Нетрадиционные формы речевой работы с детьми.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Осовицкая Кристина Андреевна

Нетрадиционные формы речевой работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_formy_rechevoy_raboty_s_detmi.docx115.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Нетрадиционные формы речевой работы с детьми.

Цель: развитие методической компетентности воспитателя ДОО, актуализации его индивидуального опыта.

1.Ситуация общения в старшей группе  «Мы за здоровый образ жизни!»

Цель: Закрепить у детей знания о законах здорового питания; Убедить их в необходимости и важности соблюдения режима питания ; Учить детей выбирать самые полезные продукты для здорового , рационального питания.

-Ребята сегодня мы поговорим   с вами о здоровье. Каждому из нас дана только одна удивительная возможность прожить свою жизнь на планете Земля. А как прожить свою жизнь , каждый человек решает по своему.

Доктор Здоровая Пища советует: чтобы правильно питаться, нужно  два условия: умеренность и разнообразие.

Что означает умеренность?

Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть».

Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают всё переварить.

 Что значит разнообразие?

Ни один продукт не даёт всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают людям энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать – мёд, гречка, геркулес, изюм, масло.

Другие продукты помогают расти организму и делают его более сильным – творог, рыба, яйца, мясо, орехи.

А третьи фрукты и овощи (ягоды ,зелень ,капуста ,морковь ,бананы) -содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться.

Слово «Витамин» придумал американский ученый – биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество в оболочке рисового зерна жизненно необходимо людям. Соединив латинские слова «вещество» (амин) и жизнь (вита), получилось слово «витамин».

Загадки:

1.Яркий,сладкий ,налитой,

   Весь в обложке золотой.

  Не с конфетной фабрики-

  Из далекой Африки.(апельсин)

2.Круглое,румяное

   Я расту на ветке.

   Любят меня взрослые

  И маленькие детки.(помидор)

3.Сидит в темнице ,

   А коса на улице.(морковь)

-Какие фрукты вы еще знаете?

Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»

Выберите те продукты, которые едят в стране Здоровячков.

Полезные и неполезные(Рыба,пепси,кефир,геркулес,чипсы….)

Игра «Что за овощ?»(волшебный мешочек)

С закрытыми глазами найти ,описать ,определить овощ на ощупь .Вызванный ребенок на ощупь выбирает один предмет и не вынимая руки из мешочка ,сообщает ,что он нашел («Я нашел мрковку»), затем показывает овощ (фрукт)детям. Если овощ был назван правильно, педагог оставляет его на столе ,при этом ребенок должен сказать ,куда следует положить предмет –на тарелку (к овощам) или в вазу (к фруктам). (Если ребенок ощибся ,овощ кладется обратно в мешочек). Дети рассмаривают овощ ,определяют его цвет ,форму.

«Готовим салат из овощей»(Огурцы, помидоры ,капуста ,лук)

На двух мольбертах располагаются тарелки и детям необходимо из вырезанных из бумаги овощей и фруктов выбрать правильные овощи и приклеить на тарелку своей команды.

«Прежде  чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть»

Собери картинку

Золотые правила питания:

А)Главное не переедайте.

Б)Ешьте в одно и тоже время простую, свежеприготовленную пищу ,которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.

В)Тщательно пережевывайте пищу ,не спешите глотать.

Г)Перед приемом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений ,мысленно поблагодарив всех ,кто принял участие в создании продуктов ,из которых приготовлена пища.

Итог

-Какую пищу любят есть в стране Здоровячков?

2. Ситуация общения в подготовительной группе  «Что такое этикет?»

Цель: Познакомить с понятием «Этикет»; Учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях; Совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника ,отвечать на вопросы полными предложениями и фразами упражнять в использовании вежливых слов;воспитывать культуру общения и культуру поведения в детском саду.

Люди живут все вместе. И что бы нам друг с другом было удобно и радостно жить, учиться, отдыхать, работать, каждому из нас надо соблюдать правила, называемые этикетом.

 

ЭТИКЕТ – это установленный, принятый порядок поведения, правильное общение.

Хорошо, вот например, вы приходите в гости, в детский сад или другое общественное место, кто первым, или какое первое слово вы должны сказать?

Дети: - Здравствуйте.

Вос-ль:- Конечно же «здравствуйте». Давайте снова вернемся к этому слову – приветствие, ведь это самое главное, самое первое слово, где бы мы не были.

 Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.

ПРИВЕТСТВИЕ - это одно из самых важных правил этикета.

 

Послушайте стихотворение про этикет:

Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.

(А. Усачёв)

В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному человеку вернуть хорошее настроение, избавить от боли. Какие это слова? (ответы детей)

Воспитатель: - А давайте мы поиграем в игру «Словарь вежливых слов».

Вы должны хором заканчивать начатые мной фразы:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания).

Молодцы, ребята!

 Благодарность - чувство признательности кому-нибудь за оказанное внимание и добро. К сожалению, мы часто забываем говорить волшебные слова, а они так необходимы. Я вас приглашаю сесть в большой круг, и подарить другу “ласковое слово”. “Волшебную палочку” в руки возьму, и ласковое слово другу подарю.

(Дети, сидя в кругу, передают друг другу “волшебную палочку”, говоря при этом добрые, ласковые слова).

Рассматривание иллюстраций.

Воспитатель помещает на мольберт картинку, на которой изображено, как девочка угощает мальчика мороженым, и спрашивает: “Как вы думаете, какой диалог мог состояться у детей? Что говорит девочка?” (Возьми, пожалуйста; угощайся, пожалуйста; ешь на здоровье; и т. д.). “Как мог ответить мальчик?” (Благодарю; большое спасибо; мне очень приятно, что ты позаботилась обо мне).

Воспитатель предлагает рассмотреть вторую картинку, на которой изображено, как мальчик предлагает дедушке сесть на сидение в автобусе, и спрашивает: “ Какие вежливые слова говорит мальчик?” (Садитесь, пожалуйста; присаживайтесь, пожалуйста.) “Что ответил дедушка?” (Большое спасибо, благодарю тебя.)

Детям предлагается рассмотреть третью картинку, на которой изображена встреча двух друзей. Воспитатель спрашивает: “Как друзья приветствуют друг друга?” (Привет, здравствуй.) “Как можно приветствовать друга, если встретишь его утром, вечером, днем?” (Ответы детей: доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! )

Молодцы, ребята, вы назвали много вежливых слов

Я буду называть поступки, а вы, молча и сидя на своих местах, будете поднимать красный или зеленый кружок. Если поступок хороший поднимаете зеленый кружок, а если плохой – красный.

Забирать игрушки у друзей.

Помогать взрослым.

Кричи, громко разговаривай.

Не ссорься с друзьями, старайтесь играть дружно.

Здороваться при встрече.

Садиться за стол грязным, неумытым.

Следить за своим внешним видом.

Итог:

Ребята, о чем мы с Вами сегодня разговаривали.

Дети: О правилах поведения, об этикете.

Воспитатель: Правильно.

А как, вы, думаете, все ли из Вас правильно и красиво себя вели? Я хочу сказать, что мы с Вами будем еще многому учиться и работать, чтобы о всех вас сказали: «Это воспитанные и вежливые дети».

Конспект интегрированного занятия с элементами кооперации (подготовительная группа)

«Путешествие в волшебную страну» Цель: Углублять и расширять знания детей о сказках , развитие творческого воображения посредством работы над сказками.

Ой ,ребята ,а что происходит у нас с вами в группе? (слайд со сказками)

У нас собрались сказки в группе ,как –то загадочно?

Появляется  на слайде Фея доброты и фея Мудрости с приглашением!

В нашей стране случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех наших бабочек-помощниц. Чтобы их расколдовать, нужно выполнить задания злого волшебника. Вы поможете нам, ребята?

Ну , что принимаем приглашение? Я предлагаю совершить путешествие в удивительную страну ,где царствует добро и красота! Даже неприятности отступают ,если на помощь приходят верные и надежные друзья!

Как вы думаете ,что нам необходимо ,чтобы попасть в волшебную страну?

Ответы детей

Давайте с вами произнесем заклинание

Что такое ,что случилось?

Вдруг вокруг все изменилось?

Где – то , что- то взорвалось (бух,бух)

Расплескалось (буль ,буль)

Растряслось? (ттт)

Заскулило , загудело (ууу)

Закричало (ааа)

А потом все замолчало..

Ведь здесь сказочки начало!

Вот ребята ,мы с вами и волшебной стране!

Слайд с феями(зачитываю)

А вот и бабочки наши, Все заколдованы они.

Воспитатель: Ребята ,поможем феям?

Игра «Волшебные слова»

Ответьте на вопросы:

- Что говорят при встрече?

Дети: Здравствуйте! Привет!

- Что говорят, когда прощаются?

Дети: До свидания! Пока! До скорой встречи!

- Что говорят, когда благодарят?

Дети: Спасибо! Благодарю!

- Что говорят, когда кто-то чихнул?

Дети: Будь здоров!

- А если нечаянно на ножку наступил?

Дети: Извините! Простите, пожалуйста!

