кружок во второй группе раннего возраста "Ручки хлопают, ножки топают"
календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа)

Календарно - тематическое планирование игр для развития общеречевых навыков ребенка третьего года жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_ruchki_i_nozhki.docx34.14 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ - д/с  «Березка» р.п. Лысые горы. Саратовская обл.

Программа кружка

«Ручки хлопают, ножки топают»

(срок реализации 1 год)

Возраст детей с 2 до 3 лет

Количество детей 10 человек

Руководитель: Дрожжинова Вера Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Березка», первая квалификационная категория.

Саратовская обл. р.п. Лысые горы

2012г.

Пояснительная записка.

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенком. В августе 2012 г. я набрала группу раннего возраста. Детишкам по два года, и конечно речь у них еще не развита. Поэтому я решила заниматься с детьми дополнительно, т.к. основой правильного звукопроизношения являются общие речевые навыки, а это темп, ритм, артикуляция, дикция, словопроизношение, речевое дыхание, выразительность произношения, ударение. Все эти навыки закономерно связаны друг с другом и требуют специальных занятий.

Занятия я взяла из методического пособия о речевом развитии ребенка от рождения до трех лет, оно написано с учетом основных педагогических и логопедических принципов. В нем теоретически обосновано появление звуков; объясняются нарушения звукопроизношения и способы коррекции звуков. Игры составлены на  основе лексических тем, предлагаемых ребенку раннего возраста.

В народе придумано большое количество рифмовок, потешек, чистоговорок, сказок. Их и будем использовать в качестве обучения.

Речь является для ребенка средством коммуникации и регуляции поведения.

Цель: развитие общеречевых навыков ребенка третьего года жизни.

Задачи:

1 формирование правильного произношения;

2 развитие речевого дыхания;

3 формирование правильной артикуляции.

Формы и методы, применяемые в процессе обучения.

Формы обучения:

- коллективные игры;

- индивидуальные упражнения.

Методы обучения:

- словесный (устное);

- практический (выполнение заданий);

- наглядный.

Кружок «Ручки хлопают, ножки топают» проводится один раз в неделю по 10 минут.

Календарно-тематическое планирование.

Месяц

Тема

Реквизит

Цель

Сентябрь № 1

«У доктора»

Сюжетная картинка (доктор осматривает горло ребенка.

Научить ребенка спокойно открывать рот и удерживать его в таком положении несколько секунд; выполнять несложный сюжет игры.

Сентябрь № 2

«Веселый клубок»

Клубок из толстых ниток для вязания, короткая и длинная нитки.

Научить ребенка произносить звук [А] на длительном выдохе.

Сентябрь № 3

«Кукла плачет»

Две куклы – большая и маленькая, предметные картинки с их изображением.

Научить ребенка соотносить игрушку (картинку) со звукоподражанием; различать громкий и тихий звуки; понимать, выполнять и использовать в речи наречия: «громко», «тихо».

Сентябрь № 4

«Где меня найти?»

_______________

Научить ребенка правильно и четко  произносить звук [А] в звукоподражаниях.

Октябрь № 1

«Губки, как колесико»

Игрушечная машинка, зеркало.

Научить ребенка выполнять движения по подражанию, активизирует мышцы губ.

Октябрь № 2

«Задуй свечку»

Свеча, спички.

Продолжает формировать длительный, целенаправленный ротовой выдох.

Октябрь № 3

«Кто к нам пришел в гости?»

Предметные картинки с изображением курицы и лошади

Научить ребенка правильно, четко и внятно произносить звук [О] в звукоподражаниях «и-го-го», «ко-ко», соотносить звукоподражание с образом животного.

Октябрь № 4

«По кочкам»

Два коврика с разными поверхностями (гладкой и шершавой)

Активизировать ощущения собственных движений; продолжает развивать тактильные ощущения, договаривать звукоподражания самостоятельно, закреплять четкое произношение звука [О] в звукоподражании, повышать свое эмоциональное состояние.

Ноябрь № 1

«Я на дудочке играю»

Игрушечная дудочка; предметная картинка с ее изображением; сюжетная картинка (пастушок, играющий на дудочке)

Ребенок учится вытягивать губы вперед, делать «дудочку»; выполнять движения по подражанию и в дальнейшем по словесной инструкции; понимать значение глаголов: «вытяни», «сделай»

Ноябрь № 2

«Осенние листочки»

Вырезанные из тонкой бумаги листочки желтого и красного цветов

Ребенок продолжает развитие правильного ротового (длительного и направленного) выдоха.

Ноябрь № 3

«Где меня найти?»

Игрушки (волк, паровоз, юла, пароход); картинки с их изображением

Ребенок учится четко и правильно произносить изолированно звук [У]

Ноябрь № 4

«Паровозик»

Игрушечный паровозик

Ребенок учится отчетливо и по возможности долго произносить звук [У]; активизировать в речи слова: «паровоз», «везу, «бегу», «тороплюсь»; следить за согласованием слов в предложении.

Декабрь № 1

«Катя улыбается»

Кукла Катя

Активизировать мышцы губ, улыбаться, показывать верхние и нижние зубки (подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звука [И])

Декабрь № 2

«Дует в поле ветерок»

Травка, вырезанная из тонкой зеленой папиросной бумаги, ромашка, сделанная из нескольких материалов (серединка из пробки, листочки – из тонкой папиросной бумаги); букашка (сделана также из двух материалов – туловище из пробки, крылышки из тонкой бумаги)

 Ребенок продолжает развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизирует мышцы губ

Декабрь № 3

«Кукла Таня»

Кукла Таня и картинка с ее изображением

Научить детей внятно, громко, протяжно произносить изолированно звук [И]

Декабрь № 4

«Мышка»

Игрушечная или нарисованная мышка; ширма

Научить детей правильно и отчетливо произносить звук [И]

Январь № 1

«Птенчики хотят есть»

Игрушечная мама-птичка и маленькая игрушечная птичка-птенчик

Активизировать работу нижней челюсти, открывать и закрывать рот, закрывать губами зубы, не выпячивать вперед нижнюю челюсть.

Январь № 2

«Подуй на…»

Вертушка (или любые другие игрушка, начинающие свое движение с помощью ветра)

Продолжаем развивать плавный, длительный выдох; активизировать мышцы губ.

Январь № 3

«Корова и теленок»

Игрушечная корова с теленком, картинки с их изображением; «Чудесный мешочек»

Научить детей произносить звукоподражания правильно, четко и внятно, произносить звукоподражания громко и тихо, соотносить их с игрушкой.

Февраль № 1

«Двери хлопают во тьме»

______________

Дети учатся легко, без напряжения смыкать губы и так же легко их размыкать входящей струей воздуха.

Февраль № 2

«Пароход»

Налитая в таз вода, бумажный пороходик

Научить детей легко, без напряжения смыкать губы и так же легко их размыкать выходящей струей воздуха.

Февраль № 3

«Загудел паровоз и вагончики повез»

Игрушечный паровоз с вагончиками

Дети учатся при помощи взрослого, вызывающего звук [П], внятно произнесли этот звук.

Февраль № 4

«Игра с зонтиками»

Зонтики, вырезанные из толстого картона, основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый)

Научить детей действовать в соответствии со словами, повышать двигательную активность, правильно, четко произносить звук [П] в словах.

Март № 1

«Бу-бу-бу, бе-бе-бе – я играю на трубе…»

Две дудочки – большая и маленькая

Укрепляем артикуляционный и голосовой аппарат; четко и правильно произносить звук [Б] в слоге; произносить звукоподражания громко и тихо.

Март № 2

«Моя машина»

Две игрушечные машины – большая и маленькая; картинки с их изображением

Дети учатся четко и правильно произносить звук [Б] в отдельных звукоподражаниях; произносить звукоподражание громко и тихо.

Март № 3

«Вместе с мамой (тетей) повторяй»

Игрушечный барабан, машина, барашек, ширма

Дети учатся четко и правильно произносить звук [Б] ([БЫ]), дифференцировать громкость произношения

Март № 4

«Я по лугу хожу»

Кукла

Учимся выполнять движения в соответствии с текстом, закрепляем правильное произношение звука  [Б] в звукоподражании.

Апрель № 1

«Погреем ручки»

Сюжетная картинка (девочка в зимней одежде, согревающая дыханием свои ручки)

Продолжить развивать умение сочетать произнесение звука с началом выдоха, разовьет умение многократно произносить звук "Х-х-х" на одном выдохе.

Апрель № 2

«Какое у Мани высокое крылечко»

Игрушечный домик или его изображение; животные-игрушки или их изображения; строительный материал – кирпичики или кубики.

Научить детей четкому произнесению звука [Х] в слогах.

Апрель № 3

«Зайка умывается»

______________

Выполнять действия в соответствии с текстом, договаривать выделенные в тексте слова, закрепляя правильное и четкое произношение звука [Х]

Апрель № 4

«Хома делает зарядку»

_______________

Учимся имитировать все движения Хомы, о которых говорится в игре, повторять выделенные слова в тексте вместе с вами, закрепляя правильное и четкое произношение звука [Х] в словах.

Май № 1

«Непослушный язычок»

______________

Научить детей поднимать спинку языка, производить артикуляционные движения языком по подражанию.

Май № 2

«Сдуй снежинку с рукавички»

Вырезанная из цветного картона рукавичка, снежинка, вырезанная из тонкой белой бумаги и прикрепленная на тонкой нитке к рукавичке.

Научить детей выдувать воздух толчком, проверять правильность выполнения дыхания, прикладывая ладонь тыльной стороной к губам для ощущения выдыхаемой струи воздуха.

Май № 3

«Котенька-коток»

_______________

Научить детей четко и внятно произносить слова со звуком [К] в начале слова, активизировать слова: «кукла», «кольцо», «колобок», «жук», «веник», «бублик».

Май № 4

«Куры и петух»

Шапочка петуха и курицы

Закрепить правильное и четкой произношение звука [К] в звукоподражаниях, имитировать движения петуха и курочки.

Список литературы:

  1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Б82 Чтобы чисто говорить, надо… (Развитие общеречевых навыков). – Спб.: «Паритет», 2003. – 128 с. – (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).

Предполагаемый результат.

   Благодаря специальным занятиям по развитию общеречевых навыков я надеюсь сформировать у детей правильное звукопроизношение, развить речевое дыхание (физиологическое). Дыхание важно для разборчивого произношения звуков, т.к. подчиняется требованиям артикулярного аппарата.

   Для чего нужна правильная артикуляция? Для того чтобы наша речь была понятна другим людям – внятна, четка, чиста.

   Учитывая специфику раннего возраста, занятия проводятся в игровой форме с использованием дидактического материала.

   Таким образом, к концу учебного года у детей будут развиты  общеречевые навыки: к ним относятся: темп, ритм, артикуляция, дикция, словопроизношение, речевое дыхание, выразительность произношения, ударение.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оздоровительный проект в группе раннего возраста "Здоровые ножки быстро бегут по дорожке"

Здоровьесберегающий проект по профилактике плоскостопия в группе раннего возраста...

Рабочая программа Кружок по фольклору "Ладушки". Вторая группа раннего возраста

Рабочая программа Кружок по фольклору "Ладушки". Вторая группа раннего возраста...

Дополнительная образовательная программа по логоритмике «Топ-топ, хлоп-хлоп!» второй группы раннего возраста «Умка»

СОДЕРЖАНИЕ1.Пояснительная записка22.Актуальность программы43.Цель и задачи программы54.Учебно-тематический план65.Методы и приемы обучения66.Содержание занятий77.Структура занятий88.Перспективное план...

Кружок во второй группе раннего возраста.

Перспективное планированиекружковой работыво второй  группе раннего возрастаТема: «Весёлые ладошки»...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Лепка во второй группе раннего возраста «Одуванчик – солнышко на ножке».

Конспект НОД по лепкеТема: «Одуванчик-солнышко на ножке»Цель: формировать умение передавать образ цветка, его строение и форму используя пластилин.Задачи:   -Развивать чувст...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Рисование во второй группе раннего возраста. «Одуванчик – солнышко на ножке».

Конспект занятия по рисованию «Одуванчики»во второй группе раннего возраста Цель: учить детей рисовать созревший цветок одуванчика нетрадиционным способом.Задачи: - уточнять...

Педагогический проект «Одуванчик - солнышко на ножке» Во второй группе раннего возраста

Педагогический проект Тема: «Одуванчик - солнышко на ножке» во второй группе раннего возрастаВид проекта: краткосрочный групповой познавательный проект с элементами творчества для дет...