Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "8 марта. Семья"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Глушкова Наталья Алексеевна

Развитие монологической речи и связного высказывания детей; закрепление умений отвечать на вопросы полным предложением; воспитание в детях любви, чувства доброты и благодарности к родственникам. Составление описательного рассказа по сюжетным картинкам: «Поздравляем маму», «Семья».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «8 Марта. Семья»

Цель: Расширять представления детей о  весеннем  празднике 8 Марта, о семье.

Задачи:  Развитие монологической речи и связного высказывания детей; закрепление умений отвечать на вопросы полным предложением; воспитание в детях любви, чувства доброты и благодарности к родственникам. Составление описательного рассказа по сюжетным картинкам: «Поздравляем маму», «Семья».

Наглядность: сюжетные картины «Поздравляем маму», «Семья» (О.С.Гомзяк)

Ход занятия

I.        Организационный момент.

-        Отгадайте название праздника, о котором говориться в стихотворении:

В этот светлый день весны

Дарят женщинам цветы.

А в садах и школах детки

Мамам мастерят поделки! (8 марта)

-        Какой праздник отмечают в первые дни весны?

-        Кого поздравляют в этот день?

-        Вы  хотите  узнать, как появился женский  праздник 8 Марта?

Рассказ  истории  о  возникновении  праздника 8 Марта.

-        Сейчас,  в наше  время, женщина  имеет  такие же  права, как  и  мужчина.

Она может учиться, где захочет, работать  кем захочет. Женщины работают во всех сферах  производства. Могут  работать учителями  и  врачами, космонавтами  и  даже  избираются  в государственную  Думу . Раньше женщины  не имели права голоса. Считалось, что  женщина  должна  заниматься домашним хозяйством, воспитанием  детей. Если  они  работали на  заводе или  фабрике, то  платили им  намного  меньше, чем за  такую  же работу  мужчинам. Им это  очень  не  нравилось. Однажды женщины собрались и устроили  забастовку, выдвигая  свои  требования. Они  выступали против  детского  труда, требовали  хорошую  зарплату  за свой  труд. В  этот  день  они  многого  добились, поэтому день 8  Марта стал  для всех  женщин  праздником.  Во  многих странах  мира  женщины празднуют этот весенний  праздник. В этот день  мужчины  поздравляют женщин  с  праздником,  дарят им  цветы, подарки, свою любовь и заботу. И вы, ребята, не  забудьте  поздравить  своих  мам, бабушек  и сестренок с  этим прекрасным весенним  праздником.

2. Отгадывание загадок. Загадки про профессии мам.

Ох, какой у мамы цех!

Ароматный, сладкий!

Мама сахар и орех

Сыплет в шоколадки.

Здесь порядок, чистота,

Не работа - красота!

 (Кондитер)

Доброты, тепла души

Мамочке не жалко.

Ждут мамулю малыши -

Вася, Маша, Галка,

Паша, Сеня и Марат -

Ждет ее весь детский сад!

 (Воспитатель)

В школе я ученый самый -

Повезло мне очень с мамой.

От нее узнают дети

На уроке всё на свете.

Станут лучше и умней,

Справедливей и добрей.

 (Учитель)

Приготовит мама суп

Малышам из разных групп,

Ловко вылепит котлеты

И нарежет винегреты.

И с такой умелой мамой

Я бываю сытый самый!

 (Повар)

Мама всех важней, поверьте!

С толстой сумкой ходит мама.

Принесет письмо в конверте,

Бандероль и телеграмму.

Люди маму очень ждут,

Уважают мамин труд!

 (Почтальон)

Здесь особенное царство:

В нем живут одни лекарства,

Мимо ваты, йода, шприцев

Мама ходит, как царица.

 (Аптекарь, провизор, фармацевт

Мама - золотые руки -

Шьет рубашки, платья, брюки.

Папа, я, сестренка Света -

Все с иголочки одеты!

 (Портниха)

Мама делает прически,

Подстригает челки.

Фены, ножницы, расчески

У нее на полке. (Парикмахер)

Есть у мамы на прилавке

Куклы, мячики, булавки,

Обувь - справа, ткани - слева,

Чашки - на витрине.

Мама словно королева

В нашем магазине!

(Продавец)

-        О чём были загадки?

3.         Игра «Скажи  ласково».

-        Самое  прекрасное слово  на  земле - мама. Это первое слово, которое произносит ребенок, и  звучит  оно на  всех языках  одинаково  нежно. Это  говорит о том, что все  люди любят  и  почитают  матерей.

-         Ребята, как ласково  можно  назвать маму? (Мамочка, мамуля, маменька и т.д.)

