Перспективное планирование игр – экспериментов с водой и песком для детей раннего возраста
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)
Подготовила воспитатель: Александрова Т.Ю.
Пояснительная записка
Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.
Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность, способствующий формированию у него обследовательских действий.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.
Формирование обследовательских действий происходит в предметной деятельности. Для успешной ее организации была создана нестандартная предметно – развивающая среда.
Реализация такого подхода к развитию восприятия детей раннего возраста позволяет стимулировать у них потребность познания окружающего мира. Они хорошо усваивают сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), группируют, находят и называют предметы ближайшего окружения, соотносят предметы по выделенным признакам. Совместно с взрослыми выполняют некоторые обследовательские действия, используют их в самостоятельной деятельности. Проявляют интерес, любопытство, жизнерадостность.
Данный материал позволяет вести целенаправленную работу по формированию у детей раннего возраста элементарных обследовательских действий как условия восприятия окружающего мира.
Сентябрь
Цель: - Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка.
- Познакомить детей со свойствами воды.
Задачи:
- Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони).
- Развивать зрительно - слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.
- Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности.
- Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.
- Развивать активный словарь.
- Воспитывать положительное отношение к персонажу Капельке.
| Образовательная область | Мероприятия | Примечание | |
| Познавательное развитие | - экспериментальная деятельность «Про маленькую капельку»; - знакомство детей со свойствами воды. |
| |
| Речевое развитие | - подбор художественной литературы (стихи, потешки, песенки); - заучивание потешки «Водичка, водичка»; - рассматривание иллюстраций. |
| |
| Социально-коммуникативное развитие | - игра с водой «Водичка, водичка»; - игра с песком «Печем печенье» | См. картотеку | |
| Предметно – развивающая среда | - пополнение уголка детского экспериментирования. |
| |
| Работа с родителями | - консультация «Игры с водой. Это интересно! Эксперименты с водой в ванне»; - изготовление буклета. |
|
Октябрь
Цель:
- Закрепить знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.
- Познакомить детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет.
Задачи:
- Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.
- Развивать фантазию, творческие способности.
- Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.
- Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками.
- Развивать умение проговаривать знакомую потешку, показывать её при помощи пальчиковой гимнастики.
- Воспитывать положительное отношение к персонажу.
| Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
Познавательное развитие | - экспериментальная деятельность «Отпечатки наших рук», знакомство детей со свойствами влажного песка. |
| |
Речевое развитие | - коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные) |
| |
Социально - коммуникативное развитие | - игра «Чудо - пекарь»; - игра «Разливаем суп» | См. картотеку | |
Предметно – развивающая среда | -пополнение уголка детского экспериментирования материалами и оборудованием для экспериментальной деятельности. |
| |
Работа с родителями | - консультация «Играйте вместе с детьми в игры с водой, песком, крупой» |
|
Ноябрь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_igr_s_vodoy_i_peskom.docx | 248.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 55 комбинированного вида» г. Воркуты
Перспективное планирование
игр – экспериментов с водой и песком
для детей раннего возраста
Подготовила воспитатель: Александрова Т.Ю.
Пояснительная записка
Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.
Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность, способствующий формированию у него обследовательских действий.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.
Формирование обследовательских действий происходит в предметной деятельности. Для успешной ее организации была создана нестандартная предметно – развивающая среда.
Реализация такого подхода к развитию восприятия детей раннего возраста позволяет стимулировать у них потребность познания окружающего мира. Они хорошо усваивают сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), группируют, находят и называют предметы ближайшего окружения, соотносят предметы по выделенным признакам. Совместно с взрослыми выполняют некоторые обследовательские действия, используют их в самостоятельной деятельности. Проявляют интерес, любопытство, жизнерадостность.
Данный материал позволяет вести целенаправленную работу по формированию у детей раннего возраста элементарных обследовательских действий как условия восприятия окружающего мира.
Сентябрь
Цель: - Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка.
- Познакомить детей со свойствами воды.
Задачи:
- Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони).
- Развивать зрительно - слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.
- Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности.
- Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.
- Развивать активный словарь.
- Воспитывать положительное отношение к персонажу Капельке.
Образовательная область | Мероприятия | Примечание | ||
Познавательное развитие | - экспериментальная деятельность «Про маленькую капельку»; - знакомство детей со свойствами воды. | |||
Речевое развитие | - подбор художественной литературы (стихи, потешки, песенки); - заучивание потешки «Водичка, водичка»; - рассматривание иллюстраций. | |||
Социально-коммуникативное развитие | - игра с водой «Водичка, водичка»; - игра с песком «Печем печенье» | См. картотеку | ||
Предметно – развивающая среда | - пополнение уголка детского экспериментирования. | |||
Работа с родителями | - консультация «Игры с водой. Это интересно! Эксперименты с водой в ванне»; - изготовление буклета. |
Октябрь
Цель:
- Закрепить знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.
- Познакомить детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет.
Задачи:
- Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.
- Развивать фантазию, творческие способности.
- Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.
- Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками.
- Развивать умение проговаривать знакомую потешку, показывать её при помощи пальчиковой гимнастики.
- Воспитывать положительное отношение к персонажу.
Образовательная область | Мероприятия | Примечание | |
Познавательное развитие | - экспериментальная деятельность «Отпечатки наших рук», знакомство детей со свойствами влажного песка. | ||
Речевое развитие | - коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные) | ||
Социально - коммуникативное развитие | - игра «Чудо - пекарь»; - игра «Разливаем суп» | См. картотеку | |
Предметно – развивающая среда | -пополнение уголка детского экспериментирования материалами и оборудованием для экспериментальной деятельности. | ||
Работа с родителями | - консультация «Играйте вместе с детьми в игры с водой, песком, крупой» |
Ноябрь
Цель:
- Закрепить знания детей о свойствах воды и песка.
- Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.
Задачи:
- Формировать умение узнавать и называть основные цвета.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.
Учить детей действовать с природным материалом.
- Развивать зрительно – слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.
- Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
Познавательное развитие | - экспериментальная деятельность «В гости к мышке». | |
Речевое развитие | - заучивание «По ровненькой дорожке шагают наши ножки». | |
Социально-коммуникативное развитие | - игра «Найди шарик»; - игра «Песочная картина»; - «Тонет, не тонет». | См. картотеку |
Предметно – развивающая среда | - изготовление дидактической игры «Тонущие и плавающие предметы». | |
Работа с родителями | Консультация «Игры в песке развивают…» |
Декабрь
Цель:
- Закрепить знания детей о свойстве песка - удерживать воду.
- Формировать представление детей о свойстве воды - возможность окрашивания.
Задачи:
- Развивать фантазию, творческие способности.
- Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.
- Приучать называть основные цвета.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать положительное отношение элементарной исследовательской деятельности.
Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
Познавательное развитие | - экспериментальная деятельность «Речка и ручеек». | |
Речевое развитие | - чтение художественной литературы «Снег, снег, кружится, белая вся улица» А. Барто | |
Социально-коммуникативное развитие | - игра «Лёд – это тоже вода»; - игра «Разноцветная водичка». | См. картотеку |
Предметно – развивающая среда | - изготовление картотеки игр с водой и песком. | |
Работа с родителями | - фотовыставка «Юные исследователи». |
Январь
Цель:
- Закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.
- Дать представление о свойстве снега превращаться в воду.
Задачи:
- Формировать представление о количестве (один - много), размере (большой - маленький).
- Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов.
- Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
- Воспитывать заботливое отношение к животным.
- Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными материалами.
- Воспитывать положительное отношение к персонажу-Снеговику.
Образовательная область | Мероприятия | Примечание | |
Познавательное развитие | - экспериментальная деятельность «Снеговик в гостях у детей». | ||
Речевое развитие | - разучивание: речевого упражнения с движением «Снеговик». | ||
Социально-коммуникативное развитие | - игра «Льдинки»; - игра «Вода из снега»; - игра «Норка для зверушек» | См. картотеку | |
Предметно – развивающая среда | - подборка художественной литературы (сказки, песни, загадки, прибаутки) и иллюстраций к ним. | ||
Работа с родителями | - совместная опытно – экспериментальная деятельность «Найди бусинку». |
Февраль
Цель:
- Учить детей выкладывать форму из влажного песка.
- Дать представление о свойстве воды превращаться в лёд.
Задачи:
- Формировать знания о высоте предмета - высокий, низкий.
- Развивать общую моторику рук, координацию движений.
- Воспитывать доброжелательность, желание помочь.
- Формировать умение называть основные цвета.
- Воспитывать положительное отношение персонажу.
Образовательная область | Мероприятия | Примечание | |
Познавательное развитие | - экспериментальная деятельность «Песчаные отпечатки». | ||
Речевое развитие | - разучивание песенки «Я пеку, пеку, пеку» | ||
Социально-коммуникативное развитие | - игра «Разноцветная вода »; - игра «Авторалли». | См. картотеку | |
Предметно – развивающая среда | - пополнение уголка детского экспериментирования (формочки, лейки, сачки и т.д.) | ||
Работа с родителями | - изготовление сборника игр для родителей «Сыпь песок, лей водичку» |
Март
Цель:
- Закрепить умение определять свойства сухого (сыпется) и мокрого (держит форму) песка.
- Дать понятие о свойствах и качествах льда.
Задачи:
- Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.
- Формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе).
- Развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.
Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
Познавательное развитие | - экспериментальная деятельность «Бусы для Мишки». | |
Речевое развитие | - разучивание «Мишка косолапый», А..Барто | |
Социально-коммуникативное развитие | - игра «Холодная – горячая»; - праздник воды и песка «Песчаные человечки». | См. картотеку |
Предметно – развивающая среда | - пополнение уголка детского экспериментирования. | |
Работа с родителями | - помощь в пополнении уголка детского экспериментирования; - консультация «Маленький архитектор» |
Апрель
Цель:
- Продолжать учить детей выкладывать формы из влажного песка.
- Формировать у детей умение называть температуру воды.
Задачи:
- Приучать детей договаривать слова знакомой сказки.
- Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
- Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.
Упражнять в назывании предметов одежды, белья.
- Развивать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз).
- Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.
Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
Познавательное развитие | - экспериментальная деятельность «Постираем кукле платье». | |
Речевое развитие | - чтение стих. «Девочка чумазая» А. Барто | |
Социально-коммуникативное развитие | - игра «Чудо пекарь»; - игра «Ловим плавающие игрушки»; - игра «Водяная мельница» | См. картотеку |
Предметно – развивающая среда | - выпуск фотостенда «Ах, водичка, эх песочек»; - пополнение д/ играми: «Разрезные картинки», «Плавает, не плавает» | |
Работа с родителями и воспитателям | - консультация для воспитателей: «Игры с песком и их влияние на сенсорное развитие детей»; - консультация для родителей: «Детская песочница- способ развития малыша». |
Май
Цель:
- Закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка.
- Закрепить умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая».
Задачи:
- Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы.
- Развивать тактильно - кинестетическую чувствительность.
- Воспитывать положительное отношение к персонажу.
Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними.
- Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи.
- Воспитывать культурно - гигиенические навыки.
Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
Познавательное развитие | - экспериментальная деятельность «Найди бусинки» | |
Речевое развитие | - игры на развитие мелкой моторики рук | |
Социально-коммуникативное развитие | - игра «Печем печенье»; - игра «Переливалочки»»; - опыт «Растворяется или не растворяется?». | См. картотеку |
Предметно – развивающая среда | -пополнение уголка детского экспериментирования. | |
Работа с родителями | - презентация проекта в ДОО и на «Круглом столе» среди родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра -эксперимент с водой "Взобьем пену" для детей раннего возраста
Игру можно проводить с детьми как в детском саду, так и в домашних условиях....
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы логопеда в группе для детей раннего возраста
Основные направления работы в группе для детей раннего возраста...
Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста
Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста...
Игры с водой и песком с детьми раннего возраста
В материале описаны игры с водой и песком, которые можно проводить с детьми раннего возраста....
Перспективное планирование игр - занятий со строительным материалом в первой группе раннего возраста (1,5-2 года)
Перспективное планирование игр - занятий со строительным материалом в первой группе раннего возраста (1,5-2 года)...
Перспективное планирование занятий по физическому развитию на год для детей раннего возраста
Перспективное планирование занятий по физическому развитию на год для детей раннего возраста...
Мастер-класс «Игры – эксперименты с водой в период адаптации детей раннего возраста»
Материал содержит описание игр, которые благоприятно и оптимально помогают создать условия для адаптации малышей к детскому саду. Снижается высокий уровень психофизического напряжения малышей в п...