Рекомендации для воспитателей подготовительной к школе группы
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Шубина Александра Ивановна

лексико - грамматические игры и упражнения для детей подготовительной к школе группы по лексической теме "Транспорт"

Скачать:


Предварительный просмотр:

транспорт словарь

  • существительные: Самолёт, вертолёт, ракета, корабль, катер, лодка, шлюпка, паром, теплоход, атомоход,  яхта, парусник, автомобиль, машина, грузовик, самосвал, фур- гон, такси, автобус, метро, троллейбус, трамвай, паровоз, велосипед, мотоцикл, тепловоз, электричка ,сани, телега, кибитка,

упряжка, дровни; кабина, кузов, салон, сиденья, поручни, колёса, руль, корпус, крыло, мотор, двери, фары, вагон, прицеп, трап, хвост, нос, корма, борт, якорь, винт, парус, палуба, рубка, топливо, бензин, пилот, штурман, радист, бортпроводник, шоссе, дорога, трасса, рельсы, переход, тротуар, светофор, движение, остановка, пристань, аэродром.

  • прилагательные:  снегоуборочная, подземный, сухопутный, международный, легковой, грузовой, пассажирский, городской, междугородний, воздушный, наземный, водный, подводный, железнодорожный, почтовый, скорый..
  • глаголы: Ехать, плыть, лететь, заводить, выруливать, перевозить, взлетать, останавливаться,  приземляться, отчаливать, приставать, тормозить, сигналить, входить.
  • Предлоги: в, на, под, над, вокруг, по

Д. игра «Назови ласково»

(игра с мячом)

Цель: Закреплять умение употреблять существительные уменьшительно – ласкательной формы.

Самолет – самолетик       вагон – вагончик               колесо – колесико

Дверь – дверца                  грузовик – грузовичок    

Д. игра «Один – не один. Чего нет?»

(игра с мячом)

Цель: образование единств. и  множественного  числа  именительного  и родительного падежей:

Колесо – колеса – нет колес              

самолет – самолеты – нет самолетов

Автобус — автобусы — нет

автобусов  

грузовик — грузовики — нет грузовиков

поезд — поезда — поездов                

машина — машины — машин

лодка — лодки — лодок              

электричка — электрички — электричек

пилот — пилоты — пилотов            

корабль — корабли — кораблей

телега — телеги — телег      

троллейбус — троллейбусы — троллейбусов

Д/и «Кто больше подберет слов признаков»

 Цель: Обогащать, уточнять, активизировать словарь детей. Упражнять в умении подбирать слова признаки (какой?) - новый, красивый, пассажирский, удобный, комфортабельный.

Игра «Собери предложение»

Цель: Упражнять в умении правильно собирать предложения.

Машина, ехать, по, дорога.

Самолет, небо, летит, в, высоко.

Большой,по, волны, корабль, плывет.

Шоссе, автомобиль, мчится, по.

Магазин, около, мотоцикл, остановился.

Едет, тропинка, по, велосипедист.

Д. игра «Веселый счет»

Цель: Согласование числительного с существительными прилагательными. Закреплять умение детей считать в прямом и обратном порядке.

Один  трактор, два…, три…, четыре…., пять… десять. Одна грузовая машина, две …, три…, четыре…, пять… десять.  Одно огромное колесо, два …, три…, четыре…, пять…десять..

Д/игра  «Кто больше подберет слов – действий»

Цель: Активизировать предикативный словарь детей.

Автобус (что делает?)- едет, перевозит, останавливается, трогается

тормозит, сигналит..

Самолет (что делает?) -….

Ракета (что делает?) -….

Д/ игра «Образуй признаки»

Цель:  Обогащать словарь детей. Упражнять в умении образовывать новые  слова от  глаголов (слов – действий)

Плыть – плывущий

Лететь – летящий

Тормозить – тормозящий

«Подбери предметы к

признакам»

Цель: активизировать словарь детей

автобусный- билет, маршрут..

автобусная- остановка, стоянка..

автобусное- депо, расписание,

движение- ..

Д.игра «Объясни словечко»

(игра с мячом)

Цель: развивать логическое мышление. Образование сложных слов

Самолёт – сам летает

Вездеход – везде ходит

Пароход-…             снегоход-…

Вертолёт -…            самосвал -…

Луноход -….            Самокат -…

Самосвал - …          

«Скажи наоборот»

(игра с мячом)

Цель: Уточнять словарь детей.

Взлетать-приземляться

Приезжать-…

Приплыть-..

Подъехать - …

Взлёт – посадка…

Д. игра  «Четвертый лишний»

Цель: Развивать логическое мышление, слуховое внимание, умение классифицировать понятия.

Автобус, трамвай, самолет, автомобиль (самолет);

 катер, лодка, мотоцикл, пароход (мотоцикл);

троллейбус, велосипед, метро, трамвай (велосипед).

Электричка, пассажирский поезд, трамвай, грузовой состав (трамвай)

Д.игра «Кто на какой машине работает?»

(игра с мячом)

Цель: обогащать, уточнять словарь детей.

На скорой помощи -..

На пожарной -..

На милицейской -..

Д. игра «Кто чем управляет?»

Цель: Обогащать и уточнять номинативный словарь детей.

Самолётом управляет -..                     Поездом -..

Кораблём -..                                    Вертолетом – …

Машиной – ..                                  Мотоциклом - ..

Упражнение  «Составь предложение»

 Цель: Закрепить умение употреблять в речи предлог  НАД  с использованием двух опорных картинок и схемой предлога НАД .

самолёт, лес                                      вертолёт, дом

ракета, земля                                   лодка, волны

Д. игра «Прохлопай слово»

Цель: развивать умение делить слова на слоги и отгадывать слово по части, собирать слова из  названных  слогов. (использовать слова по данной  лексической теме)

Д.игра «Закончи предложение»

(игра с мячом)

Цель: упражнять в умении образовывать прилагательные сравнительной степени.

Самолёт летит высоко, а ракета..

Самолёт летит далеко, а ракета..

Самолёт летит быстро, а ракета..

Самолёт тяжёлый, а ракета..

Д.игра«Что общего и чем отличаются? »

Цель: Развивать логическое мышление. Сравнивание двух предметов

 Трамвай и троллейбус что у них общего и чем отличаются: троллейбус и автобус; самолет и птица.

Д.игра «Расскажи, что делает машина»

Цель: Образование приставочных глаголов, активизация предикативного словаря.

Используя приставочные глаголы попросить рассказать, что делает машина.  (игра  с машинкой)

Машина из гаража (выехала)

Машина по дороге - …

Машина до дома…

Машина к дому-..

Машина вокруг дома  - …

Машина от дома ….

Машина с моста..

Д.игра «Придумай предложение»

Составление предложений с предлогами по опорным картинкам.

Д.игра  «Закончи предложение»

Цель: Уточнять и активизировать словарь детей.

Машинист это тот, кто…..

Регулировщик это…… и т. д.

«Объясни  словечко»

(игра с мячом)

Цель: Обогащать, уточнять словарь детей. Развивать логическое мышление:

снегоуборочная            

железнодорожный

сухопутный

вездеход

подводный

подземный

,

Пересказ рассказа «Хорошо когда много снега»

 Пересказ рассказа В. Бундин

«Какое слово не подходит?»

Цель: Развивать слуховое внимание.

Пешеход, пешеходный, пеший, успешный.

Пальчиковая гимнастика. «Дорожные правила»

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление  знаний о правилах дор. движения.

Дорожных правил очень много:

Попеременные удары кулачками, ладошками.

Раз  - внимание дорога!

Загибать по одному пальцу, начиная с большого, на каждую строчку, начиная со второй.

Два  - сигналы светофора

Три - смотри дорожный знак,

А четыре - переход

Правила всем надо знать

И всегда их выполнять.

Попеременные удары кулачками, ладошками.

Игра «Шофёр»

Цель: Координация речи с движением.

Качу,лечу во весь опор.

бегут по кругу, крутят воображаемый руль

Я – сам  шофёр, я – сам  мотор

Нажимаю на педаль-

 

останавливаются, нажимают на воображаемую педаль правой ногой

И машина мчится в даль.

бегут по кругу в другую сторону

П. игра «Самолёт»

Цель: Координация речи с движением. Ориентировка в пространстве.

Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт.

бежать на носочках по кругу расставив руки в стороны

Правое крыло вперёд

поворот через правое плечо

Левое крыло вперёд

поворот через левое плечо

Полетел наш самолёт.

снова бегут по кругу.

.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей подготовительных к школе групп

"Готов ли ваш ребенок к школе: психологические аспекты"...

Рекомендации для родителей подготовительной к школе группы на тему: «Подготовка детей к школе»

Данный материал актуален для родителей,которые через год поведут своих детей в первый класс.Каждая семья, отправляя впервые ребенка в школу, желает, чтобы ребенок учился хорошо и вел себя о...

Рекомендации учителя-логопеда воспитателям подготовительной к школе группы компенсирующей направленности ДОО по лексической теме: "Водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлёту"

Перечень лексико-грамматических заданий для детей подготовительной группы по лексической теме: "Водоплавающие птицы.Подготовка птиц к отлёту"...

Методические рекомендации учителя-логопеда для воспитателей подготовительной к школе группы по развитию речи детей.

Результативность коррекционной помощи зависит от степени заинтересованности и участия воспитателей в исправлении речи дошкольников. Даны рекомендации логопеда по развитию словарного запаса дошкольнико...

План приоритетного направления воспитателей подготовительной к школе группы на тему "Скоро в школу!"

В материале представлен план мероприятий по теме, а также актуальность, цели, задачи....