Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему: «В гости к осени»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему:
«В гости к осени»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему:
«В гости к осени»
Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие».
Возрастная группа: подготовительная к школе группа (дети с ЗПР).
Цели. Учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (по сравнению с летом); закреплять знания осенних месяцев, знания о характерных признаках осени (похолодание, продолжительные дожди, первые заморозки, изменение окраски листьев, увядание трав, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых); учить устанавливать причинно-следственные связи (изменения в живой и неживой природе и изменения внешних условий: постепенное замирание в жизни растений вызвано похолоданием; отлет птиц связан с исчезновением насекомых и замерзанием водоемов); рассказать об осенних работах на огороде, в саду, в поле.
Демонстрационный материал. Рисунок-схема «ВРЕМЕНА ГОДА". Сюжетные картинки «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; картинки-опоры (солнце; символы дня и ночи (короткая желтая и длинная черная полоска); желтый лист дерева, жук, пруд, птицы, летящие клином; зонт).
Раздаточный материал. Карточки с изображением лиц человечков, на которых не нарисованы губы, и картинки в конверте (губы в трех положениях: улыбающиеся – дуга низ, грустные – дуга вверх, равнодушные – горизонтальная линия); 4 картинки (поля и рощи в разное время года).
Ход занятия
- Организационный момент
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в длительное путешествие, но оно у нас будет необычное. Мы будем путешествовать по временам года. А помогут нам в этом волшебные часы.
Педагог обращает внимание детей на рисунок-схему «ВРЕМЕНА ГОДА" (круг поделен на четыре части, в каждой четверти круга располагается символ времени года и каждая часть разделена на три сектора – месяцы).
- Дети, посмотрите на эти часы.
Они показывают все времена года и их месяцы.
- Сколько всего времён года? (Четыре)
- У каждого времени года по три месяца, а всего месяцев 12.
Месяцев двенадцать ровно составляют целый год.
И у всех их свой черед.
Только лишь один уходит, сразу же другой приходит.
На доске сюжетные картинки «Осень», «Лето», «Зима», «Весна».
- Рассмотрите картинки и назовите время года, изображенное на них.
2. Основная часть
Беседа
- Назовите самое холодное время года. (Зима)
(Педагог убирает картинку.)
- Про какое время года мы говорим «природа просыпается»? (Весна.)
(Педагог убирает картинку.)
- Какие времена года изображены на оставшихся картинках? (Лето, осень.)
- Почему вы решили, что на этой картинке изображено лето?
(Дети легко одеты, купаются, загорают, листья на деревьях и трава зеленого цвета.)
- Почему вы решили, что на этой картинке изображена осень?
(Дети одеты в кофты, курточки, листья на деревьях начинают желтеть и опадать, трава желтеет и увядает, птицы улетают в теплые края.)
- Мы назвали признаки лета и осени. Что одинаковое в этих картинках?
(На обеих картинках есть солнце, небо, река, дети, дерево, трава.)
- Но вы определили, что на этих картинках изображены разные времена года.
- Чем различаются эти картинки?
На первой картинке… | На второй картинке… |
дети одеты легко | дети одеты тепло |
дерево и трава – зеленого цвета | дерево и трава – желтого цвета |
небо ярко-голубое | небо серое |
- Почему на второй картинке изображены такие изменения в природе?
(Похолодание.)
- Сегодня мы с вами отправляемся в гости к осени.
Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "осень".
- А вот и домик осени.
Прикрепляет на доску желтый домик с окошками и фигурку девочки – осень.
Работа с демонстрационным материалом
- Дети, почему произошло похолодание?
(Солнце греет меньше.)
(Педагог вставляет в окошечко опорную картинку «Солнце».)
- Солнце греет меньше, значит, стало меньше света и тепла. Стало меньше света, значит, день стал короче или длиннее? (Короче.)
(Выставляется символ дня, короткая желтая полоска.)
- Как изменилась длина ночи? (Она стала длиннее.)
(Выставляется символ ночи – длинная черная полоска.)
- К чему приводит нехватка света и тепла? (Листья и трава меняют цвет.)
(Выставляется картинка с желтым листом дерева.)
- Какого цвета могут быть осенью листья деревьев и трава?
(Желтого, красного, коричневого; разных цветов, разноцветные.)
-Какие же еще изменения произошли в природе из-за похолодания?
(Насекомые прячутся в землю; замерзают водоемы; птицы улетают в теплые края.) (Выставляются картинки – жук, пруд, птицы, летящие клином.)
- Осенью небо становится серого цвета. Почему?
