Комплекс пальчиковых игр и игр с песком для детей раннего и старшего возраста
картотека по развитию речи

Крылова Инна Юрьевна

Игры разработаны для развития речи и мелкой моторики рук для детей раннего и старшего возраста 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс пальчиковых игр и игр с песком

для детей раннего возраста от 2-х до 3-х лет 

  1. Игра с песком «Машинки»

Цель: Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности рук.

Задачи:

- Развивать воображение и творческое мышление.

- Воспитывать навыки сотрудничества, создавать эмоциональный комфорт.

Оборудование и материалы: песочница, песок, игрушка Мишка, средние и крупные машинки из пластмассы, грабельки, лопатки.

Ход проведения игры:

- На прогулку к детям приходит игрушка - Мишка и рассказывает историю о потерянной коробочке с машинками. Просит детей помочь ее найти и затем поиграть машинками в песочнице, строя дороги и мостики.

- Минутка безопасности: проговорить с детьми о безопасном поведении во время игры с песком.

- Воспитатель показывает последовательность игровой деятельности, дети присоединяются.

- Самостоятельная игровая деятельность детей сопровождается чтением воспитателя стишка «Машина»:

- Я блестящая такая

И, конечно, легковая.

По дороге мчусь стрелой-

Не угнаться вам за мной!

У меня есть руль и шины,

Как зовут меня?..

Машина!

- Итог: Мишка просит собрать все машинки в коробочку, благодарит детей за игру и обещает прийти в гости.

  1. Игра с песком «Куличи»

Цель: Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности рук.

Задачи: 

- Учить запоминать последовательность действий для достижения результата.

- Учить соблюдать правила безопасного поведения во время игры с песком.

Оборудование и материалы: песочница, песок, кукла Маша, ведерки, формочки, лопатки.

Ход проведения игры:

- Сюрпризный момент: на прогулку к детям приходит грустная кукла Маша и просит научить ее делать из песка куличики.

- Минутка безопасности: проговорить с детьми о безопасном поведении во время игры с песком.

- Воспитатель показывает поэтапно изготовление куличиков и в процессе деятельности читает стишок:

Мы не в жаркой печи
Испечем куличи,
Нам нужна не мука –
Только горстка песка.
Сыпь в ведерко песок
Да прихлопни разок.
Хороши куличи,
Хоть и не из печи.
Так и просит роток:
– Отломи мне кусок.
(Е. Стеквашова )

- Самостоятельная игровая деятельность детей.

- Итог: кукла Маша хвалит ребят и благодарит за помощь в изготовлении куличиков.

  1. Игра с песком «Волшебные рисунки»

Цель: Снижение психоэмоционального напряжения.

Задачи: 

- Развивать воображение и творческое мышление.

- Воспитывать навыки сотрудничества, создавать эмоциональный комфорт.

Оборудование и материалы: песочница, песок

Ход проведения игры:

- Беседа «Наши пальчики друзья».

- Игра «Что наши пальчики умеют?».

- Рисование пальчиком на песке «Солнышко».

- Пальчикова игра «Пальцы-лучики»:

Пальцы-лучики проснулись, (сжимать пальцы в кулачок)

Наклонились, потянулись, (и разжимать их)

Быстро встали на зарядку.

Рассчитались по порядку- (поочередно поглаживать и считать пальцы от      

                                                    основания к кончикам пальцев)

Раз, два, три, четыре, пять.

- Итог: похвала

  1. Игра с песком «Движение песка»

Цель: Ознакомление с песком и его свойствами.

Задачи: 

- Учить соблюдать правила безопасного поведения во время игры с песком.

- Воспитывать навыки сотрудничества, создавать эмоциональный комфорт.

Оборудование и материалы: песочница, песок, лейка с водой, пластмассовые трубочки, бутылочки.

Ход проведения игры:

- Ситуативная беседа «Может ли двигаться песок?» и как это можно проверить.

- Экспериментирование с трубочками (дуем на сухой и мокрый песок).

- Вывод: сухой песок двигается, мокрый нет.

- Экспериментирование и рисование при помощи пластиковых бутылок «Картинка-цветочек из песка».

- Вывод: сухим песком можно рисовать, мокрым нет.

- Пальчиковая игра в песке «Гроза»:

Капли первые упали, (указательные пальчики обеих рук поочередно опускаем в песок)

Пауков перепугали. (пальцы обеих рук слегка согнуть и перебирая ими прячем в песок)

Дождик застучал сильней. (указательные пальчики обеих рук поочередно опускаем в песок)

Птички скрылись средь ветвей. (спрятать кисти рук в песок)

- Итог: похвала.

  1. Применение пальчиковых игр в творческой мастерской по теме «Наши пальчики - друзья!»

Цель: Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности рук.

Задачи:

- Развивать умение слушать речь, понимать содержание и соотносить с действиями пальцев; развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику рук; коммуникативные действия и творческую активность.

- Воспитывать положительный интерес к игровой и художественно-эстетической деятельности. 

Оборудование и материалы: 5 пипеток, 5 заготовок из ватных дисков для рисования, 5 баночек с краской, влажные салфетки.

Ход проведения игры:

(Дети сидят на стульчиках)

Воспитатель: Ребята, у нас есть хорошие друзья. Они умеют играть и убирать игрушки, умеют умываться. А еще они умеют громко хлопать! Что это за друзья?

Предполагаемые ответы детей: ладошки, пальчики, руки.

Воспитатель: да, это наши ручки, ладошки и пальчики. Покажем, что они умеют делать. Сыграем в пальчиковую игру «Как живешь?»:

-Как живешь? – вот так! (руки вытягивают вперед, 4 пальца сжаты в кулак, большой палец смотрит вверх)

- Как плывешь? — вот так! (имитация плавания)

- Как бежишь? – вот так! (бег пальчиками)

- В даль глядишь? – вот так! (рука ко лбу)

- Как кушаешь? – вот так! (имитация еды ложкой)

- Как спишь? – вот так! (имитация сна)

- Как шарик надуваешь? – вот так! (имитация надувания шарика; шар лопнул – кулачком по щеке)

- Как шалишь? — вот так! (имитация клоуна)

Воспитатель: Ребята, расскажите с кем вы живете дома?

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Моя семья»)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик –бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – я,

Вместе дружная семья!

Воспитатель: Молодцы! А хотите узнать, что еще умеют ваши пальчики?

Предполагаемые ответы детей: да!

Воспитатель: тогда мы с вами отправляемся в гости к волшебным пипеткам! Но вначале нам нужно подготовиться. Дети выполняют игровое упражнение «Вы готовы?»

Воспитатель: - вы готовы глазки? (показывает указательными пальцами на глаза)

Предполагаемые ответы детей: да! (показывают глазки)

Воспитатель: - вы готовы ушки? (показывает указательными пальцами на уши)

Предполагаемые ответы детей: да! (показывают ушки)

Воспитатель: - вы готовы ручки? (Вытягивает руки перед собой)

Предполагаемые ответы детей: да! (показывают ручки)

Воспитатель: - вы готовы ножки? (одну ногу вперед)

Предполагаемые ответы детей: да! (топают ножками)

Воспитатель: - вы готовы?

Предполагаемые ответы детей: да! (обнимают себя руками)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо подготовились!

Звук колокольчика

Воспитатель: Ребята, вы слышите этот звук? Это наши волшебные пипетки зовут нас в гости (приглашает детей к рабочим местам).

Воспитатель: посмотрите ребята, какое задание придумали для вас пипетки (показ 5 готовых заготовок из ватных дисков «Моя семья» на каждого ребенка: дедушка, бабушка, мама, папа, ребенок). Ребята, нам нужно рубашки (ватный диск) наших героев заполнить краской при помощи пипеток.

Продуктивная деятельность. (В ходе продуктивной деятельности подвести итог

Итог (обыгрывание игры «Моя семья» при помощи рисунков)

Комплекс пальчиковых игр

для детей от 4-х до 6-х лет 

Цель: Развитие речи и мелкой моторики пальцев рук.

  1. «Капитан»

Концы пальцев направить вперед, прижать руки, ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.

Я плыву на лодке белой

По волнам с жемчужной пеной.

Я - отважный капитан,

Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся,

Тоже ветра не боятся.

Лишь пугает птичий крик

Стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо-страны,

Посмотрев на океаны,

Путешественник-герой,

К маме я вернусь домой.

2. «Домик»

Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям.

Под грибом - шалашик-домик,

(соедините ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим,

(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)

В колокольчик позвоним.

(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;

средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол,

(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)

А на нем - дубовый стол.

(левая рука сжата в кулак,

сверху на кулак опускается ладонь правой руки)

Рядом - стул с высокой спинкой.

(направить левую ладонь  вверх,

к ее нижней части приставить кулачок правой руки

большим пальцем к себе)

На столе - тарелка с вилкой.

(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,

изображая тарелку, правая рука изображает вилку:

ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены

и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)

И блины горой стоят -

Угощенье для ребят.

3. «Гроза»

Капли первые упали,

(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)

Пауков перепугали.

(внутренняя сторона ладони опущена вниз;

пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,

показать, как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней,

(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Птички скрылись средь ветвей.

(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;

махать пальцами, сжатыми вместе).

Дождь полил как из ведра,

(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Разбежалась детвора.

(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,

изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).

В небе молния сверкает,

(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)

Гром все небо разрывает.

(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)

А потом из тучи солнце

(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)

Вновь посмотрит нам в оконце!

4. «Барашки»

Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.

Захотели утром рано

Пободаться два барана.

Выставив рога свои,

Бой затеяли они.

Долго так они бодались,

Друг за друга все цеплялись.

Но к обеду, вдруг устав, разошлись, рога подняв

6. «Кошка и мышка»

Мягко кошка, посмотри,

Разжимает коготки.

(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;

затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая,

как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук

отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)

И легонько их сжимает -

Мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо,

(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;

кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки

медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает:

пальцы другой руки быстро движутся назад).

Половиц не слышно скрипа,

Только мышка не зевает,

Вмиг от кошки удирает.

7. «Паучок»

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки)

                                         Дождик с неба вдруг полил,

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик))

Паучков на землю смыл.

(Хлопок ладонями по столу/коленям)

Солнце стало пригревать,

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит))

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

                                             Чтобы погулять на ветке.

(Действия аналогичны первоначальным "Паучки" ползают на голове)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактическое пособие для сенсорно-моторного развития (для детей раннего , младшего, старшего возраста).

Сюжетный тренажер «Цветные картинки», Сюжетный тренажер «Цветные дорожки», Сюжетный тренажер «Овощи»....

Картотека игр с песком (для детей раннего возраста)

Пояснительная записка Что нужно для игры в песок?А нужно, в сущности, так мало:Любовь, желанье, доброта,Чтоб вера в детство не пропала.Простейший ящик из столаПокрасим голубою краской,Горсть золо...

Мастер-класс для педагогов "Развивающие игры с песком для детей раннего возраста"

Мастер-класс для педагогов, работающих с детьми раннего возраста...

«Игры с песком для детей раннего возраста»

Игра в песок – одна из немногих традиционных детских игр, сохранившихся в наше время. Для малыша песок – это прежде всего материал, который также интересен как и всё вокруг. Окружающее про...

Картотека игр с песком для детей раннего возраста

Картотека игр с песком для детей раннего возраста...

Картотека игр с водой и песком для детей среднего и старшего возраста.

Картотека игр с водой и песком для детей среднего и старшего возраста....