Конспект занятия по развитию речи по теме «Дифференцирование звуков»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Аверьянова Екатерина Вадимовна

Цель. Дифференцировать звуки [а, о, у, ы, и, э] через их нахождение в словах.

Задачи:

Образовательная:

  1. Закрепить соотношение звук — буква.
  2. упражнять детей в умении делить слова на слоги;
  3. учить членить предложения на слова;
  4. учить выделять на слух предложения из высказывания;

Развивающая:

1. развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и предложения;

2. развивать фонематическое восприятие (гласные звуки)

3. развивать мыслительные операции: анализ, синтез, конкретизация.

Воспитательная:

1. воспитывать чувства взаимопомощи;

2. совершенствовать умение слушать других внимательно не перебивая собеседника;

3. воспитывать организованность, самостоятельность;

4. воспитывать положительные эмоции, интерес к результатам своей деятельности.

Словарная работа: гласные звуки, предложения, односложные слова, двухсложные слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_konspekt.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект в подготовительной группе по развитию речи по теме

«дифференцирование звуков».

Цель. Дифференцировать звуки [а, о, у, ы, и, э] через их нахождение в словах.

Задачи:

Образовательная:

  1. Закрепить соотношение звук — буква.
  2. упражнять детей в умении делить слова на слоги;
  3. учить членить предложения на слова;
  4. учить выделять на слух предложения из высказывания;

Развивающая:

1.        развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и предложения;

2.        развивать фонематическое восприятие (гласные звуки)

3.        развивать мыслительные операции: анализ, синтез, конкретизация.

Воспитательная:

1.        воспитывать чувства взаимопомощи;

2.        совершенствовать умение слушать других внимательно не перебивая собеседника;

3.        воспитывать организованность, самостоятельность;

4.        воспитывать положительные эмоции, интерес к результатам своей деятельности.

Словарная работа: гласные звуки, предложения, односложные слова, двухсложные слова.

Оборудование.

Демонстрационный:

  1. Панно букв [а, о, у, ы, и, э]
  2. Коробка
  3. картинка кот
  4. длинная полоска из бумаги
  5.  3 короткие полоски.

Раздаточный:

1) 1 длинная полоска из бумаги

2) 3 короткие полоски

3) картинки со словами с одним и двумя слогами.

Организационный момент.

Ребята, берём свои стулья и садимся за столы.

Посмотрите, ребята, что это? (коробка)

-Правильно, но в этой коробке, что-то лежит

-Вы хотите узнать, что там? (да)

-Тогда нам нужно будет выполнить задания, а в конце вы узнаете, что же там лежит. Я пока что отложу коробку и приступим к заданиям.

- Посмотрите, что вы видите на панно? (буквы)

- а кто может произнести эти звуки? [а, о, у, ы, и, э]

- как можно назвать все звуки? (гласные).

- как вы узнали, что звуки гласные? (при их произнесении воздушная струя не встречает преград).

- Вы правильно сказали, что звуки[а, о, у, ы, и, э] гласные и определили, что при их произнесении воздушная струя не встречает преград.

Вот первое задание называется «Найди гласный звук».

- Работать будете парами. У вас на столах лежат картинки. На одной картинке изображены предметы, названия которых — односложные слова (с одним гласным звуком): кот, мышь и пр.

- Вам надо взять картинку, в названии которой слышится один гласный звук. Нужно произнести слово, протягивая гласный звук, и назвать его. (Например, в слове лу-у-у-к — гласная [у]).

ПРИМЕР

- Что у вас изображено на картинке? Отвечайте полным ответом (на картинке у нас изображён кот)

-  Произнеси слово, так чтобы гласный звук протягивался. (ко-о-о-т)

- Правильно, в слове кот «О» протягивается.

- Ребята, кто тоже выбрал это слово? Поднимите карточки.

- А кто выбрал др. карточку?

А теперь, на другой картинке изображены предметы, названия которых — двусложные слова (с двумя гласными звуками): бусы, книга.

- Вам нужно взять картинки, произнести слово, найти гласные звуки и назвать их. (Например: в слове лу-у-у-ужа-а-а-а — два гласных звука — [у] и [а].)

ПРИМЕР

- Какую картинку выбрали? (бусы)

- Произнеси слово, так чтобы гласный звук протягивался. (бу-у-сы-ы)

- Правильно, в слове «бусы», 2 гласных звука протягивается. «У», «Ы».

- А кто выбрал др. карточку?

Следующее задание называется «Измени слово».

Ребята, слушайте следующее задание. Вам надо взять картинки со стола с односложными словами и изменить их так, чтобы в слове слышались два гласных звука (например: кот—котик).

ПРИМЕР

- Какую картинку ты выбрал? (нос)

- Как ты изменил слово (нос), чтобы слышались два гласных? (носик)

- Произнеси, чтобы тянулись гласные.( но-о-ос-и-ик)

Ребята, мы сейчас работали с отдельными словами.

