Конспект ООД интегрированного вида. Развитие речи на тему: "В гостях у осени". Возрастная группа: дети 6 - 7 лет с задержкой психического развития.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект итоговой ООД из педагогического проекта "Литературный калейдоскоп" на тему: "Осень".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_ood_v_gostyah_u_oseni.docx | 30.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по «Развитию речи» для детей с задержкой психического развития в возрасте 6-7 лет.
Тема: «В гостях у Осени».
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени как времени года, о характерных признаках осени и осенних явлениях в природе через приобщения детей к художественной литературе.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить и обобщить знания детей об осени: периоды (ранняя, золотая, поздняя), приметы (идёт дождь, небо хмурое, листья с деревьев опадают, короткие дни и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха);
- развивать связное речевое высказывание с использованием мнемотехники;
- формировать навык построения предложения;
- формировать связную речь;
-закрепить умение детей выразительно читать знакомые стихотворения, передавать их настроение и естественные интонации.
- закрепить умение определять, с какого дерева лист;
- упражнять детей в классификации примет осени;
- активизировать в речи детей: относительные прилагательные (осенний, тополиный, рябиновый, березовый (лист).
- познакомить детей с новым видом изобразительной техники – печати листьями.
- формировать умение печатать на общем листе бумаги: сначала по кайме, а затем в середине.
Коррекционно-развивающие:
- развивать словесно- логическое мышление детей, закрепляя умения устанавливать и объяснять причинно-следственные связи, зависимость цвета листьев от изменений в природе (листья пожелтели, опали).
- развивать слуховое и зрительное внимание, мыслительные процессы (анализ).
- развить поэтический слух – способность чувствовать выразительные средства художественной речи, осознавать их;
- развивать чувство композиции, цветовосприятия;
- развивать эстетическое восприятие осенней природы через художественно-речевую, изобразительную деятельность;
- развивать мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени;
- воспитывать навыки совместной деятельности, уважения друг к другу, умение слушать, не перебивая;
- прививать эстетический вкус.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие.
Методические приемы: показ слайдов об осени, художественное слово,игровые упражнения, релаксация, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, инструкция, вопросы, указания, задания.
Предварительная работа: наблюдение за живой и неживой природой осенью, за перелётными птицами, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы об осени.
Оборудование: ноутбук, слайды с осенними пейзажами, мнемотаблицы, листочки с заданиями для детей, большая книга.
Материал: компьютер, схемы построения предложений и связного рассказа
(мнемодорожки и мнемотаблица), звукозапись.
Методические приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,
Практические: дидактические игры и упражнения.
Материал: мольберт; картинки с признаками осени; сюжетные картинки для составления рассказов; демонстрационный и раздаточный: мнемоквадраты, мнемотаблица «Осень», осенние листья; видеоклипы «Осень», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало» музыка Оскара Строка «Желтые листья», слайды «Периоды осени», видеофизминутка «Осень»; музыка «Осень» из цикла «Времена года» (для продуктивной деятельности) П.И. Чайковский (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Словарная работа:
Слова – предметы (существительные): осень, время года, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, листва, паутина, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, грязь, ненастье, свежесть, природа, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, заморозки.
Слова – действия (глаголы): летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, увядают, желтеют, сохнут, капает, моросит, мокнут, замерзают, вянуть, моросить, срывать (листья), пожухнуть, расписать, хмуриться, облетать, накрапывать.
Слова – признаки(прилагательные): ранняя, поздняя, золотая, осенняя, унылая, грустная, прощальная, туманный, дальний, богатый, длинная, короткий, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, опавшие, кружащийся, хрустящие, разноцветные, засохшие, мокрые, серые (дни), промозглый, проливной, моросящий.
Наречия: мокро, сыро, ненастно, пасмурно.
Предварительная работа:
Беседы об осени;
Чтение художественных произведений: «Лес осенью» А. Твардовский, чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина.
Разучивание стихов и поговорок об осени.
Разучивание стихотворений об осенних месяцах.
Пение песен об осени и слушание музыки.
Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы.
Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных примет осени.
Наблюдение за деревьями на прогулке.
Игра «Подбери предмет к признакам».
Ход организованной образовательной деятельности:
Организационный момент
(Звучит музыка Чайковского «Октябрь»).
Педагог:
- Доброе утро тем, кто проснулся.
Доброе утро, кто улыбнулся.
Доброе утро людям и птицам.
Доброе утро приветливым лицам.
Давайте поприветствуем друг друга улыбкой.
Дети: Здравствуйте! С добрым утром.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
Основная часть
Сюрпризный момент. В зал влетает воздушный шар с листочком.
Педагог: Дети, посмотрите, что за волшебный листок с посланием. А от кого оно, вы узнаете, разгадав загадку. Послушайте рассказ-загадку и попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.
Педагог читает отрывок из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи».
«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела.
- Ребята, о каком времени года здесь говорится?
Дети: Об осени.
- А, как вы догадались?
Дети: Трава пожелтела, потемнела, листья пожелтели, покраснели.
Правильно это письмо от самой Осени. Давайте прочтем, что она написала.
Педагог (зачитывает послание): «Дорогие дети! Помогите! Злой волшебник похитил мою волшебную кисточку, и я не могу передать ее наступающей зиме. Я очень беспокоюсь: вдруг мир станет бесцветным? Помогите вернуть Волшебную кисточку! Отправляйтесь в путь на воздушном шаре, он поможет вам добраться до осеннего леса, где растет дерево, под которым спрятана Волшебная книга. Ваша осень».
Поможем Осени вернуть Волшебную кисть?
Дети: Да.
Педагог: В каждом путешествии бывает много интересного. Думаю, что наше путешествие будет увлекательным и интересным.
Вы, ребята, не теряйтесь,
В путь на шаре отправляйтесь!
Давайте встанем в круг и надуем наш воздушный шар горячим воздухом. Поднимите язычки наверх, губы сделайте «окошечком», глубоко вдохните носом и на выдохе произнесите звук «ш».
Дети встают в тесный круг, и медленно двигаются от центра назад, выполняя дыхательное упражнение - имитируя надувание шара.
Педагог: Наш воздушный шар набирает высоту. Полетели?
Дети: Полетели.
Педагог: Мы пролетаем над городами, полями, лесами. Во что можем посмотреть на Землю с высоты птичьего полёта?
Дети: В бинокль, подзорную трубу.
Педагог: Представьте, что у вас в руках «бинокль». Посмотрите вниз и скажите, что вы видите (по одному предмету).
Дети выбирают воображаемый предмет и называют приметы осени.
1.Я вижу, как опадают листья.
2. Я вижу, как пожелтела травка.
3. Я вижу много серых туч.
4.Я вижу много луж.
5.Я вижу золотой лес.
6. Я вижу то самое волшебное дерево.
Педагог: Наш воздушный шар идет на снижение. Будем приземляться.
Давайте сдувать наш шар. Язычки опустите вниз «лопаточкой», губки улыбаются, подуйте «холодным ветерком, произнесите звук «с».
Дети идут в центр круга и выполняют дыхательное упражнение, имитируя как сдувается шар.
Педагог: Наш воздушный шар приземлился. Мы попали в сказочный осенний лес (звучит музыка).
Заходи в осенний лес! (Дети выполняют ходьбу на месте).
Здесь полным - полно чудес! (Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг.)
Посмотрите, как много лежат под ногами осенних листьев! Они о чем - то тихо переговариваются.
Педагог: Куда привела нас тропинка?
Дети: К волшебному дереву.
Педагог: Посмотрите, под ним что- то лежит.
Дети находят под деревом книгу.
Педагог: Что вы нашли?
Дети: Мы нашли волшебную книгу. Педагог показывает её детям - она пустая.
(Звучит волшебная музыка).
Появляется Добрая фея.
Добрая фея: Здравствуйте, дорогие дети. Что случилось у вас, почему вы все такие грустные?
Педагог: Здравствуй, добрая фея. Мы ищем волшебную кисть для осени. Думали, что открыв книгу, сразу найдем ее. Ничего подобного. В волшебной книге ничего нет.
Добрая фея: Я знаю, что злой волшебник тут все зашифровал, все в таблицы записал. Чтобы кисть вам отыскать, Надо все вам угадать. Не переживайте, я вам помогу.
Педагог: Мы готовы выполнить все задания.
(На волшебном дереве висят белые листья без красок, на которых написаны задания для детей.)
Добрая фея: Злой волшебник зашифровал одно из ваших любимых стихотворений. Посмотрите внимательно на картинки.
Дети читают стихотворение, используя мнемотаблицу «Осень» Е. Трутневой.
Стало вдруг светлее вдвое, двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое у березы на плечах.
Утром мы во двор идем - листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят и летят… летят… летят…
Пролетают паутинки с паучками в серединке.
И высоко от земли пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это улетает наше лето.
Добрая фея: Молодцы, с этим заданием вы справились, выполните следующее.
Используя зашифрованные мнемодорожки, вы должны составить предложения о приметах осени.
Дети садятся на свои места, и педагог раздает всем мнемодорожки.
Добрая фея: Не хочет злой волшебник отдавать вам кисточку. Придумал для нас еще трудное задание. Прислал вам чей- то портрет. Вы должны будете назвать, кто изображен на портрете.
Дети: Пушкин.
Добрая фея: Правильно. Это портрет Александра Сергеевича Пушкина. Чем занимался Пушкин?
Дети: Писал стихи.
Добрая фея: О каком времени года любил поэт писать стихи?
Дети: Об осени.
Добрая фея: Правильно, он очень любил описывать осень, так как осень - очень красивое и волшебное время года; особая пора, которая настраивает на лирическое настроение. Недаром лучшие стихотворения многих русских поэтов были посвящены именно этому времени года.
Давайте послушаем стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье!» в исполнении И. Смоктуновского (видеоклип).
Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? \
Дети: Грустное, невеселое, унылое, тоскливое.
Добрая фея: А чтобы поднять вам настроение, я предлагаю сделать вместе с вами веселую осеннюю физкультминутку. Подарок от доброй феи.
Видеофизкультминутка «Осень»
Добрая фея: Мы должны выполнить еще задание злого волшебника. Рассказать, что мы знаем об осени.
Скажите, какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Добрая фея: Скажите, а как вы думаете, осень бывает одинаковая или разная?
Дети: Осень бывает разная.
Добрая фея: Правильно, осень бывает разная. А какая?
Дети: Ранняя, золотая и поздняя осень.
Добрая фея: А стихи про разные периоды осени вы знаете?
Сентябрь - первый месяц осени. В сентябре осень ранняя.
Послушаем Руслана, что он расскажет про раннюю осень. Внимание на экран!
Показ клипов о ранней осени.
Сентябрь
В сентябре тепло, как летом,
И цветы кругом цветут.
Школьники идут учиться,
Их уроки в школе ждут.
Добрая фея: О какой осени это стихотворение?
Дети: О ранней осени.
Октябрь – второй месяц осени. В октябре осень золотая.
Послушаем Радмира, что он расскажет про «золотую осень». Внимание на экран!
Показ клипов о «золотой осени».
Октябрь
В октябре желтеют листья
И багряные леса,
Листопад украсит землю.
Ах какая красота.
Добрая фея: О какой осени это стихотворение?
Дети: О золотой осени.
Ноябрь – третий месяц осени. В ноябре осень поздняя
Послушаем Артёма, что он расскажет про позднюю осень. Внимание на экран!
Показ клипов о поздней осени.
Ноябрь
Руки мёрзнут в ноябре:
Холод, ветер на дворе,
Осень поздняя несёт,
Первый снег и первый лёд. А. Берестов
Добрая фея: О какой осени это стихотворение?
Дети: О поздней осени.
Добрая фея: Последнее задание злого волшебника, зашифрованная таблица для составления рассказа про осень. Рассказ об осени, который можно составить, глядя (опираясь) на схему - подсказку.
Я хочу рассказать о времени года - осени. Осенью солнышко светит ярко, но слабо согревает землю. Небо часто хмурится, облака закрывают солнце. Часто идут дожди и дуют холодные ветры. Становится холодно. Листья на деревьях меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый и багряный. Поздней осенью с деревьев и кустов опадают листья. Вянет трава, засыхают цветы.
Составляет рассказ один или два ребенка.
Добрая фея: «Молодцы! Я думаю, что Вы не только победили злого волшебника, но и очень порадовали своими ответами меня! Давайте, еще раз откроем волшебную книгу и посмотрим, правильно ли мы выполнили все задания и вернул ли нам злой волшебник кисть для осени.
Дети подходят к книге. Под музыку педагог достаёт со дна Волшебной книги кисть осени.
Мы с вами выполнили все задания Злого волшебника, и он вернул волшебную кисть осени.
Чудо чудное явись,
Нашим деткам покажись.
К детям выходит Осень.
Осень: Дети, большое спасибо! Вы спасли меня и помогли вернуть Волшебную кисть. Теперь мир никогда не станет бесцветным!
Педагог читает отрывок из стихотворения И. Михайлова «Осень».
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья –
Красный, желтый, золотой,-
Как хорош ты, лист цветной!
Практическая часть.
Педагог: Как бы нам тоже хотелось научиться рисовать как ты, Осень.
Осень: Дети, а хотите, я научу вас рисовать осенний ковёр из листьев?
Дети: Да.
Осень показывает детям разные листья, собранные во время прогулки.
Осень: В моей осенней коллекции много разных листьев. Посмотрите на них и скажите, пожалуйста, они все одинаковые?
Дети: Нет, они разные.
Осень: Чем отличаются листья?
Дети: Листья отличаются друг от друга величиной, формой, расцветкой.
Осень: Сегодня я вас научу рисовать осенние листья, но несколько необычным способом, в этом нам помогут наши листики – мы будем ими печатать.
Показ способов рисования.
1. Взять любой понравившийся листик, покрыть его краской (жёлтой, красной и др.) при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Делать это лучше на клеёнке.
2. Окрашенной стороной положить листик на чистый альбомный лист и плотно прижать его к бумаге, стараясь не сдвигать с места, иначе отпечаток будет нечётким, смазанным.
3. Затем взять листочек за черенок и осторожно снять его с поверхности бумажного листа. Посмотрите, что у меня получилось. Получился отпечаток листочка.
4. Взять следующий листочек, покрасить его в другой цвет и отпечатать в другом месте композиции.
Мы напечатаем разноцветные листочки. Чтобы наш ковёр получился большой, будем печатать все вместе на одном большом листе. Сначала напечатаем листочки по краям листа, т. е. сделаем кайму, а затем будем печатать в середине узор из листьев.
- Но перед тем как мы приступим к рисованию, разомнём пальчики.
Физминутка (Пальчиковая гимнастика)
«Осенний букет»
Осень: Дети, давайте соберём осенние листья.
Раз, два, три, четыре, пять – (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки.)
Листья берёзы. (Загибать поочерёдно пальцы.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
Мы соберём (Сжимать и разжимать кулачки.)
Коврик осенний
Домой отнесём («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками). Дети рисуют под музыку Чайковского «Времена года. Осень».
Педагог руководит практической деятельностью детей, при необходимости повторно показывает приемы изображения на своем листе бумаги; помогает детям правильно соблюдать последовательность выполнения задания.
Осень: Ну вот, у нас с вами получился чудесный осенний ковёр с красивыми листочками. (Оценивает работу детей).
Педагог: В память об осени мы этим прекрасным ковром украсим нашу группу, чтобы зимой любоваться им и вспоминать осень.
Итог.
Осень: Дети, вы сегодня замечательно мне помогли вернуть Волшебную кисть! Вам понравилось путешествие в осенний лес, что мы делали сегодня, что вам запомнилось или понравилось больше всего?
Дети: Разгадали зашифрованное стихотворение, составляли предложения и рассказ об осени, узнавали разные периоды осени на картинах, рисовали осенний ковёр.
Осень: У меня есть для вас подарок - книга о временах года.
Дети: Спасибо большое.
Осень: До новых встреч!
Осень прощается и уходит.
Педагог: Глаза закрыли, покружились, снова в группе очутились! Вот и закончилось наше путешествие в осенний лес.
Педагог хвалит детей и отмечает каждого ребенка, кто, чем отличился кто правильно ответил на все вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Сюжетно-ролевая игра по итогам лексической недели с группе детей с выраженной задержкой психического развития сложного генеза (смешанной,1 год обучения)"
Практическому осуществлению проекта предшествовала подробная диагностика каждого ребёна и выработка индивидуального образовательного маршрута. В дальнейшем подготовка к участию в игре осуществлялась с...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему: «В гости к осени»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему:...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему «В гостях у осени» для детей подготовительной группы ДОУ
Предназначено для работ в ДОУ в подготовительной группеЦели:Обогащать и активизировать речь детей. Закрепить знания об осени. Совершенствовать слуховое внимание. Определять место звука ...
Конспект НОД по развитию речи на тему «В гостях у осени» для детей подготовительной группы
Конспект НОД по развитию речи на тему «В гостях у осени» для детей подготовительной группы...
Конспект НОД по развитию речи на тему «В гостях у осени» для детей подготовительной группы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи на тему «В гостях у осени» для детей подготовительной группы...
Конспект ООД интегрированного вида. Тема: «В гостях у Осени». Возрастная группа: дети 5 – 6 лет с задержкой психического развития.
Конспект ООД интегрированного вида.Тема: «В гостях у Осени».Возрастная группа: дети 5 – 6 лет с задержкой психического развития....
Конспект ООД по развитию речи на тему «В гостях у осени» для детей подготовительной группы
Конспект ООД по развитию речина тему «В гостях у осени»для детей подготовительной группы...