транспорт словарь | - существительные: Самолёт, вертолёт, ракета, корабль, катер, лодка, шлюпка, паром, теплоход, атомоход, яхта, парусник, автомобиль, машина, грузовик, самосвал, фур- гон, такси, автобус, метро, троллейбус, трамвай, паровоз, велосипед, мотоцикл, тепловоз, электричка ,сани, телега, кибитка,
упряжка, дровни; кабина, кузов, салон, сиденья, поручни, колёса, руль, корпус, крыло, мотор, двери, фары, вагон, прицеп, трап, хвост, нос, корма, борт, якорь, винт, парус, палуба, рубка, топливо, бензин, пилот, штурман, радист, бортпроводник, шоссе, дорога, трасса, рельсы, переход, тротуар, светофор, движение, остановка, пристань, аэродром. - прилагательные: снегоуборочная, подземный, сухопутный, международный, легковой, грузовой, пассажирский, городской, междугородний, воздушный, наземный, водный, подводный, железнодорожный, почтовый, скорый..
- глаголы: Ехать, плыть, лететь, заводить, выруливать, перевозить, взлетать, останавливаться, приземляться, отчаливать, приставать, тормозить, сигналить, входить.
- Предлоги: в, на, под, над, вокруг, по
|
|
Д. игра «Назови ласково» (игра с мячом) | Цель: Закреплять умение употреблять существительные уменьшительно – ласкательной формы. Самолет – самолетик вагон – вагончик колесо – колесико Дверь – дверца грузовик – грузовичок |
Д. игра «Один – не один. Чего нет?» (игра с мячом) | Цель: образование единств. и множественного числа именительного и родительного падежей: Колесо – колеса – нет колес | самолет – самолеты – нет самолетов | Автобус — автобусы — нет автобусов | грузовик — грузовики — нет грузовиков | поезд — поезда — поездов | машина — машины — машин | лодка — лодки — лодок | электричка — электрички — электричек | пилот — пилоты — пилотов | корабль — корабли — кораблей | телега — телеги — телег | троллейбус — троллейбусы — троллейбусов |
|
Д/и «Кто больше подберет слов признаков»
| Цель: Обогащать, уточнять, активизировать словарь детей. Упражнять в умении подбирать слова признаки (какой?) - новый, красивый, пассажирский, удобный, комфортабельный. |
Игра «Собери предложение» | Цель: Упражнять в умении правильно собирать предложения. Машина, ехать, по, дорога. Самолет, небо, летит, в, высоко. Большой,по, волны, корабль, плывет. Шоссе, автомобиль, мчится, по. Магазин, около, мотоцикл, остановился. Едет, тропинка, по, велосипедист. |
Д. игра «Веселый счет» | Цель: Согласование числительного с существительными прилагательными. Закреплять умение детей считать в прямом и обратном порядке. Один трактор, два…, три…, четыре…., пять… десять. Одна грузовая машина, две …, три…, четыре…, пять… десять. Одно огромное колесо, два …, три…, четыре…, пять…десять.. |
Д/игра «Кто больше подберет слов – действий»
| Цель: Активизировать предикативный словарь детей. Автобус (что делает?)- едет, перевозит, останавливается, трогается тормозит, сигналит.. Самолет (что делает?) -…. Ракета (что делает?) -…. |
Д/ игра «Образуй признаки»
| Цель: Обогащать словарь детей. Упражнять в умении образовывать новые слова от глаголов (слов – действий) Плыть – плывущий Лететь – летящий Тормозить – тормозящий |
«Подбери предметы к признакам»
| Цель: активизировать словарь детей автобусный- билет, маршрут.. автобусная- остановка, стоянка.. автобусное- депо, расписание, движение- .. |
Д.игра «Объясни словечко» (игра с мячом) | Цель: развивать логическое мышление. Образование сложных слов Самолёт – сам летает Вездеход – везде ходит Пароход-… снегоход-… Вертолёт -… самосвал -… Луноход -…. Самокат -… Самосвал - … |
«Скажи наоборот» (игра с мячом) | Цель: Уточнять словарь детей. Взлетать-приземляться Приезжать-… Приплыть-.. Подъехать - … Взлёт – посадка… |
Д. игра «Четвертый лишний» | Цель: Развивать логическое мышление, слуховое внимание, умение классифицировать понятия. Автобус, трамвай, самолет, автомобиль (самолет); катер, лодка, мотоцикл, пароход (мотоцикл); троллейбус, велосипед, метро, трамвай (велосипед). Электричка, пассажирский поезд, трамвай, грузовой состав (трамвай)
|
Д.игра «Кто на какой машине работает?» (игра с мячом) | Цель: обогащать, уточнять словарь детей. На скорой помощи -.. На пожарной -.. На милицейской -.. |
Д. игра «Кто чем управляет?»
| Цель: Обогащать и уточнять номинативный словарь детей. Самолётом управляет -.. Поездом -.. Кораблём -.. Вертолетом – … Машиной – .. Мотоциклом - .. |
Упражнение «Составь предложение»
| Цель: Закрепить умение употреблять в речи предлог НАД с использованием двух опорных картинок и схемой предлога НАД . самолёт, лес вертолёт, дом ракета, земля лодка, волны |
Д. игра «Прохлопай слово» | Цель: развивать умение делить слова на слоги и отгадывать слово по части, собирать слова из названных слогов. (использовать слова по данной лексической теме)
|
Д.игра «Закончи предложение» (игра с мячом) | Цель: упражнять в умении образовывать прилагательные сравнительной степени. Самолёт летит высоко, а ракета.. Самолёт летит далеко, а ракета.. Самолёт летит быстро, а ракета.. Самолёт тяжёлый, а ракета.. |
Д.игра«Что общего и чем отличаются? » | Цель: Развивать логическое мышление. Сравнивание двух предметов Трамвай и троллейбус что у них общего и чем отличаются: троллейбус и автобус; самолет и птица. |
Д.игра «Расскажи, что делает машина» | Цель: Образование приставочных глаголов, активизация предикативного словаря. Используя приставочные глаголы попросить рассказать, что делает машина. (игра с машинкой) Машина из гаража (выехала) Машина по дороге - … Машина до дома… Машина к дому-.. Машина вокруг дома - … Машина от дома …. Машина с моста.. |
Д.игра «Придумай предложение» | Составление предложений с предлогами по опорным картинкам. |
Д.игра «Закончи предложение» | Цель: Уточнять и активизировать словарь детей. Машинист это тот, кто….. Регулировщик это…… и т. д. |
«Объясни словечко» (игра с мячом) | Цель: Обогащать, уточнять словарь детей. Развивать логическое мышление: снегоуборочная | железнодорожный | сухопутный | вездеход | подводный | подземный |
, |
Пересказ рассказа «Хорошо когда много снега» | Пересказ рассказа В. Бундин |
«Какое слово не подходит?» | Цель: Развивать слуховое внимание. Пешеход, пешеходный, пеший, успешный. |
Пальчиковая гимнастика. «Дорожные правила»
| Цель: развитие мелкой моторики, закрепление знаний о правилах дор. движения. Дорожных правил очень много: | Попеременные удары кулачками, ладошками. | Раз - внимание дорога! | Загибать по одному пальцу, начиная с большого, на каждую строчку, начиная со второй. | Два - сигналы светофора
| Три - смотри дорожный знак, | А четыре - переход | Правила всем надо знать И всегда их выполнять. | Попеременные удары кулачками, ладошками. |
|
Игра «Шофёр»
| Цель: Координация речи с движением.
Качу,лечу во весь опор. | бегут по кругу, крутят воображаемый руль
| Я – сам шофёр, я – сам мотор | Нажимаю на педаль- | останавливаются, нажимают на воображаемую педаль правой ногой | И машина мчится в даль. | бегут по кругу в другую сторону |
|
П. игра «Самолёт» | Цель: Координация речи с движением. Ориентировка в пространстве. Руки в стороны – в полёт Отправляем самолёт.
| бежать на носочках по кругу расставив руки в стороны
| Правое крыло вперёд
| поворот через правое плечо | Левое крыло вперёд
| поворот через левое плечо | Полетел наш самолёт.
| снова бегут по кругу.
|
|