— Слова (произносимые сами по себе) нам ни о чем не говорят, не рассказывают. Например: слово дом.

 Мы можем его произнести много раз, но никогда не узнаем, какой это дом (высокий или низкий, новый или старый); где он стоит (в городе или деревне, в лесу или на берегу реки); кто в нем живет и т. п.

Для того чтобы слова начали рассказывать, сообщать нам о чем-то, они должны подружиться друг с другом.

Например: Рабочие построили новый дом. Из дружных слов получилось предложение.

Только с помощью предложений мы можем сообщать другим различные сведения.

- Ребята, скажите, что вы узнали о доме в этом предложении?

- Кто построил дом?(рабочие).

- Какой это дом?(новый)

Предложения мы будем обозначать длинной полоской бумаги. (показ бумажной полоски).

Следующее задание называется «Составь предложение».

Ребята, вам нужно будет составить предложения, взяв за основу слова кот. 

-Андрей, какое ты оставил предложение? (кот лакает молоко)

Кто составил предложения, педагог дает длинные полоски бумаги.

Давайте встанем около своих столов и разомнёмся"Я мороза не боюсь".

Я мороза не боюсь, (шагаем на месте)

С ним я крепко подружусь (хлопаем в ладоши).

Подойдет ко мне мороз (присели),

Тронет руку, тронет нос (показываем руку, нос)

Значит надо не зевать (хлопки в ладоши),

Прыгать, бегать и играть (прыжки на месте).

Присаживаемся за столы.

Следующее задание нужно найти предложений из высказываний на слух.

А) — Предложения тоже умеют дружить. Так получаются рассказы, В рассказах одно предложение от другого отделяется паузой (короткой остановкой). Послушайте коротенький рассказик из трех предложений.

Маша и Петя живут в большом городе. (Пауза) Они ходят в детский сад. (Пауза) В детском саду они играют и занимаются.

- Повторите первое предложение. (Маша и Петя живут в большом городе).

- О чем оно вам рассказало? (Маша и Петя живут в большом городе. Они ходят в детский сад. В детском саду они играют и занимаются.)

б) — Послушайте другой рассказик; выложите столько полосок бумаги, сколько в нем предложений.

Петя пошел гулять. (Пауза) Во дворе он нашел котенка. (Пауза) Мальчик взял котенка домой.

Сколько полосок бумаги вы выложили? (3).

- правильно, нужно было выложить 3 полоски.

Далее ребята повторяют предложения по порядку.

- Правильно, вы выложили столько полосок, сколько предложений.

Следующее задание нужно выделить слова из предложения.

Слушайте внимательно, я произношу предложения, а вы должны определить в них количество слов.

Слово- будет обозначаться короткой линией на полоске бумаги. | — —• |

Я буду говорить предложения, а вы говорить сколько коротких полосок вы выложили на длинную полоску.

- слушайте внимательно предложение (Мальчик надувает шарик.)

- Сколько полосок ты положил? (з)

- ребята, как вы думаете, правильное ли количество полосок? (да)

- правильно, в предложении «Мальчик надувает шарик» 3 слова.

Следующее предложение (Дети рисуют.)

- Сколько полосок ты положил? (2)

- ребята, как вы думаете, правильное количество полосок положил? (да)

- правильно, в предложении«Дети рисуют.» 2 слова.

Отложите полоски на край стола.

- что вы сегодня узнали нового на занятии? (если мы говорим про одно слово, то нам ни о чем не говорит, не рассказывает, мы не сможем определитьцвет, величину)

- что было легко вам выполнить? (определить, что [а, о, у, ы, и, э] гласные).

- что было сложным? (определять сколько слов в предложении)

- что вам понравилось на занятии? (составлять схемы предложений).

Ребята, мы выполнили все задания теперь мы можем узнать, что там лежит. (Открываю коробку). Тут наши буквы, о которых мы говорили в начале занятия. Вы можете выбрать себе любую букву и раскрасить дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему «Звуки К, Г, Х»

Знакомить детей со звуками К, Г, Х, учить выделять их в словах и фразах, дать понятие «согласный звук»; упражнять в выделении первого согласного звука в слове....

Конспект занятия по развитию речи по теме : " Звук и буква Е"

Конспект занятия для подготовительной логопедической  группы ДОУ....

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Звуки «Л» и «Ль»

Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи....

конспект занятия по развитию речи на тему гласные звуки

конспект заняти по развитию речи в старшей группе на тему гласные звуки...

Конспект в подготовительной группе по методике развития речи по теме «дифференцирование звуков».

Конспект в подготовительной группе по методике развития речи по теме «дифференцирование звуков».Цель. Дифференцировать звуки [а, о, у, ы, и, э] через их нахождение в словах.Задачи:Образова...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: звуки щ-ч»

Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ-ч. Развивать фонетический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе ...