Рекомендации учителя-логопеда воспитателям подготовительной к школе группы компенсирующей направленности ДОО по лексической теме: "Водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлёту"
материал по логопедии (подготовительная группа)
Перечень лексико-грамматических заданий для детей подготовительной группы по лексической теме: "Водоплавающие птицы.Подготовка птиц к отлёту"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задание учителя-логопеда по теме: "Водоплавающие птицы" | 106 КБ |
о водоплавающих птицах | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание учителя-логопеда воспитателю подготовительной группы.
Лексическая направленность: «Водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлёту».
«______»__________2022 г.
Направления работы. Задания воспитателю | Примечания воспитателя |
Артикуляционная гимнастика( на звук Н): «Маляр», «Дятел», «Грибок», «Гармошка», «Парус», «Утюжок». ЧИСТОГОВОРКИ: На-на-на– сидит кошка у окна. Но-но-но– весь день распахнуто окно. Ну-ну-ну– ночью вижу я луну. На-на-на– нам звезда видна. Но-но-но– мы пойдем в кино . Ну-ну-ну– саночки тяну. Он-он-он– зазвонил вдруг телефон. Ан-ан-ан– мне купили барабан. Ун-ун-ун– лошадей табун. Ан-ан-ан– сшила мама сарафан. СЛОВАРЬ: (по общей теме: «Перелётные птицы»: Существительные : грач, жаворонок, скворец, скворчиха, гусь, гусыня, утка, селезень, ласточка, соловей, лебедь, кукушка, аист, цапля, журавль, вершина, дерево, сад, лес, роща, ветка, пруд, река, озеро, болото, корм (семена, ягода, рыба, лягушка), перелет, крик, туловище, длина ног, клюв, длина шеи, крылья, оперенье, хвост, голова, глаз, лапки, перепонки, стая, косяк, клин, караван. Признаки (прилагательные):перелетные, водоплавающие, болотные, лесные, дикие, хищные, быстрые, проворные, голосистые, звонкие, заботливые, черный, белый, крупный, мелкий, певчие, прожорливые, острый, длинный, короткий, болотные, важный, гордый, длинноногий, высокий, долгий, трудный, тяжелый, изогнутая, выгнутая, сплющенный, треугольный. Действия (глаголы): летать, возвращаться, кормить, клевать, вылавливать, заглатывать, щебетать, крякать, курлыкать, заливаться, гоготать, шипеть, садиться, прыгать, ходить, пить, ловить, кружить, парить, опускаться, взлетать, нырять, грести, подгребать, чистить. Дети должны знать: (Ответить на вопросы вместе с детьми): -Почему одних птиц назвали зимующими, а других перелетными? (Зимующие птицы живут всегда в одном месте, их еще можно назвать оседлыми. Перелетные птицы каждую осень улетают в теплые края, а с наступлением весны возвращаются домой.) -Почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются? (Перелетные птицы не могут найти себе корм зимой) - Чем отличаются птицы от животных? (летают, есть перья, клюв, пух). -Какие бывают птицы? ( большие, маленькие, пестрые, красивые, зимующие, перелетные , лесные , домашние, дикие, водоплавающие, степные) -Что есть у водоплавающей птицы -внешний вид (клюв, перья, 2 лапы, крылья, умеет летать). -По сравнению с животными, чего нет у птицы ( шерсти, зубов, 4 лап). -Назови водоплавающих птиц: утка , лебедь, гусь , нырок, гагара, баклан, пеликан, фрегат, султанка, камышница, пингвин, бекас, поморник, гоголь, огарь, крохаль, савка, лисуха, белая чайка, зуек, круглоносый плавунчик, крачка, морской голубок и тупик… -Чем отличается лапа водоплавающей птицы от обычной птицы, которая не плавает? (На лапах водоплавающих птиц развились кожаные перепонки, увеличивающие общую площадь. Это позволяет быстро передвигаться и маневрировать в воде). -Почему птицы не замерзают в холодной воде? (Птица не тонет благодаря густому оперению и подкожным воздушным мешкам. Копчиковая железа, которая находится около хвоста, выделяет жир. Птица наносит его на оперение с помощью клюва. Смазанные перья отталкивают воду, уберегая пернатых от намокания). -Почему водоплавающие птицы не опрокидываются в воду, а уверенно и красиво плавают? (Тела водоплавающих птиц плотные, сплюснутые в спинно-брюшном направлении. Такая форма придает им устойчивость на водной глади). -Чем питаются водоплавающие птицы? (Большинство водоплавающих птиц питается животной пищей: различной рыбой, земноводными или водными беспозвоночными). У водоемов держатся многие птицы. Однако водоплавающими называются лишь те, что умеют держаться на глади озер, рек, морей. Аисты и цапли, к примеру, лишь бродят на мелководье, выуживая там рыбешку. А вот утки, бакланы плавают, ныряют. Лексико-грамматические упражнения: - «Как улетают птицы?»: гуси, утки, лебеди - вереницей; журавли - клином; ласточки, грачи, скворцы - вереницей; кукушки - поодиночке. -«Чем питаются птицы?» (полный ответ, составляем предложения) Птицы питаются червяками (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами, мелкими рыбёшками, водорослями…).
- «Скажи правильно» (использование глаголов в ед. и множ. числе): - Образуй признак (от предметов): лебедь – лебединая, соловей — …, журавль — …, утка — … , птица — …. - Назови птенцов: грач – грачонок, утка — …, кукушка — …,скворец -…, гусь-…, ласточка-ласточонок, пингвин-…, пеликан- …. -Упражнение «Один – много» (множественное число): лебедь – лебеди , птица — … грач — …, скворечник — … , журавль — … , соловей — … , перо – … , аист — … , клюв — … -Упражнение «Есть – нет» (родительный падеж): лебедь – нет лебедя , птица — … , грач — … , скворечник — …, журавль — … , соловей — …, перо – … , аист — …, клюв — … -Образуй новые слова по образцу: У журавля длинные ноги – длинноногий журавль. Длинный клюв –…..Короткий хвост –….Чёрные глаза -.. ..Острый клюв –….Большое крыло – -Упражнение: «Подбери по аналогии»: У людей дети, а у птиц …. У человека нос, а у птиц …. У животных шерсть, а у птиц … У людей ногти, а у птиц … -Составление описательного рассказа о птице (по плану): 1. Название птицы. 2. Цвет оперенья птицы. 3. Назови части ее тела. 4. Где вьет гнездо? Назови ее птенцов. 5. Когда птица улетает в теплые края? 6. Чем птица питается? 7. Какую пользу приносит птица человеку? - Упражнение «Чьи крылья? Чей клюв?» -Упражнение: «Потому что…». Дополни : -Птицы не тонут, потому что…. –Птицы улетают на юг, потому что.. -У журавля длинные ноги, потому что… -Птицы улетают косяком, потому что… -Водоплавающие птицы питаются рыбёшкой, потому что…. -У водоплавающих птиц кожаные перепонки на лапах, потому что… |
Учитель-логопед: _______________________
Предварительный просмотр:
Задание учителя-логопеда воспитателю подготовительной группы.
Лексическая направленность: «Водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлёту».
«______»__________2022 г.
Направления работы. Задания воспитателю | Примечания воспитателя |
Артикуляционная гимнастика( на звук Н): «Маляр», «Дятел», «Грибок», «Гармошка», «Парус», «Утюжок». ЧИСТОГОВОРКИ: На-на-на– сидит кошка у окна. Но-но-но– весь день распахнуто окно. Ну-ну-ну– ночью вижу я луну. На-на-на– нам звезда видна. Но-но-но– мы пойдем в кино . Ну-ну-ну– саночки тяну. Он-он-он– зазвонил вдруг телефон. Ан-ан-ан– мне купили барабан. Ун-ун-ун– лошадей табун. Ан-ан-ан– сшила мама сарафан. СЛОВАРЬ: (по общей теме: «Перелётные птицы»: Существительные : грач, жаворонок, скворец, скворчиха, гусь, гусыня, утка, селезень, ласточка, соловей, лебедь, кукушка, аист, цапля, журавль, вершина, дерево, сад, лес, роща, ветка, пруд, река, озеро, болото, корм (семена, ягода, рыба, лягушка), перелет, крик, туловище, длина ног, клюв, длина шеи, крылья, оперенье, хвост, голова, глаз, лапки, перепонки, стая, косяк, клин, караван. Признаки (прилагательные):перелетные, водоплавающие, болотные, лесные, дикие, хищные, быстрые, проворные, голосистые, звонкие, заботливые, черный, белый, крупный, мелкий, певчие, прожорливые, острый, длинный, короткий, болотные, важный, гордый, длинноногий, высокий, долгий, трудный, тяжелый, изогнутая, выгнутая, сплющенный, треугольный. Действия (глаголы): летать, возвращаться, кормить, клевать, вылавливать, заглатывать, щебетать, крякать, курлыкать, заливаться, гоготать, шипеть, садиться, прыгать, ходить, пить, ловить, кружить, парить, опускаться, взлетать, нырять, грести, подгребать, чистить. Дети должны знать: (Ответить на вопросы вместе с детьми): -Почему одних птиц назвали зимующими, а других перелетными? (Зимующие птицы живут всегда в одном месте, их еще можно назвать оседлыми. Перелетные птицы каждую осень улетают в теплые края, а с наступлением весны возвращаются домой.) -Почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются? (Перелетные птицы не могут найти себе корм зимой) - Чем отличаются птицы от животных? (летают, есть перья, клюв, пух). -Какие бывают птицы? ( большие, маленькие, пестрые, красивые, зимующие, перелетные , лесные , домашние, дикие, водоплавающие, степные) -Что есть у водоплавающей птицы -внешний вид (клюв, перья, 2 лапы, крылья, умеет летать). -По сравнению с животными, чего нет у птицы ( шерсти, зубов, 4 лап). -Назови водоплавающих птиц: утка , лебедь, гусь , нырок, гагара, баклан, пеликан, фрегат, султанка, камышница, пингвин, бекас, поморник, гоголь, огарь, крохаль, савка, лисуха, белая чайка, зуек, круглоносый плавунчик, крачка, морской голубок и тупик… -Чем отличается лапа водоплавающей птицы от обычной птицы, которая не плавает? (На лапах водоплавающих птиц развились кожаные перепонки, увеличивающие общую площадь. Это позволяет быстро передвигаться и маневрировать в воде). -Почему птицы не замерзают в холодной воде? (Птица не тонет благодаря густому оперению и подкожным воздушным мешкам. Копчиковая железа, которая находится около хвоста, выделяет жир. Птица наносит его на оперение с помощью клюва. Смазанные перья отталкивают воду, уберегая пернатых от намокания). -Почему водоплавающие птицы не опрокидываются в воду, а уверенно и красиво плавают? (Тела водоплавающих птиц плотные, сплюснутые в спинно-брюшном направлении. Такая форма придает им устойчивость на водной глади). -Чем питаются водоплавающие птицы? (Большинство водоплавающих птиц питается животной пищей: различной рыбой, земноводными или водными беспозвоночными). У водоемов держатся многие птицы. Однако водоплавающими называются лишь те, что умеют держаться на глади озер, рек, морей. Аисты и цапли, к примеру, лишь бродят на мелководье, выуживая там рыбешку. А вот утки, бакланы плавают, ныряют. Лексико-грамматические упражнения: - «Как улетают птицы?»: гуси, утки, лебеди - вереницей; журавли - клином; ласточки, грачи, скворцы - вереницей; кукушки - поодиночке. -«Чем питаются птицы?» (полный ответ, составляем предложения) Птицы питаются червяками (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами, мелкими рыбёшками, водорослями…).
- «Скажи правильно» (использование глаголов в ед. и множ. числе): - Образуй признак (от предметов): лебедь – лебединая, соловей — …, журавль — …, утка — … , птица — …. - Назови птенцов: грач – грачонок, утка — …, кукушка — …,скворец -…, гусь-…, ласточка-ласточонок, пингвин-…, пеликан- …. -Упражнение «Один – много» (множественное число): лебедь – лебеди , птица — … грач — …, скворечник — … , журавль — … , соловей — … , перо – … , аист — … , клюв — … -Упражнение «Есть – нет» (родительный падеж): лебедь – нет лебедя , птица — … , грач — … , скворечник — …, журавль — … , соловей — …, перо – … , аист — …, клюв — … -Образуй новые слова по образцу: У журавля длинные ноги – длинноногий журавль. Длинный клюв –…..Короткий хвост –….Чёрные глаза -.. ..Острый клюв –….Большое крыло – -Упражнение: «Подбери по аналогии»: У людей дети, а у птиц …. У человека нос, а у птиц …. У животных шерсть, а у птиц … У людей ногти, а у птиц … -Составление описательного рассказа о птице (по плану): 1. Название птицы. 2. Цвет оперенья птицы. 3. Назови части ее тела. 4. Где вьет гнездо? Назови ее птенцов. 5. Когда птица улетает в теплые края? 6. Чем птица питается? 7. Какую пользу приносит птица человеку? - Упражнение «Чьи крылья? Чей клюв?» -Упражнение: «Потому что…». Дополни : -Птицы не тонут, потому что…. –Птицы улетают на юг, потому что.. -У журавля длинные ноги, потому что… -Птицы улетают косяком, потому что… -Водоплавающие птицы питаются рыбёшкой, потому что…. -У водоплавающих птиц кожаные перепонки на лапах, потому что… |
Учитель-логопед: _______________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности по лексической теме «Животные жарких стран»
Задание 1. Показать ребенку картинки с изображением диких животных, живущих в жарких странах: жирафа, бегемота, зебру, дикобраза, слона, льва, тигра, леопарда, кенгуру, носорога.Рассказать об их ...
Рекомендации для родителей детей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по лексической теме «Семья»
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"21965800","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]] Вспомните, что называется семьей. Кто может быть члено...
Журнал взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Журнал разработан для педагогов, строящих свою работу на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)&ra...
Кинезиологические упражнения в практике взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Практика показывает, что использование кинезиологических упражнений влияет не только на развитие умственных способностей, а также способствует развитию и коррекции речи ребёнка, повышению ...
Конспект подгруппового НОД по совершенствованию лексико-грамматического строя речи и связного высказывания в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме: «Зимующие птицы».
Вашему вниманию представляю конспект в рамках лексической темы недели "Зимующие птицы", являющийся итоговым занятием по закреплению лексического материала и развитию связной речи детей старш...
Методические рекомендации учителя-логопеда для воспитателей подготовительной к школе группы по развитию речи детей.
Результативность коррекционной помощи зависит от степени заинтересованности и участия воспитателей в исправлении речи дошкольников. Даны рекомендации логопеда по развитию словарного запаса дошкольнико...
взаимосвязь учителя- логопеда и воспитателей подготовительной к школе группы "Птицы осенью"
взаимосвязь логопеда и воспитателей в подготовительной к школе группе...