Конспект ООД интегрированного вида. Развитие речи на тему: "В гостях у осени". Возрастная группа: дети 6 - 7 лет с задержкой психического развития.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сулейманова Гульнара Раисовна

Конспект итоговой ООД из педагогического проекта  "Литературный калейдоскоп" на тему: "Осень".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_ood_v_gostyah_u_oseni.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по «Развитию речи» для детей с задержкой психического развития в возрасте 6-7 лет.

Тема: «В гостях у Осени».

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени как времени года, о характерных признаках осени и осенних явлениях в природе через приобщения детей к художественной литературе.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

- закрепить и обобщить знания детей об осени: периоды (ранняя, золотая, поздняя), приметы (идёт дождь, небо хмурое, листья с деревьев опадают, короткие дни и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха);

- развивать связное речевое высказывание с использованием мнемотехники;

- формировать навык построения предложения;

- формировать связную речь;

акрепить умение детей выразительно читать знакомые стихотворения, передавать их настроение и естественные интонации.

- закрепить умение определять, с какого дерева лист;

- упражнять детей в классификации примет осени;

- активизировать в речи детей: относительные прилагательные (осенний, тополиный, рябиновый, березовый (лист).

- познакомить детей с новым видом изобразительной техники – печати листьями.

- формировать умение печатать на общем листе бумаги: сначала по кайме, а затем в середине.

Коррекционно-развивающие:

- развивать словесно- логическое мышление детей, закрепляя умения устанавливать и объяснять причинно-следственные связи, зависимость цвета листьев от изменений в природе (листья пожелтели, опали).

- развивать слуховое и зрительное внимание, мыслительные процессы (анализ).

- развить поэтический слух – способность чувствовать выразительные средства художественной речи, осознавать их;

- развивать чувство композиции, цветовосприятия;

- развивать эстетическое восприятие осенней природы через художественно-речевую, изобразительную деятельность;

- развивать мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени;

- воспитывать навыки совместной деятельности, уважения друг к другу, умение слушать, не перебивая;

- прививать эстетический вкус.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие.

Методические приемы: показ слайдов об осени, художественное слово,игровые упражнения, релаксация,  пальчиковая гимнастика, физкультминутка, инструкция, вопросы, указания, задания.

Предварительная работа: наблюдение за живой и неживой природой осенью, за перелётными птицами, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы об осени.

Оборудование: ноутбук, слайды с осенними пейзажами, мнемотаблицы, листочки с заданиями для детей, большая книга.

Материал: компьютер, схемы построения предложений и связного рассказа

(мнемодорожки и мнемотаблица), звукозапись.

Методические приемы:

Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;

Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,

Практические: дидактические игры и упражнения.

Материал: мольберт; картинки с признаками осени; сюжетные картинки для составления рассказов; демонстрационный и раздаточный: мнемоквадраты, мнемотаблица «Осень», осенние листья; видеоклипы «Осень», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало» музыка Оскара Строка «Желтые листья», слайды «Периоды осени», видеофизминутка «Осень»; музыка «Осень» из цикла «Времена года» (для продуктивной деятельности) П.И. Чайковский (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Словарная работа:

Слова – предметы (существительные): осень, время года, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, листва, паутина, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, грязь, ненастье, свежесть, природа, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, заморозки.

Слова – действия (глаголы): летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, увядают, желтеют, сохнут, капает, моросит, мокнут, замерзают, вянуть, моросить, срывать (листья), пожухнуть, расписать, хмуриться, облетать, накрапывать.

Слова – признаки(прилагательные): ранняя, поздняя, золотая, осенняя, унылая, грустная, прощальная, туманный, дальний, богатый, длинная, короткий, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, опавшие, кружащийся, хрустящие, разноцветные, засохшие, мокрые, серые (дни), промозглый, проливной, моросящий.

Наречия: мокро, сыро, ненастно, пасмурно.

Предварительная работа:

Беседы об осени;

Чтение художественных произведений: «Лес осенью» А. Твардовский, чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина.

Разучивание стихов и поговорок об осени.

Разучивание стихотворений об осенних месяцах.

Пение песен об осени и слушание музыки.

Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы.

Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных примет осени.

Наблюдение за деревьями на прогулке.

Игра «Подбери предмет к признакам».

Ход организованной образовательной деятельности:

Организационный момент

(Звучит музыка Чайковского «Октябрь»).

Педагог:

- Доброе утро тем, кто проснулся.

 Доброе утро, кто улыбнулся.

 Доброе утро людям и птицам.

 Доброе утро приветливым лицам.

Давайте поприветствуем друг друга улыбкой.

Дети: Здравствуйте! С добрым утром.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

Основная часть

Сюрпризный момент. В зал влетает воздушный шар с листочком.

Педагог: Дети, посмотрите, что за волшебный листок с посланием. А от кого оно, вы узнаете, разгадав загадку. Послушайте рассказ-загадку и попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

Педагог читает отрывок из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи».

«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела.

- Ребята, о каком времени года здесь говорится?

Дети: Об осени.

- А, как вы догадались?

Дети: Трава пожелтела, потемнела, листья пожелтели, покраснели.

Правильно это письмо от самой Осени. Давайте прочтем, что она написала.

Педагог (зачитывает послание): «Дорогие дети! Помогите! Злой волшебник похитил мою волшебную кисточку, и я не могу передать ее наступающей зиме. Я очень беспокоюсь: вдруг мир станет бесцветным? Помогите вернуть Волшебную кисточку! Отправляйтесь в путь на воздушном шаре, он поможет вам добраться до осеннего леса, где растет дерево, под которым спрятана Волшебная книга. Ваша осень».

Поможем Осени вернуть Волшебную кисть?

Дети: Да.

Педагог: В каждом путешествии бывает много интересного. Думаю, что наше путешествие будет увлекательным и интересным.

Вы, ребята, не теряйтесь,

В путь на шаре отправляйтесь!

Давайте встанем в круг и надуем наш воздушный шар горячим воздухом. Поднимите язычки наверх, губы сделайте «окошечком», глубоко вдохните носом и на выдохе произнесите звук «ш».

Дети встают в тесный круг, и медленно двигаются от центра назад, выполняя дыхательное упражнение - имитируя надувание шара.

Педагог: Наш воздушный шар набирает высоту. Полетели?

Дети: Полетели.

Педагог: Мы пролетаем над городами, полями, лесами. Во что можем посмотреть на Землю с высоты птичьего полёта?

Дети: В бинокль, подзорную трубу.

Педагог: Представьте, что у вас в руках «бинокль». Посмотрите вниз и скажите, что вы видите (по одному предмету).

Дети выбирают воображаемый предмет и называют приметы осени.

1.Я вижу, как опадают листья.

2. Я вижу, как пожелтела травка.

3. Я вижу много серых туч.

4.Я вижу много луж.

5.Я вижу золотой лес.

6. Я вижу то самое волшебное дерево.

Педагог: Наш воздушный шар идет на снижение. Будем приземляться.

Давайте сдувать наш шар. Язычки опустите вниз «лопаточкой», губки улыбаются, подуйте «холодным ветерком, произнесите звук «с».

Дети идут в центр круга и выполняют дыхательное упражнение, имитируя как сдувается шар.

Педагог: Наш воздушный шар приземлился. Мы попали в сказочный осенний лес (звучит музыка).

Заходи в осенний лес! (Дети выполняют ходьбу на месте).

Здесь полным - полно чудес! (Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг.)

Посмотрите, как много лежат под ногами осенних листьев! Они о чем - то тихо переговариваются.

Педагог: Куда привела нас тропинка?

Дети: К волшебному дереву.

Педагог: Посмотрите, под ним что- то лежит.

Дети находят под деревом книгу.

Педагог: Что вы нашли?

Дети: Мы нашли волшебную книгу. Педагог показывает её детям - она пустая.  

(Звучит волшебная музыка).

Появляется Добрая фея.

Добрая фея: Здравствуйте, дорогие дети. Что случилось у вас, почему вы все такие грустные?

Педагог: Здравствуй, добрая фея. Мы ищем волшебную кисть для осени. Думали, что открыв книгу, сразу найдем ее. Ничего подобного. В волшебной книге ничего нет.

Добрая фея: Я знаю, что злой волшебник тут все зашифровал, все в таблицы записал. Чтобы кисть вам отыскать, Надо все вам угадать. Не переживайте, я вам помогу.

Педагог: Мы готовы выполнить все задания.

(На волшебном дереве висят белые листья без красок, на которых написаны задания для детей.)

Добрая фея: Злой волшебник зашифровал одно из ваших любимых стихотворений. Посмотрите внимательно на картинки.

Дети читают стихотворение, используя мнемотаблицу «Осень» Е. Трутневой.

Стало вдруг светлее вдвое, двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое у березы на плечах.

Утром мы во двор идем - листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят и летят… летят… летят…

Пролетают паутинки с паучками в серединке.

И высоко от земли пролетают журавли.

Все летит! Должно быть, это улетает наше лето.

Добрая фея: Молодцы, с этим заданием вы справились, выполните следующее.

Используя зашифрованные мнемодорожки, вы должны составить предложения о приметах осени.

Дети садятся на свои места, и педагог раздает всем мнемодорожки.

Добрая фея: Не хочет злой волшебник отдавать вам кисточку. Придумал для нас еще трудное задание. Прислал вам чей- то портрет. Вы должны будете назвать, кто изображен на портрете.

Дети: Пушкин.

Добрая фея: Правильно. Это портрет Александра Сергеевича Пушкина. Чем занимался Пушкин?

Дети: Писал стихи.

Добрая фея: О каком времени года любил поэт писать стихи?

Дети: Об осени.

Добрая фея: Правильно, он очень любил описывать осень, так как осень - очень красивое и волшебное время года; особая пора, которая настраивает на лирическое настроение. Недаром лучшие стихотворения многих русских поэтов были посвящены именно этому времени года.

Давайте послушаем стихотворение   А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье!» в исполнении И. Смоктуновского (видеоклип).

Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? \

Дети: Грустное, невеселое, унылое, тоскливое.

Добрая фея: А чтобы поднять вам настроение, я предлагаю сделать вместе с вами веселую осеннюю физкультминутку. Подарок от доброй феи.

Видеофизкультминутка «Осень»

Добрая фея: Мы должны выполнить еще задание злого волшебника. Рассказать, что мы знаем об осени.

Скажите, какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Добрая фея: Скажите, а как вы думаете, осень бывает одинаковая или разная?

Дети: Осень бывает разная.

Добрая фея: Правильно, осень бывает разная. А какая?

Дети: Ранняя, золотая и поздняя осень.

Добрая фея: А стихи про разные периоды осени вы знаете?

Сентябрь - первый месяц осени. В сентябре осень ранняя.

Послушаем Руслана, что он расскажет про раннюю осень. Внимание на экран!

Показ клипов о ранней осени.

Сентябрь

В сентябре тепло, как летом,

И цветы кругом цветут.

Школьники идут учиться,

Их уроки в школе ждут.

Добрая фея: О какой осени это стихотворение?

Дети: О ранней осени.

Октябрь – второй месяц осени. В октябре осень золотая.

Послушаем Радмира, что он расскажет про «золотую осень».  Внимание на экран!

Показ клипов о «золотой осени».

Октябрь

В октябре желтеют листья

И багряные леса,

Листопад украсит землю.

Ах какая красота.

Добрая фея: О какой осени это стихотворение?

Дети: О золотой осени.

Ноябрь – третий месяц осени. В ноябре осень поздняя

Послушаем Артёма, что он расскажет про позднюю осень.  Внимание на экран!

Показ клипов о поздней осени.

Ноябрь

Руки мёрзнут в ноябре:

Холод, ветер на дворе,

Осень поздняя несёт,

Первый снег и первый лёд. А. Берестов

Добрая фея: О какой осени это стихотворение?

Дети: О поздней осени.

Добрая фея: Последнее задание злого волшебника, зашифрованная таблица для составления рассказа про осень. Рассказ об осени, который можно составить, глядя (опираясь) на схему - подсказку.

Я хочу рассказать о времени года - осени. Осенью солнышко светит ярко, но слабо согревает землю. Небо часто хмурится, облака закрывают солнце. Часто идут дожди и дуют холодные ветры. Становится холодно. Листья на деревьях меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый и багряный. Поздней осенью с деревьев и кустов опадают листья. Вянет трава, засыхают цветы.

Составляет рассказ один или два ребенка.

Добрая фея: «Молодцы! Я думаю, что Вы не только победили злого волшебника, но и очень порадовали своими ответами меня! Давайте, еще раз откроем волшебную книгу и посмотрим, правильно ли мы выполнили все задания и вернул ли нам злой волшебник кисть для осени.

Дети подходят к книге. Под музыку педагог достаёт со дна Волшебной книги кисть осени.

Мы с вами выполнили все задания Злого волшебника, и он вернул волшебную кисть осени.

Чудо чудное явись,

Нашим деткам покажись.  

К детям выходит Осень.

Осень: Дети, большое спасибо! Вы спасли меня и помогли вернуть Волшебную кисть. Теперь мир никогда не станет бесцветным!

Педагог читает отрывок из стихотворения И. Михайлова «Осень».

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья –

Красный, желтый, золотой,-

Как хорош ты, лист цветной!

Практическая часть.

Педагог: Как бы нам тоже хотелось научиться рисовать как ты, Осень.

