Программа наставничества «Раннее профессиональное самоопределение одарённых детей в ДОУ через steam-технологию»
методическая разработка (старшая группа)
Проблема создания оптимальных условий для эффективного выявления и развития потенциальных возможностей и способностей одаренных детей для их раннего профессионального самоопределения является актуальной в наше время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2programma_nastavnichestva.docx | 77.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15» Еманжелинского муниципального района
Челябинской области
Программа наставничества
«Раннее профессиональное самоопределение детей в ДОУ через steam-технологию»
Выполнила: Нецветаева Т.В.,
старший воспитатель
Г.Еманжелинск, 2023 г.
Введение
Особое значение для современного образования приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности. Создание условий, обеспечивающих выявление, развитие и поддержку одарённых детей является одной из приоритетных задач современного образования.
Программа разработана в целях достижения результатов федерального и регионального проектов «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Актуальность программы заключается в том, что в связи с ускоряющимся технологическим и социально-экономическим развитием возникла необходимость не просто передавать знания воспитаннику, но и формировать у него способность использовать их и действовать в мире, определяющими чертами которого стали нестабильность, неопределенность, сложность, неоднозначность ситуаций и изменчивость. Именно способность человека реализовать свой потенциал в таких условиях и внести вклад в экономическое, социальное, культурное развитие региона и страны определяет в конечном итоге эффективность системы образования. Для этого системе образования нужны технологии, которые позволят раскрывать потенциал каждого, быстро и эффективно обмениваться опытом. В том числе опытом жизненных ситуаций, который крайне сложно воссоздать в образовательной организации по объективным причинам (разнообразный профессиональный опыт, опыт совершения жизненного выбора, опыт социализации ребенка с особенностями развития и т.д.).
Интеллектуальный и творческий потенциал одарённых детей в последнее время стал рассматриваться в качестве основного капитала государства.
Форма наставничества «педагог – одарённый воспитанник»
Предполагает взаимодействие педагога и одарённого воспитанника МКДОУ «д/с № 15».
Цель Программы – создание оптимальных условий для эффективного выявления и развития потенциальных возможностей и способностей одаренного ребенка необходимых для его успешной личной самореализации и раннего профессионального самоопределения.
Задачи:
- выявить детей с признаками одаренности в условиях ДОУ;
- разработать индивидуальный план мероприятий для развития потенциальных возможностей и способностей ребенка через реализуемую в дошкольном учреждении steam- технологию;
- выявить вид одарённости наставляемого;
- разработать индивидуальный маршрут развития наставляемого с учетом вида его одаренности с целью помощи в его раннем профессиональном самоопределении,
- повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей по вопросам сопровождения одаренных детей.
Нормативные основы модели наставничества
Нормативно-правовая база Программы:
- Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. N 1559- 1.
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
- Программа развития МКДОУ «д/с № 15».
Принципы наставничества
Принцип индивидуализации - подразумевает всесторонний и всеобъемлющий учет уровня развития способностей воспитанника, формирование на этой основе индивидуальных программ развития и обучения.
Принцип развивающего обучения - развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития ребенка и способствует ускорению развития.
Принцип обновления содержания и методов обучения - использование эффективных образовательных технологий, внедрение в практику инноваций.
Принцип деятельностного подхода. Деятельность - основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Формы организации наставничества:
- Индивидуальные занятия;
- Самостоятельные тренировки по заданию педагога;
- Образовательные компьютерные игры, презентации
Основные формы проведения занятий
- участие в тематических мероприятиях;
- участие в конкурсах различного уровня.
- работа по индивидуальным планам.
4. Диагностики в ходе реализации программы
В ходе диагностики использовалась методика экспертных оценок по определению одарённых детей А.А. Лосева.
Методы диагностики:
- наблюдения;
- беседы;
- педагогическая диагностика;
- изучение продуктов детского творчества.
Термины и определения
Куратор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за организацию всего цикла программы наставничества.
Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников.
Формирование этих баз осуществляется старшим воспитателем, располагающими информацией о потребностях педагогов и воспитанников - будущих участников программы.
● Формирование базы наставляемых: из числа воспитанников, проявивших выдающиеся способности;
● Формирование базы наставников: из числа высококвалифицированных педагогов стажистов.
Наставник: опытный педагог, мастер своего дела, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, создает комфортные условия для решения конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем.
Наставляемый – одарённый ребёнок, воспитанник, демонстрирующий высокие образовательные результаты, участник Программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «воспитанник».
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Различают следующие виды одаренности:
- интеллектуальная - связана с высоким уровнем интеллектуального развития. Такой ребенок поражает своими рассуждениями, в которых проявляется развитое не по годам мышление, он отличается наблюдательностью, прекрасной памятью, разносторонней любознательностью;
- академическая - проявляется в овладении конкретными учебными предметами. Ребенок отличается глубиной, легкостью, быстротой продвижения в какой-то одной области знаний, при этом в других областях он может ничем не выделяться и даже быть слабее своих сверстников;
- творческая одаренность (креативность) - способность человека изобретать, придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи. Ребенок находит новые решения, получает оригинальные результаты; отличается изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем развития воображения;
- художественная - является разновидностью творческой одаренности, ее следствия - высокие достижения человека в области художественного творчества и исполнительского мастерства: в живописи, музыке, скульптуре; актерские способности. Художественно одаренный ребенок проявляет незаурядные способности в любой из этих областей.
Сущность понятия «детская одаренность» можно выразить формулой:
мотивация + интеллект + креативность = детская одаренность.
Портрет одаренного ребенка
- Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
- Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
- Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
- Склонен к рискованным действиям.
- Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
- Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
- Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
- Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
- Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
- Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Основные направления реализации программы:
- Работа с одарёнными детьми;
- Работа с родителями.
Работа с одаренными и талантливыми детьми:
1. Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках образовательного процесса:
- групповые занятия;
- работа по индивидуальным планам.
2. Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в свободное время от непосредственно-образовательной деятельности:
- индивидуальные занятия;
- проектная деятельность;
- организация выставок;
- организация праздников и развлечений;
- создание театрализованных, спортивных уголков, уголков изодеятельности, развивающих уголков;
- организация конкурсов, соревнований.
Работа с родителями:
- анкетирование;
- родительское собрание;
- памятки - рекомендации, папки - передвижки, консультации, рекомендации;
- совместные детско - родительские проекты;
-презентации;
- совместные праздники, соревнования, конкурсы;
- помощь в создании развивающей среды.
Ресурсное обеспечение Программы:
Кадровое: заведующий ДОУ, старший воспитатель, два воспитателя группы старшего дошкольного возраста высшей квалификационной категории, прошли обучение по теме: «Как развить естественно-научное и техническое творчество у детей» в ООО Центр развития STEAM-образования, Москва ( www.LABSTEAM.RU).
Информационно-техническое: ноутбук с выходом в сеть Интернет, проектор.
Материально-техническое (развивающие центры):
- малая развивающая среда «Фиолетовый лес», лэпбук и картотеки для реализации задач модуля «S» - наука, она способствует ознакомлению с окружающим в игровой форме, формированию экологического сознания;
- лэпбук, комплект для программирования «Мышиный код» с тематическими полями необходимы для развития логики, алгоритмического мышления и реализации задач модуля «Т» - технология,
- центр конструирования, оснащенный современными конструкторами, лэпбуком и схемами построек для формирования основ инженерного мышления и внедрения модуля «Е» - инженерия, конструирование,
- центр изобразительной деятельности с оборудованием и материалами для нетрадиционных техник изобразительной деятельности, ноутбук для создания мультфильмов способствуют выявлению и развитию креативности, решению задач модуля «А» - искусство,
- центр занимательной математики, оснащенный лэпбуком, коврографом, комплексом «Ларчик», развивающими играми В.В. Воскобовича, блоками Дьенеша, палочками Кьюизенера с их помощью решаются задачи модуля «М» - математика, выявляются и развиваются математические способности.
Метапредметность в предметно-развивающей среде помогает создать целостную картину мира в сознании ребёнка.
Методическое обеспечение: программа «STEAM–образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. (электронный вариант https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/95-partsialnye-obrazovatelnye-programmy/479-programma-stem-obrazovanie-detej-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta).
В ходе диагностики вида одарённости наставляемого использовалась методика экспертных оценок по определению одарённых детей А.А. Лосева (http://departugansk.ru/storage/app/uploads/public/62c/f98/e01/62cf98e016014132211692.pdf). Применяемые методы диагностики: наблюдения, беседы, изучение продуктов детского творчества (Приложение 1).
Основные этапы реализации Программы:
I этап - подготовительный
Цель: сформировать систему работы с одаренными детьми в ДОУ, подготовить условия для запуска Программы.
Задачи:
- изучение нормативной базы;
- анализ материально - технических, педагогических условий реализации программы;
- создание оптимальных условий для максимального развития потенциальных возможностей и способностей одаренных детей;
- разработка плана работы по развитию потенциальных возможностей и способностей одаренных детей и определению вида их одарённости.
Успех программы будет зависеть от того, насколько точно на данном этапе будут определены цели, задачи программы наставничества и, исходя из результатов диагностики, составлен план развития потенциальных возможностей и способностей одаренных детей. Полученные на этом этапе данные станут основой для мониторинга влияния программы на наставляемого.
II этап – практический
Цель: апробация системы работы с одаренными детьми, реализации программы наставничества.
Задачи:
- реализация мероприятий плана работы по развитию потенциальных возможностей и способностей одаренных детей и выявлению вида их одарённости;
- закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре так, чтобы они были максимально комфортными, результативными для обеих сторон
- повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в области работы с талантливыми и одаренными детьми.
III этап – аналитический
Цель: подведение итогов реализации программы наставничества.
Задачи:
- выявление вида одарённости у одаренных детей через мониторинг;
- разработка индивидуального маршрута развития наставляемого с учетом вида его одаренности с целью помощи в его раннем профессиональном самоопределении,
- создание портфолио достижений наставляемого,
- обобщение и распространение опыта работы по поддержке одарённых детей, публикация Программы в сети «Интернет», её размещение на сайте ДОУ, участие в конкурсах различного уровня.
На этом этапе ведется активная работа по мониторингу: получение обратной связи от наставляемых – для мониторинга динамики влияния программы на наставляемых.
План работы
по развитию потенциальных возможностей и способностей одарённых детей и выявлению вида их одарённости
на 2022-2023 уч.г.
Этап | Мероприятие | Срок |
I этап Подготовительный | - Создание банка нормативно-правовой документации по организации наставничества в ДОУ. - Изучение теоретических аспектов данной проблемы. - Создание условий, стимулирующих познавательную активность, детскую инициативу, творчество на основе STEM-технологии. - Разработка плана работы по развитию потенциальных возможностей и способностей одаренных детей и определению вида их одарённости. - Диагностика по определению одарённых детей (А.А. Лосева) | сентябрь, октябрь 2022 г. |
II этап Практический | Работа с детьми: Реализация творческого, познавательно-исследовательского проекта «Знаешь, умеешь сам – расскажи, покажи друзьям» Модуль «S» (наука): - игровые обучающие ситуации с развивающей средой «Фиолетовый лес», - индивидуальная работа с лэпбуком «Естественные науки», картотекой «Опыты и эксперименты», - подготовка и представление наставляемым презентаций по темам недель для детей старшей группы. Модуль «Т» ( технологии) : - игры-путешествия, игры-соревнования «Кто быстрее проведёт «Робомышь» по маршруту?», - индивидуальная работа с лэпбуком «Технологии». Модуль «Е» (инженерия) : - свободное конструирование из различных видов конструкторов, - организация тематических выставок: - «Город будущего» - «Мы и космос» - презентация наставляемым продуктов своей деятельности, - индивидуальная работа с лэпбуком «Инженерное искусство», картотеками по данному модулю. Модуль «А» (искусство) : – индивидуальная работа с лэпбуком «Творчество», -организация выставок продуктов детской деятельности по темам недель, - проведение наставляемым мастер-классов для детей старшей группы, -создание мультфильмов по стихам А.Барто. Модуль «М» (математика): - использование развивающих игр В.В. Воскобовича, блоков Дьенеша, палочек Кьюизенера в совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной детской деятельности, - индивидуальная работа с лэпбуком «Математика». Работа с родителями - Анкетирование " Определение уровня проявления способностей» (Сизанов А.Н.) https://infourok.ru/opredelenie-urovnya-proyavleniya-sposobnostej-rebenka-sizanov-a-n-6212105.html - Участие в проекте «Знаешь, умеешь сам – расскажи, покажи друзьям» Цель: обеспечить сотрудничество ДОУ и семьи в поддержке одарённых детей. - Памятка для родителей наставляемых детей «STEAM-образование: 11 игр для развития инженерного мышления и творчества у ребенка в домашних условиях» Цель: дать родителям представления о STEM-технологии. - Консультация "Организация детского экспериментирования в семье". Цель: помогать родителям развивать мышление, логику, творчество ребёнка, учить способам позволяющим показать связи между живым и неживым в природе. - Консультация «Как влияет «LEGO» на развитие детей» Цель: познакомить с пользой «LEGO» конструирования для развития основ инженерного мышления и креативности у детей. - Консультация «Освоение ИКТ в дошкольном возрасте. Плюсы и минусы». | ноябрь 2022 г.- апрель 2023 г. ноябрь 2022 г. ноябрь 2022 г.- апрель 2023 г. январь 2023 г. февраль 2023 г. март 2023 г. апрель 2023 г. |
III этап аналитический | - Мониторинг по выявлению вида одарённости наставляемых, - разработка индивидуального маршрута развития наставляемого с учетом вида его одаренности с целью помощи в его раннем профессиональном самоопределении, - оформление портфолио достижений наставляемого воспитанника, - анкетирование родителей «Определение уровня проявления способностей ребёнка» (Сизанов А.Н.) Приложение 2»; - организация диссеминации инновационного опыта: публикация Программы в сети «Интернет», её размещение на сайте ДОУ, участие в конкурсах различного уровня | май, июнь 2023 г. |
Предполагаемые результаты реализации программы наставничества
Для одаренного воспитанника:
- максимально раскрыты и развиты потенциальные возможности и способности ребенка,
- определен вид одаренности наставляемого,
- разработан индивидуальный маршрут развития наставляемого с учетом вида его одаренности с целью помощи в его раннем профессиональном самоопределении,
- создан банк данных «Одаренные и талантливые дети»;
- продуктивное участие наставляемого в конкурсах различного уровня.
Для наставника:
- эффективный способ самореализации;
- рост педагогического мастерства.
Для родителей:
- повышение педагогической компетентности родителей по вопросам сопровождения одаренных детей.
Практическая значимость Программы заключается в том, что она помогает в самореализации одаренного ребёнка, раскрытии его потенциальных возможностей и способствует его раннему самоопределению.
В ходе реализации Программы решается одна из задач ФГОС дошкольного образования: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
Список литературы:
1.Босякова, Работа с талантливыми детьми [Текст] / Босякова // Управление дошкольным образовательным учреждением - 2010. №2. - С. 68-74.
2. «Проблемы одаренного ребенка» ж/л «Обруч» 2005
3. «Одаренные дети» 1991. М.
4. Галянт И., О проблемах художественно-творческой одаренности дошкольников [Текст] / И. Галянт // Дошкольное воспитание - 2009. - № 7.С. 31-38.
5. Галянт И., Проблемы развития детской одаренности [Текст] / И. Галянт // Дошкольное воспитание - 2010. № 6.С. 48-55.
6. Гердт Н., Интеграция искусства: путь становления художественной культуры и творческой одаренности детей [Текст] / Н. Гердт // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 42-46.
7.Гильбух, Одаренные дети [Текст] /. - М, 1991. - 112 с.
8.Евтушенко И., Детская одаренность и родители [Текст] / И. Евтушенко // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 46-51.
9.Емельянова И., Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одаренности [Текст] / И. Емельянова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 27-31.
10.Крынцылова И., Развиваем способности ребенка [Текст] / И. Крынцылова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. С. 54-58.
11. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
12.Матюшкин, и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.
13.Пасечник Л., Одаренные дети в детском саду и семье: статья вторая [Текст] / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. С. 14-21.
14.Пасечник Л., Одаренный ребенок - особая ценность для общества [Текст] / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. С. 13-20.
15.Проблемы воспитания одаренного ребенка [Текст] // Дошкольное образование: изд. домПервое сентября - 2005. - №10. С.45-48.
16. Физкультурные занятия с детьми 2 – 7 лет. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2009
17.Путляева Л., О задатках и способностях [Текст] / Л. Путляева // Дошкольное воспитание - 2006. - N 4. С. 43-45.
18. Физкультура для малышей. - СПб.: Детство Пресс, 2001
19.Савенков, Одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое образование России, 1999.
20.Симановский творческого мышления детей 1996. Ярославль.
21.Теплов, и одарённость [Текст] / — М: Просвещение, 1985. – 98 с.
22.Трубайчук Л., Одаренный ребенок дошкольного возраста как развивающийся феномен [Текст] / Л. Трубайчук // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9.С. 32-35
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Диагностические материалы
С детьми:
Методика экспертных оценок по определению одарённых детей (А.А. Лосева)
Ниже перечислены 10 сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней – 4 и так далее. Оценка 2 балла – самая низкая. Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные результаты по всем областям сравните между собой. Выделите 3–4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей.
Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случаи, когда у одаренного ребенка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Одного ребенка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, если школа – родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам, педагоги МАНиИ, руководитель секции.
Как пользоваться анкетой: Внимательно прочитайте вопросы. Дайте оценку каждому из качеств в баллах (по 5-балльной системе):
5 баллов - такое качество сильно выражено у ребенка;
4 балла - выражено выше среднего;
3 балла - выражено средне;
2 балла - слабо выражено;
1 балл - совсем не выражено.
| ||||||
1 | Высокая познавательная активность, мобильность. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | Быстрота и точность выполнения умственных операций. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | Устойчивость внимания. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | Оперативная память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
5 | Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
6 | Богатство активного словаря. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
7 | Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | Выраженная установка на творческое выполнение заданий. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
9 | Развитость творческого мышления и воображения. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
10 | Владение основными компонентами умения учиться. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
11 | Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
12 | Возможность предвосхищения результата деятельности. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
| ||||||
1 | Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | Демонстрация понимания причинно-следственных отношений. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
5 | Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно). | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
6 | Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
7 | Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит). | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
9 | Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
10 | Пытается выяснить причины и смысл событий. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
11 | Уделяет много времени созданию собственных «проектов». | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
12 | Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
| ||||||
1 | Высокая продуктивность по множеству разных вещей. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | Изобретательность в использовании материалов и идей. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | Склонность к завершённости и точности в занятиях | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | Задает много вопросов по интересующему его предмету. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
5 | Любит рисовать. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
6 | Проявляет тонкое чувство юмора. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
7 | Не боится быть таким, как все. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | Склонен к фантазиям, к игре. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
| ||||||
1 | Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
5 | Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
6 | Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
7 | Любит писать рассказы или статьи. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
V.Артистическая сфера | ||||||
1 | Легко входит в роль другого персонажа, человека. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | Интересуется актерской игрой. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
5 | Передает чувства через мимику, жесты, движения. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
6 | Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
7 | С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
VI.Музыкальная сфера | ||||||
1 | Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | Хорошо поет. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
5 | Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
6 | В пении или музыке выражает свои чувства, состояние. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
7 | Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | Хорошо играет на каком-нибудь инструменте. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
VII. Техническая сфера | ||||||
1 | Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | Интересуется механизмами и машинами. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
5 | Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
6 | Любит рисовать чертежи механизмов. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
7 | Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
VIII. Двигательная сфера | ||||||
1 | Тонкость и точность моторики. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | Развитая двигательно-моторная координация. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | Стремится к двигательным занятиям (физкультура). | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
5 | Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
6 | В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т. д.). | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
IX.Сфера художественных достижений | ||||||
1 | Проявляет большой интерес к визуальной информации. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
5 | Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (им цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т. д.). | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
6 | Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
7 | Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.). | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
9 | Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
10 | Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
X. Общение и лидерство | ||||||
1 | Легко приспосабливается к новой ситуации. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | Всегда выполняет свои обещания, ответственен. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | Высокая общительность с окружающими. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | Стремится к доминированию среди сверстников. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
5 | Сверстники обращаются за советом. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Приложение 2
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРОЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА (СИЗАНОВ А.)
