Конспект НОД (старшая группа) по теме: "Посуда"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Молодцова Ольга Александровна

Конспект НОД образовательная область: речевое развитие

группа: старшая логопедическая

Лексическая тема: "Посуда"

Данный конспект включает программное содержание (цель, задачи, интеграцию образовательных областей, предварительную работу), основной ход занятия (вспомогательные материалы: загадки, физкультминутки), заключительную часть (рефлексию).

Данный конспект был использован на открытом занятии по речевому развитию в старшей логопедической группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_starshaya_gr_posuda.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию (лексическая тема «Посуда») в старшей логопедической группе

Цели занятия: расширять и уточнять представления детей о предметном мире (посуда).

Задачи: 

Обучающие: Формировать представления детей о посуде;

закреплять познания детей о посуде (умение называть и различать посуду);

расширять словарный запас детей, обогащать речь прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.

Развивающие: Развивать связную речь, подбирать слова-антонимы, познавательные процессы: память, слуховое внимание, воображение и восприятие; расширять кругозор; совершенствовать коммуникативные качества через игру.

Воспитательные: воспитывать уважение к труду взрослых и близких членов семьи.

Предварительная работа: Разучивание стихов, составление описательных рассказов детьми по опорным схемам, совместное прочтение произведения К. Чуковского «Федорино горе», рассматривание иллюстраций, дидактического материала, посуды.

Основной ход занятия: Сюрпризный момент. Сотрудник ДС заходит в группу и объявляет, что в холле группы обнаружила коробку с письмом.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, от кого она пришла. Достаёт письмо, читает (В письме с иллюстрациями пишет бабушка Федора (из сказки К. Чуковского), она просит ребят помочь ей с битой посудой). Воспитатель достает битую посуду, показывает детям.

-Ребята, посмотрите. Эта битая посуда из сказки «Федорино горе». Дети, а вам знакома эта сказка?

-Кто написал эту сказку? (ответы детей. К. И. Чуковский)

-Какие сказки он ещё написал? («Мойдодыр», «Телефон», «Доктор Айболит», «Краденное солнце», «Муха-Цокотуха»).

- Что же произошло?

«… Бедная баба одна,

И плачет, и плачет она.

Села бы баба за стол,

Да стол за ворота ушёл.

Сварила бы баба щи,

Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы. Ой, горе Федоре! Горе!»

- Ребята, поможем бабушке Федоре вернуть целую посуду? Чтобы посуда стала целой и вновь радовала героиню сказки, нам надо выполнить несколько заданий. Готовы мне помочь?

- Я загадаю вам загадки, попробуйте догадаться о каких предметах идет речь.

Загадки:

  1. Для нас она необходима, ведь пищу из нее едим мы,

            Бывает глубокая, бывает мелкая.

            А зовут ее …. (тарелка).

  1. На кухоньке нашей

            Мы варим в ней кашу,

            Картошку, бульоны,

            Супы, макароны   (Кастрюля).

  1. На кухне ей всегда почёт

Она и жарит и печёт,

Не приготовить нам еды

      На кухне без…    (сковороды)

  1. Её за ручку мы берём

Чай, какое из неё мы пьём.  (чашка)

  1. Сама не ем, а людей кормлю (ложка)

  1. А со мной удобно, у меня есть зубчики,

Правда невозможно, мною кушать супчики. (вилка)

  1. Неприступная на вид,

Подбоченившись стоит,

А внутри-то, посмотри

Угощение внутри!    (сахарница)

- Молодцы, ребята! Все предметы посуды вы назвали верно! А вы знаете, что по своему назначению посуда бывает разной. На какие группы ее можно разделить? (Чайная, столовая, кухонная).  Посмотрите. (Педагог показывает слайды с названными группами посуды.) – презентация.

На презентации знакомимся с новыми названиями посуды. Масленка, молочник, солонка, конфетница, супница, салатница, хлебница. Выясняем, из чего она сделана (стеклянная, деревянная, фарфоровая, пластмассовая) – наглядный показ этих предметов.

Физкультминутка.

Вот большой стеклянный чайник (Дети «надувают» живот, одна рука на

поясе, другая в сторону, изогнута как носик)

Очень важный, как начальник. (Приседают, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые чашки, (Кружатся, руки на поясе)

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (Руками показывают круг)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки. (Потягиваются, руки вверх)

Вот пластмассовый поднос – (Руки сомкнуть над головой, делают

Он посуду нам принёс. Большой круг).

- Молодцы, ребята! Размялись, отдохнули! А вот и следующее задание: Нам самое время помочь бабушке Федоре и правильно рассортировать ее посуду. Я буду показывать вам слайды, на которых есть один лишний предмет, а вы постарайтесь его правильно назвать и объяснить, почему он лишний.

(На сенсорной доске открываются слайды)

 Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питья).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

 - Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться и пропадёт труд человека, который её делал. Как надо ухаживать за посудой? Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть.

- А теперь давайте

поиграем. Я вам называю свойство посуды (какая она может быть?), а вы в ответ предлагаете противоположное слово. (игра с мягким мячом).

Игра «наоборот». Глубокая – мелкая,  чистая – грязная, сухая – мокрая, горячая – холодная, старая – новая, целая – разбитая, тяжелая – легкая, полная – пустая, стеклянная – металлическая).

