Конспект непрерывной образовательной деятельности Обучение рассказыванию детей с ОНР в старшей группе. Тема: Пересказ рассказа «Еж» Е.И. Чарушина.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по воспитанию "чувства языка" - внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, что особенно важно в коррекционной работе с детьми с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18 ИМЕНИ В.А.МАМИСТОВА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЦЕНТР КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
Обучение рассказыванию детей с ОНР в старшей группе.
Тема: Пересказ рассказа «Еж» Е.И. Чарушина.
Воспитатель
Высшей квалификационной категории
Коваль Е.В.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: формирование умения пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу.
Задачи:
1. Познакомить детей с рассказом Е. И. Чарушина «Ёж». Закреплять представление детей о еже, воспитывать познавательный интерес к природе. Развивать слуховое внимание и память, словесно-логическое мышление через отгадывание загадки; («Познавательное развитие»)
2. Содействовать формированию умения пересказывать связно, в логической последовательности с опорой на мнемотаблицу. Закреплять умение отвечать на вопрос полным предложением. Упражнять в подборе слов-признаков, глаголов по теме. Расширять словарь антонимов, формирование навыка подбора разных по значению слов. («Речевое развитие»).
3.Вызвать желание общаться со сверстниками и воспитателем в ходе организованной деятельности и игр. («Социально – коммуникативное развитие»).
4. Воспитывать чувства ритма и темпа, координация общих движений. («Физическое развитие»).
5. Воспитывать интерес к художественной литературе, умение внимательно слушать выступления товарища. Воспитывать любовь к животным и заботу о них.
Методы и приемы:
1.Словесный: художественное слово, беседа, обсуждение, загадывание загадок.
2.Наглядный: рассматривание демонстрационного материала, дидактическая игра « Кто, где живет»
3.Практический: игровые упражнения с мячом «Что умеет делать ежик»; проведение физминутка "Маленький ежик"
Материалы и оборудование: мнемотаблица, демонстрационные картины с животными, портрет Е.И. Чарушина, картина «Еж», рассказ Е. Чарушина «Еж», фонограмма звуков ежа, музыкальная физминутка.
Предварительная работа:
чтение рассказов и рассматривание иллюстраций из книги
Е. Чарушина «Моя первая зоология»; беседа с детьми о диких животных;
разучивание физкультминутки.
Словарная работа: свернулся, закатили, зазевались, удрал.
Логика образовательной деятельности
Деятельность педагога | Деятельность детей | Ожидаемый результат |
Организационный момент. Воспитатель: Ребята началось наше занятие. Внимательно слушай, другим не мешай. Когда тебя спросят, тогда отвечай. Пока вы были дома, у нас в группе кто-то наследил, чьи это следы? 1. часть Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, что это за звуки? (включить фонограмму фырканье ежа). Кто- то фыркает, пыхтит. А поможет вам моя загадка: Под соснами, под ёлками. Лежит мешок с иголками. Дети: еж. (вывешивается картинка ежа) Воспитатель. Какие вы у меня молодцы! отгадали правильно. Воспитатель: Ребята ежик какой? Дети: маленький, колючий, шустрый, голодный, тощий. Воспитатель: Ежик всю зиму спал, а весной проснулся. | Дети слушают воспитателя. Дети слушают фонограмму фырканья ежа Дети смотрят, слушают загадки и дают ответ | Дети мотивированы на образовательную деятельность Дети знают Ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного. |
2.Основная часть Воспитатель: (Предлагает сесть на стульчики). Ребята, я хочу сегодня вам прочитать удивительный рассказ, который называется «Еж», а написал его детский писатель Е.И. Чарушин. (на доске - портрет писателя, картинка ежа). Он написал очень много рассказов для детей о животных. Прошу слушать внимательно. (на доске - портрет писателя, картинка ежа). Какие рассказы этого писателя мы уже читали? Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка возьми его руками - везде иголки торчат. Закатили ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в блюдце. А еж лежит шариком и не шевелится. Вот он час лежал и еще целый час. Потом вылез из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет? Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся. А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались - ежик и удрал к себе обратно в лес. Понравился вам рассказ? | Дети сидят на стульях и слушают рассказ | Активизируется мыслительная деятельность детей. |
