Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ручеёк»
рабочая программа (старшая группа)

Мусагалиева Татьяна Валентиновна

      Программа предполагает в области «Речевое развитие» логопедическую поддержку детей с нарушениями речи: ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) в рамках дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_rucheyok.docx62.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 70»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

413121, Саратовская область,  г. Энгельс  ул. Ломоносова, дом 23, тел: (8453)745535

 Рассмотрено и принято                                                                                      «Утверждаю»                                                                                                                           на педагогическом совете                                                                       Заведующий МДОУ                                                                                           МДОУ «Детский сад № 70»                                                                     «Детский сад № 70»                                                                                        Протокол № ___________                                                        __________   Н.С. Дмитриева                                                                  От _____________ 2021 г.                                                        Приказ № ____от ____ 2021 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа                                         «Ручеёк»

социально-гуманитарной направленности

Возраст детей: 5-6 лет

Срок реализации: 9 месяцев (сентябрь-май)

Автор программы: учитель-логопед –  

Мусагалиева Татьяна Валентиновна

Энгельс 2021 г.

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………….…………………. 3

1.1. Направленность  программы………………………….……………………. 3

1.2. Актуальность  программы………………….………………………..…....... 4

1.3 Отличительные особенности программы……………………………….…. 5

1.4.  Адресат программы……………………………………………….……….. 8

1.5. Объем программы. Формы и режим занятий…………………….…….…. 9

2. Цель и задачи программы…...………………………………………………. 10

3. Планируемые результаты…………………………………………………… 12

4. Содержание программы ………...……………………………………………14

4.1 Учебный план……………………………………….………………………. 14          

4.2 Содержание учебного плана...……………………………………………… 14

4.3 Формы аттестации планируемых результатов……………………………. 20

5. Организационно-педагогические условия…………………………………. 21

5.1 Методическое обеспечение  программы…………………….......................22

5.2 Условия реализации программы……………………………………………24

6. Список литературы…………………………………………………………... 26

7. Приложение………………………………………………………………….. 27

2


1.Пояснительная записка

1.1. Направленность  программы

     Настоящая  дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее – программа) имеет социально-гуманитарную направленность: является программой социально-психологической адаптации и ориентирована на своевременное преодоление нарушений речи и, тем самым, повышение уровня готовности дошкольников к школьному обучению.

      Программа предполагает в области «Речевое развитие» логопедическую поддержку детей с нарушениями речи: ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие речи).

     Программа разработана в соответствии  с «Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития  речи»              Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, и отвечает требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС), основывается на следующих нормативных документах:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.                 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным  общеобразовательным программам» (утвержденный приказом Министерства Просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196» ( с изменениями от 30.09.2020 г.);
  • Приказ  Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. №599 «О мерах реализации государственной политики в области образования и науки».
  •  Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации

3

от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН  1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования в Саратовской области» (утв. Приказом  Министерства образования Саратовской области от 21.05.2019 г. № 1077 с  изменениями от 14.02.2020 года, от 12.08.2020 г.);
  • Устав  Муниципального дошкольного образовательного  учреждения  «Детский сад № 70» Энгельсского муниципального района Саратовской области.

1.2 Актуальность программы

      Анализ реальной ситуации, сложившейся  в  настоящее  время в   системе

воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина - недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно

4

дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в

дошкольном возрасте.   Актуальность настоящей  программы обусловлена необходимостью преодоления фонетико-фонематического недоразвития  речи дошкольников,  как одного из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. В условиях логопедического пункта мы не можем охватить коррекционной помощью всех нуждающихся, поэтому возникла необходимость в поиске дополнительных видов работ по коррекции речевых нарушений и одним из таких направлений стало осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

1.3 Отличительные особенности программы

1. В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребёнка, без развития общего эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса, формированию которых, способствует логопедическая ритмика, основанная на сочетании слова, движения и музыки.

 Использование на логопедических занятиях (преимущественно на физкультминутках) элементов логоритмики способствует:

  • развитию речевого дыхания;
  • формированию и развитию артикуляционного аппарата;
  •  развитию общей и мелкой моторики;

5

  •  совершенствованию лексико-грамматического строя речи;
  •  развитию восприятия, воображения, мышления;
  • развитию чувства ритма, темпа, просодики,  фонематического и слухового восприятия;
  • развитию умения расслабиться, снять напряжение, формированию положительной познавательной мотивации.

