Конспект занятия по развитию речи по теме «Дифференцирование звуков»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель. Дифференцировать звуки [а, о, у, ы, и, э] через их нахождение в словах.
Задачи:
Образовательная:
- Закрепить соотношение звук — буква.
- упражнять детей в умении делить слова на слоги;
- учить членить предложения на слова;
- учить выделять на слух предложения из высказывания;
Развивающая:
1. развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и предложения;
2. развивать фонематическое восприятие (гласные звуки)
3. развивать мыслительные операции: анализ, синтез, конкретизация.
Воспитательная:
1. воспитывать чувства взаимопомощи;
2. совершенствовать умение слушать других внимательно не перебивая собеседника;
3. воспитывать организованность, самостоятельность;
4. воспитывать положительные эмоции, интерес к результатам своей деятельности.
Словарная работа: гласные звуки, предложения, односложные слова, двухсложные слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_konspekt.docx | 27.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект в подготовительной группе по развитию речи по теме
«дифференцирование звуков».
Цель. Дифференцировать звуки [а, о, у, ы, и, э] через их нахождение в словах.
Задачи:
Образовательная:
- Закрепить соотношение звук — буква.
- упражнять детей в умении делить слова на слоги;
- учить членить предложения на слова;
- учить выделять на слух предложения из высказывания;
Развивающая:
1. развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и предложения;
2. развивать фонематическое восприятие (гласные звуки)
3. развивать мыслительные операции: анализ, синтез, конкретизация.
Воспитательная:
1. воспитывать чувства взаимопомощи;
2. совершенствовать умение слушать других внимательно не перебивая собеседника;
3. воспитывать организованность, самостоятельность;
4. воспитывать положительные эмоции, интерес к результатам своей деятельности.
Словарная работа: гласные звуки, предложения, односложные слова, двухсложные слова.
Оборудование.
Демонстрационный:
- Панно букв [а, о, у, ы, и, э]
- Коробка
- картинка кот
- длинная полоска из бумаги
- 3 короткие полоски.
Раздаточный:
1) 1 длинная полоска из бумаги
2) 3 короткие полоски
3) картинки со словами с одним и двумя слогами.
Организационный момент.
Ребята, берём свои стулья и садимся за столы.
Посмотрите, ребята, что это? (коробка)
-Правильно, но в этой коробке, что-то лежит
-Вы хотите узнать, что там? (да)
-Тогда нам нужно будет выполнить задания, а в конце вы узнаете, что же там лежит. Я пока что отложу коробку и приступим к заданиям.
- Посмотрите, что вы видите на панно? (буквы)
- а кто может произнести эти звуки? [а, о, у, ы, и, э]
- как можно назвать все звуки? (гласные).
- как вы узнали, что звуки гласные? (при их произнесении воздушная струя не встречает преград).
- Вы правильно сказали, что звуки[а, о, у, ы, и, э] гласные и определили, что при их произнесении воздушная струя не встречает преград.
Вот первое задание называется «Найди гласный звук».
- Работать будете парами. У вас на столах лежат картинки. На одной картинке изображены предметы, названия которых — односложные слова (с одним гласным звуком): кот, мышь и пр.
- Вам надо взять картинку, в названии которой слышится один гласный звук. Нужно произнести слово, протягивая гласный звук, и назвать его. (Например, в слове лу-у-у-к — гласная [у]).
ПРИМЕР
- Что у вас изображено на картинке? Отвечайте полным ответом (на картинке у нас изображён кот)
- Произнеси слово, так чтобы гласный звук протягивался. (ко-о-о-т)
- Правильно, в слове кот «О» протягивается.
- Ребята, кто тоже выбрал это слово? Поднимите карточки.
- А кто выбрал др. карточку?
А теперь, на другой картинке изображены предметы, названия которых — двусложные слова (с двумя гласными звуками): бусы, книга.
- Вам нужно взять картинки, произнести слово, найти гласные звуки и назвать их. (Например: в слове лу-у-у-ужа-а-а-а — два гласных звука — [у] и [а].)
ПРИМЕР
- Какую картинку выбрали? (бусы)
- Произнеси слово, так чтобы гласный звук протягивался. (бу-у-сы-ы)
- Правильно, в слове «бусы», 2 гласных звука протягивается. «У», «Ы».
- А кто выбрал др. карточку?
Следующее задание называется «Измени слово».
Ребята, слушайте следующее задание. Вам надо взять картинки со стола с односложными словами и изменить их так, чтобы в слове слышались два гласных звука (например: кот—котик).
ПРИМЕР
- Какую картинку ты выбрал? (нос)
- Как ты изменил слово (нос), чтобы слышались два гласных? (носик)
- Произнеси, чтобы тянулись гласные.( но-о-ос-и-ик)
Ребята, мы сейчас работали с отдельными словами.
