Активизация словаря детей дошкольного возраста
статья по развитию речи (младшая группа)
Активизация словаря детей очень актуальная тема на сегодня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация словаря детей дошкольного возраста
Выполнила:
воспитатель Копылова Ксения Александровна
2020 г.
Нижний Новгород.
Активизация словаря детей дошкольного возраста
В ФГОС дошкольного образования (от 01.2014 г.) «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, носитель памяти, творчества, информации, средство саморазвития, самопознания. В связи с этим развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ. Одной из многих проблем развития речи детей дошкольного возраста является развитие именно связной речи (диалогической и монологической). Ее невозможно развить без систематической словарной работы.
Внимание читателей я решила обратить на проблему активизации словаря дошкольника, так как работаю воспитателем уже не первый год. И многие воспитатели и так же я, сталкиваются с проблемами активизации словаря. Однако важно отметить не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов, по словам Л.С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность». Необходимо, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.
Планирование образовательной деятельности в группе составлено на основе диагностических данных детей: в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду». В соответствии с ФГОС ДО, образовательная деятельность строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и основывается на комплексно-тематическом планировании. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.
Тогда образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. При этом образовательный процесс проводится с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры. Для детей это игра, а для взрослого – способ обучения, передачи детям знаний, умений, навыков, их закрепления. В своей деятельности. Для мотивации детей использую проблемные ситуации, включая сказочных персонажей, сюрпризные моменты.
Процесс обучения в наших группах длится три года. В начале работы логопедом и педагогами было проведено целенаправленное речевое обследование с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Данные о личностно-психологических особенностях детей обсуждались на Медико-психолого-педагогическом консилиуме, результаты которого использовались для индивидуального подхода к детям при обучении. Диагностика проводилась два раза в год, чтобы выявить динамику развития речи и направления коррекционной работы.
Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Выделяют четыре основные задачи:
Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.
В-третьих, активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми необходимо, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Слово должно быть закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз.
В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
Работу над словарем, провожу в соответствии с принципом системности, который предполагает восприятие и познание предмета во взаимосвязи его свойств и качеств. Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.
Эта работа включает 4 направления:
- Освоение названий предметов и их действий, объектов.
Реализация этого направления осуществляется в образовательных ситуациях, демонстрации предметов, обыгрывания игрушек. В процессе наблюдения за живыми объектами.
- Введение слов, обозначающих свойства и качества предметов, их назначение, строение, пространственное расположение, качество материалов, из которых они изготовлены.
Для реализации этого условия, организую рассматривание, сравнение предметов, объектов и материалов, определение их свойств и качеств. Словарный запас детей пополняется прилагательными сравнительный степени (длиннее, тяжелее, прочнее, прозрачнее), сравнительными оборотами.
- Освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения.
В дошкольном возрасте целесообразно формировать такие родовые понятия, как мебель, посуда, одежда, транспорт, овощи, фрукты, при этом особо значимым становится умение самостоятельно находить существенные признаки, обобщать и выражать результат обобщение в речи. Например: посуда – столовая, кухонная, чайная; одежда – летняя, зимняя, демисезонная; транспорт – пассажирский, грузовой, наземный, подземный, водный, воздушный.
- Освоение новых - переносных значений известных слов, оно связано с освоением средств языковой выразительности, метафор, сравнений, олицетворений.
Это направление реализую при ознакомлении с произведениями художественной литературы.
Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.
Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе.
Приемы словарной работы:
- Экскурсии
- Рассматривание и обследование предметов
- Наблюдение
- Называние (или образец произношения) нового или трудного слова
- Называние, сопровождаемое показом объекта
- Называние, сопровождаемое толкованием
- Включение слова в предложение
- Повторение (неоднократное) слова воспитателем, отдельными детьми, хором в течение занятия
- Объяснение происхождения слова (старшие группы)
- Вопрос
- Игровые упражнения в подборе слов
- Дидактические игры
- Словесные игры на классификацию предметов
- Загадки
- Сравнение предметов
Называние (или образец произношения) нового или трудного слова — активный прием обогащения словаря детей. Для запоминания можно применять повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором. Хоровое повторение усиливает речевую активность детей, способствует выделению в их сознании нужного слова.
У детей с общим недоразвитием речи преобладает наглядно – действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, обозначающей его, действует на ребёнка сильнее, чем слово. Рассматривание и моделирование предметов (игрушек). Этот прием помогает педагогам наглядно обозначить элементарные связи и отношения между предметами, объектами действительности.
План – схема:
1. Название – знак вопроса.
2. Цвет – красное, желтое, синее, зеленое цветовые пятна.
3. Форма – геометрические фигуры
4. Величина – две предмета контрастной величины (большой и маленький). Кроме понятий «большой - маленький», педагоги использую «высокий - низкий», «длинный - короткий», «толстый - тонкий».
В старших группах в схему – план педагоги добавляют:
1. Название, обобщающее слово, классифицирующее предмет – знак вопроса.
2. Материал – металлическая, пластиковая, дерево и др;
3. Часть предмета или форму отдельных частей.
4. Действия с предметом (для чего используется).
Для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов особенно эффективны - мнемотаблицы: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Для активизации словаря эффективным является составление загадок самими детьми. Очень важно, чтобы ребёнок мог не только назвать предмет, но и правильно обозначить его качества, действия с ним. Вначале загадывает предмет педагог, а затем дети. Вот некоторые из загадок, придуманных детьми: «Палочка пишет, но не стирается», «Прямоугольный и говорит», «Нос пятачком, она хрюкает» и др. Загадка — своеобразное образное описание предмета, его характерных особенностей. Сначала дети учатся отгадывать «готовые» — народные, авторские загадки. Следующий этап — составление загадок самими детьми. Как правило, на первых порах их загадки представляют собой краткое описание предмета (без его названия). Такие описания приучают пользоваться образным словарем, находить точные интересные выражения, а затем отыскивать сравнения, уподобления.
Для формирования умения вычленять качества, свойства предметов, игрушек следует шире использовать приём сравнения. Так, например, при сравнении двух игрушек задаётся вопрос: «Что у них одинаковое, а что разное?» Словесные игры с элеменами ТРИЗ можно применять при сравнении предметов или составление загадок. Например: дидактическая игра «Хорошо – плохо», «Сравни птицу и бабочку», «1, 2 – превращаюсь…», «На что похож ?». В игре « Запомни и нарисуй» дети рисуют предметы, обозначаемые многозначными словами: ручка для письма, ручка у куклы, ручка у кастрюли и другие.
Еще один метод активизации словаря детей - сказкотерапия. При проведении сказкотерапии используются в основном такие приемы: словесно – режиссерская игра, словесное комментирование, совместная словесная импровизация – учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев, этюды, драматизация (старшие группы).
Одним из наиболее продуктивных способов расширения лексикона детей и закрепления их речевых навыков являются дидактические игры.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом),
- настольно-печатные;
- словесные игры.
Особенностью дидактических игр является то, что процесс их направлен на достижение определенных, четко поставленных целей и задач, в которой обязательны строгие правила для участников и ведущего. Процесс самой игры контролируется взрослым от начала и до конца.
Начинаем работу с классификации игрушек. Для таких игр удобно использовать коллекции мелких игрушек, например:
- «Выбери игрушку»: выбери все машинки; выбери всех кукол. Можно классифицировать геометрические тела: выбери все шарики; принеси все кружки; геометрические фигуры по цвету (принеси все красные фигурки) и по размеру (принеси все большие фигуры) и т. д.
- «Найди по форме»: выбор предметов определенной формы.
- «Поручения». Игра содержит сначала одну, затем две, потом три инструкции, например: «Принеси куклу в шапочке; принеси куклу в шапочке с кисточкой; принеси куклу в шапочке с кисточкой и посади ее на стульчик».