Осень: Дети, а хотите, я научу вас рисовать осенний ковёр из листьев?

Дети: Да.

Осень показывает детям разные листья, собранные во время прогулки.

Осень: В моей осенней коллекции много разных листьев. Посмотрите на них и скажите, пожалуйста, они все одинаковые?

Дети: Нет, они разные.

Осень: Чем отличаются листья?

Дети: Листья отличаются друг от друга величиной, формой, расцветкой.

Осень: Сегодня я вас научу рисовать осенние листья, но несколько необычным способом, в этом нам помогут наши листики – мы будем ими печатать.

Показ способов рисования.

1. Взять любой понравившийся листик, покрыть его краской (жёлтой, красной и др.) при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Делать это лучше на клеёнке.

2. Окрашенной стороной положить листик на чистый альбомный лист и плотно прижать его к бумаге, стараясь не сдвигать с места, иначе отпечаток будет нечётким, смазанным.

3. Затем взять листочек за черенок и осторожно снять его с поверхности бумажного листа. Посмотрите, что у меня получилось. Получился отпечаток листочка.

4. Взять следующий листочек, покрасить его в другой цвет и отпечатать в другом месте композиции.

Мы напечатаем разноцветные листочки. Чтобы наш ковёр получился большой, будем печатать все вместе на одном большом листе. Сначала напечатаем листочки по краям листа, т. е. сделаем кайму, а затем будем печатать в середине узор из листьев.

- Но перед тем как мы приступим к рисованию, разомнём пальчики.

Физминутка (Пальчиковая гимнастика)

«Осенний букет»

Осень: Дети, давайте соберём осенние листья.

Раз, два, три, четыре, пять – (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки.)

Листья берёзы. (Загибать поочерёдно пальцы.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба

Мы соберём (Сжимать и разжимать кулачки.)

Коврик осенний

Домой отнесём («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками). Дети рисуют под музыку Чайковского «Времена года. Осень».

Педагог руководит практической деятельностью детей, при необходимости повторно показывает приемы изображения на своем листе бумаги; помогает детям правильно соблюдать последовательность выполнения задания.

Осень: Ну вот, у нас с вами получился чудесный осенний ковёр с красивыми листочками. (Оценивает работу детей).

Педагог: В память об осени мы этим прекрасным ковром украсим нашу группу, чтобы зимой любоваться им и вспоминать осень.

Итог.

Осень: Дети, вы сегодня замечательно мне помогли вернуть Волшебную кисть! Вам понравилось путешествие в осенний лес, что мы делали сегодня, что вам запомнилось или понравилось больше всего?

Дети: Разгадали зашифрованное стихотворение, составляли предложения и рассказ об осени, узнавали разные периоды осени на картинах, рисовали осенний ковёр.

Осень: У меня есть для вас подарок - книга о временах года.

Дети: Спасибо большое.

Осень: До новых встреч!

Осень прощается и уходит.

Педагог: Глаза закрыли, покружились, снова в группе очутились! Вот и закончилось наше путешествие в осенний лес.

Педагог хвалит детей и отмечает каждого ребенка, кто, чем отличился кто правильно ответил на все вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Сюжетно-ролевая игра по итогам лексической недели с группе детей с выраженной задержкой психического развития сложного генеза (смешанной,1 год обучения)"

Практическому осуществлению проекта предшествовала подробная диагностика каждого ребёна и выработка индивидуального образовательного маршрута. В дальнейшем подготовка к участию в игре осуществлялась с...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему: «В гости к осени»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи  на тему:...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему «В гостях у осени» для детей подготовительной группы ДОУ

Предназначено для работ в ДОУ в подготовительной группеЦели:Обогащать и активизировать речь детей. Закрепить знания об осени. Совершенствовать слуховое внимание. Определять место звука ...

Конспект НОД по развитию речи на тему «В гостях у осени» для детей подготовительной группы

Конспект НОД по развитию речи на тему «В гостях у осени» для детей подготовительной группы...

Конспект НОД по развитию речи на тему «В гостях у осени» для детей подготовительной группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи на тему «В гостях у осени» для детей подготовительной группы...

Конспект ООД интегрированного вида. Тема: «В гостях у Осени». Возрастная группа: дети 5 – 6 лет с задержкой психического развития.

Конспект ООД интегрированного вида.Тема: «В гостях у Осени».Возрастная группа: дети 5 – 6 лет с задержкой психического развития....

Конспект ООД по развитию речи на тему «В гостях у осени» для детей подготовительной группы

Конспект ООД по развитию речина тему «В гостях у осени»для детей подготовительной группы...