Доклад "Виртуальная экскурсия как средство развития раннего профессионального самоопределения
методическая разработка

Куликова Татьяна Валерьевна

Опыт работы с детьми старшей группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад "Вертуальная экскурсия"29.25 КБ

Предварительный просмотр:

1с. Тема : «Виртуальная экскурсия, как средство раннего профессионального самоопределения старших дошкольников».

Информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение в условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования.

Информационные технологии в образовательном процессе дошкольников обеспечивают всестороннее развитие личности ребёнка, позволяют внести разнообразие в образовательный процесс, а значит сделать его более интересным и эффективным.

В связи с этим существенно изменился подход к экскурсиям.

Возникли новые виды экскурсий-виртуальные  экскурсии.

Термин «виртуальный» происходит от английского слова «virtual»- похожий, неотличимый.

2с.Виртуальная экскурсия-это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.

3с.Цель:

- вовлечь детей и семьи воспитанников в образовательный процесс через информационно-коммуникационные ресурсы.

            - продолжать знакомить с разными профессиями не покидая группы, но при этом путешествовать по организациям, где работают родители наших детей.

4с.Задачи:

- укрепить тесную взаимосвязь между педагогом, детьми и их родителями.

- знакомить с миром профессий взрослых, в том числе с профессиями родителей.

-обогащать активный и пассивный словарный запас;

-снижать стеснительность, зажатость, напряженность у малоактивных детей.

5с.Преимуществами виртуальной экскурсии  являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий. Повышается мотивация к познанию, формируется активная личностная позиция, лучше закрепляются знания. Дети  выступают в роли ведущего. Родители же становятся частью образовательного процесса.

Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства.

6с.Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.

Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Он достигается путём создания проблемных,  игровых,  познавательных ситуаций, вопросов.  Либо получением определённых творческих заданий.
       
.Дети не просто знакомятся с материалами, но и занимаются активным поиском информации.

Затем подбирается литература и проводится предварительная работа не только с детьми, но и с родителями. К примеру, семьям предлагаю выполнить задание, согласно теме, в результате выполнения которого создается видеотека из личных семейных фотографии и видеозаписей.

На основе полученного материала составляется маршрут, подготавливается текст экскурсии.  

Во время виртуальных экскурсий активность педагога уступает место активности воспитанника. Задача взрослого создать условия для их инициативы. Воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт взрослого, побуждает воспитанников к самостоятельному поиску, исследованию.

.В своей работе виртуальную экскурсию использую, как средство раннего профессионального самоопределения детей старшего дошкольного возраста.

.Главная цель раннего  профессионального самоопределения - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий.   

10с.  Свою задачу, как воспитателя, я вижу в том, чтобы не только познакомить воспитанников с разнообразным миром профессий, но и помочь детям соотнести свои интересы и увлечения с работой взрослых людей. Чем больше ребенок «примерит» на себя различных профессий, чем больше приобретет знаний, умений и навыков, тем лучше он будет оценивать свои возможности в старшем возрасте.

Я хочу кратко представить свой опыт по использованию виртуальных экскурсий,  как средство раннего профессионального самоопределения старших дошкольников.

11с.Для того, чтобы работа была эффективной, в своей группе я создала необходимую  предметно-развивающую среду:

- была создана библиотечка с подборкой книг о профессиях, которую дополнила картотека пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, считалок, стихов о профессиях и орудиях труда.  

12с.- были подобраны дидактические, настольно-печатные игры, словесные игры, игры с предметами, демонстрационный материал.

13с.-силами детей и родителей были изготовлены книжки-малышки, подобраны и распечатаны раскраски, оформлен альбом «Профессии наших родителей», изготовлены лэпбуки «О космонавтах», «Профессия пожарный», «Профессия врач» и т.д.

- была сделана подборка мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии».

- оборудован уголок с предметами-заместителями.

14с.Тематику экскурсий мы подбираем в первую очередь с учетом интересов детей, так же возрастных особенностей.    

        Так на «утреннем сборе» возникла проблемная ситуация. Дети захотели узнать о работе молокозавода, который находится рядом с детским садом.

Начали изучать информацию, подбирать литературу, дидактические, словесные игры. Познакомились с загадками, стихами, сказками, пословицами, считалками.  

15с.Подключили родителей, предложили выполнить задание: подобрать мультфильмы, видеозаписи, фотографии по теме…

В ходе сбора информации познакомились с историей нашего молокозавода.  Собрав достаточно материала, я подготовила виртуальную экскурсию.