 - Ребята, а как вы думаете, что бы было, если бы не было посуды? (ответы детей).  

Обобщение ответов: Конечно, мы бы не могли приготовить/хранить пищу, что нам так важно для жизни, не могли бы ее аккуратно потреблять, не могли бы пригласить друзей в гости за красиво сервированный стол. В ответах детей воспитатель склоняет ребенка к более полному ответу, начиная ответ со слов: «Я считаю,…», «Я думаю, ….», «Я полагаю, …».

 - Ребята приготовили стихотворение про то, как бы мы жили без посуды. Послушайте! (Ребята рассказывают заранее приготовленные стихи (Ксюша, Антон, Кристина, Степан):

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке,

Или в грязном ручейке.

К счастью помогает всюду

Нам различная посуда:

На неё еду кладут,

Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд-

Варят, жарят и пекут!

- Вот какая она помощница – посуда! Спасибо, ребята!

- Ребята, а где хранится посуда? (ответы: детей. В шкафу, на полках). Давайте вернемся к нашей посуде из посылки. Вспомните, почему посуда убежала от Федоры? (Ответы детей: не ухаживала, не мыла, не чистила, не берегла посуду).

Я с вами согласна, чтобы посуда была всегда чистой, из нее было приятно кушать и пить любимые напитки, ее, конечно же нужно непременно мыть. Вы часто видите это и в детском саду, и дома. Мытье посуды отнимает много времени у мамы. Помогаете ли вы маме в этом каждодневном труде? (Ответы детей: убирать со стола грязную посуду, вытирать стол чистой тряпкой, мыть посуду, аккуратно расставлять ее по полкам, загружать посуду в посудомоечную машину, накрывать на стол, вытирать посуду сухим полотенцем).

- Вы, ребята, молодцы! Помогать взрослым на кухне обязательно нужно. Это работа несложная, но часто отнимает много времени. И совсем недавно в помощь домохозяйкам изобрели посудомоечную машину. (показ слайда или картинки). Она экономит время, воду, моет посуду бережно и аккуратно.

- Ну что ж, ребята? Помогли мы бабушке Федоре разобраться с посудой, вспомнили какой она бывает, а чем закончилась сказка? Помните (Ответы детей: Федора начала ухаживать за своей посудой).

-Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

Заключительный этап:

Воспитатель открывает коробку (в коробке – двойное дно) и с удивлением достает чистую, целую посуду.

– Ребята, посмотрите! Вот так чудо! Посуда-то опять стала целой! Мы с вами выполнили все задания и кружки, тарелки вновь обрели свою первоначальную красоту. Вы – молодцы!

- Ребята, вспомните, что нового вы узнали на занятии? (ответы детей по желанию).

- А что вам больше всего понравилось? (ответы детей по желанию).

Рефлексия с опорных фраз: «Мне было интересно …», «Я узнал, что…»

- А что понравилось менее всего? (ответы детей по желанию). Рефлексия с опорных фраз: «Мне было трудно …», «У меня не получилось …».

В конце воспитатель благодарит детей за проведенное занятие, складывает посуду в коробку и обнаруживает еще один конверт на дне посылки, где вложены раскраски чайной пары. Детям предлагается в свободное время от образовательной деятельности время раскрасить узоры на чайной паре и подарить маме.

Список литературы:

  1. Гербова В. В. Занятие по развитию речи в старшей группе д/с». Планы занятий. Москва «Мозаика -Синтез»,2011г.

 

Физкультминутка №1

Вот большой стеклянный чайник (Дети «надувают» живот, одна рука на

поясе, другая в сторону, изогнута как носик)

Очень важный, как начальник. (Приседают, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые чашки, (Кружатся, руки на поясе)

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (Руками показывают круг)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки. (Потягиваются, руки вверх)

Вот пластмассовый поднос – (Руки сомкнуть над головой, делают

Он посуду нам принёс. Большой круг).

Физкульминутка №2

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись,

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь,

Рук коленями коснитесь,

Сели встали, сели, встали.

И на месте побежали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме "Посуда"

Обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме....

Конспект занятия в старшей группе по теме: "Посуда".

Закрепить знания детей о посуде....

Конспект НОД в старшей группе по теме:"Посуда"

Закрепление и углубление знаний детей о посуде....

Конспект открытого подгруппового занятия в старшей группе по теме «Посуда». Тема: «Поможем бабушке Федоре»

Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста. С помощью этого конспекта решаются следующие задачи:Расширять и обогащать словарный запас детей по лексической теме «Посуда»; Закрепить ум...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему "Посуда"

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему "Посуда".  Цель: формировать представление о количественном составе чисел 3 и 4 из отдельных едениц....

Конспект занятия по развитию связной речи с использование мнемотехники в старшей группе на тему: "Посуда". Составление описательного рассказа о посуде.

Задачи занятия:1.    Актуализировать словарь по теме «Посуда».2.    Учить составлять предложения из 4-5 слов по теме «Посуда».3....

Конспект занятия по развитию связной речи с использование мнемотехники в старшей группе на тему: "Посуда". Составление описательного рассказа о посуде.

Задачи занятия:1.    Актуализировать словарь по теме «Посуда».2.    Учить составлять предложения из 4-5 слов по теме «Посуда».3....