Анкета для педагогов и родителей
С помощью этой анкеты можно оценить степень одаренности и талантливости вашего ребенка без связи с какой-либо областью проявления интересов. Для этого приведем перечень характеристик одаренных и талантливых детей. На вопросы анкеты необходимо отвечать «да» или «нет».
Скорее способный, чем одаренный:
1. Мой ребенок инициативный, живой, подвижный.
2. Он с готовностью откликается на все новое. 3.Любит все загадочное и непонятное.
4.Часто нуждается в поддержке старших.
5.Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.
Если на пять вопросов вы дали ответы «да», есть некоторые основания считать вашего ребенка способным. Если на вопросы 4 и 5 вы ответили «нет», переходите к следующим
вопросам.
Одаренный ребенок
- Его интересы достаточно стабильны.
- Его любознательность устойчива.
- Любит задавать и решать трудные вопросы.
- Часто не соглашается с мнением взрослых.
- Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.
- Начатое дело всегда доводит до конца.
- Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.
- Настойчив в достижении поставленной цели.
- Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык.
- Задает много вопросов (в том числе и на уроках) по интересующим его предметам.
- Часто бывает эгоистичен.
Ответы «да» на все одиннадцать вопросов дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Переходите к следующим вопросам.
Яркая одаренность
- Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литературном творчестве проявляет свою одаренность.
- Имеет одного, максимум двух друзей более старшего возраста.
- Его речь очень развита, характеризуется большим запасом слов и глубоким пониманием нюансов языка.
- Всегда ищет самостоятельные решения.
- В спорных вопросах опирается на собственное суждение, не любит общепризнанных мнений.
- Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.
- Часто окружающим кажется «не по возрасту» взрослым.
- Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и свое призвание.
- Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях.
Положительные ответы на эти девять вопросов дают серьезные основания отнестись к вашему ребенку как к одаренному. Дополнительно можно ответить на вопросы, определяющие наличие у вашего ребенка высокого творческого потенциала.
Дополнительные признаки высокого творческого потенциала личности ребенка
- Желание привнести в выполняемую работу элемент новизны.
- Стремление освоить незнакомое дело.
- Проявляет упорство в достижении цели, несмотря на неудачи.
- Наблюдается легкость слухового и зрительного запоминания.
- Выражена потребность помечтать в одиночестве.
- Способность длительное время думать над какой-либо идеей, проблемой.
- Способность к абстрагированию, умению устанавливать отдаленные ассоциации между различными предметами и явлениями.
- Способность к творческому воображению, созданию нового.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по дополнительному образованию « Логоритмика для детей дошкольного возраста». «Через синтез музыки, движения и слова — к правильной речи».
Прграмма по дополнительному образованию.Цель программы: профилактика отклонений в речевом развитии ребёнка с незначительными нарушениями речи, которую можно оказать в условиях обычного детского...
Проект рабочей программы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей 6-7лет через формирование чувств и положительного отношения к семье»
В проекте представлен материал по нравственно-патриотическому воспитанию детей 6-7 лет...
Дополнительная образовательная программа по социально-коммуникативному развитию для детей дошкольного возраста через театрализованные игры "Мир общения"
Основной целью программы является - развитие навыков межличностного взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками.Основные задачи:создавать условия для социально-коммуникативного разви...
ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:
Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...
Методическая разработка на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через STEAM-технологии»
Содержание 1. Пояснительная записка32. Актуальность43. Цели и задачи54. Принципы организации образовательного процесса75. Формы организации детей76. Условия и средства, обуславливающие успешность...
Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через STEAM-технологии»
Современные дети приходят в детский сад "избалованные" яркими картинками в книжках, привыкшие часами смотреть мультфильмы и играть в игры на телефоне. Дома они играют в современные "умн...
Программа по раннему профессиональному самоопределению "Мир профессий"
Программа расчитана на детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Цель Программы: Развитие ключевых компетенций у детей дошкольного возраста, направленных на формирование представлений о различных...