Проект "Ловкие пальчики"(вторая младшая группа )
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Авакян Лариса  Васильевна

О том, что мелкую моторику рук ребенка надо развивать, знает каждый «продвинутый» родитель. И то, что мелкая моторика влияет непосредственно на развития речи ребенка, так же знает большинство из нас. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызвать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Развитие мелкой моторики рук так же напрямую связано с мышлением, вниманием, наблюдательностью, памятью, воображением, координацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_proekta.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт Проекта «Ловкие пальчики»

 «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев» В. Д Сухомлинский Тип проекта: познавательно – игровой, творческий.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители второй младшей группы

Возраст детей: 3-4 года

Сроки проведения: долгосрочный март– май 2021

Актуальность: О том, что мелкую моторику рук ребенка надо развивать, знает каждый «продвинутый» родитель. И то, что мелкая моторика влияет непосредственно на развития речи ребенка, так же знает большинство из нас. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызвать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Развитие мелкой моторики рук так же напрямую связано с мышлением, вниманием, наблюдательностью, памятью, воображением, координацией.

 Цель проекта: развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности с использованием традиционных и нетрадиционных методов.

Задачи проекта:

• создание условий для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста;

 • познакомить детей с разными методами и приемами для развития мелкой моторики;

 • пополнить развивающую предметно-пространственную среду по сенсомоторному развитию дидактическими материалами;

• повысить уровень компетентности родителей по вопросу мелкой моторики путем привлечения их к реализации проекта.

 Методы и приемы работы:

Массаж кистей рук (массажные шарики, карандаши), пальчиковая гимнастика, физкультминутки, пальчиковые игры со стихами, пальчиковый театр, лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.), нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, ватными палочками, губкой и т. д. конструирование (работа с конструктором ЛЕГО, кубиками), дидактические игры, шнуровка, игры с мелкими предметами (пуговицы, камушки и т.д.), пазлы, мозаика.

Предполагаемый результат:

- увеличение словарного запаса детей, развитие более эмоциональной и выразительной речи детей;

- повышение интереса к пальчиковой гимнастике в повседневной жизни;

 - улучшение моторики пальцев рук, внимания, памяти, воображения, речи.

- получение родителями необходимых знаний по данной теме.

 Этапы проекта:

 • Подготовительно-организационный этап:

- определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

 - изучить методическую литературу;

 - изучить игровые технологии, методы и приемы для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста;

- составить подборку дидактических игр, создание предметно-развивающей среды в группе;

-обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей;

 • Основной этап реализации проекта:

Время

 проведени

я

Цель

Содержание

Результат

март

Выявить проблемы у детей второй младшей группы по речевому развитию

АИС Мониторинг

освоения ребенком основной общеобразовательной программы ДОУ

В результате мониторинга были выявлены проблемы у детей второй младшей группы по речевому развитию.

Составлены индивидуальные маршруты для детей по теме проекта.

Работа с детьми

Составить картотеку

пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук

 

Картотека

пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук

Работа с семьёй

Познакомить родителей с пальчиковыми играми для малышей.

Изготовление папки-передвижки «Пальчиковые игры для малышей».

Создание буклета

«Как развивать мелкую моторику рук у детей 3–4 лет»

Папка-передвижка

«Пальчиковые игры для малышей».

Буклет «Как развивать мелкую моторику рук у детей 3–4 лет»

Апрель

Работа с детьми

Научить детей выполнять

ручной массаж кистей и пальцев рук

Создание развивающей среды – приобретение массажных шариков «Су-Джок», составление картотеки игр, упражнений, художественного слова.

Картотека пальчиковых игр с шариком «Су-Джок» и массажными кольцами.

Работа с семьёй

Познакомить родителей с Су-Джок терапией

Консультация для родителей «Использование Су-Джок терапии с детьми младшего дошкольного возраста»

Выполнении родителями упражнений дома.Фотоотчет.