— Слова (произносимые сами по себе) нам ни о чем не говорят, не рассказывают. Например: слово дом.
Мы можем его произнести много раз, но никогда не узнаем, какой это дом (высокий или низкий, новый или старый); где он стоит (в городе или деревне, в лесу или на берегу реки); кто в нем живет и т. п.
Для того чтобы слова начали рассказывать, сообщать нам о чем-то, они должны подружиться друг с другом.
Например: Рабочие построили новый дом. Из дружных слов получилось предложение.
Только с помощью предложений мы можем сообщать другим различные сведения.
- Ребята, скажите, что вы узнали о доме в этом предложении?
- Кто построил дом?(рабочие).
- Какой это дом?(новый)
Предложения мы будем обозначать длинной полоской бумаги. (показ бумажной полоски).
Следующее задание называется «Составь предложение».
Ребята, вам нужно будет составить предложения, взяв за основу слова кот.
-Андрей, какое ты оставил предложение? (кот лакает молоко)
Кто составил предложения, педагог дает длинные полоски бумаги.
Давайте встанем около своих столов и разомнёмся"Я мороза не боюсь".
Я мороза не боюсь, (шагаем на месте)
С ним я крепко подружусь (хлопаем в ладоши).
Подойдет ко мне мороз (присели),
Тронет руку, тронет нос (показываем руку, нос)
Значит надо не зевать (хлопки в ладоши),
Прыгать, бегать и играть (прыжки на месте).
Присаживаемся за столы.
Следующее задание нужно найти предложений из высказываний на слух.
А) — Предложения тоже умеют дружить. Так получаются рассказы, В рассказах одно предложение от другого отделяется паузой (короткой остановкой). Послушайте коротенький рассказик из трех предложений.
Маша и Петя живут в большом городе. (Пауза) Они ходят в детский сад. (Пауза) В детском саду они играют и занимаются.
- Повторите первое предложение. (Маша и Петя живут в большом городе).
- О чем оно вам рассказало? (Маша и Петя живут в большом городе. Они ходят в детский сад. В детском саду они играют и занимаются.)
б) — Послушайте другой рассказик; выложите столько полосок бумаги, сколько в нем предложений.
Петя пошел гулять. (Пауза) Во дворе он нашел котенка. (Пауза) Мальчик взял котенка домой.
Сколько полосок бумаги вы выложили? (3).
- правильно, нужно было выложить 3 полоски.
Далее ребята повторяют предложения по порядку.
- Правильно, вы выложили столько полосок, сколько предложений.
Следующее задание нужно выделить слова из предложения.
Слушайте внимательно, я произношу предложения, а вы должны определить в них количество слов.
Слово- будет обозначаться короткой линией на полоске бумаги. | — —• |
Я буду говорить предложения, а вы говорить сколько коротких полосок вы выложили на длинную полоску.
- слушайте внимательно предложение (Мальчик надувает шарик.)
- Сколько полосок ты положил? (з)
- ребята, как вы думаете, правильное ли количество полосок? (да)
- правильно, в предложении «Мальчик надувает шарик» 3 слова.
Следующее предложение (Дети рисуют.)
- Сколько полосок ты положил? (2)
- ребята, как вы думаете, правильное количество полосок положил? (да)
- правильно, в предложении«Дети рисуют.» 2 слова.
Отложите полоски на край стола.
- что вы сегодня узнали нового на занятии? (если мы говорим про одно слово, то нам ни о чем не говорит, не рассказывает, мы не сможем определитьцвет, величину)
- что было легко вам выполнить? (определить, что [а, о, у, ы, и, э] гласные).
- что было сложным? (определять сколько слов в предложении)
- что вам понравилось на занятии? (составлять схемы предложений).
Ребята, мы выполнили все задания теперь мы можем узнать, что там лежит. (Открываю коробку). Тут наши буквы, о которых мы говорили в начале занятия. Вы можете выбрать себе любую букву и раскрасить дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи на тему «Звуки К, Г, Х»
Знакомить детей со звуками К, Г, Х, учить выделять их в словах и фразах, дать понятие «согласный звук»; упражнять в выделении первого согласного звука в слове....
Конспект занятия по развитию речи по теме : " Звук и буква Е"
Конспект занятия для подготовительной логопедической группы ДОУ....
Конспект занятия по развитию речи на тему «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук».
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи...
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Звуки «Л» и «Ль»
Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи....
конспект занятия по развитию речи на тему гласные звуки
конспект заняти по развитию речи в старшей группе на тему гласные звуки...
Конспект в подготовительной группе по методике развития речи по теме «дифференцирование звуков».
Конспект в подготовительной группе по методике развития речи по теме «дифференцирование звуков».Цель. Дифференцировать звуки [а, о, у, ы, и, э] через их нахождение в словах.Задачи:Образова...
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: звуки щ-ч»
Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ-ч. Развивать фонетический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе ...