Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация». Вид непосредственно образовательной деятельности: развитие речи. Тема занятия: Пересказ рассказа В. Бианки. «Купание медвежат».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Самедова Гюльзар Агарзаевна

 

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:
1.Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.
2.Развивать способность к наглядному моделированию.
3.Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на схемы.
4.Формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений,
мелкую моторику рук.
Интеграция областей: чтение художественной литературы, познания, коммуникация, художественное творчество.
Методические приемы: организационный момент, сюрпризный момент (письмо).  Рассматривание картинок, дидактическая игра «Придумай слово», чтение произведения, элементы драматизации, беседа, дидактическая игра «Замени букву в слове Маша», пересказ с опорой на графические схемы.
Оборудование: доска, конверт с письмом, картинки с изображением медведицы и медвежат, игрушечный медвежонок, графические схемы.
Предварительная работа: рассматривание картинок и изображением медведей, беседа о медведях, чтение сказок, стихов о медведях.
Активизация словаря: медведица, медвежонок, шлепок, шиворот, окунать, догнала, надавала, окунать, испугался.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispravlennyy_kospekt.docx474.51 КБ

Предварительный просмотр:

            Конспект непосредственно образовательной деятельности

Самедовой Гюльзар Агарзаевны воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного учреждения детского сада №4 «Умка»,

                                                   г. Сургута

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация».

Вид непосредственно образовательной деятельности: развитие речи.


Тема занятия: Пересказ рассказа В. Бианки.  «Купание медвежат».
Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:
1.Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.
2.Развивать способность к наглядному моделированию.
3.Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на схемы.
4.Формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений,
мелкую моторику рук.
Интеграция областей: чтение художественной литературы, познания, коммуникация, художественное творчество.
Методические приемы: организационный момент, сюрпризный момент (письмо).  Рассматривание картинок, дидактическая игра «Придумай слово», чтение произведения, элементы драматизации, беседа, дидактическая игра «Замени букву в слове Маша», пересказ с опорой на графические схемы.
Оборудование: доска, конверт с письмом, картинки с изображением медведицы и медвежат, игрушечный медвежонок, графические схемы.
Предварительная работа: рассматривание картинок и изображением медведей, беседа о медведях, чтение сказок, стихов о медведях.
Активизация словаря: медведица, медвежонок, шлепок, шиворот, окунать, догнала, надавала, окунать, испугался.

Ход занятия:
1.Организационный момент. Развитие речевого слуха, произвольного внимания,  мышления.

Воспитатель: Ребята в  этом конверте для вас задание, хотите узнать какое? Вас  просят отгадать по словесному описанию о ком или о чем идет речь.

Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они любят поспать. Сластенами их зовут, потому что они любят кушать мед.
Воспитатель: Догадались, что это за звери?

Ответы детей: Медведи.

Воспитатель: Давайте, проверим правильно это или нет?
Воспитатель: Правильно, это медведи.

                        

Воспитатель: Ребята, как ласково вы назовете медведя  (Медведенка, Мишутка).

Дидактическая игра: «Назови словечко» (расширение словарного запаса детей).

Физминутка: «Три медведя».

Три медведя в сказке жили,

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

Вперевалочку ходили.

Идут, переваливаясь из стороны в сторону.

К ним девчушка прибежала,

Бег на месте.

В дом зашла и увидала:

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

Стол большущий у окна,

Правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке.

Стула три – вот это да.

Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально.

Чашки три, и ложки три,

Приседают, одну руку на пояс, затем встают, руки поднимают вверх и

касаются округлыми пальцами друг друга.

Три кровати: посмотри.

Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.

Ела Маша и пила,

Изображают, как держат ложку и подносят её ко рту.

На кроватку прилегла

Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.

И уснула сладким сном.

Ладошки сложена, голова наклонена и лежит на ладошках.

Что случилось потом?

Руки слегка разводят в сторону.

Тут медведи воротились,

Идут, переваливаясь из стороны в сторону.

Увидев Машу, рассердились.

Руки на пояс, делают сердитое лицо.

Маша очень испугалась

Изображают испуганное лицо.

И домой она умчалась

2.Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.
     Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа, который написал Виталий  Валентинович  Бианки, а называется рассказ «Купание медвежат».
Из лесу вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. 
   
Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. 
   
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка, остались, очень довольны купанием: им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо освежила их. 
3.Словарная работа.
 Воспитатель: Ребята, вы знаете, что значит «взять за шиворот»?

(Это значит взять за воротник.)
Воспитатель: Давайте, кто ни будь, из вас будет медведицей, а это ее маленький медвежонок  (игрушка медведя).
Воспитатель: Покажи нам, как ты возьмешь медвежонка за шиворот?    

Ребенок демонстрирует.

                                          
Воспитатель: Ребята, что сделала Станислава?  

(взяла медвежонка за шиворот).

Воспитатель: А кто сможет показать слово «удирать»?
Один ребенок демонстрирует слово быстрым бегом.
                                   

Воспитатель:  Покажите на себе «мама надавала шлепков».

Ребенок, демонстрируют выражение, надавала шлепков.
                                   

Воспитатель:  Покажи, как мама окунала медвежат?

Ребенок демонстрирует действие окунать.
                                       

4. Беседа по содержанию: Развитие диалогической речи, дети отвечают полным предложением.

Воспитатель: Показывает картинку с изображением медведя с медвежатами.

Воспитатель: Кто вышел из леса?  (Из леса вышла бурая медведица с медвежатами)
Воспитатель: Куда вышла медведица с медвежатами? (Медведица с медвежатами вышли к реке).

Воспитатель: Что делает медведица?  (Медведица купает медвежонка).

Воспитатель: Она купает медвежонка, значит она какая?  (медведица заботливая).

Воспитатель: Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову заботливая? (медведица  любящая, внимательная).

Воспитатель: Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что можно сказать о её размерах?  (медведица большая).

Воспитатель: Как сказать по - другому?  (медведица огромная, здоровенная, большущая).

Воспитатель: Как медведица схватила медвежонка?  (Медведица схватила  медвежонка за шиворот.)
Воспитатель: Медведица окунала медвежонка или просто держала?  (Медведица окунала медвежонка.)
Воспитатель:
Как вы думаете, страшно маленькому медвежонку купаться в реке?  (медвежонку страшно купаться в реке)

Воспитатель: Что сделал второй медвежонок?  (Второй медвежонок испугался и убежал).
Воспитатель: Чего надавала мама медвежонку?  (Медведица надавала медвежонку шлепков)

Воспитатель: Почему медведица всё - таки заставляет медвежат купаться? Вспомните, какое время года изобразил художник? Так почему же мама привела медвежат купаться?  (Летом очень жарко, шерсть у медвежат  загрязнилась, им было очень жарко). 
Воспитатель: Остались ли медвежата, довольны купанием? (Медвежата остались довольны купанием.)
5.  Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти.

Воспитатель: Во время чтения выставляет графические схемы.  

                       

Из лесу вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. 
   
Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. 
   
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка, остались, очень довольны купанием: им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо освежила их. 
Воспитатель:
Ребята постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста. 

6. Пересказ рассказа по графическим схемам: (индивидуально или по цепочке всеми детьми).

                           

Воспитатель: Ребята, я сейчас голосом выделю в слове медвежонок звук, а вы определите,  и назовите этот звук.

Ответы детей:……

Воспитатель: В названиях, каких животных, птиц, насекомых есть звук  «Ж»?

Ответы детей: (Журавль, жук, жаба).

Воспитатель: В названиях, каких животных, птиц, насекомых есть звук «З»?

Ответы детей: (Заяц, змея, зебра, козел, зяблик).

7. Дидактическая игра: «Замени букву в слове Паша».

8. Итог занятия:
Воспитатель: С каким рассказом вы сегодня познакомились?

Ответы детей: …….

Воспитатель: Кто автор рассказа?

Ответы детей:

Воспитатель:  Какие новые слова и выражения вы сегодня  узнали?

Ответы детей:……

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из рассказа?

Ответы детей:……


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация». Вид непосредственно образовательной деятельности: ознакомление с окружающим миром. Тема занятия: «Семья».

Программное содержание: Расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо». Воспитывать у детей чувство привязанности, любв...

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация». Вид непосредственно образовательной деятельности: ознакомление с окружающим миром. Тема занятия: Наша планета. Знакомство с произведением Д. Мамина – Сибиряка «Медведко».

Программное содержание: дать представление о форме планеты Земля; воспитывать гордость за свою страну и уважение к народам других стран; познакомить с творчеством писателя Д. Мамина - Сибиряка; ...

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация». Вид непосредственно образовательной деятельности: ознакомление с окружающим миром с элементами ручного труда. Тема занятия: «Белая ромашка».

Программное содержание:Продолжать учить создавать предметные изображения с помощью различных материалов (бумаги, картона, пластмассовых трубочек);Закрепить умение делать разметку с помощью шабло...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область - речевое развитие Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» старшая группа

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область - речевое развитие. Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» для старшей гру...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи На тему: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» для детей старшей группы.

Конспектобразовательной деятельности по развитию речиНа тему: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»для детей старшей группы.Цель: Обучение связному последовательному  ...