План по самообразованию по теме: «Активизация словаря детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных. Словарь воспитанника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
воспитателя 1 квалификационной категорией Пашагиной Г.Н.
Тема: «Активизация словаря детей дошкольного возраста»
Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
Актуальность темы:
Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных.
Словарь воспитанника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | На 2018-2022 г.г. | 1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004. 2. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. 3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005. 4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010. 4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т. 5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г. 6. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. - M.: Владос, 2006 | Выступление на родительском собрании по теме: «Мнемотехника как средство мотивации речевой активности детей» |
Работа с детьми | 2018 г. сентябрь | Диагностика | Картотека игр по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста, картотека подвижных игр. |
октябрь | Настольно-печатные развивающие игры «Летит, плывет, едет « , «Дорожные знаки», «Красный, желтый, зеленый». | ||
ноябрь-декабрь | Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок. Использование мнемоквадратов и мнемодорожек в пересказывании сказок «Три медведя» , «Заюшкина избушка» , «Сказка о глупом мышонке». Составление планов схем пересказов. | Выставка для родителей «Рисуем сказки» (изготовленные схемы детьми) | |
январь | Обновление дидактических игр | ||
февраль | Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске. | Показ театрализованного представле-ния по сказке «Колобок» детям среднего возраста. | |
март-апрель | Развитие речи с использованием мнемо-квадратов, мнемодорожек по методике Воробьевой в ходе совместной деятельности. | Непосредственно образовательная деятельность «В гости сказка к нам пришла» (по мотивам русских народных сказок) для педагогов города | |
Работа с семьей | октябрь | Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи младших дошкольников. Форма представления - электронная презентация | |
ноябрь | Рекомендации родителям (Изготовление папки-передвижки) | ||
январь | Консультация «Учим ребёнка общаться». Форма представления - информационный бюллетень | ||
февраль | Консультация для родителей «Как организовать домашний театр». Форма представления - выставка театра из бросового материала (ложки, стаканчики), беседа с родителями. | ||
март | Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет. Форма представления - папка-передвижка | ||
апрель | Открытый показ совместной деятельности детей и воспитателя - драматизация русской народной сказки «Теремок» |
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды | ноябрь | Изготовление дидактических игр для сюжетно-ролевой игры «Зоопарк» |
декабрь | Изготовление мнемоквадратов по алгоритму «Времена года» | |
февраль | Изготовление персонажей сказок из бросового материала (театр из ложек, из носка, баночный театр и т.д.). | |
март | Подбор серии сюжетных картин «Весна», «Подарки маме» и др. для рассказа-описания: Изготовление дидактических игр. | |
апрель | Изготовление пособия «Загадка-отгадка» |
Работа с детьми | 2019 г. сентябрь | Диагностика | Картотека игр по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста, картотека подвижных игр. |
октябрь | Настольно-печатные развивающие игры «Летит, плывет, едет» , «Красный, желтый, зеленый», «Дорожные знаки». | ||
ноябрь-декабрь | Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок. Использование мнемоквадратов и мнемодорожек в пересказывании сказок «Крылатый, Мохнатый и Масленый», «Три медведя», «Волк и козлята», «Маша и медведь». Составление планов схем пересказов. | Выставка для родителей «Рисуем сказки» (изготовленные схемы детьми) | |
январь | Дидактические игры с применением картинок: «Кто что делает?», «Разложи посуду», «Найди игрушку по описанию» | ||
февраль | Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске. | Показ театрализованного представления по сказке «Волк и семеро козлят». | |
март-апрель | Развитие речи с использованием мнемо-квадратов, мнемодорожек по методике Воробьевой в ходе совместной деятельности. | Непосредственно образовательная деятельность «Сказка о глупом мышонке». | |
Работа с семьей | октябрь | Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи младших дошкольников. Форма представления - электронная презентация | |
ноябрь | Рекомендации родителям пособий для домашних занятий с детьми. | ||
январь | Консультация «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста». Форма представления - информационный бюллетень | ||
февраль | Консультация для родителей «Поиграем в сказку». Форма представления - выставка театра из бросового материала (ложки, стаканчики), беседа с родителями. | ||
март | Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет. Форма представления - папка-передвижка | ||
апрель | Открытый показ совместной деятельности детей и воспитателя - драматизация русской народной сказки «Волк и семеро козлят». |
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды | ноябрь | Изготовление дидактических игр для сюжетно-ролевой игры «Больница». |
декабрь | Изготовление мнемоквадратов по алгоритму «Времена года», | |
февраль | Изготовление персонажей сказок из бросового материала (одноразовые стаканчики, бутылочки из- под йогорта и т. д. | |
март | Подбор серии сюжетных картин «Весна», «Подари маме» и другие для рассказывания описания. Изготовление дидактических игр. | |
апрель | Изготовление пособия «Загадка- отгадка». |
Работа с детьми | 2020 г. сентябрь | Диагностика | Картотека игр по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста, картотека подвижных игр. |
октябрь | Настольно-печатные развивающие игры «Картинки – половинки», «Чей малыш», «Большие и маленькие» и т. д. | ||
ноябрь-декабрь | Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок. Использование мнемоквадратов и мнемодорожек в пересказывании сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка ряба». Составление планов схем пересказов. | Выставка для родителей «Рисуем сказки» (изготовленные схемы детьми) | |
январь | Дидактические игры с применением картинок: «Расскажи, кто какой», «Найди свой домик», «Разложи посуду», | ||
февраль | Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске. | Показ театрализованного представле-ния по сказке «Теремок» детям старшего возраста. | |
март-апрель | Развитие речи с использованием мнемо-квадратов, мнемодорожек по методике Воробьевой в ходе совместной деятельности. | Непосредственно образовательная деятельность «Учим ребенка пересказу». | |
Работа с семьей | октябрь | Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи младших дошкольников. Форма представления - электронная презентация | |
ноябрь | Рекомендации родителям «Играем в пальчиковый театр». | ||
январь | Консультация «Учим ребенка общаться».. Форма представления - информационный бюллетень | ||
февраль | Консультация для родителей «Как организовать пальчиковый театр». Форма представления - выставка театра из бросового материала (ложки, стаканчики), беседа с родителями. | ||
март | Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет. Форма представления - папка-передвижка | ||
апрель | Открытый показ совместной деятельности детей и воспитателя - драматизация русской народной сказки «Рукавичка». |
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды | ноябрь | Изготовление дидактических игр для сюжетно-ролевой игры «Домашние животные». |
декабрь | Изготовление мнемоквадратов по алгоритму «Явления природы». | |
февраль | Изготовление персонажей сказок из бросового материала ( цветной картон, нитки, разные формочки ). | |
март | Подбор серии сюжетных картин «Весенние признаки». Изготовление дидактических игр. | |
апрель | Изготовление пособия «Части суток». |
Работа с детьми | 2021 г. сентябрь | Диагностика | Картотека игр по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста, картотека подвижных игр. |
октябрь | Настольно-печатные развивающие игры «Домино», «Пазлы», «Найди пару» и др. | ||
ноябрь-декабрь | Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок. Использование мнемоквадратов и мнемодорожек в пересказывании сказок «Жихарка», «Три поросенка», «Маша и медведь».. Составление планов схем пересказов. | Выставка для родителей «Рисуем сказки» (изготовленные схемы детьми) | |
январь | Дидактические игры с применением картинок: «Домашние животные», «Больше, меньше» и другие. | ||
февраль | Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске. | Показ театрализованного представле-ния по сказке «Маша и медведь» для детей старшего возраста. | |
март-апрель | Развитие речи с использованием мнемо-квадратов, мнемодорожек по методике Воробьевой в ходе совместной деятельности. | Непосредственно образовательная деятельность «В гости сказка к нам пришла». (по мотивам русских народных сказок). | |
Работа с семьей | октябрь | Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи младших дошкольников. Форма представления - электронная презентация | |
