Развитие речи на математике.
статья по развитию речи
: в статье рассматривается проблема речевых ошибок детей на занятие по математике, описаны разнообразные приёмы исправления речевых ошибок детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_na_matematike.docx | 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Касимова Гузель Курбановна
Воспитатель МБДОУ № 40
Г.Нижнекамск, республика Татарстан.
Развитие речи на математике.
Аннотация: в статье рассматривается проблема речевых ошибок детей на занятие по математике, описаны разнообразные приёмы исправления речевых ошибок детей.
Обобщение, закрепление, активизация словаря - постоянная составная часть НОД по познанию в детском саду. Она полностью определяется требованиями «Программы». Усвоение представлений о некоторых математических понятиях (множество, отношение, величина, число), простейшие вычисления, измерения строятся в основном на базе бытового словаря детей при крайнем ограничении специальных терминов.
Условное деление словаря на активный и пассивный даёт возможность последовательно вести работу с детьми от понимания смысла слов, к точному и осмыслённому употреблению в речи. Словарь, который усваивают дети при математическом развитии, складывается из отдельных слов и словосочетаний. Его специфическая особенность - значительное представлений таких частей речи (числительных, прилагательных, наречий, предлогов), которые в обычном речевом общении дети используют редко.
Главная цель словарной работы с детьми по математике - уяснение точного смысла (значения) слов, отражение с их помощью представлений, полученных в процессе практической деятельности. Дети должны учиться не только распознавать величину предметов, но и правильно отражать свои представления («шире-уже», «выше-ниже», «толще-тоньше»). Отличать эти изменения от изменений общего объёма (больше-меньше», «большой-маленький»). Находить более сложные ориентировки в величине предметов («высокий», «ниже», «ещё ниже», «самый низкий»). Осваивать существительные, обозначающие предметы и геометрические фигуры («круг», «квадрат», «треугольник»). Пространственные отношения, временные обозначения («утро», «день», «вечер», «ночь», «вчера», «сегодня», «завтра», «быстро», «медленно»; названия дней недели, месяцев). Тогда они научатся постепенно отражать количественные, пространственные и временные представления, глубже осознавать их, обобщать. Овладение словарём обеспечит возможность, объяснит цель, способ выполнения действия, результат.
Математическое развитие решается посредством накопления непосредственных эмоционально-образных впечатлений, усвоения и умения адекватно использовать речь для выражения сущности практического действия, доказательства. Результативность обучения зависит от знания педагогом общих закономерностей развития мышления и речи дошкольников.
В психологии доказана роль речи в становлении и развитии мышления (Л.С.Выгодский, А.Р.Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.) Связь речи и мышления двухсторонняя, мышление не только находит выражение в речи и формируется в ней, но и регулирует речевой процесс. Известно, что мышлением действием в дошкольном возрасте опережает мышление речью. Любое действие по мере овладения новым заданием развивается от внешнего к действию в уме. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, разработанной психологом П.Я. Гальпериным, действие постепенно отрывается от внешней опоры и переходит в умственный план. Промежуточным этапом является высказывание о ходе действия в речи, без опоры на наглядность.
Усвоение нового действия начинается с ориентировки в задании: детям показывают обобщенный способ выполнения. На его основе в дальнейшем можно выполнить любое аналогичное задание.
Поэтому методически правильно требовать от детей выражать в речи не только результат и процесс выполнения, но и предварительное проговаривание действия. Можно даже предложить рассказать, как они будут выполнять задания, например такое: положить на нижнею полоску столько же предметов, сколько их на верхней. Задания формируем таким образом, чтобы в ответах отражался способ выполнения действий, т.е. характер и последовательность всех операций. Тогда и на последнем этапе (действия в уме) станет возможным обоснование способа выполнения, результата на практическое действие, наглядность. Место, назначение и характер речи детей меняется по мере освоения действия. Если на первом этапе они выполняют задания с частичным проговариванием способа выполнения, то на втором и тем более на третьем – рассуждают. Умственное действие осуществляется в плане внутренней речи, речи про себя. Внутренняя речь дошкольников, по данным психологов, тесно связана с внешней предметной деятельностью. Практические задания дается одновременно с указанием на место речевого выражения действия. «Раскладывай и говори, что ты делаешь. Расскажи, как ты выполнил задание. Что ты сделал? Почему взял сначала пять предметов, а потом столько же положил справа». При сравнение предметов по длине и ширине педагог предлагает детям взять полоски, положить их перед собой и задаёт вопросы: «Сколько всего полосок? Что можно сказать об их размере? Как разложить полоски от самой короткой до самой длиной? (Каждый раз надо брать самую короткую из оставшихся). Положите полоски от самой длиной? В каком порядке вы положили полоски? Какая по счёту самая короткая (длинная) полоска?
В итоге ряда занятий, например, по делению целого на части, можно задать детям вопросы, позволяющие обобщить знания: «Сколько раз надо сложить круг, чтобы разделить его на 2 (4, 8) равные части? Если квадрат сложить 1 (2, 3) раз пополам, сколько частей получиться? Сколько кругов можно сложить из 4 полукругов? Для чего ты сложил 4 полукруга? В своей работе также используем вопросы – задачи. Например: «Мне надо разделить ленту между 4 девочками, что я должна сделать? Или: «Вечером я пойду в булочную за хлебом. Мне нужна половина буханки хлеба. Как продавец разделит буханку хлеба и почему? А если мне достаточно четвертушки хлеба, что сделает продавец и почему?» Правильность ответов проверяется соответствующими действиями.
Рассуждения шестилетних детей основываются только на зрительном восприятии анализируемого или сформированных представлений. Поэтому их речь следует за выполнением действия другим лицом, задание выполняется словесной инструкцией. «Объясни, как выполнил задание. Почему именно так? Расскажи, как будешь выполнять. Объясни, что я сделала. Объясни, как выполнила задание Лена». При решение арифметических задач, педагог отмечает того, кто рассказал задачу кратко и понятно, а затем спрашивает: «Что мы знаем? Что мы не знаем? Больше или меньше стало яблок в корзине после того, как я дала 1 яблоко Глебу? Верно, яблок стало меньше. Чтобы решить задачу, надо из 7 вычесть 1, получиться 6. Сколько яблок осталось в корзине? Что же мы сделали, чтобы решить задачу?»
Наиболее частые речевые ошибки на математике, это отсутствие в активном словаре необходимых слов или неточное ошибочное использование, неправильное построение предложений, высказываний, рассуждений, односложность или, наоборот многословие.
Причины - недостаточная ясность, образность в практических действиях, в приёмах активизации умственной и речевой деятельности, в единых требованиях.
Задача педагога - исправить речевые ошибки конкретными указаниями, разнообразными обучающими приёмами. Один из них - упражнения на постановку вопроса. В конкретной ситуации на наглядном материале дети задают вопрос, охватывающее количество предметов, порядковое место предмета, его размер, форму, метод изменения. Этим умением ребята успешнее овладевают в том случае, когда адресуется вопрос конкретному лицу - воспитателям или товарищам. Учим детей задавать вопросы по результатам непосредственного сравнения. Например, «Коля сравнил два четырёхугольника. О чём можно спросить его?» Или, по выполнении практического действия: «Спросите Галю, что она узнала, разложив предметы в два ряда?» Еще несколько приёмов: адресовать объяснение не только воспитателю, но и всей группе. («Объясни, так, чтобы всем стало понятно, для чего ты сравнивал полоски по ширине»), сформировать вопрос на готовый ответ. «Я скажу ответ, а вы задайте мне на него вопрос. Ответ такой: «Треугольник отличается от квадрата количеством сторон и углов»; (Сколько сторон у треугольника? Сколько сторон у квадрата? У треугольника или квадрата больше углов? Почему фигуру, у которой три стороны называют треугольником?) «Я измерила стол и узнала: длина его равна 5 меркам, ширина-трём. Как можно спросить меня?»
Каждый раз последовательно разъясняем, кратко, образно, конкретно обобщаем ответы, результаты практических действий, подводим итог. Объясняя материал, используем тот же словарь, который должны освоить дети: слова и словосочетания, выражающее количество, величину, форму, пространство, отношения объектов. Речь всегда должна служить образцом для подражания. Ориентация на образец - один из основных путей развития речи дошкольников по формированию математических представлений.
Список используемой литературы.
1.Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина; И учеба, и игра – Ярославль, академия развития, 2001 г.
2. Т.Я.Фалькович, Л.Б. Барылкина. Формирование математических представлений. – М, 2005 г.
3.Н.П. Холина. Л.Г. Петерсон. Раз ступенька, два ступенька…М, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по развитию речи и математики с использованием фольклора. Мама и ребенок.
(...
Интегрированное занятие по развитию речи и математике "Репка"
Развитие речи и логического мышления. Развитие творческих способностей на основе математики. Цели:Продолжить работу по обогащению речи дошкольников. закреплению знаний о числах первого деся...
Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром , развитию речи и математике во 2 младшей группе.
Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром , развитию речи и математике во 2 младшей группе....
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и математике в средней логопедической группе по теме "Домашние животные"
Интегрированное занятие в средней логопедической группе по теме "Домашние животные" проводится логопедом и воспитателем. Данное занятие направлено на закрепление знаний детей по т...
Интегрированное занятие в старшей группе по развитию речи и математике "В поисках сюрприза"
Занятие в старшей группе по развитию речи и математике...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и математике в подготовительной группе.
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и математике в подготовительной группе. ГБОУ СОШ №629 отделение №2 Воспитатель: Квон В.Н.Тема: Путешествие по островам знаний....
«Весенняя прогулка». Интегрированное занятие по развитию речи и математике во второй младшей группе
Интегрирование занятие по развитие речи и математики второй младший группеТема: «Весенняя прогулка»Цель:- Закрепить у детей умение находить «много», «один»;- развив...