(Часто идут холодные затяжные дожди.)
Словарная работа (затяжные –долго тянутся.)
(Выставляется картинка – зонт.)
- Назовите признаки осени. ( По опорным картинкам.)
- Ребята назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).
- В сентябре начали желтеть и опадать листья. Осень только началась: еще много зеленых листьев на деревьях, мало желтых; еще не очень холодно. Говорят, это – начало осени, или, по-другому, ранняя осень.
Физкультминутка
Ребята, закройте глаза, послушайте внимательно и скажите, что услышали: шуршание бумаги, шуршание сухих листьев, стук капель дождя.
Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.
Капля раз, (Прыжки на носочках, руки на поясе.)
Капля два. (Прыжок.)
Очень медленно сперва. (4 прыжка.)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом. (8 прыжков.)
Мы зонты свои раскрыли, (Руки разводят в стороны.)
От дождя себя укрыли. (Руки полукругом над головой.)
Работа по стихотворению
Дефектолог читает детям стихотворение А.Плещеева «Осенняя песенка»:
Миновало лето, осень наступила,
На полях и в рощах пусто и уныло.
Птички улетели, стали дни короче.
Солнышко не видно, темны, темны ночи.
- Ребята, какое время года прошло? (Лето.)
- Каким словом в стихотворении об этом сказано? (Миновало.)
- Какое время года наступило? (Осень.)
- Как об этом сказано в стихотворении? (Осень наступила.)
(Повторное чтение следующих двух строчек стихотворения. Одновременно педагог выставляет на доску 4 картинки с изображением полей и рощ в разное время года. дети должны выбрать картинку, подходящую по смыслу этим строкам стихотворения.)
- Как же стало на полях и в рощах поздней осенью? (Пусто и уныло.)
Словарная работа («пусто» - голо, пустынно, безлюдно; «уныло» - печально, грустно.
Повторение чтение следующих двух строчек стихотворения.
- О каких приметах осени говорится в этих строчках?
(Улетели птицы в теплые края; ночи стали длиннее, а дни короче.)
Повторное чтение последних двух строчек.
- Почему не видно солнышка?
(Небо часто затянуто серыми, дождливыми тучами.)
Ночи стали не только длинные, но и очень темные.
Повторное чтение всего стихотворения.
-Какому настроению человека соответствует это стихотворение? (Грустному, невеселому, унылому, тоскливому.)
- Изобразите на своих лицах такое настроение.
Работа с раздаточным материалом
Перед каждым ребенком на столе лежит карточка с изображением лица человека, на котором не нарисованы губы, а рядом в конверте – картинки с губами в трех положениях: улыбающиеся –дуга вниз, грустные – дуга вверх, равнодушные – горизонтальная линия.
- Дети подберите к лицу человека губы, передающие осеннее настроение.
Итог занятия
Вот и закончилось наше путешествие.
Дефектолог обращается к детям:
- Ребята, в гостях у какого времени года мы с вами сегодня побывали?
(Осени.)
- Вспомните все, о чем говорилось про осень, и давайте нарисуем большую общую картину.
- Чтобы ты нарисовал?
- Что бы ты добавил?
- А что ты хочешь дорисовать в нашей картине?
(Педагог следит за правильным построением фразы детей.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе . Тема : «Зимушка-зима».
Уточнять и расширять представление детей о зиме : состояние погоды , длительность дня , типичные осадки (снег , хлопья , «крупа») ; явления природы (метель , вьюга , позёмка). Закреп...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/06/picture-56595-1370534468.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «В гости к Берендею»
Конспект занятия «В гости к Берендею» для детей подготовительной к школе группы. Интеграция областей: социализация, коммуникация, познание по лексической...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-338930-1384005583.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему «Знакомство с животными севера и жарких стран»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлениюс окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе на тему«Знакомство с животными севера и жарких стран»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема "Птицы зимой"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема "Птицы зимой"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-685536-1607514798.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Ознакомлению с окружающим миром» в средней группе Тема: " Ознакомление со свойствами стекла ".
Ознакомление со свойствами стекла.познакомить детей со свойствами стекла при помощи разнообразных приемов. Научить группировать предметы по материалу из которого они сделаны (металл, резин...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-1009672-1636995305.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей группы раннего возраста «В гостях у Мишутки»
Формирование познавательного интереса у детей раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/22/picture-1150503-1561186190.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе. Тема: «В гости к домашним животным»
Тема: «В гости к домашним животным»Цель: Создать условие для закрепления и расширения знаний детей о домашних животных, создать у детей радостное, эмоциональное настроение....