ноябрь | Рекомендации родителям «Домашнему чтению». | ||
январь | Консультация «Вежливые слова». Форма представления - информационный бюллетень | ||
февраль | Консультация для родителей «Как организовать домашний театр». Форма представления - выставка театра из бросового материала (ложки, стаканчики), беседа с родителями. | ||
март | Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 5 -6 лет. Форма представления - папка-передвижка | ||
апрель | Открытый показ совместной деятельности детей и воспитателя - драматизация русской народной сказки «Жихарка». |
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды | ноябрь | Изготовление дидактических игр для сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская». |
декабрь | Изготовление мнемоквадратов по алгоритму «Растительный мир». | |
февраль | Изготовление персонажей сказок из бросового материала ( из природного материала, из бутылочек разного размера). | |
март | Подбор серии сюжетных картин «Перелетные птицы» , «Первоцветы» и другие для рассказа описания. Изготовление дидактических игр. | |
апрель | Изготовление пособия «С какой ветки детки». |
Работа с детьми | 2022 г. сентябрь | Диагностика | Картотека игр по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста, картотека подвижных игр. |
октябрь | Настольно-печатные развивающие игры «Из части – целое», «Кому что?», «Когда это бывает?». | ||
ноябрь-декабрь | Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок. Использование мнемоквадратов и мнемодорожек в пересказывании сказок « Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Перчатки», Составление планов схем пересказов. | Выставка для родителей «Рисуем сказки» (изготовленные схемы детьми) | |
январь | Дидактические игры с применением картинок: «Расскажи, кто какой», «Чей малыш», «Светофор», «Раздели картинки на группы». | ||
февраль | Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске. | Показ театрализованного представле-ния по сказке «Кот, петух и лиса», | |
март-апрель | Развитие речи с использованием мнемо-квадратов, мнемодорожек по методике Воробьевой в ходе совместной деятельности. | Непосредственно образовательная деятельность «Делаем игрушки- забавы». | |
Работа с семьей | октябрь | Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи младших дошкольников. Форма представления - электронная презентация | |
ноябрь | Рекомендации родителям «Пособия для домашних занятий с детьми». | ||
январь | Консультация «Готовим ребенка к школе». Форма представления - информационный бюллетень | ||
февраль | Консультация для родителей «Выходные дни сдетьми». Форма представления - выставка театра из бросового материала (ложки, стаканчики), беседа с родителями. | ||
март | Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет. Форма представления - папка-передвижка | ||
апрель | Открытый показ совместной деятельности детей и воспитателя - драматизация русской народной сказки «Кот, петух и лиса». |
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды | ноябрь | Изготовление дидактических игр для сюжетно-ролевой игры «Семья». |
декабрь | Изготовление мнемоквадратов по алгоритму «Падает снежок». | |
февраль | Изготовление персонажей сказок из бросового материала (из губки, ткани, ниток). | |
март | Подбор серии сюжетных картин «Моя любимая мама». Изготовление дидактических игр. | |
апрель | Изготовление пособия «Вязанные игрушки». |
Обобщающий
1.Подведение итогов
2.Оформление результатов работы
3.Представление материалов
Внедренческий
1.Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы
2.Распространение опыта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ:«Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»...
План профессионального самообразования на тему: «Активизация словаря детей младшего возраста (3-4 года) в детском саду»
Тема: «Активизация словарядетей младшего возраста (3-4 года)в детском саду»Актуальность темы:Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возр...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» .
Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Цель:воспитание гуманного отношения к природе (нравственное во...
«План по самообразованию педагога» Тема «Активизация словаря детей 3-4 лет»
Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных. ...
План работы кружка в рамках самообразования по теме: «Активизация словаря детей раннего возраста (2-3 года) посредством сказкотерапии»
План работы кружка в рамках самообразования по теме: «Активизация словаря детей раннего возраста (2-3 года) посредством сказкотерапии". Целенаправленная и систематическ...