- «Угадай, что изменилось?» Существует несколько вариантов этой игры (в зависимости от сложности заданий). Самый легкий, применяемый в группах раннего возраста, заключается в том, что к нескольким стоящим перед детьми предметам добавляют новый. Следующий вариант: один из предметов убирают; более сложный вариант: один из предметов заменяют новым или меняют их местами. В этой игре удачно активизируются существительные, числительные, прилагательные, наречия, предлоги. Например: карандаши были в коробке, теперь на коробке; были две длинные ленты, теперь одна длинная, одна короткая; справа сидел зайчик, а теперь справа матрешка; кукла была в шапке, а теперь она в платочке. Основная задача этих игр — подбор детьми точных слов для ответа.
- «Чудесный мешочек». Эта распространенная игра может служить прекрасным методом активизации словаря, особенно у детей младших групп или плохо говорящих. В некоторых вариантах этой игры ребенок молча достает из мешочка предмет, показывает его детям, и все вместе называют его. В этом случае мешочек служит просто атрибутом игры.
Дидактические игры могут быть развернуты в сюжетно-ролевых играх:
- «Угощение куклы (День рождения куклы)». Закрепление понятий по лексическим темам.
- «Оденемся на прогулку». Выбирается одежда: по описанию, по порядку одевания, в зависимости от сезонности, по принадлежности к полу.
- «Магазин». «Продавец» находит и выбирает предмет по описанию «покупателей».
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «С какого дерева листик?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «1,2,3 к дереву беги». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
- «Парные картинки». Самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.
«Отгадай, кто это?» Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, к подражанию его голосу.
Кроме дидактических игр и упражнений с наглядным материалом, используются словесные упражнения и игры. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.
- «Четвертый лишний». Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
- «Скажи наоборот». Взрослый называет какое-либо слово, а ребенок подбирает «слово наоборот»: существительные: смех - ..., лето - ..., день - ..., холод - ..., север - ... и т.п. глаголы: пришел - ..., нырнул - ... прилагательные: широкий - ..., маленький - ..., богатый - ... и т.п. наречия: далеко - ..., высоко - ... Развивает умение использовать слова с противоположными значениями (антонимов) разных частей речи: день — ночь; много — мало; высоко — низко и т.д.
- «Посчитай», «Один – много». Считаем все, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок. Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока... пять красных яблок «Подскажи словечко», «Скажи наоборот», «Один – много», «Скажи одним словом».
Игровая задача словесных упражнений заключается в быстром подборе точного слова — ответа ведущему. Эти упражнения и игры проводят в старших группах. На первых занятиях выполнение упражнения протекает в медленном темпе, так как воспитателю приходится часто исправлять ответы детей, подсказывать нужное слово, объяснять. Большое внимание в развитии речи следует уделить различению и использованию слов с противоположными значениями (антонимов) разных частей речи: день — ночь; много — мало; высоко — низко и т.д.
Практикую игры и упражнения с мячом в кругу.
- «Скажи одним словом». Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Это упражнения с обобщающими наименованиями: овощи, фрукты, посуда, мебель, транспорт и другие.
- «Съедобное-несъедобное». По такому же принципу можно придумать огромное количество аналогичных игр, которые будут направлены на закрепление понятия отдельных лексических категорий. Например: «Живое-неживое», «Твердое-мягкое», «Зверь-птица» и т. д.
- «Отгадай по описанию». Воспитатель, а затем кто-то из детей загадывает предмет, дети его отгадывают, задавая вопросы.
- «Подскажи словечко». Необходимо продолжить предложение.
Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в деятельность обеспечивает развитии познавательных психических процессов, составляющих психологическую базу речи: восприятие, внимание, память, мышление. Дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
В процессе работы были придуманы и созданы специальные игровые пособия в виде таблиц, дидактические и печатные игры – всё это позволяет расширять и активизировать словарный запас детей, добиться употребления его в активной речи. Данные пособия позволяют формировать у детей не только связную речь, но и умение устанавливать причинно - следственные связи.