Посмотрите, ребята, что произошло с бабочкой? Какая она стала?

Дети: она стала красивая, она ожила,  мы её спасли, расколдовали (варианты ответов детей). 

Игра в рифмы.

Ребята, а вы много знаете добрых слов?

– Я предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко».

Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого … (спасибо)

Зеленеет старый пень,
Когда услышит …. (добрый день)

Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь… (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (простите, пожалуйста)

Молодцы, ребята! Ещё одну бабочку расколдовали.

Работа в центрах (Аппликация/Рисование)

Воспитатель: Чтобы расколдовать еще одну бабочку, нужно выполнить задания на столах. Приглашаю пройти за столы.

(перед началом работы в центрах  проводится пальчиковая гимнастика «Доброта»)

1 стол: Центр аппликации.

Задание «Найди доброго персонажа»

Ребята, вам нужно найти только добрых персонажей сказок и мультфильмов и выполнить коллаж.

2 стол: Центр рисования.

Задание «Дорисуй солнышко»

Ребята, а вам нужно дорисовать доброе, радостное  солнышко.

Молодцы, ребята! Ещё одну бабочку расколдовали.

Физминутка.

Упражнение «Внутренняя бесконечность» (Добрые животные).

При выполнении заданий участники занятия имитируют различные внешние реакции, чем вызывают у себя внутренние изменения. Таким образом дети приобретают опыт переживания различных эмоциональных переживаний. На выполнение каждого задания – не менее 1 минуты.

  1. Сядьте, пожалуйста, на стулья так, как сидит котёнок, который греется на солнышке.
  2. Полетайте, как летает бабочка вокруг очень красивого цветка.
  3. Давайте походим, как злой тигр, запертый в клетке.
  4. Сядем, как сидит курица под дождём.
  5. Сядем, как котёнок, который только что попил молока.

Молодцы ребята .А давайте вспомним с вами пословицы о доброте.

Проговариваем пословицы:
1.Не одежда красит человека, а его добрые дела.
2.Добро сделанное в тайне – отплатится явно.
3.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
4.При солнышке тепло – при матушке добро.

Слайд с феями (зачитываю) Замечательно наши маленькие друзья. Мы очень рады, что вы знаете много добрых пословиц и вежливых слов. Как вы думаете, какие жители живут в стране добра?

Ответы детей: По желанию

Танец под песню группы Барбарики «Что такое доброта…»

Воспитатель: Ребята, у нас осталась последняя бабочка.

Давайте мы ей тоже поможем.

А чтоб её расколдовать,

Нужно дружно всем сплясать!

(звучит песня, дети танцуют)

(Слайд) Ребята, вы спасли всех наших бабочек. Спасибо вам!

Воспитатель: Нам пора возвращаться обратно в детский сад.

Греет сердце доброта

Словно солнце светит

Будьте добрыми всегда

Взрослые и дети.

Примите от нас подарки (слайд ,сундучок).

Вам понравилось наше путешествие?

Кому вы сегодня помогали?

Что понравилось делать больше всего?

Вы все молодцы!

Вы сделали доброе дело.

Конспект интегрированного занятия с элементами кооперации (Старшая группа)

«Путешествие в Подводное Царство» Цель: Уточнить знания детей о рыбах , об их внешнем виде , защитной окраске , повадках и местах обитания ,способствовать закрепление полученных знаний о рыбах.

Пусть утро для вас будет добрым, день спокойным , вечер светлым!

Кто из вас любит приключения? Мы отправляемся в увлекательное путешествие, а на чём, вы узнаете, отгадав загадку:

По морю большой плывёт,

Капитан его ведёт. Это…(корабль)

Правильно, ребята.

Давайте присядем на наши стульчики ,представим ,что это наш корабль ,давайте закроем глаза и повторять за мной: раз, два, три, мы все замрем, в мир подводный попадем…

Открываем все глаза, начинаются…чудеса!

(Просмотр видеоролика ,подводный мир)

А вот и наша первая остановка ,ребята

«Встреча с умным крабом».

Крабик нам расскажет всё, что знает о своих соседях — рыбах.

У рыб — гладкое, обтекаемое тело. Есть голова, туловище, гибкий хвост и плавники.

https://kladraz.ru/images/270(1).jpg

Задумывались ли вы над тем, как рыбы передвигаются в воде?

Большинство рыб двигается вперед, волнообразно изгибая тело. Помогают рыбам управлять движением плавники — хвостовой и боковые.

Те животные, которые живут в лесах, полях, на лугах, словом, на суше, дышат кислородом воздуха, а рыбы дышат кислородом, растворенным в воде. В воде его раз в двадцать меньше, чем в воздухе. Особенно мало кислорода в замутненной воде или в воде с буйной подводной растительностью. А вот в прозрачных студеных ручьях и реках кислорода больше.

У рыб есть специальное приспособление для дыхания — жабры. Вода проходит через них и обогащает кровь рыб кислородом.

Порой случается так, что рыбам не хватает кислорода, и они могут погибнуть. Так бывает жарким засушливым летом, когда мелеют реки и пересыхают ручьи. И зимой, когда мороз мастерит на реках, прудах, озерах ледяные крыши. Чтобы спасти жителей подводного царства от гибели, рыбаки пробивают во льду лунки, прорубают проруби. Через эти оконца рыбы дышат. Так что любители зимней рыбалки не только возвращаются домой с уловом, но и помогают рыбам пережить трудное зимнее время. А рыбки, будто тихонько перешептываются, говоря рыбакам «спасибо».

Скажем спасибо умному крабу, он нам столько всего рассказал! И мы подплываем к следующей остановке.

2 остановка «Встреча с акулой- каракулой ».

Акула -каракула приготовила для вас задания

Её задание: отгадать сложные — сложные загадки.
1. На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(Сом).
2. У неё во рту пила,
Под водой она жила.
Всех глотала, всех пугала,
А теперь в уху попала.
(Щука).
3. Колючий, да не ёж,
Кто же это? … 
(Ёрш).
4. В пруду или озере, больше нигде.
В тихой, спокойной стоячей воде,
Где буйная зелень на дне разрослась, 
Вот именно там обитает …
(Карась).

А сейчас давайте вместе с вами проведем пальчиковую гиманстиску

Пальчиковая гимнастика «Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг!

Что ты видишь, милый друг.

(Дети катают Су-Джок между ладонями)

Здесь прозрачная вода, плывет морской конек сюда,

Вот медуза, вот кальмар, это рыба шар.

А вот расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

(Поочередно одевает колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки).

Какие вы молодцы!

Следующая остановка «Необыкновенная рыбка. Посмотрите, ребята, приплыли рыбы, какие-то они особенные. Соберите таких же рыб и объясните, что в них странного.

Дети за столами собирают рыб. Объясняют, что они из частей разных рыб. Например: «Хвост у этой рыбы налимий, плавники – акульи, туловище – окунёвое, а голова - сомья».

Д\и «Собери картинку»

Это морской конек.
Он обитает в морях. Голова у него точь-в-точь лошадиная, а чешуи нет, тело покрыто твердыми костяными пластинками. Загнутым наперед хвостиком морской конек цепляется за стебли морской травы. Рот у конька трубочкой, которой он засасывает червячков, рачков и прочую мелкую живность

 Кто хочет дополнить рассказ о морском коньке? (ответы детей)

Морские коньки очень интересные создания! Они ведут малоподвижный образ жизни, прикрепляясь гибкими хвостами к стеблям растений. Морские коньки меняют окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Они подстраивают цвет своих чешуек под цвет кораллов или водорослей, из-за чего их практически не видно. Так они защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей.

Коньки могут передвигаться «верхом» на рыбах. Благодаря своему изогнутому хвосту, морские коньки могут путешествовать на большие расстояния. Они хватаются за плавники окуня и держаться до тех пор, пока рыба не заплывет в заросли водорослей.

Ну вот и подошло наше путешествие к концу ,пора возвращаться в детский сад!

- Дети, вам понравилось путешествие?

- Каких морских обитателей встретили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые обучающие ситуации нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками Сценарий активизирующего общении для детей среднего дошкольного возраста «Поможем бабушке Федоре»

Образовательные задачи: Уточнить и расширить словарь по теме «Посуда». Развивать умение составлять загадки-описания по образцу со зрительной опорой.Совершенствовать грамматический строй речи.Развивающ...

Нетрадиционные формы творческой работы с детьми дошкольного возраста

Ребёнок начинает воспринимать окружающий его мир наиболее полно и ярко благодаря различным  ощущениям, которые он испытывает, соприкасаясь с предметами и различными материалами. Дальней...

«РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ РЕЧЕВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ»

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста - имеют речевые недостатки, неправильно произносят один ил...

Игровые обучающие ситуации нетрадиционной формы речевой работы с дошкольниками

Как сделать скучное интересным…? Выполнила : учитель-логопедЕфременко Елена Геннадьевна Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений...

Консультация " Игровые обучающие ситуации - нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками."

В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Игра создает «зону ближайшего развития ребенка».Для разви...

методическая разработка «Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками»

По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Осо...