Воспитатель: Все ли слова вам были понятны в рассказе? Объясните слова: Что значит –закатили? – положили. А что обозначает слово - свернулся? (лег клубочком, шариком). А что значит –зазевались? (значит отвлеклись, занялись другим делом). - Ежик «удрал к себе обратно в лес», что значит? (убежал) Беседа по содержанию рассказа Отвечают на вопросы полным предложением. - Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу.) - Кого они нашли? (Они нашли ежа.) - Где сидел ежик? (Ежик сидел под кустом.) - Что сделал ежик со страху? (Он со страху шариком свернулся.) -Куда ребята закатили ежа (ребята закатили ежа в шапку) - Как вы думаете, зачем они положили его в шапку? (потому что он колючий) -Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой.) - Во что налили ребята молоко? (ребята налили молоко в блюдце). -Ежик сразу стал пить молоко? (нет). -А что он тогда делал? (он полежал, а потом задвигался). -Когда ежик поел, что было потом? (ежик снова свернулся шариком) А когда ребята зазевались, что сделал ежик? (ежик удрал к себе в лес) | Дети слушают и отвечают на вопросы | Дети формулируют собственное мнение и позицию. |
Физкультминутка "Маленький ежик" Маленький ежик, четвероножек. На спине листок несет, Песенку поет: Туфты, туфты, туфты, туф – На спине листок несу, Самый сильный я в лесу, Но боюсь одну лису. Маленький ежик, четвероножек. На спине грибок несет, Песенку поет: Туфты, туфты, туфты, туф – На спине грибок несу, Самый сильный я в лесу, Но боюсь одну лису. | Дети встают в врассыпную и выполняют движения и поют текст физкультминутки | Развивается внимание, координация речи с движением |
(Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ) Воспитатель: А теперь послушайте еще раз рассказ внимательно, для того чтобы пересказать. Предлагаю вам ребята пересказать этот рассказ по цепочке: один начинает, другой завершает. В этом вам помогут картинки Выкладывание схемы. В конце один-два ребенка повторяет полностью рассказ целиком. Воспитатель: (игра с мячом) Что умеет делать ёжик? Дети: бегать, спать, есть, нюхать, сворачиваться, разворачиваться, топать, фыркать, пыхтеть. | Дети рассматривают схему – рисунок, определяют последовательность пересказа. | Формируется умение слушать взрослого. Развивается логическое мышление. |
3. Итог занятия. Рефлексия Воспитатель: Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали? ( «Еж») Кто автор этого рассказа? (Е. И.Чарушина ). Чей пересказ понравился больше? Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна. Задел на будущую деятельность: воспитатель дарит блокноты с изображением ежика, чтобы дети могли нарисовать самим сюжет рассказа «Еж» и дома рассказать своим родным.
| Дети делятся впечатлениями, анализируют собственную деятельность. | Дети адекватно воспринимать оценку своего пересказа окружающими. Дети ощущают положительные эмоции от результатов своей деятельности и мотивированы на другую деятельность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей средней группы пере-сказу Тема: Пересказ рассказа «Лиса» (по Е. Чарушину)
Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием графических схем....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: « Пересказ рассказа «Еж» по Е.Чарушину
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: « Пересказ рассказа «Еж» по Е.Чарушину...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему: « Пересказ рассказа Е.Чарушина «Курочка».
Связная речь. Учить детей пересказывать рассказ Е. Чарушина «Курочка».Словарь и грамматика. Учить детей сравнивать изображённых на картинках курицу и цыплёнка по размеру, цвету, подбирать ...

Конспект открытого урока по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ рассказа Е.И. Чарушина "Лисята"
Конспект открытого урока по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ рассказа Е.И. Чарушина "Лисята"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе Тема: Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину)
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группеТема: Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину)...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему «Пересказ рассказа Л.Кассиля «Сестра»».
Цель: Обучать пересказу с опорой на сюжетную картину и вопросительный план....

Конспект образовательная область «речевое развитие» Тема: пересказ рассказа «Лиса» (по Е.Чарушину) средняя группа
Конспект образовательная область «речевое развитие» Тема: пересказ рассказа «Лиса» (по Е.Чарушину)средняя группа Выполнила воспитатель Сергеева Светлана А...