Развитие речевой активности детей средней группы. Основные требования к организации РППС по развитию речи детей 4-5 лет.
материал по развитию речи (средняя группа)
***
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechevoy_aktivnosti_u_detey_sredney_gruppy._rpps_4-5_let.docx | 34.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речевой активности детей средней группы.
Основные требования к организации развивающей предметно-пространственной среды
по развитию речи детей 4-5 лет.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшие формы познавательной деятельности. Программа детского сада предусматривает всестороннее развитие личности ребенка. Воспитатели должны научить детей выражать свои мысли чистым литературным языком, свободно пользоваться разговорной (диалогической) и монологической речью, а для этого, активизировать речевую функцию детей.
Практика показывает, что мы видим резкое снижение уровня речевого развития, и проблемы, которые сейчас стоят перед нами сводятся к тому, что:
- дети начинают поздно говорить, у детей наблюдается нарушение звукопроизношения,
- устную речь не всех детей, пришедших в школу, можно назвать достаточной для их дальнейшего благополучного обучения,
- у детей дошкольников малый словарный запас, не умеют выстраивать высказывания в логической последовательности, низкая культура общения.
Изучая проблемы резкого снижения речевого развития, ученые выделяют такие причины как: слабое здоровье, неблагоприятное социальное окружение, недостаток общения со сверстниками и взрослыми, речь взрослых иногда непонятная, косноязычная, слишком торопливая, не образная.
А также выделяются сугубо педагогические причины:
- работа по развитию речи ведется не в системе, не выстраивается логика речевого развития детей;
- недостаточное внимание уделяется диалогической речи, которая является первой школой овладения языком;
- не предусматривается комплексная работа над разными сторонами речи;
- не учитывается общение детей с подгруппой;
- дети имеют недостатки звукопроизношения, считают работу над звуковой культурой речи функцией логопеда;
- не проводится регулярный мониторинг становления всех сторон речи;
- речь педагога не является образцом для воспитанников.
Задача речевого развития детей дошкольного возраста сегодня решается на федеральном уровне. (ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие»).
Развитие речи детей, начиная с раннего возраста, является одним из ведущих разделов образовательной работы в детском саду. Общение ребенка со взрослыми и детьми формируется постепенно: оно включает в себя понимание речи и активное пользование ею с учетом правильного грамматического и фонетического оформления (Запорожец А.В., Кольцова М.М., Аксарина Н.М.).
В содержание работы по развитию речи включается несколько направлений:
- развитие словарного запаса,
- активизация речи,
- грамматического строя речи,
- связной речи,
- звуковой культуры речи.
На разных возрастных этапах у речи детей предъявляются разные требования.
В средней группе (4-5 лет) речевые возможности детей резко возрастают. Более активно развивается познавательная деятельность, желание общаться с окружающими на более высоком уровне. Детей интересуют явления природы, информация о менее знакомых предметах и действиях активизирует желание рассказать об интересных событиях своей жизни. В «Программе» приведены рекомендации по формированию связных высказываний (описание предметов, составление рассказов по серии картин и картине). Рассматривая серию сюжетных картинок, дети должны устанавливать причинно-следственные логические связи, определять последовательность сюжетных ситуаций, придумывать отдельные эпизоды, иногда с элементами фантазии.
Расширение словарного запаса предусматривает активное употребление в речи названий предметов, действий, признаков, отсутствующих в собственном опыте.
Формирование лексического запаса предусматривает расширение как предметного, так и глагольного словаря, словаря признаков (антонимов, синонимов, понимание переносного значения слов). Дети пользуются глаголами с разными оттенками действий, образуют прилагательные от существительных с различными значениями соотнесенности (березовая роща, кирпичная стена). Развитие самостоятельной речи предусматривает усвоение правильного потребления грамматических конструкций.
В процессе овладения разными видами деятельности по пяти областям, в соответствии с ФГОС ДО, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности детей с нарушениями речи, способствовать развитию как речевых, так и неречевых процессов (мышления, восприятия, памяти) воспитанников. Воспитатель обеспечивает необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. Правильная организация развивающей пространственной среды способствует развитию речи детей.
Образовательная развивающая среда, по определению В. А. Ясвина, это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Созданию предметно-развивающей среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.
Для решения речевых задач в детском саду, важнейшей предпосылкой является правильно организованная обстановка, предметно –пространственной среды, в которой у детей появилось бы желание говорить, вступать в речевое общение. Развитие речи ребенка проходит нитью через все предметно – пространственное пространство группы, где непосредственно находится ребенок. Поэтому требования к среде речевого развития сводится к требованиям предметно – пространственной среды в целом.
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:
1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. Доступность среды, что предполагает:
- доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс;
- свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
- Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Речевая развивающая среда- это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Речевая развивающая среда как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи.
Речевая предметно-пространственная развивающая среда
• создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
• обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
• способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
Одной из самых важных составляющих речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы культуры речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность. Качества речи педагога: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность.В задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей. Воспитатель наблюдает за проявлениями речевой активности детей, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков в собственной речи дошкольников, усвоенных грамматических форм и т.п. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка, исправляя ошибку, не следует повторять неверную форму или слово, указав на сам факт ошибки, нужно дать речевой образец и предложить ребенку произнести правильно. Важно, чтобы дети под контролем воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их, для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает его к самостоятельному исправлению ошибок. Если диалог ребенка с воспитателем носит яркий эмоциональный характер, не всегда целесообразно прерывать речь ребенка для исправления ошибок, предпочтительнее использовать «отсроченное исправление». Речь воспитателя должна служить образцом для детей: быть четкой, предельно ясной, хорошо интонированной, выразительной. Выразительность и эмоциональность речи обеспечиваются за счет повышения или понижения голоса в тех местах, к которым следует привлечь внимание ребенка. Особенно четко должны различаться вопросительные и повествовательные, восклицательные и побудительные предложения. Следует помнить, что усвоение интонационной стороны речи происходит на основе подражания. По содержанию речь должна быть простой и доступной для понимания.
С целью создания эффективно развивающей предметно – пространственной среды, в группе должен быть оформлен познавательно – речевой уголок, представляющий возможность ребенку действовать индивидуально.
Центр речевого развития - это специальное место, обособленное от игровых зон, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи.
Цель создания речевого центра: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития речи детей.
Задачи:
1. Формирование фонематического восприятия и слуха.
2. Развитие артикуляционной моторики.
3. Закрепление навыков правильного произношения звуков.
4. Закрепление навыков, полученных на занятиях.
5. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
6. Развитие связной речи.
7. Развитие мелкой моторики.
В его оборудование входят стеллаж, стол, стул, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.
При подборе составляющих речевого уголка необходимо учитывать некоторые требования:
• должен соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• речевой уголок должен быть размещён рядом с книжным уголком;
• важно, чтобы речевой уголок была комфортен и эстетичен. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное отношение к материалам и оборудованию, которое содержится в уголке;
• игровой материал должен быть доступным для ребенка;
• не следует перегружать уголок оборудованием.
• неотъемлемым атрибутом речевого уголка для детей средней группы должна быть игрушка – «одушевленный персонаж», обычная кукла, марионетка, пальчиковый театр.
Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в речевом уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.
Содержание речевого центра в средней группе
В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:
1. Артикуляционной моторики
• артикуляционная гимнастика в стихах и картинках
• альбом звукоподражаний
2. Закрепление речевого дыхания и правильной воздушной струи
• разноцветные пёрышки
• султанчики
• бумажные снежинки, листочки
• дудочки
• вертушки
• трубочки
• вата
• шары для надувания
• мыльные пузыри
• дыхательная гимнастика в стихах и картинках;
• игры: «Футбол»; «Накорми фрукты», «Чей парусник быстрее», «Рыбалка» и т.д.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук
• сухой бассейн
• волчки
• шнуровки
• мозаика, пазлы
• мячики, прищепки
• трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки
• счетные палочки, палочки Кюизенера
• пальчиковые игры, театр
• игры на штриховку, картинки-раскраски
• различный материал для создания картинок: горох, нитки разного цвета, пластилин, разноцветные камешки, салфетки, пуговицы и т. д.)
4. Формирование фонематического восприятия и слуха:
• шумовые инструменты
• звуковые коробочки
•детские музыкальные инструменты: гармошки, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, маракас, погремушки и т. д.
• предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации;
5. Игры и пособия по автоматизации звуков
• мелкие игрушки
• предметные картинки
• сюжетные картинки
• различные виды театров
• чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки
6. Активизации словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий:
• картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетные и предметные)
• картинки, с изображением животных и их детенышей
• картинки на подбор антонимов
• картинки для упражнений по подбору родственных слов
• картинки на игру «Четвертый лишний»
• иллюстрации по овладению смысловой стороной многозначных слов
• картинки, на которых изображены предметы, люди, животные в движении
• развивающие пазлы, лото
•игры: «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое», «Большие и маленькие», «Профессии», «Один - много», «Назови ласково», «Чего нет?», «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер», «Разноцветный сундучок», «Чудесный мешочек» и др.
7. Развитие связной речи:
• наборы сюжетных картинок для составления рассказов
• серии сюжетных картинок на различные темы
• выразительные, яркие, образные игрушки для обучения детей
• составлению описательных рассказов
• схемы –опоры для составления описательных рассказов о предметах, животных, птицах
• маски, элементы костюмов, фигурки из плоскостного театра, куклы – игрушки из киндер – сюрпризов, куклы для драматизации отрывков из сказок и художественных произведений
• библиотека детских книг
Таким образом, соблюдение принципов и требований к организации предметно-развивающей среды группы способствует развитию речевой активности, а, следовательно, познавательно-речевых навыков детей 4-5 лет.
Литература:
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная образовательная программа ДО «От рождения до школы». – М.:Мозаика-Синтез, 2016.
2. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / Под ред. В. А. Петровского. –М: Просвещение. - 1993. – 126с. 2. Поляков, М. Н.
3. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении. / Готовимся к аттестации! [Текст] / М. Н. Поляков. – СПб.: «Детство – Пресс». - 1999. – 45с
4. Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии. – М.: «Эксмо», 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД :«Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста через использование развивающих игр В.Воскобовича«Путешествие в зимний лес»
ДАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ БЫЛО ПОДГОТОВЛЕНО И ПРОВЕДЕНО В ХОДЕ РАБОТЫ РАЙОННОГО МЕТОД.ОБЪЕДИНЕНИЯ НА ТЕМУ"РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВОС...
Развитие речевой активности детей средней группы в процессе театральной деятельности.
Консультация для педагогов ДОО....
МНЕМОТЕХНИКА - как средство развития речевой активности детей с нарушениями речи.
Дошкольный возраст – это уникальный период, когда формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. И его визуальное (зрительное) восприятие...
План реализации педагогического проекта «Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в процессе работы над загадками»
Планирование по реализации педагогического проекта «Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в процессе работы над загадками»....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация совместной деятельности ребёнка со взрослыми в доступной форме и средствам – второе условие развития речевой активности детей раннего возраста"
Развитие речи дошкольников в настоящее время является одной из приоритетных задач, стоящих перед ДОУ, так как современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личност...
«Актуальные проблемы и современные подходы к организации и развитию речевой активности детей
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...
Использование технологии пальчиковых игр с целью развития речевой активности детей среднего дошкольного возраста»
Систематические игры пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека»....