Дети с удовольствием слушали о технологии переработки молока, его хранении. Ребята, узнали о профессиях людей, которые работают на молокозаводе, каждый из них выполняет важную функцию. Это лаборант, технолог, дегустатор, упаковщик.

        16с.После просмотра виртуальной экскурсии предложила детям поучаствовать в изготовлении йогурта. Дети с интересом примерили на себя роль технолога.

17с.За тем провели дегустацию готового продукта.

Теперь дети играют в сюжетно-ролевую игру «Молокозавод».

18с.Так же прошло знакомство с профессией «Нефтяник».

Рассматривая альбом «Профессии родителей», детей заинтересовала эта профессия.

С детьми начали сбор информации. Подобрали картинки, фотографии, рассматрели энциклопедии. Подключили родителей. 19с.Пригласили сотрудника нефтяной компании. Он рассказал о работе нефтяника.  О профессиях людей, которые работают в нефтяной компании. Продемонстрировали детям спец одежду,  и даже разрешили примерить.

20с.Подобрав достаточно материала, я создала виртуальную экскурсию.

После просмотра виртуальной экскурсии, дети узнали, как и где добывают нефть. Какое оборудование нужно для ее добычи. Что в нефтяной промышленности работают люди таких профессий, как инженер, оператор, геолог, бурильщик. 21с.Опытным путем узнали свойства нефти. И что в быту очень много предметов сделанных из нефти. 22с.Вместе с детьми создали мини-выставку «Это сделано из нефти».

        23с.Итогом стало строительство буровой вышки. Детям было предложено игровое задание, построить Буровую вышку из легко-конструктора по чертежу.

Теперь дети с удовольствием применяют знания в сюжетно ролевой игре.  Больше всего им хочется быть геологами и бурильщиками.

        Увидев интерес детей, я решила продолжать эту работу. Проводила открытый показ для коллег нашего детского сада. 24с.Участвовала в конкурсе «Лучшая методическая разработка» на базе детского сада. Что подтверждено сертификатом участника конкурса «Аукцион педагогических идей». 25с.Так же приняла участие в областном конкурсе по разработке программ «Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся организаций общего и дополнительного образования» в номинации «Путешествие в страну профессии». Что подтверждено сертификатом.

Изучая тему раннего профессионального самоопределения, видя интерес детей и родителей, решила вести кружковую работу. Составила программу для кружковой работы, подготовила необходимый материал.  

        26с. Считаю, что продолжая работать по теме «Виртуальная экскурсия, как средство раннего профессионального самоопределения старших дошкольников»  произойдет понимание ребенком своего места в мире, своей уникальности и ценности, продолжат формироваться такие ведущие характеристики личности ребенка как: самостоятельность, активность, целеустремленность, любознательность, коммуникативность, развитие творческих способностей, повысится самооценка. Обогатится социальный опыт, который даст  возможность использовать полученные знания  в практической деятельности.  

Так как, эта работа направлена  на укрепление взаимосвязей с семьей, то родители осознают необходимость социально-личностного воспитания детей в старшем дошкольном возрасте.

Вырастет активность участия родителей в жизни детского сада, а так же в профориентационной работе.

Проводимая работа по ранней профориентации позволила ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раннее профессиональное самоопределение детей старшего дошкольного возраста

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Когда и как можно начинать работу с целью выявления профессионального самоопределения? Эти и другие вопрос...

Отчет о работе МКДОУ Новогромово по раннему профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста

Отчет о работе МКДОУ Новогромово по раннему профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста...

Семинар-практикум на тему: «Метод проектов – эффективная форма работы по раннему профессиональному самоопределению дошкольников»

Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профор...

Доклад из опыта работы "Экскурсия как средство формирования ранней профориентации дошкольников"

Доклад из опыта работы "Экскурсия как средство формирования ранней профориентации дошкольников"...

Метод проектов как эффективная форма работы по раннему профессиональному самоопределению дошкольников.

В жизни каждого человека выбор профессии играет важную роль. Поэтому профессиональное ориентирование в дошкольном образовании имеет огромное значение. Именно в детстве происходят становление и развити...

Программа наставничества «Раннее профессиональное самоопределение одарённых детей в ДОУ через steam-технологию»

Проблема создания оптимальных условий для эффективного выявления и развития потенциальных возможностей и способностей одаренных детей  для их  раннего профессионального самоопределения являе...

Программа по раннему профессиональному самоопределению "Мир профессий"

Программа расчитана на детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Цель Программы: Развитие ключевых компетенций у детей дошкольного возраста, направленных на формирование представлений о различных...