2.  Без творческого подхода педагога на развитие психических процессов – внимания, памяти, мышления, воображения – могут остаться нерешенными многие задачи коррекционного воздействия. Использование в коррекционной работе элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) позволяет ребенку развивать творческое мышление, умение находить  позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.

В работе над развитием творческого мышления очень важна роль взрослого. Дети сами не могут полностью организовать свою деятельность, оценить полученные результаты. Поэтому взрослый, руководствуясь основным принципом ТРИЗа, что «каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта», должен помочь ему в поиске нестандартных и интересных решений. Использование технологии ТРИЗ позволяет:

  •  учить придумывать предложения, рассказы, сказки по предложенному началу, концу, на свободно выбранную тему;
  • учить видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся   представления памяти и создавать на этой основе образы и  ситуации;
  • учить представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями;
  • учить «входить» в изображаемые обстоятельства, состояние героя, предмета, использовать соответствующие выразительно-изобразительные

6

средства  для   воплощения  образов;

  • развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по  признакам предметов и явлений.   Расширять представления о предметах и явлениях окружающей жизни, растительном и животном мире, живой и неживой природе;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, используя для этой цели сказки и рисунки, как с помощью взрослого, так и без нее.

3. Использование на логопедических занятиях  специализированной компьютерной технологии коррекции речевых нарушений «Игры для Тигры» позволяет оптимизировать педагогический процесс и значительно повысить эффективность коррекционной работы. Для детей с нарушениями речи (в том числе с ФФН), в программе разработаны различные игры и упражнения для развития фонематического восприятия.

Привлечение к процессу обучения  забавного героя-помощника Тигренка, который объясняет ребенку цель и правила выполнения предлагаемого задания, создает дополнительную положительную мотивацию при работе с программой.

4. Для развития словесно-логического мышления старших дошкольников с нарушениями речи, в программу включена работа по тетради Т.А. Ткаченко «Логические упражнения для развития речи». Интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников как при нормальном развитии, так и в условиях патологии. Регулярная и планомерная работа по совершенствованию словесно-логического мышления не только существенно повысит готовность ребенка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит его к обучению в школе.

7

1.4  Адресат программы

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста                                    (с 5 до 6 лет).

У детей с 5 до 6 лет продолжается формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой. Движения детей становятся все более осмысленными, двигательная активность – более целенаправленной.  По - прежнему важное место в жизни ребенка занимает игра.

Дети достаточно четко выделяют типичные ролевые отношения лиц, роли которых они выполняют и, в соответствии с ними, строят свое поведение; ролевые действия разнообразны. Ребенок может создавать цепочку действий, объединенных одним сюжетом, способен подчиняться правилу, установленному в игре, ролевая речь детей достаточно четка.

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие продуктивных видов деятельности, таких как изобразительное искусство, аппликация, конструирование, художественное конструирование.

Расширяется и обогащается опыт ребенка, его отношение к действительности становится дифференцированным и разноплановым. Продуктивная деятельность ребенка начинает подчиняться замыслу, намерению.

У ребенка шестого года жизни наблюдается прогресс в развитии речи в сравнении с дошкольниками пятого года жизни. Речь становится более четкой, происходит совершенствование слухового восприятия, развивается фонематический слух. Формируется интонационная выразительность речи. Ребенок 5 – 6 лет уже может использовать сложные грамматические конструкции, правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении; грамотно использует все части речи; использует обобщающие слова, синонимы, антонимы.

Развитие личности ребенка происходит через становление его активной позиции, развитие произвольности и осознанности поведения,

8

ответственности, умения сотрудничать с другими детьми, проявление индивидуальности каждого ребенка. Деятельность детей друг с другом и взаимодействие педагога с детьми носит характер диалога и активного сотрудничества.

Характеристика речи обучающихся по настоящей программе

 К пяти годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т. д.   Ребенок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усвоить артикуляционные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом заключается  овладение системой фонем родного языка.                                                         

 Так как при зачислении в логопедический пункт, приоритет отдается детям из подготовительных к школе групп, пятилетние дети с речевыми нарушениями остаются без коррекционной помощи. Таким образом, основной контингент обучающихся по настоящей программе – дошкольники 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения   фонем.  

