Игровые обучающие ситуации нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками Сценарий активизирующего общении для детей среднего дошкольного возраста «Поможем бабушке Федоре»
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Ирина Михайловна Никулина

Образовательные задачи: Уточнить и расширить словарь по теме «Посуда». Развивать умение составлять загадки-описания по образцу со зрительной опорой.

Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие задачи: Развивать мышление, речевой слух, зрительное внимание, мелкую и общую моторику, ориентацию в пространстве.

Формировать навыки сотрудничества, ответственного отношения к выполнению задания, самостоятельности, инициативности.

Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к посуде, желание содержать посуду в чистоте.

Формировать желание помочь Федоре, попавшей в беду.

Скачать:


Предварительный просмотр:


 


Игровые обучающие ситуации нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками

 Сценарий активизирующего общении для детей среднего

дошкольного возраста «Поможем бабушке Федоре»

                                                         Проведено 04 апреля 2013г

    Воспитатель: И.М. Никулина

        г. Белогорск


Образовательные задачи: Уточнить и расширить словарь по теме «Посуда». Развивать умение составлять загадки-описания по образцу со зрительной опорой.

Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие задачи: Развивать мышление, речевой слух, зрительное внимание, мелкую и общую моторику, ориентацию в пространстве.

Формировать навыки сотрудничества, ответственного отношения к выполнению задания, самостоятельности, инициативности.

Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к посуде, желание содержать посуду в чистоте.

Формировать желание помочь Федоре, попавшей в беду.

Словарная работа:

Тарелка, вилка, ложка, чашка, блюдце, кастрюля, сковородка, чайник, стакан; мыть, вытирать, разбивать, пить, есть, жарить, кипятить; круглая, маленькая, большая, красная, желтая, зеленая, синяя; тарелочка, кастрюлька, блюдечко, ложечка, вилочка, кружечка, самовар.

Форма проведения — игровая обучающая ситуация.

Материалы и оборудование: Картинка-загадка стрелки, конверты с разрезными картинками и предметные картинки к ним, картинки с изображениями посуды, «дерево с посудой», макет шкафа для посуды, самовар на небольшом табурете-подставке с салфетками, плоскостное изображение тарелок с кашей, магазин-витрина с предметами посуды, набор красивой посуды от Федоры (сюрприз), костюм бабушки Федоры.

Ход

Дети стоят в кругу. Педагог

ПостараетсяМатвей,

Меня увидит,

Ушки слышат у Никиты,

У Леры, Димы тоже,

Ярослав со мной играет,

Кристина знания закрепляет

Поднимите руки выше,

Кто имен своих не слышал.

Дети, чьи имена не прозвучали в речевке, поднимают руки и по очереди называют свои имена, а также свои пожелания к будущей деятельности. Педагог

Запоминает наша голова Важные поступки и умные слова.

Дети гладят себя по голове. Слушаем внимательно... Подносят руки кушам. Смотрим обязательно. Подносят руки к глазам. Взрослых не перебиваем... Грозят указательным пальцем. Знаний много получаем. Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках. Педагог. Ребята, хотите отправиться в путешествие? Дети. Хотим!

Педагог. А вот куда мы с вами отправимся, вы узнаете, если назовете предметы, которые здесь у меня на картинке спрятались.

Дети рассматривают картинку-загадку с изображениями нескольких наложенных друг на друга предметов, например: кастрюля, чайник, чашка, блюдце.

Педагог. А как можно назвать эти предметы одним словом? Дети. Посуда.

Педагог. Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся в путешествие? Предположения детей.

Педагог. Мы сегодня отправимся с вами в удивительное путешествие по стране, которой нет ни на одной карте. Это Страна Посуды. Нас ждут неожиданные встречи, интересные задания, игры-приключения. {Обнимает детей, ласково приговаривая.) Я ребяток собираю, в путь-дорожку приглашаю. Не заблудиться нам в нашем путешествии помогут стрелочки, которые вы видите на полу. Они укажут нам направление, куда путь держать. Будьте внимательны, не отставайте но и не бегите вперед. В незнакомом месте лучше держаться всем вместе. Дети с педагогом делают несколько шагов по направлению стрелок и останавливаются перед самоваром, который стоит на табурете.

Педагог

А на белой табуреточке,

Да на вышитой салфеточке,

Самовар стоит,

Словно жар горит.

Ребята, а кто помнит загадку о самоваре? Дети (построчно или хором).

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела.

