми?»
Ответы детей (Ласточки и стрижи, потому что они питаются только насекомыми. С наступлением холодов насекомых становится все меньше и меньше).
Воспитатель: - «Какие улетают чуть позже?»
Ответы детей (Кукушки, грачи, журавли улетают позже, потому что они могут охотно поменять свой корм на ягоды, зерна и плоды).
Воспитатель: - « Какие птицы улетают последними?»
Ответы детей (Последними улетают утки, лебеди, гуси. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает).
Воспитатель: - « Какие птицы летят в одиночку?»
Ответы детей (Сокол и кукушка).
Воспитатель: - « Все птицы улетают по-разному. Как летят журавли?»
Ответы детей (Журавли летят клином).
Воспитатель: - «Утки как летят?»
Ответы детей (Утки летят правым фронтом).
Воспитатель: - « Как летят гуси?»
Ответы детей (Гуси летят косяком).
Воспитатель: - « Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края?»
Ответы детей (Перелетными птицами).
Воспитатель: - «А птиц, которые зимуют у нас?»
Ответы детей (Зимующие птицы).
Воспитатель: - « В народе их называют «зимовщики». И мы должны о них позаботиться. В чем заключается наша забота?»
Ответы детей (Мы можем сделать кормушки и подкармливать наших пернатых друзей).
Воспитатель: - «Ребята, а чем занимаются люди в октябре?»
Ответы детей (Люди собирают оставшийся урожай с полей и огородов. Грибники собирают грибы. Хозяйки рубят и заквашивают капусту).
Воспитатель: - « Правильно. Не зря в народе говорят: «Сентябрь пропах яблоками, а октябрь – капустой».
Воспитатель: - «Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь?»
Ответы детей («Ворота зимы», «предзимник»)
Воспитатель: - « Чем занимаются лесные жители в ноябре?»
Ответы детей (Лесные животные прячутся в своих домиках и кушают запасы. А зайка дрожит от страха, потому что шубку поменял на белую, а снег еще не выпал).
Воспитатель: - «Какие работы у людей в ноябре?»
Ответы детей (Работы в саду, на полях, на огородах закончились. Люди отдыхают, женщины и бабушки вяжут теплые носочки).
Воспитатель: - «Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему?»
Ответы детей (В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре).
Воспитатель: - «Молодцы ребята».
Воспитатель: - «Когда родимый край покинут гуси,
Застынет лес у холода в плену,
Ноябрь ударит в ледяные гусли,
Встречая Государыню – зиму».
Итог занятия. Повторение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи
"Беседа об осени"
(старшая группа)
Цель:
Закрепить знания детей об осенних приметах
Программное содержание:
• Обобщить и систематизировать знания детей об осени.
• Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.
• Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
Оборудование:
• Карточки с явлением природы по временам года;
• Осенние листья, птицы, вырезанные по контуру;
• Цветок «Годовик»
Предварительная работа:
• Беседа о временах года (осень, зима, весна, лето)
• Экскурсия в лес
• Разучивание стихотворений о природе известных поэтов А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, И.А.Бунина
Ход занятия:
Воспитатель: - «Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся»
Дети здороваются и садятся на свои места.
Воспитатель: - «Сегодня на занятии мы с вами поговорим об осени. Вот послушайте стихотворение А. Пушкина:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман.
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Воспитатель: - « Дети, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное?»
Ответы детей (Это красивое, немного грустное стихотворение об осени».
Воспитатель: - « Почему это стихотворение грустное?»
Ответы детей (Солнышко реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края).
Воспитатель: - « Посмотрите на карточки и расскажите, какие явления природы нарисованы».
Дети выходят к доске и называют явления природы
Воспитатель: - «Назовите времена года. Отберите карточки, на которых нарисованы зимние явления природы» (весенние, летние, осенние). Вызванные дети выполняют задания
Воспитатель: - « Сколько месяцев в году?»
Ответы детей (в году 12 месяцев).
Воспитатель: - « Все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?»
Ответы детей (К нам в гости приходят сентябрь, октябрь, ноябрь).
Воспитатель: - « Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе?»
Ответы детей (Златоцветом, рябинником, птичьей стаей)
Воспитатель: - «А почему златоцветом?»
Ответы детей (листья на деревьях жёлтые)
Воспитатель: - « А почему рябинником и птичьей стаей?»
Ответы детей
Воспитатель: - « Как готовятся к зиме звери?»
Ответы детей (Звери строят норы, делают запасы. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Кроты и мыши запасаются колосками. Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище).
Воспитатель: - « Какие работы у людей в сентябре в саду и в поле?»
Ответы детей (С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, свеклу, морковь, а поле вспахивают).
Воспитатель: - « Еще в сентябре на полях сажают озимые хлеба – пшеницу и рожь».
Физкультминутка «Зайка»
Зайка по лесу скакал, (руки перед грудью)
Зайка корм себе искал (мелкие подскоки на двух ногах)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки ушки (пальцами изображают ушки)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется (пугливо оглядываются)
Зайка путает следы,
Убегает от беды.
Прыгнул в бок и обернулся (прыжок на месте)
И под кустиком свернулся,
Словно беленький клубок,
Чтобы найти никто не смог (свернулся в клубок)
Пальчиковая игра «Волк и лиса»
Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста.
Воспитатель: - «Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь – месяц мокрый, хмурый. Как его называют?»
Ответы детей (Листопадом).
Воспитатель: - «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь?»
Ответы детей (Октябрь капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит).
Воспитатель: - «Все приметы осени когда-то были подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы».
«Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме»,
«Сильный ветер во время дождя предвещает зиме хорошую погоду»,
«Паутина стелется по растениям – к теплу»,
«Гром в сентябре предвещает теплую погоду»,
«Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме».
Воспитатель: - « Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре они начинают улетать. Какие птицы улетают первыми?»
Ответы детей (Ласточки и стрижи, потому что они питаются только насекомыми. С наступлением холодов насекомых становится все меньше и меньше).
Воспитатель: - «Какие улетают чуть позже?»
Ответы детей (Кукушки, грачи, журавли улетают позже, потому что они могут охотно поменять свой корм на ягоды, зерна и плоды).
Воспитатель: - « Какие птицы улетают последними?»
Ответы детей (Последними улетают утки, лебеди, гуси. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает).
Воспитатель: - « Какие птицы летят в одиночку?»
Ответы детей (Сокол и кукушка).
Воспитатель: - « Все птицы улетают по-разному. Как летят журавли?»
Ответы детей (Журавли летят клином).
Воспитатель: - «Утки как летят?»
Ответы детей (Утки летят правым фронтом).
Воспитатель: - « Как летят гуси?»
Ответы детей (Гуси летят косяком).
Воспитатель: - « Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края?»
Ответы детей (Перелетными птицами).
Воспитатель: - «А птиц, которые зимуют у нас?»
Ответы детей (Зимующие птицы).
Воспитатель: - « В народе их называют «зимовщики». И мы должны о них позаботиться. В чем заключается наша забота?»
Ответы детей (Мы можем сделать кормушки и подкармливать наших пернатых друзей).
Воспитатель: - «Ребята, а чем занимаются люди в октябре?»
Ответы детей (Люди собирают оставшийся урожай с полей и огородов. Грибники собирают грибы. Хозяйки рубят и заквашивают капусту).
Воспитатель: - « Правильно. Не зря в народе говорят: «Сентябрь пропах яблоками, а октябрь – капустой».
Воспитатель: - «Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь?»
Ответы детей («Ворота зимы», «предзимник»)
Воспитатель: - « Чем занимаются лесные жители в ноябре?»
Ответы детей (Лесные животные прячутся в своих домиках и кушают запасы. А зайка дрожит от страха, потому что шубку поменял на белую, а снег еще не выпал).
Воспитатель: - «Какие работы у людей в ноябре?»
Ответы детей (Работы в саду, на полях, на огородах закончились. Люди отдыхают, женщины и бабушки вяжут теплые носочки).
Воспитатель: - «Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему?»
Ответы детей (В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре).
Воспитатель: - «Молодцы ребята».
Воспитатель: - «Когда родимый край покинут гуси,
Застынет лес у холода в плену,
Ноябрь ударит в ледяные гусли,
Встречая Государыню – зиму».
Итог занятия. Повторение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи "Продукты питания" в старшей группе
Разработка занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Продукты"...
Конспект развлечения по развитию речи "Именины Нафани" в старшей группе.
Материал для закрепления знаний о русских народных сказках . Воспитание интереса к устному народному творчеству....
Конспект занятия по развитию речи "Заяц зимой" в старшей группе
Данное занятие направлено на развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста, учит детей составлять творческий рассказ, опираясь на серию схематических катринок....
Конспект занятия по развитию речи: « В стране сказок» (старшая группа)
Программное содержание: Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить образовывать слова прилагательн...
Конспект ОД по развитию речи на тему: "Осень" подготовительная группа
Тема: "Осень"Пр. Задачи: Уточнить и обобщить знания детей о признаках и приметах осени, изменениях в природе, используя образные слова и выражения.Закрепить навык образования прилагательных и существи...
Конспект логопедического занятия по развитию речи на тему: "Осень" (старшая группа)
Конспект логопедического занятия по развитию речи на тему: «Осень» (старшая группа) Цель - обобщить и систематизировать знания детей об осени. Задачи: Коррекционно-образовательные: Уточнени...
Конспект занятия по развитию речи - Беседа во второй младшей группе «Моя семья»
Цель: закрепить знания детей о семье и членах семьи, их взаимоотношениях, о роли взрослых и детей в семье, о том, что в семье все любят и заботятся друг о друге.Задачи:• Разви...