Программа кружка «Веселые пальчики» первая младшая группа группа
методическая разработка (младшая группа)

Чернявко Наталья Геннадьевна

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_veselye_palchiki_2021-2022god.docx34.42 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Веселые пальчики»  первая младшая группа группа

Руководитель кружка: Чернявко Н.Г.

Программа дополнительного образования детей 3-4 лет по художественной направленности

«Веселые пальчики»

Цель программы: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

                                        2022-2023уч. год

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.

 Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

 Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

 Кружок «Веселые пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Содержание занятий по каждому разделу составлено с учетом возрастных особенностей детей. При условии систематического и планомерного обучении Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики.

 Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:

 

• самомассаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

• рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты).

 

Программа кружка «Весёлые пальчики» художественно- эстетической направленности создана на основе методических пособий Узорова О.В., Нефедова Е.А «Пальчиковая гимнастика», Доронова Т.Н. «Обучаем детей изобразительной деятельности», Давыдова Г.Н. «Пластилинография».

 Новизной и отличительной особенностью программы «Весёлые пальчики», является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему, что непосредственно влияет на речевое развитие ребёнка.

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.).

  

Задачи:

 

Образовательные:

 

·        формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

·        формирование практических умений и навыков;

·        обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

 

  Развивающие:

 

·        развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

·        совершенствование движений рук;

·        развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

·        развитие речи детей.

 

Воспитательные:

 

·        воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;

·        воспитывать и развивать художественный вкус;

·        воспитывать усидчивость, целенаправленность.

 

Программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся во второй половине дня с подгруппой детей из 10 детей 1 раз в неделю  в течение всего учебного года.

Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). В октябре и мае проводится мониторинг  усвоенных знаний.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями работы с использованием приобретенных навыков.

 

К концу учебного года дети должны  уметь работать с бумагой в разных техниках, ручки станут более гибкими, послушными, дети научатся самостоятельно и творчески работать. Развивается эстетический вкус, аккуратность, усидчивость. У детей выявляется улучшение показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

 

 

 

Перспективное планирование кружка

Октябрь

Первая неделя.

1.Массаж пальцев. Игра «Кулачок». Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

 2. Пальчиковая игра. «Моя семья» Вот дедушка, Вот бабушка, Вот папочка, Вот мамочка, Вот деточка моя, А вот и вся семья. Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

3. Чтение потешки «Сорока белобока».

 4. Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять» Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

 Вторая неделя.

1. Массаж пальчиков мячиком

2. Пальчиковая игра. «Наш малыш»

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — наш малыш.

 Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

 3.Собери пирамидку.

4. Пальчиковое рисование. Коллективная работа «Солнышко»

Третья неделя.

1.Массаж пальчиков карандашами

2. Пальчиковая игра. «Шалун»

 Наша Маша варила кашу.

 Кашу сварила,

малышей кормила:

 Этому дала,

 Этому дала,

 Этому дала,

 Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

 Свою тарелку разбил.

 На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

 3. Рисование пальчиками. Коллективная работа «Корзина с ягодами».

Четвертая неделя.

1.Массаж пальчиков « Мы погладим наши пальчики»

2. Пальчиковая игра. «Качели»

Задрожали ветви елей.

 Мы в восторге от качелей.

Мы летаем вверх и вниз,

Вместе с нами веселись.

Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

3. Рисуем пальчиком на манке (крупа).

Ноябрь

Неделя первая.

1.Массаж пальчиков мячиком – ёжиком.

2. Пальчиковая игра. «Кисточка» Мягкой кисточкой покрашу Стульчик, стол и кошку Машу. Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.

3. Нетрадиционное рисование красками.  «Мухомор»

Вторая неделя.

1. Массаж пальчиков « Мы погладим наши пальчики»

2. Пальчиковая игра. «Веер»

 Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко.

Достаем красивый веер —

 Пусть прохладою повеет.

 Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

 3.Игра застегни и расстегни.

Третья неделя

1. Массаж пальчиков «сухой бассейн».

2. Пальчиковая игра. «Белка»

 Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

 Воробью, синичке,

 Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

 3. Рассматривание картинок с животными.

4. Лепка «Орешки для белочки».

Четвертая неделя.

1.Массаж пальчиков « Мы катаем карандаши».

