технологическая карта В.Бианки Купание медвежат
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_v.bianki_kupanie_medvezhat.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область: «Речевое развитие».
Раздел: Развитие речи.
Тема: Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
Педагогическая цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:
1. Совершенствовать синтаксическую сторону речи: упражнять в составлении простых предложений самостоятельно, опираясь на схемы.
2. Совершенствовать связную речь.
3. Расширять словарный запас.
4. Совершенствовать умение целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.
5. Развивать зрительную память, мышление, координацию движений.
6. Воспитывать культуру речевого общения.
7. Воспитывать любовь к животным.
Планируемые результаты: Умеют пересказывать текст опираясь на графические схемы.
Освоение содержания образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
Виды деятельности: Речевая, двигательная, коммуникативная.
Средства реализации: Использование ИКТ (презентация).
Словарная работа: медведица, медвежонок, шлепок, шиворот, окунать, догнала, надавала, испугался.
Организационная структура занятия
Этапы деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Мотивационно -побудительный | Воспитатель: Друг на друга посмотрели, | Коммуникативная:проявляют интерес. Слушают воспитателя. |
Организационно-поисковой | Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки? Я вам загадаю сейчас загадку, а вы отгадайте о ком идёт речь: «Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они любят поспать. Сластенами их зовут, потому что они любят кушать мед». Воспитатель: Догадались, что это за звери? Воспитатель: Правильно, это медведи. (показ картины с изображением медведя) Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему этих животных так называют? Дидактическая игра: «Придумай ласковое слово» Воспитатель: Ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Придумай ласковое слово». Как вы ласково назовете медведя? - Молодцы, ребята.
2.Чтение рассказа. Воспитатель: Ребята, сегодня я вам прочитаю рассказ «Купание медвежат». Знакомство с писателем в презентации. «Из чащи леса вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок громко визжал и барахтался изо всех сил, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался такой холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его и надавала шлепков, а потом - в воду, как и первого. Очутившись снова на земле, оба малыша остались очень довольны купанием. День был знойный, и медвежатам было очень жарко в густых лохматых шубах. Холодная вода хорошо освежила их.» Воспитатель: Ребята, вы внимательно слушали, скажите, о ком этот рассказ? Кто вышел из леса? Воспитатель показывает картинку с изображением медведя с медвежатами. - А что означает слово «бурая»? (Значение слова по словарю Ушакова: Воспитатель: Куда вышла медведица с медвежатами? Воспитатель: И что медведица сделала? - А что значит «за шиворот»? (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. за шиворот -за ворот, за воротник.) - А почему так делают животные? Воспитатель: Медведица окунала медвежонка или просто держала? А что значит «окунать»? Как можно сказать по- другому? Воспитатель: Медведица купает медвежонка, заботиться о нём, значит она какая? Воспитатель: Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову заботливая? Воспитатель: Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что можно сказать о её размере? Воспитатель: Как сказать по - другому? Воспитатель: Как вы думаете, страшно маленькому медвежонку купаться в реке? Воспитатель: Что сделал второй медвежонок? Воспитатель: Что сделала мама-медведица медвежонку? - А что значит слово «шлепок»? (Толковый словарь Ожегова. шлепок - удар плашмя (чем-нибудь мягким), шлепнула легонько, не больно, любя). Воспитатель: Почему медведица всё - таки заставляет медвежат купаться? Вспомните, о каком времени года говорится в произведении? Ребята, как в рассказе назван очень жаркий день (знойный) Так почему же мама привела медвежат купаться? Воспитатель: Остались ли медвежата довольны купанием? Воспитатель: Какие вы сказки знаете про медведей? Мы сейчас с вами поиграем в сказку «Три медведя». Физминутка: «Три медведя». Три медведя в сказке жили, Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга. Вперевалочку ходили. Идут, переваливаясь из стороны в сторону. К ним девчушка прибежала, Бег на месте. В дом зашла и увидала: Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга. Стол большущий у окна, Правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке. Стула три – вот это да. Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально. Чашки три, и ложки три, Приседают, одну руку на пояс, затем встают, руки поднимают вверх и касаются округлыми пальцами друг друга. Три кровати: посмотри. Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге. Ела Маша и пила, Изображают, как держат ложку и подносят её ко рту. На кроватку прилегла Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге. И уснула сладким сном. Ладошки сложена, голова наклонена и лежит на ладошках. Что случилось потом? Руки слегка разводят в сторону. Тут медведи воротились, Идут, переваливаясь из стороны в сторону. Увидев Машу, рассердились. Руки на пояс, делают сердитое лицо. Маша очень испугалась Изображают испуганное лицо. И домой она умчалась. Бег на месте. Воспитатель: Я вам прочитаю рассказ, вы слушайте внимательно, потом мы будем рассказывать. А читать рассказ буду с помощью схем. Воспитатель во время чтения выставляет графические схемы. Пересказ рассказа по графическим схемам: (индивидуально или по цепочке всеми детьми) Воспитатель: Ребята, постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста. Воспитатель: Ребята, пересказывать такой большой рассказ одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроем, даже вчетвером. Сначала надо рассказать о том, как медведи пришли на речку, потом как медведица полоскала первого малыша. А потом? А потом? И чем завершить пересказ? Воспитатель: Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? А как вы назовёте свой рассказ? (вызывает 2-3 детей к мольберту) | Коммуникативная: отвечают на вопросы
- Медведи. - Потому что они ведают (знают), где есть мёд. - Медвежонок, Мишутка и т.д. Слушают чтение рассказа. - О медведях. - Из леса вышла бурая медведица с медвежатами. - Серовато-коричневый. - Медведица с медвежатами вышли к реке. - Медведица схватила медвежонка за шиворот. - За воротник. - Чтобы успокоить детёнышей. - Медведица окунала медвежонка. - Погружать, опускать. - Медведица заботливая. - Медведица любящая, внимательная. - Медведица большая. - Огромная, здоровенная, большущая. - Медвежонку страшно купаться в реке. - Испугался и убежал. - Медведица догнала и надавала медвежонку шлепков. - Шлепок – это значит удар. - Летом очень жарко, медвежата в густых, лохматых шубах, шерсть у медвежат загрязнилась, им было очень жарко. - Медвежата остались довольны купанием. - «Маша и медведь», «Три медведя» и т.д. Повторяют движения за воспитателем. - Как убежал медвежонок в лес. Как купали второго медвежонка. Выкупанные медвежата остались довольны. Выходят 2-3 ребенка, пересказывают рассказ по схеме. |
Рефлексивно-оценочный | Итог: Воспитатель: С каким рассказом вы сегодня познакомились? Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из рассказа? Воспитатель: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали? Воспитатель: Ребята, а чей рассказ вам больше всего понравился? Молодцы ребята! | - «Купание медвежат». Ответы детей. - Бурая, за шиворот, окунала, знойный и т.д. Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация». Вид непосредственно образовательной деятельности: развитие речи. Тема занятия: Пересказ рассказа В. Бианки. «Купание медвежат».
Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.Задачи:1.Учить целостно и эмоционально восприн...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»...
"Пересказывание рассказа В.Бианки "Купание медвежат"
Довести до детей идейное содержание рассказа. Учились грамматически правильно строить предложения. воспитывать уважение к старшим и любовь к животным....
Конспект ООД в подготовительной группе общеразвивающей направленности Тема: Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
Образовательная область - речевое развитие...
План конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»
Пересказ рассказа В.Бианки "Купание медвежат" с опорой на мнемотаблицу....
Пересказ рассказа В.В. Бианки « Купание медвежат» старшая группа.
НОД в старшей группе ОО Речевое развитие Пересказ рассказа В.В. Бианки « Купание медвежат».Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, ...
Технологическая карта ОД НОД «Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»
Воспитатель Киселева Елена ВладимироТехнология изучения указанной темы№Этап занятияХод занятияДеятельность педагогаДеятельность детейВремя1. Вводная часть Психологический настрой...