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка.  В речи  ребенка с

9

фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

 • заменой звуков более простыми по артикуляции;

 • трудностями различения звуков;

 • особенностями употребления правильно произносимых звуков в                                речевом контексте.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. В последние годы все чаще выявляются дети, у которых произношение звуков исправлено в процессе краткосрочных логопедических занятий, но не скорригировано фонематическое восприятие. На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

 Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

1.5 Объем программы. Формы и режим занятий

     Настоящая  дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на 9 месяцев (35 недель) с сентября по май месяц.

10

Объем программы составляет: 70 часов .                                                                                 Форма обучения: очная.

Формы проведения занятий: групповая

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия -20 минут.

Количество обучающихся в группе: 12 человек.

    Согласно Письму Министерства образования РФ от 14 марта 2000 г. №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»  - количество занятий по дополнительному образованию не должно превышать двух, продолжительность – не более 20-25 минут.

 В группу набираются дошкольники с 5 до 6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

     В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность.

2. Цель и задачи программы

     Цель настоящей  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы: способствовать гармоничному развитию личности ребенка посредством обеспечения условий для осуществления логопедической поддержки обучающимся старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В процессе реализации  программы решаются следующие задачи:

  • Обучающие:
  • овладеть речью, как средством общения и культуры;
  • развивать речевое творчество;
  • развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематическое восприятие;

                                      11

  • обогащать активный словарь;
  • развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
  • формировать звуковую аналитико-синтетическую активность, как предпосылку обучения грамоте.
  • Развивающие:
  • удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся                                               в интеллектуальном, нравственном и  художественно-эстетическом развитии;
  • формировать и развивать творческие способности обучающихся;
  • развивать словесно-логическое мышление обучающихся;
  • развивать способность обучающихся управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.
  • Воспитательные:
  • воспитывать любознательность, положительное отношение к занятиям;
  • воспитывать навыки самоконтроля за собственной речью, организованность в работе;
  • воспитывать уважительное отношение между детьми в совместной деятельности, навыки коллективной работы.

3. Планируемые результаты

Предметные:

Ребенок:

усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

12

правильно употребляет грамматические формы слова;

умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;

умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов;

составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;

умеет составлять творческие рассказы;

осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;

владеет простыми формами фонематического анализа;

владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение».

Метапредметные:

Ребенок:

- владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- владеет универсальными предпосылками учебной деятельности;

- способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту).

Личностные:

Ребенок:

- любознательный, активный, эмоционально отзывчивый;

обладает сформированной мотивацией к школьному обучению.    

13

4. Содержание программы

4.1 Учебный план

Основные разделы программы

Количество часов

Форма аттестации, контроля

Всего

Теория

Прак-тика

1

Логопедическое обследование

4

4

Диагностическая беседа, опрос (заполнение речевых карт)

2

Подготовительный этап

8

2

6

Педагогическое наблюдение

3

Основной этап – формирование коммуникативных умений и навыков

54

8

46

Устный опрос, диагностические игры, фото, видеозапись, анкетирование

4

Мониторинг усвоения программы

4

4

Открытое занятие для родителей обучающихся. Итоговая диагностика  

Итого:

70

10

60

 

4.2 Содержание учебного плана:

  • Логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста (проводится в  течение первых двух  недель сентября).

14

Диагностика речевых нарушений  включает:

1) обследование звукопроизношения,

2) обследование фонематического восприятия;

3) обследование слоговой структуры слова;

4) обследование грамматического строя речи;

5) обследование словаря;

6) обследование связной речи.

      Все данные логопедического обследования записываются в речевой карте.  При этом указывается уровень сформированности связной речи, обращается внимание на правильность ее фонетического и лексико-грамматического оформления, готовность к звуковому анализу и синтезу слов, отмечается сформированность слоговой структуры, сохранность и подвижность артикуляционного аппарата. В речевой карте записываются те ошибки, которые допускает ребенок при выполнении всех заданий. Анализ представленных результатов обследования позволяет сделать логопедическое заключение.  

  •  Подготовительный этап. Основная цель его — включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Для этого необходимо решить ряд общепедагогических и специальных логопедических задач. Одной из важных общепедагогических задач является формирование установки на занятия: логопед должен установить с ребенком доверительные отношения, расположить его к себе, адаптировать к обстановке логопедического кабинета, вызвать у него интерес к занятиям и желание в них включиться. На подготовительном этапе проводится работа по  выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата, развитию речевого дыхания.
  • Основной этап - формирование коммуникативных умений и навыков включает:

- развитие фонематического восприятия;              

15

    - совершенствование слоговой структуры слов;    

          - коррекция звукопроизношения;

          - пополнение словаря;                                              

          - совершенствование грамматического строя;            

          - совершенствование связной речи.

Примерный порядок работы учителя-логопеда по развитию фонематических процессов:

* развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков (звуки окружающего мира, звучащие игрушки, музыкальные инструменты и т. п.) и звукоподражаний;                                                                                                             *развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, звукового анализа и синтеза:                                                                                                                 - запоминание и воспроизведение серий из двух, а затем из трех слогов;                                      - выделение речевых звуков из ряда других изолированных звуков;                                         - определение наличия звука в слове;                                                                                                                  - введение понятия «гласные звуки», выделение гласных звуков из начала слов;                                                                                                                                      - подбор слов на гласные звуки;                                                                                                        - звуковой анализ и синтез звукосочетаний типа АУ, ИА, АИУ;                                                                                                                                                                                                                          - выделение гласных звуков в трехзвуковых словах (мак, кот, кит);                                       - введение понятия «согласный звук», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук»;                                                                                                                                          - звуковой анализ и синтез обратных слогов (ам, ум, им);                                                                                                                                                                                                                              - звуковой анализ и синтез прямых слогов (ма, му, мы, ми, мо);                                                          - выделение согласных твердых и согласных мягких звуков из начала слов (мак, миска);                                                                                                                                                                                                                                                                                                          - подбор картинок и слов с заданным звуком;   

16

- деление слов на слоги;                                                                                                                                              - введение понятия «предложение», составление предложений по схемам, подбор схем к предложениям.

Коррекция звуко-слоговой структуры слов  (на материале правильно произносимых звуков):                                                                                                                            - работа над односложными словами со стечением согласных в начале или в конце слов (стол, мост);                                                                                                                         - работа над двусложными и трехсложными словами без стечения согласных (мука, домик, малина, василек);                                                                                                                             - работа над двусложными словами со стечением согласных в начале слов (книга, цветок), в середине слов (окно, палка, капкан), в конце слов (радость);                                                                                                                                                    - работа над трехсложными словами со стечением согласных в начале слов (сметана), в середине (пылинка), в конце слов (машинист);                                                                                                                                        

Коррекция звукопроизношения:                                                                                                          - выработка четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков;     - уточнение произношения, постановка звуков и автоматизация звуков, в случае наличия звука у всех обучающихся в группе.                                       Совершенствование грамматического строя речи:                                                                        - преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число именительного падежа (стол — столы, лев -  львы);                                                                                                                                         - преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число родительного падежа (стол — столов, лев — львов);                                                                                                                                                - согласование числительных с существительными по родам (один петух,

17

одна книга, одно яблоко, два петуха, две книги, два яблока, пять петухов, пять книг, пять яблок);                                                                                                                                         - согласование прилагательных с существительными по родам и числам (синий мяч, синяя ваза, синее ведро, синие носки);                                                                                                                    - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кукла — куколка, стул-стульчик);                                                                                       - согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (мальчик идет, мальчики идут);                                                                            - образование относительных прилагательных от существительных (сок из апельсина — апельсиновый, стул из дерева — деревянный, шапка из меха — меховая).                                                                                                                                                              - уточнение значений простых и сложных предлогов;                                                Пополнение словаря и развитие связной речи:                                                                                                                                         - работа по обогащению словарного запаса детей. У них совершенствуется умение использовать различные части речи в соответствии с целью высказывания;                                                                                                                                                                - работа над диалогической и монологической формой речи;                                - составление творческих рассказов (с использованием технологии ТРИЗ);                                                        - пересказ  текста, пересказ какой-либо выделенной части рассказа, дополнение деталей или эпизодов, пересказ от первого лица, пересказ с изменением времени действия. Выбор произведений для пересказа детьми с ФФН первое время достаточно ограничен их речевыми особенностями. Тексты должны быть доступны по объему, иметь четкую композицию с легко определяемой последовательностью событий, быть динамичными и привлекательными по сюжету. Полезно использовать тексты, содержащие диалог. Текст не должен содержать слова неусвоенной звуко-слоговой структуры, сложные грамматические обороты. Широко используется план

18

пересказа в различных вариантах: сначала план, составленный логопедом,                                                              позже — составленный вместе с детьми. Вначале детей обучают отвечать на вопросы, относящиеся к отдельным частям рассказа. Затем формулируются разделы плана. Очень полезно для детей с нарушением фонематического восприятия формировать действия пространственного моделирования текста, в котором фиксируются его основные части. Логопед может использовать прием отраженной речи. На основе знания индивидуальных особенностей речевой и познавательной деятельности детей с ФФН логопед сам начинает высказывание, а ребенок повторяет его. Во втором полугодии требования к пересказу повышаются. Помимо повествовательных текстов используются описательные. Детей обучают контролировать соответствие пересказа прочитанному тексту, обнаруживать пропущенные детали в пересказе товарищей, оценивать качество пересказа с фонетической точки зрения (правильность произношения звуков, темп, плавность, отсутствие длительных пауз и т. д.), выразительность. 

  • Мониторинг усвоения программы

       В феврале, в качестве промежуточной аттестации проводится открытое занятие для родителей обучающихся.    

В мае учитель-логопед  проводит заключительную диагностику речевого развития обучающихся, в речевой карте фиксируется итог логопедической работы: отмечаются нескорригированные дефекты в речевом развитии ребенка, даются рекомендации родителям в отношении дальнейшего обучения.  

В конце учебного года для аттестации результативности освоения программы проводится итоговое открытое занятие для родителей обучающихся «А что мы умеем!».    

Календарный учебный график представлен в Приложении 1.                                                                                     

19

4.3 Формы аттестации планируемых результатов

Предметные:

Ребенок:

усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

правильно употребляет грамматические формы слова;

умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;

умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов;

составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;

умеет составлять творческие рассказы;

осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;

владеет простыми формами фонематического анализа;

владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение».

Форма аттестации предметных  результатов:

  • Открытые занятия для родителей обучающихся (промежуточная  аттестация в феврале, итоговая аттестация в мае);
  • Заполнение индивидуальных речевых карт обучающихся, в которых фиксируются состояние речи по всем компонентам;
  • Беседы с родителями обучающихся, отзывы, анкетирование;
  • Фото, видеозапись;
  • Анализ соответствия знаний, умений и навыков программе обучения.

20

Метапредметные:

Ребенок:

- владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- владеет универсальными предпосылками учебной деятельности;

- способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту).

Форма аттестации метапредметных  результатов:

  • Отзывы родителей, педагогов ДОУ;
  • Фото, видеозапись;
  • Открытые занятия для родителей обучающихся.

Личностные:

Ребенок:

- любознательный, активный, эмоционально отзывчивый;

обладает сформированной мотивацией к школьному обучению.  

Форма аттестации личностных  результатов:

  • Отзывы детей, родителей, педагогов ДОУ;
  • Фото, видеозапись;
  • Открытые занятия для родителей обучающихся, педагогов ДОУ.

5. Организационно-педагогические условия

5.1 Методическое обеспечение  программы

       При реализации настоящей дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей  программы  используются:

  1. Практические методы:
  • Упражнение — это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Эффективны при устранении

21

артикуляторных и голосовых расстройств, при постановке звука и т.д.

  • Подражательно-исполнительские методы. Выполняются детьми в соответствии с образцом (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику).
  • Упражнения творческого характера. Использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.
  • Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия).
  1. Наглядные методы - формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.
  • Наблюдение - применение картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений.
  • Воспроизведение видео-  и аудиозаписей - сопровождаются беседой логопеда, пересказом. Видеозаписи речи самих детей используются для анализа, для выявления характера нарушения, для сравнения речи на различных этапах коррекции, для воспитания уверенности в успехе работы.
  1. Словесные методы определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия. В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы сочетаются с практическими наглядными.

22

  • Рассказ —  используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря, закрепления грамматических форм речи.
  • Предварительная беседа. Логопед выявляет знания детей, создает установку на усвоение новой темы.
  • Итоговые, обобщающие беседы. Проводятся для закрепления и дифференциации речевых умений и навыков.

     Занятия проводятся с использованием технологии индивидуализации обучения, технологии группового обучения, технологии коллективной творческой деятельности, игровой технологии, новых информационных технологий, здоровьесберегающей технологии, технологии ТРИЗ.

Алгоритм логопедического занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Дыхательные упражнения.

4. Работа над развитием фонематического восприятия.

5. Формирование звукопроизношения.

6. Работа по развитию лексико-грамматического строя речи.

7. Развитие связной речи.

8. Рефлексия. Подведение итогов.                                                                                                    Большое значение в логопедической работе имеет педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения. Она способствует совершенствованию качества коррекционного процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.                                                                                                                      

23

5.2 Условия реализации программы                                                                                     Для реализации настоящей общеобразовательной  общеразвивающей  программы МДОУ «Детский сад № 70» имеет логопедический кабинет, который оснащен  в соответствии с принципами организации образовательного пространства:

  • Принципы создания коррекционно-развивающей среды.
  • Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»).
  • Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением, возможностями.
  • Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
  • Принцип сочетания привычных и неординарных элементов, т.е. эстетическая организация среды.
  • Принцип свободы достижения ребенком своего права.
  • Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития ребенка».

    В соответствии с новыми Федеральными государственными стандартами развивающая предметно-пространственная среда представлена специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья детей, учета особенностей их развития.

Основные зоны кабинета учителя-логопеда МДОУ № 70:

  • Учебная зона для проведения групповых коррекционных занятий, где имеются столы, стулья, магнито-маркерная доска.

24

  • Звуко-коррекционная зона или зона для индивидуальной работы. В ней находятся зеркало с подсветкой, стол, стулья.
  • Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена шкафами и стеллажами и содержит следующие разделы:

- материалы по обследованию речи детей;

- методическая литература по коррекции речи детей;

- учебно-методическая литература по обучению грамоте детей;

-пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса;

- компьютер с установленным речевым тренажером «Игры для тигры», презентациями, картинками, видеороликами и т.д.

  • Рабочая зона учителя-логопеда оборудована столом, стулом, канцелярскими принадлежностями.
  • Консультативная зона включает  в себя стенды с материалами для родителей воспитанников.
  • Зона хранения наглядно-дидактических пособий и документации:

- дидактический материал для логопедического обследования;

- дыхательные тренажеры;

- дидактический материал для развития тонкой моторики;

- фотографии и картинки-символы для обучения артикуляционной гимнастике, профили для постановки звуков;

- картотека материалов и дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп;

- дидактический материал для развития фонематического слуха;

- материал по формированию навыков звукового анализа и синтеза;

- картотека материалов по всем лексическим темам;

- дидактический материал по формированию грамматического строя речи;

- картотека материалов по развитию связной речи.

25

1.6. Список литературы

1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития  речи. – М.: Просвещение, 2009.

2. Филичева Т.Б., Орлова Т.В., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии.- М.: Эксмо, 2019.

3. Нищева Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. - СПб.; Детство-пресс, 2014.

4. Пристяжная Т.В.  ТРИЗ – педагогика. Развиваем мышление дошкольников. – М. Основа, 2008.

5. Гин С.И.  Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Минск, 2007.

Список литературы, рекомендованный родителям обучающихся:

1. Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М: Росмэн, 2017 г.

 2. Жохова О.В . Домашние задания для детей логопедической группы ДОУ.-М.: Сфера, 2010.

3. Руденко В.И. Домашний логопед.- Ростов на Дону: Феникс, 2002 г.                                                            

Интернет-ресурсы:

  1. https://www.maam.ru/obrazovanie/v-pomoshh-logopedam

           2. https://nsportal.ru

26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.

Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....