2. Пальчиковая игра. «Елочка»

Перед нами елочка - сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

Шишечки, показывают кулачки

Иголочки, указательные пальцы

 Шарики, пальцы сжимают в круг

Фонарики, показывают «фонарики»

 Зайчики, показывают «ушки зайца»

И свечки, прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звезды, прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

 Человечки - ставят средний и указательный пальцы на колени

3. Собери пазлы.

4. Рисование пальчиками  «Идет снег».

Декабрь

Первая неделя.

1. Массаж пальчиков « Сожми и разожми кулачки».

 2. Пальчиковая игра. «Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать,

 Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики — «Ура!»

В детский сад идти пора!

 Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

3.Слепим снежки из бумаги.

4.  «Сухой бассейн» игры.

Вторая неделя.

1. Массаж пальчиков мячиком- ежиком.

2. Пальчиковая игра. «На работу»

Большой палец встал один.

Указательный — за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все — «Ура!»

 На работу им пора. Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все»— широко расставить пальцы в стороны.

3.Игра со шнуровками.

4. Пальчиковое рисование  «Огоньки на елочке»

Январь

Первая неделя.

 1.Массаж пальчиков « Катаем карандаши».

2. Пальчиковая игра. «Пальчики здороваются»

Я здороваюсь везде — Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседской курице.

 Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

3.Чтение потешки.

4. Лепка  «Зернышки для курочки»

 Вторая неделя.

1. Массаж пальчиков колечком.

2. Пальчиковая игра. «Мы делили апельсин»

 Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька для ежат, (поочередно загибают пальцы на правой руке)

Эта долька для стрижат,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка - кожура. (Разводят руки.)

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь кто куда. (имитируют бег пальцами по столу) 3.рисование на песке.

Третья неделя.

1.Массаж пальчиков карандашами.

 2. Пальчиковая игра. «Капуста»

 Мы капусту рубим-рубим (двигают прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы капусту трем-трем, (потирают кулачок о кулачок)

 Мы капусту солим-солим (поочередно поглаживают подушечки пальцев)

 Мы капусту жмем-жмем (сжимают и разжимают кулачок)

3. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

Четвертая неделя.

1.Массаж пальчиков сильные пальчики.

2. Пальчиковая игра. «Тетери». (Русская народная потешка)

Как на нашем на лугу- разводим руки в стороны, изображая простор.

Стоит чашка творогу - ладони вместе – горстью.

Прилетели две тетери,

 Машем пальчиками обеих рук, «слетаемся» с разных сторон в середину.

 Наклевались, улетели.

Указательный и средний палец –клювы – тыкают в сложенную горстью вторую ладонь.

 3.Хороводная игра.

Февраль

Первая неделя.

1. Массаж пальчиков карандашами.

2.Игра «Чудо - прищепки» прикрепляем бельевые прищепки к горизонтально натянутой веревке. Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и рук.

 3.Разбираем счетные палочки по цвету.

Вторая неделя.

1. Массаж пальчиков (мячик еж). Игра «Колючий ежик». Цель: Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать навыки выразительности, пластичности движений.

2.Скатывание нитки в клубок.

 3.Игры с пробками.

Третья неделя.

1. Массаж рук «Покатай, покатай» теннисные шарики по столу. Цель: стимулировать активные точки пальцев и ладоней, развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.

 2.Собери пазлы.

 3.Игра застегни и расстегни.

Третья неделя.

1.Массаж пальцев. Игра «Кулачок».

2. .«Кто это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями домашних птиц.

3. Шнуровка.

Четвертая неделя.

1. Массаж пальчиков катушкой «Дровишки» - катание катушки между ладошками по всей длине пальчиков.

2. Игра чудесный мешочек.

 3. Собери пазлы.

Март

Первая неделя.

 1. Массаж пальчиков и перебирание бусин. Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

 2.Штриховка цветы для мамы.

3. Игра «Светит солнышко». Выложить из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

Вторая неделя.

1.Массаж пальчиков колечко.

2. Игра «Большие и маленькие листочки»

3. Игра «Волшебный шнурок» - учить вкладывать шнурок в дырочку.

Третья неделя.

 1.Массаж пальчиков карандашами.

 2. «Червячки для грачей» - лепка из пластилина.

3. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц.

Четвертая неделя.

1. Массаж рук «Покатай, покатай» теннисные шарики по столу.

2. Нетрадиционное рисование.

3. Чтение потешек.

Апрель

 Первая неделя.

 1.Массаж пальчиков « Мы погладим наши пальчики». «Паучок»

2. Пальчиковая игра.

 Паучок бежал по ветке, (Скрестите руки на уровне груди. Пальчики правой руки бегут по предплечью левой, а затем наоборот)

А за ним бежали детки.

Хлынул дождик: ой – е – ей! (Прижмите ладошки к лицу и сокрушенно покачайте головой)

 Смыло паучков водой. (Помашите руками, словно стряхивая паучков и водичку)

4. Рисование пальчиковыми красками паучка.

 Вторая неделя.

1. Массаж пальчиков сжимание и разжимание кулачков.

2. Пальчиковая игра. «Детки»

 Раз- два- три- четыре- пять!

 Будем пальчики считать —

Крепкие, дружные,

Все такие нужные

 Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

2. Игра со шнуровками.

Третья неделя.

1.Массаж пальчиков карандашами.

2. Игра с прищепками (солнышко, ежик, цыпленок).

 3. Штриховка домик.

Четвертая неделя.

1. Массаж. Катание карандаша между ладошками.

2. Игра «Я рисую» (на подносе манная крупа).

3. Игра «Кто спрятался?» «в сухом бассейне».

Май

Первая неделя.

1.Массаж пальчиков катание шарика.

2.Бусы для мамы из бумаги.

3. «Разноцветные крышечки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.

4. Собери пирамидку.

Вторая неделя.

1. Массаж пальчиков сжимать кулачки.

2. Пальчиковая игра «Семья».

3. Чтение потешек.

 4. Игра собери палочки по цвету.

Третья неделя.

1. Массаж пальчиков. Игра «Катание шариков».

2. Пальчиковая игра. «Кот на печи»

Кот на печи - стучат кулачком о кулачок

 Сухари толчет,

Кошка в окошке - показывают как шьют иголкой

Полотенце шьет.

 Маленькие котята - поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз

 На печке сидят, и качают головой вправо-влево

На печке сидят

 Да на котика глядят - показывают руками «очки»

Все на котика глядят

И сухарики едет - щелкают зубками

3. Чтение потешки «Котя, Котенька, Коток».

Четвертая неделя.

1. Массаж пальчиков мячиком.

2. Пальчиковая игра. «Курочка – рябушечка»

Курочка – рябушечка

 По двору гуляла, не спеша «проходятся» указательным и средним пальцем по бедрам

 По двору гуляла,

 Цыпляток считала.

 - Раз, два, три, четыре, пять! загибают пальчики на одной руке

 Посчитаю их опять: грозят указательным пальцем

 Раз, два, три, четыре, пять!» загибают пальчики на другой руке

3. Показ сказки «Курочка Ряба» в пальчиковом театре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Веселый пластилин» для подготовительной группы

Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания. С эмоциональной и общественной сторонами человека, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера....

Рецензия на публикацию в электронном СМИ «Большая перемена» по теме «Оздоровительная направленность программы кружка «Веселый мяч» для младших и средних дошкольников»

Данная программа характеризует авторов как знающих специалистов, способных отобрать, систематизировать необходимый по тематике материал и разработать цикл диагностических работ в рамках данной програм...

Рецензия на публикацию в электронном СМИ «Большая перемена» по теме «Оздоровительная направленность программы кружка «Веселый мяч» для младших и средних дошкольников»

Данная программа характеризует авторов как знающих специалистов, способных отобрать, систематизировать необходимый по тематике материал и разработать цикл диагностических работ в рамках данной програм...

Программа кружка " Веселые пальчики" в младшей группе

Программа кружка " Веселые пальчики" в младшей группе...

Авторская программа кружка "Веселый английский" в подготовительной группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.        Язык для ребенка – это , прежде всего, средство развития, познания и воспитания.  Иностранный  язык  на ранней сту...

Программа кружка «Веселые минутки» во 2 младшей группе

Кружковая работа «Веселые минутки» разработана учителем-дефектологом и рассчитана на 1 учебный год. Цикл занятий адаптирован на работу с детьми в ДОУ из программы «нейропсихологическ...