Статья "Активизация словаря детей дошкольного возраста"
статья (младшая группа)

Карих Ольга Олеговна

В статье даны основные рекомендации по активизации словаря малдших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_slovarya.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация словаря детей дошкольного возраста

Изучение проблемы активизации словаря детей раннего возраста посвящается большое количество научно-исследовательских работ педагогов и психологов. «Расширяя кругозор детей, педагог общается с ребенком посредством слова» - так считал Л.С. Выготский.

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, носитель памяти, творчества, информации, средство саморазвития, самопознания. В связи с этим развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ. Одной из многих проблем развития речи детей дошкольного возраста является развитие именно связной речи (диалогической и монологической). Ее невозможно развить без систематической словарной работы.

         Образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. При этом образовательный процесс проводится с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры. Для детей это игра, а для взрослого – способ обучения, передачи детям знаний, умений, навыков, их закрепления.

         Словарная работа в детском саду -  это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Выделяют четыре основные задачи:

    Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

    Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

      В-третьих, активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми необходимо, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Слово должно быть закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз.

      В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

         Работа с родителями также важная составляющая активизации словаря. В силу того, что сегодня практически в каждой семье активно используются технические средства коммуникации (телефон, средства массовой информации, сеть интернет), родители заняты семейными проблемами, мы наблюдаем тенденцию снижения сформированности активного словарного запаса у детей. Дошкольный возраст – период активного речевого развития. В формировании активного словаря ребенка огромную роль играет его окружение, а именно родители. От того, каким образом они общаются с ребенком, сколько внимания они уделяют этому вопросу, во многом зависит успешное усвоение родного языка. 48 Систематическая и целенаправленная работа с семьей способствует более эффективному формированию активного словаря младшего дошкольника. При работе с родителями, по формированию активного словаря у детей младшего дошкольного возраста, должны решаться следующие цели и задачи:

1) Оказание консультативной помощи родителям при возникающих у них вопросов.

2) Обучение методам и приемам формирования активного словаря у детей младшего дошкольного возраста в семье.

3) Привлечение родителей к обогащению речевого и книжного уголка играми, художественной литературой и т.д.

      В ходе образовательной деятельности и в режимных моментах необходимо уделять большое внимание развитию мелкой моторики у детей. Это необходимо для быстрого и правильного формирования речи. Доказана тесная связь развития мелкой моторики с развитием речи ребенка. Речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

     Развитие мелкой моторики способствует:

- Подготовке почвы для последующего формирования речи.

 - Хорошо развитой памяти.

 - Умению логически рассуждать.

 - Развитию графических навыков.

     Основные средства по развитию тонкой моторики:

1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами и потешками.

2. Игры на координацию речи с движением.

3. Специальные упражнения без речевого сопровождения (различные виды массажа и самомассажа, упражнения на релаксацию).

4. Игры и действия с предметами (палочками, крупой, бусинками, пуговицами, камешками, игры с песком и водой, шнуровки, игры с конструктором, мозаикой, мелким строителем, кубиками).

5. Изобразительная деятельность: рисование различными способами, в том числе в нетрадиционной технике, рисование по трафаретам, лепка, ручной труд, работа в тетрадях, задания на графические навыки: штриховки, «Соедини по точкам», «Дорисуй картинку», «Графический диктант», прием рисования предметов с противоположными качествами (рисуем длинную дорожку — рисуем короткую дорожку; на большой тарелке много ягод — на маленькой тарелке мало ягод; «Запомни и нарисуй» (дети рисуют предметы, обозначаемые многозначными словами: ручка для письма, ручка у куклы, ручка у кастрюли и другие).

     Окружающая среда – важное условие развития моторики. Формирование двигательных функций, в том числе и мелкой моторики рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром.

Предметно - пространственная среда в дошкольной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, но самое главное – она должна работать на самостоятельность и самодеятельность ребенка.

     Использование вышеперечисленных методов и приемов при проведении работы по активизации речи детей, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды позволяет выстроить осознанную, эффективную работу по развитию речи воспитанников, обогатить и активизировать словарный запас детей.

  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
  2. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2000. – 592 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»)
  3. Поленова, Е. А. Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста / Е. А. Поленова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 22-24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений

Дидактические игры и упражнения направленные на формирование словаря дошкольников с общим недоразвитием речи...

Влияние дидактических игр на активный словарь детей дошкольного возраста

Использование дидактических игр на занятиях в ДОУ...

Консультация: «Развитие словаря детей дошкольного возраста»

Факторы способствующие развитию словаря1.Организуйте исследовательскую деятельность дошкольника: изучение цвета, формы, величины, вкуса, запаха, возможностей движения предмета,  качеств  пре...

Консультация для воспитателей «Особенности развития словаря детей дошкольного возраста»

Слово – носитель содержания, обусловливающего звуковую оболочку речи. Известно, что чем богаче словарь человека, тем больше возможностей у говорящего выбрать нужную словоформу для построения связного ...

Консультация на тему: "Обогащение словаря детей дошкольного возраста"

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:    “ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: “ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”.

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему: "Обогащение словаря детей дошкольного возраста"....

Консультация для воспитателей ДОУ: Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей дошкольного возраста

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физиче...