Рекомендации учителя-логопеда воспитателям подготовительной к школе группы компенсирующей направленности ДОО по лексической теме: "Водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлёту"
материал по логопедии (подготовительная группа)

Артемьева Светлана Юрьевна

Перечень лексико-грамматических заданий для детей подготовительной группы по лексической теме: "Водоплавающие птицы.Подготовка птиц к отлёту"

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание учителя-логопеда воспитателю подготовительной группы.

Лексическая направленность: «Водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлёту».

  «______»__________2022 г.

             Направления работы.     Задания воспитателю

Примечания воспитателя

Артикуляционная гимнастика(  на  звук Н):

«Маляр», «Дятел», «Грибок», «Гармошка», «Парус», «Утюжок».

ЧИСТОГОВОРКИ: На-на-на– сидит кошка у окна.     Но-но-но– весь день распахнуто окно.   Ну-ну-ну– ночью вижу я луну.     На-на-на– нам звезда видна.   Но-но-но– мы пойдем в кино .   Ну-ну-ну– саночки тяну.   Он-он-он– зазвонил вдруг телефон.   Ан-ан-ан– мне купили барабан. Ун-ун-ун– лошадей табун. Ан-ан-ан– сшила мама сарафан.

СЛОВАРЬ: (по общей теме: «Перелётные птицы»: Существительные : грач, жаворонок, скворец, скворчиха, гусь, гусыня, утка, селезень, ласточка, соловей, лебедь, кукушка, аист, цапля, журавль, вершина, дерево, сад, лес, роща, ветка, пруд, река, озеро, болото,  корм (семена, ягода, рыба, лягушка), перелет, крик, туловище, длина ног, клюв, длина шеи, крылья, оперенье, хвост, голова, глаз, лапки, перепонки, стая, косяк, клин, караван. Признаки (прилагательные):перелетные, водоплавающие, болотные, лесные, дикие, хищные, быстрые, проворные, голосистые,  звонкие, заботливые, черный, белый, крупный, мелкий, певчие, прожорливые, острый, длинный, короткий, болотные, важный, гордый, длинноногий, высокий, долгий, трудный, тяжелый, изогнутая, выгнутая, сплющенный, треугольный. Действия (глаголы): летать, возвращаться, кормить, клевать, вылавливать, заглатывать, щебетать, крякать, курлыкать, заливаться, гоготать, шипеть, садиться, прыгать, ходить, пить, ловить, кружить, парить, опускаться, взлетать, нырять, грести, подгребать, чистить.

Дети должны знать: (Ответить на вопросы вместе с детьми):

             -Почему одних птиц назвали зимующими, а других перелетными? (Зимующие птицы живут всегда в одном месте, их еще можно назвать оседлыми. Перелетные птицы каждую осень улетают в теплые края, а с наступлением весны возвращаются домой.)

            -Почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются? (Перелетные птицы не могут найти себе корм зимой)

- Чем отличаются птицы от животных?  (летают, есть перья, клюв, пух).

-Какие бывают птицы? ( большие, маленькие, пестрые, красивые, зимующие, перелетные , лесные , домашние, дикие, водоплавающие, степные)

 -Что есть у водоплавающей птицы -внешний вид (клюв, перья, 2 лапы, крылья, умеет летать).

-По сравнению с животными, чего нет у птицы ( шерсти, зубов, 4 лап).

-Назови водоплавающих птиц: утка , лебедь, гусь , нырок, гагара, баклан, пеликан, фрегат, султанка, камышница, пингвин, бекас, поморник, гоголь, огарь, крохаль, савка, лисуха, белая чайка, зуек, круглоносый плавунчик, крачка, морской голубок и тупик…

          -Чем отличается лапа водоплавающей птицы от обычной птицы, которая не плавает? (На лапах водоплавающих птиц развились кожаные перепонки, увеличивающие общую площадь. Это позволяет быстро передвигаться и маневрировать в воде).

          -Почему птицы не замерзают в холодной воде? (Птица не тонет благодаря густому оперению и подкожным воздушным мешкам. Копчиковая железа, которая находится около хвоста, выделяет жир. Птица наносит его на оперение с помощью клюва. Смазанные перья отталкивают воду, уберегая пернатых от намокания).

          -Почему водоплавающие птицы не опрокидываются в воду, а уверенно и красиво плавают? (Тела водоплавающих птиц плотные, сплюснутые в спинно-брюшном направлении. Такая форма придает им устойчивость на водной глади).

          -Чем питаются водоплавающие птицы? (Большинство водоплавающих птиц питается животной пищей: различной рыбой, земноводными или водными беспозвоночными).

               У водоемов держатся многие птицы. Однако водоплавающими называются лишь те, что умеют держаться на глади озер, рек, морей. Аисты и цапли, к примеру, лишь бродят на мелководье, выуживая там рыбешку. А вот утки, бакланы плавают, ныряют.

                      Лексико-грамматические упражнения:

- «Как улетают птицы?»: гуси, утки, лебеди - вереницей; журавли - клином;  ласточки, грачи, скворцы - вереницей;  кукушки - поодиночке.

-«Чем питаются птицы?» (полный ответ, составляем предложения)

Птицы питаются червяками (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами, мелкими рыбёшками, водорослями…).


-«Кого много в лесу?  в поле?» (словоизменение)
В лесу много скворцов (ласточка, соловей, аист, грач, журавль, кукушка, цапля, стриж)

- «Скажи правильно» (использование глаголов в ед. и множ. числе):
Птица улетает, а птицы ... (улета
ЮТ)   (вылетает, залетает, прилетает, летает, клюёт, машет крыльями, прыгает, кричит, спит, вьёт гнездо, поёт)

- Образуй признак (от предметов): лебедь – лебединая,  соловей — …, журавль — …,  утка — … , птица — ….

Назови птенцов: грач – грачонок,  утка — …, кукушка — …,скворец -…, гусь-…, ласточка-ласточонок, пингвин-…, пеликан- ….

-Упражнение «Один – много» (множественное число): лебедь – лебеди , птица — … грач — …,  скворечник — … , журавль — … , соловей — … , перо – … , аист — … , клюв — …

-Упражнение «Есть – нет» (родительный падеж): лебедь – нет лебедя , птица — … , грач — … , скворечник — …,  журавль — … , соловей — …,  перо – … , аист — …,  клюв — …


-Образуй новые слова по образцу: У журавля длинные ноги – длинноногий журавль.  Длинный клюв  –…..Короткий хвост –….Чёрные глаза -.. ..Острый клюв –….Большое крыло –

-Упражнение: «Подбери по аналогии»:        У людей дети, а у птиц ….

У человека нос, а у птиц ….      У животных шерсть, а у птиц …

У людей ногти, а у птиц …  

-Составление описательного рассказа о птице   (по плану):

1.     Название птицы.          

 2.      Цвет оперенья птицы.

3.      Назови части ее тела.        

 4.      Где вьет гнездо? Назови ее птенцов.

5.      Когда птица улетает в теплые края?

6.      Чем птица питается?  

7.     Какую пользу приносит птица человеку?

- Упражнение «Чьи крылья? Чей клюв?»
У журавля – журавлиные крылья, журавлиный клюв
У гуся – ….  У утки – …..  У грача –……

-Упражнение: «Потому что…». Дополни :

-Птицы не тонут, потому что….              –Птицы улетают на юг, потому что..

-У журавля длинные ноги, потому что…   -Птицы улетают косяком, потому что…        -Водоплавающие птицы питаются рыбёшкой, потому что….

-У водоплавающих птиц кожаные перепонки на лапах, потому что…

                                                                                         

Учитель-логопед: _______________________    



Предварительный просмотр:

Задание учителя-логопеда воспитателю подготовительной группы.

Лексическая направленность: «Водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлёту».

  «______»__________2022 г.

             Направления работы.     Задания воспитателю

Примечания воспитателя

Артикуляционная гимнастика(  на  звук Н):

«Маляр», «Дятел», «Грибок», «Гармошка», «Парус», «Утюжок».

ЧИСТОГОВОРКИ: На-на-на– сидит кошка у окна.     Но-но-но– весь день распахнуто окно.   Ну-ну-ну– ночью вижу я луну.     На-на-на– нам звезда видна.   Но-но-но– мы пойдем в кино .   Ну-ну-ну– саночки тяну.   Он-он-он– зазвонил вдруг телефон.   Ан-ан-ан– мне купили барабан. Ун-ун-ун– лошадей табун. Ан-ан-ан– сшила мама сарафан.

СЛОВАРЬ: (по общей теме: «Перелётные птицы»: Существительные : грач, жаворонок, скворец, скворчиха, гусь, гусыня, утка, селезень, ласточка, соловей, лебедь, кукушка, аист, цапля, журавль, вершина, дерево, сад, лес, роща, ветка, пруд, река, озеро, болото,  корм (семена, ягода, рыба, лягушка), перелет, крик, туловище, длина ног, клюв, длина шеи, крылья, оперенье, хвост, голова, глаз, лапки, перепонки, стая, косяк, клин, караван. Признаки (прилагательные):перелетные, водоплавающие, болотные, лесные, дикие, хищные, быстрые, проворные, голосистые,  звонкие, заботливые, черный, белый, крупный, мелкий, певчие, прожорливые, острый, длинный, короткий, болотные, важный, гордый, длинноногий, высокий, долгий, трудный, тяжелый, изогнутая, выгнутая, сплющенный, треугольный. Действия (глаголы): летать, возвращаться, кормить, клевать, вылавливать, заглатывать, щебетать, крякать, курлыкать, заливаться, гоготать, шипеть, садиться, прыгать, ходить, пить, ловить, кружить, парить, опускаться, взлетать, нырять, грести, подгребать, чистить.

Дети должны знать: (Ответить на вопросы вместе с детьми):

             -Почему одних птиц назвали зимующими, а других перелетными? (Зимующие птицы живут всегда в одном месте, их еще можно назвать оседлыми. Перелетные птицы каждую осень улетают в теплые края, а с наступлением весны возвращаются домой.)

            -Почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются? (Перелетные птицы не могут найти себе корм зимой)

- Чем отличаются птицы от животных?  (летают, есть перья, клюв, пух).

-Какие бывают птицы? ( большие, маленькие, пестрые, красивые, зимующие, перелетные , лесные , домашние, дикие, водоплавающие, степные)

 -Что есть у водоплавающей птицы -внешний вид (клюв, перья, 2 лапы, крылья, умеет летать).

-По сравнению с животными, чего нет у птицы ( шерсти, зубов, 4 лап).

-Назови водоплавающих птиц: утка , лебедь, гусь , нырок, гагара, баклан, пеликан, фрегат, султанка, камышница, пингвин, бекас, поморник, гоголь, огарь, крохаль, савка, лисуха, белая чайка, зуек, круглоносый плавунчик, крачка, морской голубок и тупик…

          -Чем отличается лапа водоплавающей птицы от обычной птицы, которая не плавает? (На лапах водоплавающих птиц развились кожаные перепонки, увеличивающие общую площадь. Это позволяет быстро передвигаться и маневрировать в воде).

          -Почему птицы не замерзают в холодной воде? (Птица не тонет благодаря густому оперению и подкожным воздушным мешкам. Копчиковая железа, которая находится около хвоста, выделяет жир. Птица наносит его на оперение с помощью клюва. Смазанные перья отталкивают воду, уберегая пернатых от намокания).

          -Почему водоплавающие птицы не опрокидываются в воду, а уверенно и красиво плавают? (Тела водоплавающих птиц плотные, сплюснутые в спинно-брюшном направлении. Такая форма придает им устойчивость на водной глади).

          -Чем питаются водоплавающие птицы? (Большинство водоплавающих птиц питается животной пищей: различной рыбой, земноводными или водными беспозвоночными).

               У водоемов держатся многие птицы. Однако водоплавающими называются лишь те, что умеют держаться на глади озер, рек, морей. Аисты и цапли, к примеру, лишь бродят на мелководье, выуживая там рыбешку. А вот утки, бакланы плавают, ныряют.

                      Лексико-грамматические упражнения:

- «Как улетают птицы?»: гуси, утки, лебеди - вереницей; журавли - клином;  ласточки, грачи, скворцы - вереницей;  кукушки - поодиночке.

-«Чем питаются птицы?» (полный ответ, составляем предложения)

Птицы питаются червяками (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами, мелкими рыбёшками, водорослями…).


-«Кого много в лесу?  в поле?» (словоизменение)
В лесу много скворцов (ласточка, соловей, аист, грач, журавль, кукушка, цапля, стриж)

- «Скажи правильно» (использование глаголов в ед. и множ. числе):
Птица улетает, а птицы ... (улета
ЮТ)   (вылетает, залетает, прилетает, летает, клюёт, машет крыльями, прыгает, кричит, спит, вьёт гнездо, поёт)

- Образуй признак (от предметов): лебедь – лебединая,  соловей — …, журавль — …,  утка — … , птица — ….

Назови птенцов: грач – грачонок,  утка — …, кукушка — …,скворец -…, гусь-…, ласточка-ласточонок, пингвин-…, пеликан- ….

-Упражнение «Один – много» (множественное число): лебедь – лебеди , птица — … грач — …,  скворечник — … , журавль — … , соловей — … , перо – … , аист — … , клюв — …

-Упражнение «Есть – нет» (родительный падеж): лебедь – нет лебедя , птица — … , грач — … , скворечник — …,  журавль — … , соловей — …,  перо – … , аист — …,  клюв — …


-Образуй новые слова по образцу: У журавля длинные ноги – длинноногий журавль.  Длинный клюв  –…..Короткий хвост –….Чёрные глаза -.. ..Острый клюв –….Большое крыло –

-Упражнение: «Подбери по аналогии»:        У людей дети, а у птиц ….

У человека нос, а у птиц ….      У животных шерсть, а у птиц …

У людей ногти, а у птиц …  

-Составление описательного рассказа о птице   (по плану):

1.     Название птицы.          

 2.      Цвет оперенья птицы.

3.      Назови части ее тела.        

 4.      Где вьет гнездо? Назови ее птенцов.

5.      Когда птица улетает в теплые края?

6.      Чем птица питается?  

7.     Какую пользу приносит птица человеку?

- Упражнение «Чьи крылья? Чей клюв?»
У журавля – журавлиные крылья, журавлиный клюв
У гуся – ….  У утки – …..  У грача –……

-Упражнение: «Потому что…». Дополни :

-Птицы не тонут, потому что….              –Птицы улетают на юг, потому что..

-У журавля длинные ноги, потому что…   -Птицы улетают косяком, потому что…        -Водоплавающие птицы питаются рыбёшкой, потому что….

-У водоплавающих птиц кожаные перепонки на лапах, потому что…

                                                                                         

Учитель-логопед: _______________________    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности по лексической теме «Животные жарких стран»

Задание 1. Показать ребенку картинки с изображением диких животных, живущих в жарких странах: жирафа, бегемота, зебру, дикобраза, слона, льва, тигра, леопарда, кенгуру, носорога.Рассказать об их ...

Рекомендации для родителей детей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по лексической теме «Семья»

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"21965800","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]] Вспомните, что называется семьей. Кто может быть члено...

Журнал взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Журнал разработан для педагогов, строящих свою работу на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)&ra...

Кинезиологические упражнения в практике взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Практика  показывает, что использование кинезиологических упражнений влияет не только на развитие умственных способностей, а также способствует развитию и коррекции речи ребёнка, повышению ...

Конспект подгруппового НОД по совершенствованию лексико-грамматического строя речи и связного высказывания в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме: «Зимующие птицы».

Вашему вниманию представляю конспект в рамках лексической темы недели "Зимующие птицы", являющийся итоговым занятием по закреплению лексического материала и развитию связной речи детей старш...

Методические рекомендации учителя-логопеда для воспитателей подготовительной к школе группы по развитию речи детей.

Результативность коррекционной помощи зависит от степени заинтересованности и участия воспитателей в исправлении речи дошкольников. Даны рекомендации логопеда по развитию словарного запаса дошкольнико...

взаимосвязь учителя- логопеда и воспитателей подготовительной к школе группы "Птицы осенью"

взаимосвязь логопеда и воспитателей в подготовительной к школе группе...