-         Как  ласково  можно  назвать  бабушку? (Бабуля,  бабуленька и т. д.)

-         Как  ласково можно  назвать  сестру? (Сестренка,  сестричка и т.д.)

-         А кто  из  вас  сейчас вспомнит  и  назовет  мне пословицы  о  маме.

Нет лучше  дружка, чем  родная  матушка.

При  солнышке  тепло, а  при  матери  добро.

Лучше  мамы  друга  не  сыщешь.

4.        Физкультминутка: «Дружно  маме  помогаем».

Дружно  маме  помогаем-

Пыль  повсюду  вытираем.

Мы белье  теперь  стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем  все  кругом

И  бегом  за  молоком.

Маму  вечером  встречаем,

Двери  настежь  открываем,

Маму крепко  обнимаем.

 ( Подражательные  движения  по  тексту)

II.        1. Составление рассказа по сюжетной картине «Поздравляем маму».

         Беседа по картине.

Логопед выставляет картину и дает детям некоторое время на то, чтобы ее рассмотреть. Затем проводит беседу.

- Кого вы видите на картине?

- Кого поздравляют папа, брат и сестра?

- Почему они поздравляют маму?

- Как готовился к этому дню папа?

- А сестра? А брат?

- Как они оформили праздничный стол?

- Что можно сказать об их настроении?

- Что в ответ на поздравления скажет мама?

- Как вы будете поздравлять свою маму?

2. Составление рассказа.

Логопед еще раз просит детей рассмотреть картину, а затем дать название будущему рассказу. После того, как дети придумают название для рассказа, логопед наводящими вопросами типа «О чем нужно рассказать в начале рассказа?», «О чем следует рассказать очень подробно?», «Чем закончить рассказ?» подводит их к составлению плана рассказа и самому рассказу. По ответам детей составляется план. Например:

1. Подготовка к празднику.

2. Поздравления маме.

Затем дети переходят к составлению рассказа.

3. Рассказы детей.

Примерный рассказ, составленный детьми

Наступила весна, а с нею и праздник для всех мам. Папа, Оля и Саша решили каждый приготовить подарок для мамы. В день 8 Марта папа и дети накрыли праздничный стол и стали поздравлять маму. Первым вручил свой подарок Саша: цветок, который он нарисовал. Папа подарил маме красивые тюльпаны, а Оля испекла любимое мамино печенье. Мама поблагодарила за прекрасные подарки, и семья села пить чай. У всех было праздничное настроение.

III. 1. Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»

-        У каждого человека должна быть семья, чтобы мы могли заботиться и помогать друг другу. И сегодня мы будем составлять рассказ о семье, которая изображена на картине.

2. Беседа по сюжетной картине.

- Кто изображен на картине?

- Как можно назвать эту картину?

- Как вы думаете, какое время суток изображено на картине? Почему?

- Назовите всех членов семьи.

- Чем они занимались до того, как собрались вместе.

- Чем заняты сейчас?

- Какая это семья? (Дружная, большая, веселая и т.д.)

- Какое настроение у взрослых и детей?

3. Составление рассказа.

Логопед просит детей еще раз внимательно рассмотреть картину. Затем обращается к ним с вопросом: «Как вы начнете рассказ?» Ответы детей сравниваются, из всех отбирается наиболее подходящий. Затем логопед предлагает детям начать рассказ, но уточняет, что говорить будут по очереди: один начинает, а другие продолжат и заканчивают. Сначала расскажите о том, что происходило до того, как семья собралась, чем они заняты сейчас, и хорошо ли жить в такой семье.

4. Рассказы детей.

Образец рассказа, составленного совместно логопедом и детьми.

Семья

Папа и мама вернулись с работы, Ваня пришел из детского сада, а Оля из школы. Дома их радостно встретили дедушка и бабушка и пригласили к столу. После ужина каждый занялся своим любимым делом: Ваня принес игрушки и стал играть, бабушка взялась за вязание, а дедушка решил почитать газету. Оле тоже хотелось поиграть, но нужно было решить трудную задачу. Папа с мамой стали ей помогать. Как замечательно жить в такой семье.

IV.        Итог занятия.

-        О чём мы сегодня говорили?

-        О каком празднике говорили?

-        Что вы узнали о празднике «8 Марта»?

-        Кого поздравляют в этот день?

-        Назовите всех членов семьи, о которой составляли рассказ.

-        Как назывался рассказ, который вы составили?

-         Что вам показалось трудным?

-         Что вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "СЕМЬЯ"

Надеюсь ,кому то поможет  мой конспект по развитию речи...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя семья».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе«Моя семья»....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Моя семья»

Программное содержание:Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью; закрепить знания детей ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Семья"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Семья"...