Сценарий литературной викторины по сказкам для детей группы компенсирующей направленности 5-7 лет
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Хлебороб Ольга Александровна

Данное мероприятие может проводиться в совместной деятельности воспитателя с детьми, как закрепление пройденного материала.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Цель: закрепить знания русских народных сказок, их главных героев, особенности композиции. Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству. Учить культуре общения в группе.

Задачи.
Образовательные:

- уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;

- учить узнавать сказку по заданию;
- способствовать обогащению лексического словаря детей;
- совершенствовать связную речь детей.

Развивающие:
- развивать сообразительность, находчивость;
- развивать творческую самостоятельность детей, способность анализировать поступки героев сказок;
- развивать мыслительные процессы, через воссоздание по картинкам, последовательного сюжета сказки;
- развивать внимание, памяти, воображение, творчество, быстроту реакции.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству;

- воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость; способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы.

Предварительная работа:

– чтение сказок, рассматривание иллюстраций;
- заучивание отрывков из стихотворных сказок;
- драматизация сказок;
- рисование по прочитанным сказкам;
- проведение выставок-рисунков, «мама, папа, я – читающая семья», «русские народные сказки», «сказка, ложь, да в нем намек»;
- прослушивание аудиозаписей  сказок;

- изготовление эмблем команд, придумывание названий команд, выбор капитанов (совместно с детьми).

Методические приёмы:

Наглядная: иллюстрации к сказкам, выставка детских рисунков, выставка книг с русскими народными сказками.

Словесная: беседа, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_lit.viktoriny.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина для старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну сказок" 

конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Данное мероприятие может проводиться в совместной деятельности воспитателя с детьми, как закрепление пройденного материала.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Цель: закрепить знания русских народных сказок, их главных героев, особенности композиции. Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству. Учить культуре общения в группе.

Задачи.
Образовательные:

- уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;

- учить узнавать сказку по заданию;
- способствовать обогащению лексического словаря детей;
- совершенствовать связную речь детей.

Развивающие:
- развивать сообразительность, находчивость;
- развивать творческую самостоятельность детей, способность анализировать поступки героев сказок;
- развивать мыслительные процессы, через воссоздание по картинкам, последовательного сюжета сказки;
- развивать внимание, памяти, воображение, творчество, быстроту реакции.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству;

- воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость; способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы.

Предварительная работа:

– чтение сказок, рассматривание иллюстраций;
- заучивание отрывков из стихотворных сказок;
- драматизация сказок;
- рисование по прочитанным сказкам;
- проведение выставок-рисунков, «мама, папа, я – читающая семья», «русские народные сказки», «сказка, ложь, да в нем намек»;
- прослушивание аудиозаписей  сказок;

- изготовление эмблем команд, придумывание названий команд, выбор капитанов (совместно с детьми).

Методические приёмы:

Наглядная: иллюстрации к сказкам, выставка детских рисунков, выставка книг с русскими народными сказками.

Словесная: беседа, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры.


Ход игры – викторины.

Ведущий: В мире много сказок грустных и смешных. 
И прожить на свете нам нельзя без них. 
Пусть герои сказок дарят нам тепло. 
Пусть добро навеки побеждает зло!

 

( Звучит  музыка.  Входит  Королева Сказок)

Королева Сказок: Добрый день! Я королева Сказок. Я рада всех приветствовать на  сказочной викторине!

Ведущий:  Сегодня мы собрались на праздник находчивости и сообразительности, соревнования и взаимопомощи. Все вместе мы отправимся в увлекательное путешествие в страну творчества, фантазии и сказок. 
Итак,у нас две команды -  команда «Знайки» и команда «Почемучки». Соревнование будет оценивать жюри (педагоги). За судейский столик приглашаются: … За каждый правильный ответ команда получает один флажок. В конце викторины жюри подведет итоги. 
(Приветствие команд) 
«Знайки»: «Чтоб Незнайкой не прослыть, с книжкой мы должны дружить! »
«Почемучки» : «Где? Зачем? И почему? – тайну разгадаю, 
                           Книгу в руки я возьму и ответ узнаю! 


Ведущий: Дети, сегодня мы с вами проведём весёлое путешествие по сказкам и вспомним героев популярных детских книжек – как их звали, где они жили и в какие приключения попадали. 