Коррекционная работа необходима во всей образовательной деятельности; во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Воспитатель должен поддерживать любое обращение ребенка, развивать общение с ним путем вопросов, обращения к наглядным предметам и действиям. Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей. Важно побуждать детей использовать фразовую речь, отвечать полными предложениями.
Речь педагога должна служить примером. Она должна быть правильной по форме, богатой лексически, предельно эмоциональной, выразительной, насыщенной прибаутками, потешками; в то же время простой, не загроможденной лишними словами.
В ходе образовательной деятельности и в режимных моментах я уделяла большое внимание развитию мелкой моторики у детей. Это необходимо для быстрого и правильного формирования речи, что очень важно и актуально для решения проблем детей коррекционных групп. Доказана тесная связь развития мелкой моторики с развитием речи ребенка. Речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Развитие мелкой моторики способствует:
∙ Подготовке почвы для последующего формирования речи.
∙ Хорошо развитой памяти.
∙ Умению логически рассуждать.
∙ Развитию графических навыков.
В своей практике я использовала различные средства по развитию тонкой моторики:
1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами и потешками. превращаются в своеобразные маленькие спектакли.
2. Игры на координацию речи с движением.
3. Специальные упражнения без речевого сопровождения (различные виды массажа и самомассажа, упражнения на релаксацию).
4. Игры и действия с предметами (палочками, крупой, бусинками, пуговицами, камешками, игры с песком и водой, шнуровки, игры с конструктором, мозаикой, мелким строителем, кубиками).
5. Изобразительная деятельность: рисование различными способами, в том числе в нетрадиционной технике, рисование по трафаретам, лепка, ручной труд, работа в тетрадях, задания на графические навыки: штриховки, «Соедини по точкам», «Дорисуй картинку», «Графический диктант», прием рисования предметов с противоположными качествами (рисуем длинную дорожку — рисуем короткую дорожку; на большой тарелке много ягод — на маленькой тарелке мало ягод; «Запомни и нарисуй» (дети рисуют предметы, обозначаемые многозначными словами: ручка для письма, ручка у куклы, ручка у кастрюли и другие).
Окружающая среда – важное условие развития моторики. Формирование двигательных функций, в том числе и мелкой моторики рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром.
В соответствии с ФГОС ДО, предметно - пространственная среда в дошкольной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, но самое главное – она должна работать на самостоятельность и самодеятельность ребенка. Я организовала пространственную среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор деятельности. При построении предметно-развивающей среды соблюдаю принцип зонирования: центр дидактических и речевых игр, центр художественного творчества, центр развития мелкой моторики и логического мышления, книжный уголок, центр ролевых игр и драматизаций, музыкально-театрализованный центр, центр конструирования, уголок наблюдений и экспериментирования.
Использование вышеперечисленных методов и приемов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды позволяет мне выстроить осознанную, эффективную работу по развитию речи воспитанников, обогатить и активизировать словарный запас детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей ДОУ: Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей дошкольного возраста
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физиче...
Консультация на тему: «Театрализованная деятельность, как средство активизации словаря детей дошкольного возраста».
Театрализованная деятельность, как средство активизации словаря детей дошкольного возраста...
План по самообразованию по теме: «Активизация словаря детей дошкольного возраста»
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных. Словарь воспитанника на четвертом году жизни пополняется названиями...
Консультация для воспитателей ДОУ: Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей дошкольного возраста
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физиче...
Обогащение и активизация словаря детей дошкольного возраста с нарушением слуха на прогулке
Методические рекомендации по организации занятий с детьми с особыми образовательными потребностями по слуху Образовательная область "Познавательное развитие"«Речевое развитие»...
Статья "Активизация словаря детей дошкольного возраста"
В статье даны основные рекомендации по активизации словаря малдших дошкольников...
Буклет «Игра как средство развития речи и активизации словаря детей дошкольного возраста»
laquo;Именно в игре ребенок свободно владеет речью,говорит то, что думает, а не то, что надо.Не поучать и обучать, а играть с ним,фантазировать, сочинять, придумывать - вотчто необходимо ребенк...