Привлечь родителей к созданию игр с предметами домашнего обихода: (прищепки,

пуговицы, кнопки, липучки, шнурки)

Пополнение дидактических игр

-собери бусы

-волшебные палочки

-рисование по манке

-игры с прищепками

-дид. игра с крышками

Дидактические игры:

-собери бусы

-волшебные палочки

-рисование по манке

-игры

прищепками

-дид. игра с крышками

-забавная мозайка

-игра со шнуровкой и др.

Май

Работа с детьми

Научить детей пользоваться пальчиковым театром

Работа с семьёй

Привлечение родителей к работе по созданию пальчикового театра

Изготовление пальчикового театра к сказке:

«Колобок»,

«Теремок»,

«Курочка Ряба»,

«Репка».

Пальчиковый театр к сказке:

«Колобок»,

«Теремок»,

«Курочка Ряба»,

«Репка».

План работы по реализации проекта

Направления

Форма работы с детьми

Участники

Познавательное развитие

-Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, мука, прищепки, пластиковые крышки, бумага);

- д/и с песком и водой;

- д/и с предметами дом. обихода;

-д/и «Чудесный мешочек»,

- д/и «Нарядные бусы»,

- конструирование построек из кубиков разной величины

Воспитатели, воспитанники

Речевое развитие

заучивание потешек, сопровождающихся пальчиковыми играми «Замок», «Дружная

семья», «Части тела», «Капуста», «Ботиночки», «Веселая мышка», «Мышь полезла», «Есть в лесу из бревен дом»

Воспитатели, воспитанники

Социально-коммуникативное развитие

- коллективное творчество – рисование пальчиками «Нарисуем солнышку лучики»,

- игры с застежками, прищепками, крупой, пуговицами, крышками;

- мозаика,

- шнуровка,

- коллективные игры на развитие мелкой моторики «Веселая ложка», «Найди сюрприз», «Переложи игрушки»

Воспитатели, воспитанники

Художественно-эстетическое развитие

рисование ладошками «Веселые картины»,

- рисование пальчиками на крупе «Узоры на подносе»;

-рисование ватными палочками «Покормим цыплят»;

- рисование губкой «Одуванчики»

- лепка «Веселые ежата»;

- пальчиковый и кукольный театр по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок»

- народные игры с ладошками

Воспитатели, воспитанники

Физическое развитие

Массаж с растиранием пальчиков;

- Подвижные игры «Петушок», «Мишка косолапый», «Лягушата», «Аисты»;

- игры с массажным мячиком

Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок (Репка, мышка, моя семья, зайчик, апельсин, счет, тесто, сороконожки, котик, дружба, пальчики здороваются, дождик, ушки – рожки)

Воспитатели, воспитанники

Форма работы с родителями:

консультация для родителей «Ловкие пальчики – правильная речь»;

- привлечение родителей к участию в конкурсе «Театральная игрушка»: изготовление театра для детей любого вида;

- помощь в подготовке к презентации проекта – показу детьми кукольного театра по сказке «Репка»;

- папка – передвижка «Играем пальчиками»

Воспитатели, воспитанники, родители

Картотека пальчиковой гимнастики по темам на 3 месяца .

Март «Подарки», Приготовили обед», «Ходилочка», «Транспорт»

Апрель «Раз – весна.», «В зоопарке мы бродили», «Аквариум», Птенчики в гнезде»

Май «Помощники», «Мой город», «Пион», «Бабочка»

 «Информационный стенд для родителей», который содержит рекомендации по развитию мелкой моторики у детей в домашних условиях, приемы самомассажа и массажа, пальчиковые упражнения и игры.

Приложение

Конспект совместной деятельности по развитию мелкой моторики во второй младшей группе «На поиски ключика»

Цель: проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук.

Задачи:

1. Учить детей различным приемам самомассажа;

2. Совершенствовать артикуляцию и мелкую моторику, координацию речи с движениями;

3. Активизировать речь, стимулировать использование детьми в активной речи слова;

4. Использовать в работе по развитию мелкой моторики приемы нетрадиционного рисования;

5. Воспитывать интерес к упражнениям с массажным мячиком Су-джок;

6. Формировать познавательный интерес, эмоционально-положительные взаимоотношения между воспитанниками, вызвать эмоциональный отклик от совершённых действий.

Оборудование: Массажные шарики Су – Джок, игрушки Ежик и Лиса, «чудесный мешочек», сюрприз-коробочка с конфетами, ключик, поднос с манкой.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мы с вами собрались не просто так, вы любите играть, рисовать, разгадывать загадки, путешествовать? Я с собой принесла волшебный сундучок, но вот беда, ключик потеряла, а без него сундучок не откроется. Вы поможете мне его найти? Предлагаю Вам отправиться со мной в путешествие «На поиски ключика». Впереди нас с

нас приглашает. Тогда отгадайте загадку.

Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет.

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это лисичка. Так вот нас лисичка приглашает к себе в гости на день рождение. А с чем ходят на дни рождения?

(ответы детей)

Воспитатель: А что мы можем подарить лисичке?

Чему бы она обрадовалась?

(ответы детей)

Воспитатель: А мне жалко зайчика и курочку, ведь она их съест.

А что можно еще подарить?

Ведь лисичка такая модница, красавица.

Она любит наряжаться.

А давайте мы сделаем ей подарок бусы.

(Дети подходят к столам, на столах лежат трубочки и ленточки).

Воспитатель: какого цвета трубочки?

Ребята, а можно из трубочек сделать бусы?

(ответы детей)

Воспитатель: тогда давайте приступим к работе.

Присаживайтесь за столы и возьмите себе ленточки.

Посмотрите, как правильно нужно взять ленточку.

Я беру за острый кончик ленточку, чтобы узелок был внизу и нанизываю трубочку. Все поняли, тогда приступайте к работе.

В ходе работы воспитатель помогает детям, затем связывает бусы.

Воспитатель: ну, вот бусы у нас готовы. Спрашиваю, у кого какого цвета получились бусы. Если кто-то сделает разноцветные бусы, похвалить и закрепить к слову «разноцветные».

Воспитатель: Давайте наши бусы положим в корзинку, и отправимся дальше в путь.

Воспитатель: Замечательно, первое задание выполнили, ребята, а ключик не нашли? Что такое? Как же так? Не открыть его никак!

Воспитатель: Двигаемся дальше. Теперь мы поплывём на лодочке, сели в лодку, взяли весло и поплыли.

Второе задание «Сундучок вы отопрёте, если рисовать начнёте» (Воспитатель выставляет на мольберт солнышко).

— Ребята, почему стало так светло и тепло? А на что похоже солнышко? Можно сказать, что оно похоже на цветок? У цветочка есть лепестки, а у солнышка лучики. А какое оно, солнышко? Если бы рисовали солнышко, с чего бы вы начали? После того как нарисуем круг, что следует нарисовать? Посмотрите, у меня солнышко есть, а у вас пока нет. Сейчас наши пальчики превратятся в волшебные карандашики, нарисуем солнышко, и тогда у нас будет еще светлее и теплее. (Дети подходят к подносу с манной крупой и образуют из манной крупы круг).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, чего-то не хватает нашему солнышку?

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, выполнили ещё одно задание.

Воспитатель: Ну, что ж и здесь ключа не нашли, последняя попытка, последняя остановка, поедем с вами на машине, (имитация движений) открыли дверь сели в машину, взяли в руки руль и поехали. Стоп, приехали.

Идем по группе подходим к елочке.

Воспитатель: Ребята посмотрите, что это?

(ответы детей)

Воспитатель: Какого цвета елочка?

(ответы детей)

Воспитатель: А под елочкой кто-то прячется? Давайте посмотрим.

Воспитатель: Отгадайте загадку и узнаете, кто прячется под елочкой.

Он со всех сторон колючий,

 На нём иголки просто кучей.

Он похож на маленькую горку.

 Ищет он грибы и тащит в норку.