Пейте чай, вода вскипела! Педагог. В таком нелегком путешествии нам придется много говорить, поэтому наш язычок должен хорошо работать. Поможем ему: проговорим загадку, сделаем зарядку и пойдем дальше.

Дети еще раз повторяют загадку, четко проговаривая каждое слово. Педагог предлагает продолжить путешествие. Дети идут по направлению стрелочек до «дерева», на ветках которого вместо плодов висит игрушечная посуда. Педагог

Чудо-дерево растет,

Чудо-чудо-чудное,

Расчудесное!

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А ложечки да чашки,

Поварешки на нем!

Дети, а что еще вы видите на этом чудесном дереве? Дети перечисляют предметы посуды. Педагог. Как вы назовете, одним словом все эти предметы? Дети. Посуда.

Педагог. Посмотрите внимательно на дерево, найдите предметы посуды

маленького размера и назовите их ласково.

Все готовы, ребятишки?

И девчонки, и мальчишки?

Игру мы дружно начинаем,

Посуду ласково называем.

Игра «Назови ласково»

Дети выбирают любой предмет посуды и называют его ласково: тарелочка,

ложечка, кастрюлечка, блюдечко, вилочка, кружечка и т.д.

Педагог. Молодцы, ребятки! Быстро и дружно вы справились с моим заданием!

А теперь на минутку закройте глазки и сосчитайте до четырех.

Пока дети считают, закрыв глаза, педагог развешивает на «дереве» игрушки:

яблоко, морковь, волка, свинью, булочку. Потом предлагает детям открыть

глаза и внимательно посмотреть, что нового появилось на дереве.

Игра «Что лишнее?»

Ребенок называет лишний предмет и объясняет свой выбор, например: «Яблоко лишнее, это фрукт. А все остальное — посуда». Педагог. Продолжим наше путешествие.

Мы оказались на лесной полянке. Но что это? {Обращает внимание детей на разбросанные картинки с изображениями посуды. Дети рассматривают их. Появляется Федора.) Федора (поет). Ой-ой-ой, ой-ой-ой!

Вы в канаву упадете, Воротитеся домой! Вы утонете в болоте!

Ой, вы бедные сиротки мои, Не ходите, погодите, Утюги и сковородки мои, Воротитеся домой! Педагог. Дети, вы узнали, кто это? Дети. Это бабушка Федора.

Федора. Здравствуйте, ребята! (Дети отвечают на приветствие.) Вы меня

узнали?

Дети. Да.

Федора. Знаете, из какой сказки я пришла? Дети. Из сказки «Федорино горе».

Педагог уточняет у детей, помнят ли они автора этой поучительной сказочног истории. При необходимости взрослый называет сам — Корней Иванович Чуковский.

Федора. Знаете, какое у меня горе? Дети. Убежала посуда. Федора. А почему вс* посуда убежала от меня?

Дети. Не любила, била, запылила, закоптила, загубила.

Педагог. Ах ты несчастная Федора! Федора (плачет). Что же мне теперь делать? Педагог. Ребята, подскажите Федоре, как надо ухаживать за посудой. Дети. Посуду надо мыть, чистить, вытирать, не бить, беречь, сушить. Федора.

Ох, не буду, ох, не буду Я посуду обижать. Буду, буду я посуду И любить, и уважать.

Помогите мне, ребятки, поухаживать за ней!

Дети поднимают картинки.

Педагог

Мы почистим тебя песочком, Окатим тебя кипяточком, Вытрем тебя полотенчиком. И ты будешь опять Словно солнышко сиять!

Дети имитируют мытье посуды.

Федора. Вот так чудеса! Я и не знала, что за посудой так нужно ухаживать.

Помогите мне, ребята, вернуть посуду домой.

Дети вместе с педагогом «расставляют посуду в шкаф» — макет.

Педагог. Куда поставим чашку, блюдце, сахарницу, чайник?

Дети. На первую полочку.

Педагог. Тарелки?

Дети. На вторую полочку.

Педагог. А где будут храниться кастрюля, сковородки, чайник? Дети. На третьей полочке.

Педагог. Молодцы, ребята, быстро навели порядок в шкафу! У каждого предмета, вещи должно быть в доме свое место, Федора. Федора. Спасибо, ребята, за помощь. А теперь загадаю вам загадки: Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка.)

Сделаны они из стекла, предназначены для чая, сока, молока. (Стаканы.)

На огне я стою, еду вкусную варю. (Кастрюля.)

Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник.)

Молодцы! Все загадки отгадали!

Педагог. Ребята, но чтобы посуде было хорошо у Федоры, давайте сядем и расскажем, что мы знаем о посуде. Садись, Федора, послушай. На столах — картинки с изображениями посуды. Дети называют посуду, изображенную на картинках, рассказывают, из каких она частей состоит и дл> чего предназначена.

Федора (уточняет). Кружка нужна для того, чтобы из нее... (пить чай). Сковорода нужна для того, чтобы на ней... (жарить котлеты). Кастрюля нужна для того, чтобы в ней... (варить суп). Чайник нужен для того, чтобы в нем... (кипятить воду, заваривать чай).

Федора благодарит детей за подсказки и предлагает конверты с «разбитой посудой».

Игра «Разбитые чашки».

Федора. Посмотрите, какие красивые чашки у меня на этих картинках, а в конвертах — такие же чашки, но разбитые. Помогите мне их склеить: сложите части правильно.

Дети выполняют задание, Федора понарошку угощает их кашей. Игра «Горячая каша».

Федора. Посмотрите, какая каша в тарелках! Она горячая, над ней поднимается пар. Возьмите тарелочку с кашей так, чтобы пар был перед вашими губами. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на пар, вытянув губы трубочкой. Не раздувайте щек!

Тарелка должна находиться на расстоянии не более 10 см от губ ребенка; игру повторить 2—3 раза.

Федора. Ребята, одна часть посуды у меня разбилась, другая — в лесу заблудилась. Подскажите, а где можно купить посуду? Ответы детей.

Педагог. Дети, давайте мы продолжим наше путешествие и возьмем Федору с

собой. Познакомим ее с магазином.

Дети идут по стрелочкам дальше. Подходят к «витрине».

Игра «Магазин посуды».

Дети выступают в роли покупателей, а педагог — в роли продавца.

Педагог. Для того чтобы продавец понял, что вы хотите купить, нужно

рассказать о любом предмете посуды, не называя его.

Федора. Можно, я первая куплю? Она белая, круглая. На ней нарисованы

цветочки. Из нее едят суп. Что я хочу купить, дети?

Дети. Тарелку!

Педагог. Молодец, Федора! Ты правильно составила загадку. И ребята молодцы — отгадали ее. И мне, продавцу, было понятно, что ты хотела купить. Педагог подает Федоре тарелку, она кладет ее в сумку. Аналогично составляют загадки все дети. Федора благодарит детей, прощается и уносит сумку с посудой «домой».

Педагог. Дорогие ребята, наше путешествие закончилось, и нам нужно отправляться домой. Вам понравилось путешествие? А что вам понравилось? Ответы детей.

Педагог. Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Вы молодцы,

замечательно справились с заданиями, были внимательными, помогли Федоре,

попавшей в беду, научили ее пользоваться посудой.

Возвращается Федора и еще раз благодарит детей за помощь.

Федора. Дети, я приготовила вам сюрприз (показывает набор красивой посуды).

Что это?

Дети. Посуда.

Дети благодарят Федору за сюрприз, прощаются и «возвращаются» в группу.



Логоритмическое занятие

В ГОСТЯХ У КОРОЛЕВЫ ВРЕМЕНИ /части суток/

ЦЕЛЬ: устранение недостатков речевой системы через взаимосвязь речи, музыки и движения.

ЗАДАЧИ:

  1. развивать чувство ритма, мелкую моторику, артикуляционный аппарат. Слуховое внимание;
  2. автоматизировать звуки во фразах, активизировать словарь антонимов;
  3. закрепить представление о частях суток;
  4. развивать умение детей чётко выполнять движения по сигналу;
  5. развивать умение обыгрывать содержание песни, чётко интонировать мелодию, точно передавать ритмический рисунок;
  6. воспитывать бережное отношение ко времени.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • изображение часов с боем;
  • изображения двух гномов: ТИК и ТАК;
  • ложки деревянные.

ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Вводная часть

/Дети входят в зал под спокойггую-1^?зыку и садятся на стульчики. Во сп итател ь: ой, ребята, а куда это мы с вами попали?

/По торжественную музыку входит Королева Времени К.В. Здравствуйте! Вы не знаете куда попали? А кто я знаете? Дети. Нет.

К.В. хорошо, я вам помогу. Вот вам мой указ, читайте.

/Отдаёт свёрток воспитателю. Воспитатель. Указ.

Хотите знать, куда попали,

Мои хорошие друзья?

Отгадайте для начала

Загадку, что даю вам я. Загадка

Ног нет, а хожу.

Рта нет, а скажу:

Когда спать, когда вставать,   

Когда работу начинать.        (часы)

 К.В. Итак, друзья, догадались, где вы находитесь?

/ответы детей: в королевстве часов, в часах .../ А часы нам говорят о времени. Значит в каком королевстве? (в королевстве времени)

Воспитатель. Верно, молодцы. Ребята! И значит перед вами Королева Времени.

К.В. За вашу сообразительность я вас приглашаю в своё Королевство.

И хочу проверить, как вы можете действовать по сигналу!

/Дети строятся за направляющим в одну колонну, и по сигналу

выполняют движения:

Направо! Раз, два.

Налево!

Крутом! Шагом марш!

На месте стой! Раз, два. Садитесь!

11. Основная часть.

К.В. Сейчас я вас познакомлю со своими помощниками. Это два веселых Гнома: братцы ТИК и ТАК. Не любили они вставать по утрам и долго-долго потягивались. Давайте покажем, как они потягивались.

1) Логопедическая гимнастика «ПОТЯГУШКИ»

Потягушки, потягушки!

Потягиваются руками.

Просыпайтесь, мои ушки!

Массажируют ушки.

Просыпайтесь, мои губки!

«Трубочка»

Просыпайтесь, мои зубки!

«Заборчик»

Надувайтесь, мои щёчки,

Надуть щёки.

Словно два больших мешочка.

Хлопнуть ладошками по щекам.

Глазки, глазки, открывайтесь,

Проводят указательными пальцами

по векам.

Просыпайтесь, просыпайтесь!

Моргают.

Зубки острые, кусайтесь!

Покусать верхнюю губу, затем

нижнюю.

Губки, губки, улыбайтесь!

«Улыбка»

К.В. Тсс! Слышите?

// голос за кадром: День! Нет, ночь!

Утро! Нет, вечер!

Это мои помощники, братцы ТИК и ТАК снова спор затеяли, что важнее
- день или ночь, утро или вечер? Долго могут они спорить, давайте им
поможем!

2) Инсценировка песни « ПРОБУЖДАЛЬНАЯ ПЕСЕНКА»

1

По ресничкам бегают солнечные зайчики

Просыпайтесь, девочки, просыпайтесь, мальчики, Кати и Наташи, Пети и Серёжи, И кастрюльки с манной кашей, просыпайтесь тоже.

        2
Просыпайтесь, прыгалки,
Просыпайтесь,, мячики,      ..        ,
Все конфеты вкусные,
все игрушки в ящичке,
Косолапый мишка и колючий ёжик,
И картинки в новой книжке,
просыпайтесь тоже.        '

Показывают реснички пальцами Вытягивают руки вверх. Лодочки.

Приседают в парах по очереди.

Прыжки на одной ноге.
Прыжки на другой ноге.
Прыжки на двух ногах.
Присели.        

Показывают мишку и ежика. Лодочки.

В о с п и т а т е ль.


Если солнышко с утра

 Значит всем вставать пора!

 Ну-ка, детки, просыпайтесь,

Поскорее поднимайтесь!

К.В. Наступил день, и нам пора играть.

Предлагаю поиграть в игру «СКАЖИ НАОБОРОТ»
Например, я говорю фразу: Лу-лу-лу - беру тупую иглу. Вам нужно
Сказать эту же фразу с противоположным по значению словом,
т.е. сказать наоборот не «тупую иглу», а какую? (острую)
Правильно, молодцы! Кто догадается первым, поднимет руку и скажет
фразу.

Ведущий. Сок-сок-сок - во дворе мокрый песок.

Дети. Сок-сок-сок - во дворе сухой песок.

Вед. Са-за-са - у Маши длинная коса.

За-за-за - пасётся чёрная коза.

Ус-ус-ус - вот большой арбуз.        -

Сы-чи-сы - громко тикают часы. Аш-аш-аш - беру тупой карандаш. Ушка-ушка - лежит твёрдая подушка. Ошка-ошка - грустная матрёшка. , Ашка-ашка - старая рубашка. Жок-жок-жок - возьму холодный пирожок. Лина-лина - кислая малина. Ро-ло-ро - купим старое ведро. Рад-рад-рад - сладкий виноград.

К.В.


Замечательно! А теперь отгадайте загадку:

Весь день усами шевелят, И время узнавать велят, (часы)

Правильно! Это часы.

3)        Ритмическая игра «ТИК-ТАК»

К.В. В часах живут братцы ТИК И ТАК. Давайте вместе покажем, как ходит братец ТАК. Послушайте.

//Муз. руководитель играет на фоночетвертями: «так-так-так» А теперь повторим хлопками и произнесём.

// Дети хлопают в ладоши четвертями и произносят: «так-так-так» Послушайте шаги братца ТИК

//Муз. руководитель играет на фоно восьмыми: «тик-тик-тик», а дети повторяют.

К.В. Попробуйте сами отгадать, кто из братцев шагает. (2-3 повтора). Молодцы!

А теперь давайте представим, что наши братцы живут в больших часах с боем, /показывает иллюстрацию/ Как же эти часы шагать будут?

4)        Упражнение на дыхание.

К.В. глубоко вдохнём и на выдохе произнесём:

БОМ-БОМ-БОМ (вторыми с хлопками)

А теперь так.

Сколько раз нужно ударить?

Глубокий вдох и на выдохе произносим:

БОМ-БОМ-БОМ (вторыми с хлопками)

К.В. Молодцы! А в знаете песню про часы? Давайте её споём.

5) Пение песни «НА СТЕНЕ ЧАСЫ ВИСЯТ,,,»    )

1.

На стене часы висят, День и ночь они стучат: Тик-так, тик-так, Тик-тик-так, тик-тик-так.

Идутпо кругу дробным шагом.

Хлопают в ладоши ритмический рисунок.

2.

Мы немного подождём,                        Пружинки, руки на пояс          

Бой часов наполнит дом: Бом-бом, бом-бом,

Пружинки, руки на пояс.

Топают ногами ритмический


поэтому ночью нужно отдыхать и набираться сил для новых дел. А ещё ночью дети растут. И сейчас мы с вами будем успокаиваться. Вспомним ещё одну песенку про часы.

Тик-так, тик-так, Часы стучат

И нам о многом говорят: Что день прошёл, И спать пора, Устала наша детвора. Все спят, а часы Всю ночь стучат И наш покой хранят. Заводят стрелки хоровод, Тик-так, И ночь пройдёт.

1) Упражнение на развитие ритма, мелкой моторики под

музыку «ЧАСЫ»

Колебательные движения рукой влево, вправо. Показать на себя. Пальчики шагают по коленям. Спят.

Руки вытягивают вперёд. Стучат кулачками друг о друга.

Показать на себя. «Заводят моторчик» Хлопают восьмыми. Волнообразные движения руками.

II голос за кадром: Ночь! Нет, день!

Вечер! Нет, утро!

К.В. Ребята, а спор у братцев ТИК и ТАК остался не решён!?

Как вы думаете, что же важнее: день или ночь? Дети. Отвечают на вопрос.

В о с пи т а т ель. Молодцы, ребята! Пришла пора прощаться с Королевой Времени и уходить из её королевства.

До свидания!


Указ

Хотите знать, куда попали, Мои хорошие друзья? Отгадайте для начала Загадку, что даю вам я.

Загадку

Ног нет, а хожу.

Рта нет, а скажу:

Когда спать, когда вставать когда работу начинать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий активизирующего общения для детей среднего дошкольного возраста "Поможем бабушке Федоре".

Сценарий активизирующего общения для детей среднего дошкольного возраста "Поможем бабушке Федоре"....

«Игровые обучающие ситуации как форма речевой работы с дошкольниками»

В докладе описан процесс  использования игровых  ситуаций  для развития речи детей дошкольного возраста....

Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста «Поможем бабушке Федоре вернуть посуду»

Цель: закреплять знания и представления детей о различных видах посуды и их назначении.         Задачи:         Образова...

Игровые обучающие ситуации нетрадиционной формы речевой работы с дошкольниками

Как сделать скучное интересным…? Выполнила : учитель-логопедЕфременко Елена Геннадьевна Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений...

Консультация для педагогов "Игровые обучающие ситуации как форма речевой работы с дошкольниками"

В материале для педагогов предлагаются игровые ситуации способствующие развитию речи дошкольников....

консультация для педагогов: Игровые обучающие ситуации, как форма речевой работы с дошкольниками

Игровые обучающие ситуации позволяют  решать такие задачи, как: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие речи....

Консультация " Игровые обучающие ситуации - нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками."

В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Игра создает «зону ближайшего развития ребенка».Для разви...