Королева Сказок: Ну, что, готовы? Итак, начнем! Первое задание «Отгадайте загадки»                  .             Посадил дед в огороде чудо - овощ для еды, 
             Вот и лето уж проходит,  дед идет смотреть труды. 
             Стал тянуть он – не выходит, не обойтись здесь без семьи. 
             Только с помощью Норушки овощ вытянуть смогли.      (Репка)

 Ведущий:  Два мышонка всё играли,  песни пели, танцевали. 
                   Кувыркались, забавлялись,  петушку не помогали. 
                   «Только не я! », «Только не я! » - наперебой они кричали. 
                     Петушок тут рассердился, топнул ножкой, нахохлился! 
                     Тут мышата притаились,  вмиг в хороших превратились.     (Колосок) 

Королева Сказок: В дремучем лесу затерялась избушка, 
                               В избушке живёт непростая старушка. 
                               Берёт помело, да в ступу садится, 
                               И тут же над лесом взлетает, как птица!       (Баба Яга) 

Ведущий:  По дороге в лес катился, 
                   Убежать от всех стремился.
                    На свою беду в лесу
                    Встретил хитрую лису.
                    Не вернулся он домой 
                    Был он съеден той лисой.    (Колобок) 

Королева Сказок:  Домик этот уж не мал, 
                                Стольких гостей он собрал. 
                                Каждый место здесь нашел, 
                                Каждый друга здесь обрёл. 
                                Но медведь приковылял, 
                                 Этот домик разломал.         (Теремок) 

Ведущий:  Покатилась печка прямо из деревни
                  К царю и царевне. 
                  И за что, не знаю, 
                   Повезло лентяю?           (По щучьему велению)

Королева Сказок:  Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом, 
Кем же были эти маленькие дети?      (Волк и семеро козлят»)

Ведущий:  В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла. 
                 Серый волк за ней следил,  обманул и проглотил. 
(Ш. Перро «Красная Шапочка») .

Ведущий:  Первый этап наших соревнований  закончен. (Подведение итогов)
Следующий  конкурс «Узнайте нашу сказку! ».


слайды с фрагментами – иллюстрациями из сказок:
Соломенный домик («Три поросёнка»).

Берестяной короб («Маша и медведь»).

Красная шапочка («Красная шапочка»).

Мальчик («Мальчик с пальчик»).

Щука («По щучьему велению»).

Рыбка («Золотая рыбка»).

Лягушка («Царевна лягушка»).

Тарелка с кашей и топор («Каша из топора»).

Дед мороз («Морозко»)).

(Подведение итогов)

Королева Сказок: Ребята, я получила телеграмму от героев сказок. (Читает)

 «Был Кощей вчера в гостях, что наделал, просто - Ах! 
Все картинки перепутал, сказки все мои он спутал
Пазлы вы должны собрать сказку русскую назвать!»

Поможем героям найти свои сказки? 


(
Задание  «Собери сказку». Дети получают по одному набору разрезных картинок по сюжетам  русских народных сказок. Им необходимо собрать иллюстрацию к сказке и определить ее название. )
                                                   (Подведение итогов)

Ведущий:  Следующий конкурс -  « Исправь ошибки ». В названиях этих сказок есть ошибки. Найдите их. Каждая команда будет отвечать по очереди. Будьте внимательны. За каждый правильный ответ  команда флажок.

* «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
* «Даша и медведь» – «Маша и медведь».
* «Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».
* «Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».
* «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
* «Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.
* «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
* «Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».

 

(Подведение итогов)

Королева Сказок: В круг вставайте дружно, в сказки поиграть нам нужно!

Физкультурная минутка «Сказки»

 Мышка быстренько бежала (бег на месте)

 Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

 Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

 Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

 Вот ее мы посадили (наклониться)

 И водой ее полили (имитация движения)

 Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

 А теперь ее потянем (имитация движения)

 И из репы кашу сварим (имитация еды)

 И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Ведущий: Мы немножко отдохнули, а теперь следующее задание. Мы будем рассказывать и показывать сказку. А вот какую?  Догадайтесь сами. Сядем рядком да поговорим ладком. 

(Ведущий и Королева сказок загадывают загадки, по очереди выходят персонажи)
1. Живет в норке, грызет корки. 
Короткие ножки,  ютится кошки.  (Мышь.) 

2. В болоте вы ее найдете  зеленую  квакушку.
Кто это?   …     (Лягушка.) 

3. Это что за зверь лесной встал, как столбик под сосной? 
И стоит среди травы - уши больше головы.   (Заяц.) 
4. Хвост пушистый,  мех золотистый, 
В лесу живет,  в деревне кур крадет.    (Лиса.)

 
5. Кто зимой холодной ходит злой, голодный?   (Волк.) 


6.  Хозяин лесной просыпается весной, 
    А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой.    (Медведь.)
Королева сказок: Посмотрите на наших героев. Догадались, из какой они сказки? Совершенно верно — «Теремок».


 (Драматизация сказки). (Дети встают в круг)
Дети: Стоит в поле теремок-теремок, 
Он не низок, не высок, не высок. 
Как по полю-полю, Мышка бежит, 
У дверей остановилась и стучит. 
Мышка. Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? 
Королева Сказок: Никто ей не ответил. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить. 
Дети:
Стоит в поле теремок-теремок. 
Он не низок, не высок, не высок. 
Как по полю Лягушка бежит, 
У дверей остановилась, стучит. 
Лягушка. Кто-кто в теремочке живет? Кто - кто в невысоком живёт? 
Королева Сказок: Стали жить они вдвоём. 
(Аналогично вводятся в сценарий Зайка, Лисичка, Волк, Медведь. 

Королева Сказок: Молодцы! Построили себе новый Теремок, живут наши герои в теремке дружнои весело.

Ведущий: И последнее задание нашей  сказочной называется «Блиц – опрос».Каждой команде будут задаваться вопросы, а вам нужно быстро отвечать.
1. В какой сказке девочка сломала мебель? « Три медведя»
2. В какой сказке один герой – выгнал из дома другого героя и стал там жить? «Заюшкина избушка»
1. В какой сказке, герой хитростью выманивал из дома петушка, а потом унес за темные леса? «Кот, петух и лиса»
2. В какой сказке герой всю кашу съел, а другой так и остался голодный? «»Лиса и журавль»
1. В какой сказке один герой целый дом сломал? «Теремок» 
2. В какой сказке герои слепили себе ледяную внучку? «Снегурочка»
1. В какой сказке убежало хлебобулочное изделие, а потом его и съели? «Колобок»
2. В какой сказке птицы унесли мальчика? «Гуси – лебеди»
1. Какому  герою девочка не разрешала есть пирожки? (Медведю) «Маша и медведь»
2. В какой сказке вырос овощ – гигант? «Репка»

Королева сказок: Вот и подошла к концу наша сказочная викторина. Давайте выслушаем наше жюри и посчитаем флажки.

 (Подведение итогов)


Ведущий:  В мире много сказок грустных и смешных

                    И прожить на свете нам нельзя без них.

                    Пусть герои сказок дарят нам тепло,

                    Пусть добро навеки побеждает зло! (Автор: Ю. Энтин)

Продолжайте, дети, любить сказку. Успехов вам! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместного с родителями развлечения В подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Игра-викторина - «Что? Где? Когда?»

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию сценарий совместного с родителями развлечения в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи - Игры-викторины -...

Экологическая викторина "Юный эколог" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Данный материал может быть полезен для педагогов ДОУ. Викторина поможет сформировать у детей и их родителей систему экологических знаний и представлений....

Музыкально-поэтический досуг «Мамин день», посвященный Дню матери (по литературному наследию Е. Серовой) в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим нарушением речи

В ноябре мы отмечаем День Матери! Этот ноябрьский праздник в 2019 году совпал с замечательной акцией "Читаем книги Е. Серовой" в честь 100-летия со дня рождения детского писателя Екатерины В...

Сценарий театрализованной сказки "Дружный зонт" по мотивам сказки В. Сутеева "Под грибом" для детей группы компенсирующей направленности от 5 до 6 лет

Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими ли...

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ВИКТОРИНЫ ПО СКАЗКАМ «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СКАЗКУ?»

ЦЕЛИ:ЗАКРЕПИТЬ И РАСШИРИТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О СКАЗКАХ, ПОЗНАКОМИТЬ С НОВЫМИ ПОНЯТИЯМИ «НАРОДНЫЕ» И « ЛИТЕРАТУРНЫЕ» СКАЗКИ;ПРОБУДИТЬ ИНТЕРЕС В ДЕТЯХ К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЕ; РАЗВИВА...

Викторина для детей группы компенсирующей направленности с ТНР (5-7 лет)

Занимательная викторина, формирующее  у детей с речевыми нарушениями интерес к родному языка,  к чтению литературных произведений. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"307...