Носик у него курносый, чёрный,

А характер тихий, но упорный. По траве он бродит без дорожек. Ты его не бойся, это… ёжик

(воспитатель показывает детям игрушку – ежа)

Воспитатель: Посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости. Расскажите, какой ёжик? (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный) Что может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать, топать) Назовите семью ежей. (папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата)

Воспитатель: Ребята, Ежик принёс нам волшебный мешочек. Хотите узнать, что в нем? Возьмите из мешочка по одному предмету (дети достают из мешочка шарик Су- Джок).

Воспитатель: Ежик мне рассказал, что ему очень нравятся эти разноцветные колючие шарики, но он совсем не знает, как с ними играть. Чудесный шарик, не простой, он колючий, вот какой! Давайте поиграем с шариками и научим нашим играм Ежика.

Пальчиковая гимнастика с элементами Су-джок терапии

По ладошке прыг да скок

Ловко прыгает Су – джок!

На спине иголки носит, пользу пальчикам приносит.

Ловко прыгает наш шарик, он не больно колет пальчик

Взад – вперед катается, с нами занимается.

«Чудесный мячик»

Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю,

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.

Каждым пальчиком прижму

И другой рукой начну»

Воспитатель: А теперь прокрутите шарик, откройте его и достаньте пружинку. Поиграем с ней. Приготовьте одну ручку, на каждую строчку стиха надеваем пружинку.

«Игры с пружинкой»

- Мальчик-пальчик, Где ты был?

(надеваем кольцо Су Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил,

(надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)

-С этим братцем щи варил,

(надеваем кольцо Су Джок на средний палец)

-С этим братцем кашу ел,

(надеваем кольцо Су Джок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел

(надеваем кольцо Су Джок на мизинец)

Воспитатель: А ежик говорит вам большое спасибо, за то, что мы с ним поиграли. А еще он отдал нам ключик от нашего волшебного сундучка.

Воспитатель: Ура, вот ключик. Выполнили все задания, что мы делали, на чём передвигались? (На самолёте, на лодке плыли, на машине ехали. Отгадали загадки, нарисовали солнышко, стало светло и тепло, поиграли с ежиком).

Давайте откроем сундучок.

Где наш ключик дорогой,

Сундучок скорей открой,

Что внутри ты покажи

И ребяткам подари.

Сундучок наш, наконец,

Свою крышку приподнял!

Что же он от нас скрывал?

Да здесь конфетки лежат

Для ребят и для девчат!

(Воспитатель открывает сундучок и обнаруживает в нем конфеты).

— Ребята, вы все молодцы! Вы выполнили все задания. А выполнить все задания нам помогли наши волшебные помощники — наши пальчики. Они обязательно должны трудиться, не лениться. Молодцы, ребята.

Список использованной литературы и интернет ресурсов:

1. Лазаренко О. И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»

2. Нищева Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»

3. Овчинникова Т. С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»

4. Османова Г. А, Позднякова Л. А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. 3-4 года»

5. Ткаченко Т. А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»

6. Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

7.https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-raboty-po-razvitiyu-melkoi-motoriki-vtoraja-mladshaja-grupa.html


8. Тимофеева Е. Ю. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб:, Корона-Век, 2007

9. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М.: ЭКСМО, 2007.

10. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

15. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

16.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

17. Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.

18.Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.

19.Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.

20. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

21.Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей «Играем пальчиками» (вторая младшая группа)

построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых...

ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Дружные пальчики» во второй младшей группе

Актуальность Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных дви-жениях – это движения пальцев руки и органов артикуля...

Перспективный план кружковой деятельности "Волшебные пальчики" вторая младшая группа

Перспективный план кружковой деятельности, направленный на развитие мелкомоторики рук....

Перспективный план кружковой деятельности "Волшебные пальчики" вторая младшая группа

Перспективный план кружковой деятельности, направленный на развитие мелкомоторики рук....

Перспективный план кружковой деятельности "Волшебные пальчики" вторая младшая группа

Перспективный план кружковой деятельности, направленный на развитие мелкомоторики рук....

Программа кружка «Веселые пальчики» вторая младшая группа

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки...