Воспитание звуковой культуры речи
консультация по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Воспитание звуковой культуры речи дошкольника
и обогащение словаря»
Одним из разделов общей культуры речи является произносительная сторона речи, т.е. ее звуковая культура. Основными компонентами звуковой культуры являются ритмико-мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система фонем).
Интонация включает ритм, темп, тембр и мелодику речи. Для формирования ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса. В работе по воспитанию звуковой культуры речи воспитатели опираются на «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой и пособие «Воспитание у детей правильного произношения» М.Ф.Фомичевой. В пособии дается характеристика речи детей всех возрастных групп, практический материал для воспитателя, игры, упражнения, конспекты занятий.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи планируется на занятиях, на прогулке, в играх, в повседневной деятельности детей. Как самостоятельное целое занятие воспитатель проводит 1 раз в месяц во 2-ой младшей и средней группах. В 1-ой младшей группе в первой половине года с подгруппой детей, во второй половине – со всей группой детей. Один раз в неделю воспитатель планирует звуковую культуру речи как часть занятия (развитие речи, познавательное, музыкальное).
1-2 раза в неделю воспитатель включает игры, упражнения по звуковой культуре речи в утренние, вечерние часы, на прогулках. Эту работу проводит с подгруппой детей (2-4 человека) и индивидуально.
1-ая младшая группа
- Приучать детей говорить внятно, не торопясь.
- Упражнять детей в правильном произношении гласных звуков (простых а, и, у, о) и согласных звуков и слов:
губных – п, б, м;
губно-зубных – в, ф;
переднеязычных – т, д, н;
заднеязычных – к, г, х.
- Упражнять детей произносить звукоподражательные слова в разном темпе, с разной силой голоса.
Дети в этом возрасте свистящие звуки, шипящие и соноры обычно пропускают или заменяют. Для улучшения произносительной стороны речи у детей 2-3 лет необходима систематическая работа, направленная на развитие слухового внимания, речевого дыхания, голоса, звукопроизношения. Особенно большое значение имеет развитие слухового внимания. Работа идет на простейших для восприятия неречевых звуках.
Воспитатель предлагает детям послушать шум машины, трактора, шорох шагов, шелест листвы, стук, скрип двери. Игра «Угадай, что это?»:
- «где позвонили?» - направление звука;
- «солнце-дождик» - переключение слухового внимания;
- «кто идет?» - темп движения;
- «кто как кричит?» - сила голоса;
- «угадай на чем играю?» - слуховое внимание;
- «кораблик» - речевое дыхание (на одном выдохе произнести звуки «п-п-п» не надувая щек).
На развитие правильного произношения игры на звукоподражание. Сначала берут более простые звукоподражания, с открытыми слогами: ко-ко, му-му, га-га; потом с закрытыми – ав-ав, топ-топ, бум-бум; затем слоги с разной структурой – чик-чирик, дили-дон. К концу года дети должны уметь говорить не торопясь, внятно.
2-ая младшая группа (от 3 до 4 лет)
- Продолжать учить детей внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и соноров.
- Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
- Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы.
Произношение детей 2-ой младшей группы характеризуется рядом особенностей:
- Согласные произносятся смягченно (самолет-с'амолет).
- Свистящие звуки «с-з-ц» произносятся недостаточно четко, пропускаются (собака-абака, автобус-атобус); заменяются «с-ф» (фабака вместо собака, фамок – замок).
- Шипящие звуки «ш, ж, ч, щ» произносятся недостаточно четко, пропускаются (шапка-апка); заменяются (шапка-сапка, фапка), «ш» заменяется «с, ф», ж→з, в; ч-ц-ть, щ-сь, ть.
- Звуки «л, р» пропускаются, заменяются звуками «й, ль».
Учитывая эти недостатки, воспитатель должен готовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы для правильного восприятия и произношения звуков. Начиная с 3-х лет у детей тренируют основные движения языка, губ, нижней челюсти. Воспитатель вначале года проводит занятия со всеми детьми, на котором знакомит с органами артикуляционного аппарата и их основными движениями («Сказка о веселом язычке»). Если в 1-ой младшей группе проводились игры на материале неречевых звуков, то 2-ой младшей группе особое внимание обращается на развитие речевого слуха. Отрабатываются следующие звуки: а, у, и, о, э, м, п, б, ф, в. На каждый звук воспитатель последовательно проводит 3 этапа работы:
- Подготовка артикуляционного аппарата.
Цель: тренировка движений органов артикуляционного аппарата. Звук «а» (часть занятия) - добиваться от каждого ребенка умения спокойно открывать и закрывать рот и удерживать его в таком положении несколько секунд. «Птичка и птенчики» - кормление птенчиков, открыли рот, получили зернышки, закрыли рот.
- Уточнение произношения данного звука (часть занятия) – артикуляционная гимнастика, уточнение произношения звука, вызывание звука (у кого нет). Игра «Успокой куклу» - звук «а» - цель: длительное произнесение звука «а», развитие силы голоса.
- Третий этап – целое занятия. Закрепление произношения данного звука в словах. Звук «а» - цель: упражнять детей в правильном произношении звука «а» в словах и выделении его голосом. Игра «Чудесный мешочек» (предметы и картинки по звуку «а» под ударением). Цель: работа по уточнению произнесения изолированного звука, закрепление в словах, фразе, способствующее формирование речевого слуха.
Развивая правильную речь ребенка, необходимо готовить не только его артикуляционный, но и голосовой и дыхательный аппараты. Ясная дикция и четкое произношение зависят от правильного речевого дыхания. А игры на развитие речевого дыхания и артикуляционного аппарата одновременно влияют на развитие голосового аппарата. Во время игр и занятий воспитатель учит детей правильно пользоваться голосом: не кричать, не говорить раздраженным голосом. Итак, во 2-ой младшей группе воспитатель продолжает работу по развитию речевого дыхания, силы голоса, слухового внимания. Параллельно идет работа над звуками и развитию речевого слуха. Дети учатся слышать звуки и правильно их произносить. К концу года дети 2-ой младшей группы должны уметь произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
- Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. Отрабатывать произношение свистящих, шипящих, сонорных звуков.
- Продолжать работу над дикцией.
- Проводить работу по развитию фонематического слуха: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком.
- Совершенствовать интонационную выразительность речи.
У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных, многие звуки произносятся более правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками «т, д»; исчезает замена шипящих звуков «ш, ж, ч, щ» свистящими «с, з, ц». Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным. Шипящие звуки произносятся недостаточно четко, не все дети умеют произносить соноры «л, р». Воспитатель продолжает работу по развитию речевого дыхания. На одном выдохе дети произносят фразу из 4-5 слов (во 2-ой младшей группе из 2-3 слов, в 1-ой младшей группе звуки, 3-4 слога).
У детей вырабатывается умение дифференцировать ротовое и носовое дыхание (вдох и выдох ртом, носом; вдох ртом, выдох носом и наоборот), произнося звук «п-п-п» - длительное ротовое дыхание. Так же, как и в младших группах воспитатель работает над развитием силы голоса: игры «Тихо-громко», «Эхо», «Далеко-близко». Развивает умение определять темп речи. Воспитатель произносит фразу плавно, слитно, в разном темпе и дети выполняют движения – «наши ноги ходили по дороге». Чтение стихов и потешек в разном темпе.
В средней группе продолжается работа по развитию речедвигательного аппарата. Отрабатываются основные движения артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения всех звуков родного языка. Большое внимание уделяют упражнениям для языка, т.к. от точности и дифференцированности движений языка зависит правильное произношение звуков (вверх – шипящие, соноры; кончик языка внизу – свистящие; движения задней части языка – «к, г, х»). В средней группе отрабатывают следующие звуки: н, т, д, к, г, х, п, с-с', з-з', ц. Отработка звуков н, д, к, с-с', з-з', ц проходит в 3 этапа:
- Подготовка артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика).
- Уточнение произношения изолированного звука.
- Закрепление в словах, во фразе.
Звуки т, г, х, п – в 2 этапа (уточнение и закрепление). В средней группе особое внимание уделяется развитию фонематического слуха. Дети учатся не только слышать звуки, но и сравнивать, различать их на слух.
- «угадай что свистит?» - с-с' воздух или вода;
- «комар и комарик» - з-з';
- «свисток и звонок» - с-з.
Дети учатся находить, выделять заданный звук в звуковом ряду среди других звуков (звук «у» среди гласных у-а-у-и-о; в слогах, словах).
При обследовании детей в старшей группе, кроме произношения звуков, мы проверяем достаточно ли развит у ребенка фонематический слух и даем такие задания:
- выделить звук из ряда звуков;
- выделить слог с заданным звуком;
- повторить пары звуков: звонкие-глухие п-б, т-д, г-к, с-з; свистящие-шипящие – ш-с, ж-з; соноры – р-л, р'-л'.
- удержать в памяти и воспроизвести цепочки из 2-4 слогов (па-па-па-ба; та-да-та); цепочки из слов – том-дом, пень-тень-день, бак-мак-лак;
- назвать первый звук в словах (Аня, утка, Ира, Оля);
- согласный звук из конца слова.
Если у детей фонематический слух в норме, и они справляются с этими заданиями, значит с ними занимались систематически. Воспитатели должны обследовать детей в начале, в середине, в конце года. На основании данных индивидуального обследования планируется работа по звуковой культуре речи со всей группой детей, по подгруппам. Особое внимание уделяется воспитателем индивидуальной работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультативно - методическая работа с педагогами " Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста ".
Консультация для педагогов " Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста ". Основные этапы и направления работы по развитию речи дошкольников....
Консультация "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста".
Консультация будет полезна как для педагогов, так и для родителей. Даны различия таких понятий как "фонематический слух" и "фонематическое восприятие" Представлены возрастные нормы развития фонематиче...
Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...
Консультации для родителей по развитию речи; артикуляционная гимнастика; воспитание звуковой культуры речи у дошкольников
1.Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллек...
Проект по развитию речи на тему: «Воспитание звуковой культуры речи с помощью современных методов и приемов обучения» в старшей группе
Цели:• Формирование умения правильно произносить звуки, производить звуковой анализ слова.• Развитие речевого дыхания, тем...
Консультация для родителей по развитию речи детей 2-3 лет. "Воспитание звуковой культуры речи".
Консультация для родителей по развитию речи детей 2-3 лет."Воспитание звуковой культуры речи"....
Конспект открытого занятия по развитию речи «Воспитание звуковой культуры речи и грамматически правильной речи в сюжетно – ролевой игре» с детьми седьмого года жизни. Тема: «На приеме у логопеда»
Цель: Упражнять детей в различении на слух и дифференциации знакомых звуков С – З. Задачи: Развивать фонематический слух и восприятие; Учить дифференцировать звуки С-З и упражнять в от...