Статья развитие речи
статья по развитию речи (младшая группа)
Развитие речи дошкольника с помощью художественных произведений
В дошкольном возрасте дети активно знакомятся и осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается культура речи. Если речь ребенка развита, она помогает ему передавать свои мысли, эмоции, формирует важные качества такие как: общительность, нахождение контакта со сверстниками, высказывание своей позиции.
Как только ребёнок начинает знакомится с художественной литературой, он начинает понимать специфику жанров: стихотворение, сказка, рассказ и устное народное творчество). Все эти литературные жанры учат понимать значения образных выражений, развивать слух, учат детей использовать различные средства художественных выражений в самостоятельном словесном творчестве и игре. Насколько интересно ребенок строит свои высказывания, умеет рассказывать и пересказывать, сочинять, можно судить о его уровне речевого развития, как он владеет своим родным языком.
Литературный язык, повышает грамотность, развивает речевые навыки, а также положительно влияет на интеллект.
Особое направление в процессе формирования речевых навыков - работа с произведениями искусства разных жанров. В процессе такой деятельности решается комплекс учебных и воспитательных задач. Среди них важное место занимает формирование навыков построения монологического высказывания, что в будущем позволит ребенку успешно учиться в школе.
Важно, чтобы дети выполняли это задание последовательно, и для иллюстрации выбирается либо та часть текста, которая может вызывать образы на основе жизненного опыта в воображении ребенка, либо требующая использования творческого воображения. Исходя из этого, можно выделить два варианта словесной иллюстрации: воспроизведение авторского контекста и свободное толкование очерченной автором сюжетной линии.
Словесная иллюстрация может осуществляться в связи с работой над любым жанром. Его организация в старшем дошкольном возрасте требует оригинальных подходов, не дублирующих школьные методы. Приведем пример организации выделенных выше типов иллюстраций. Вместе с тем отметим, что для организации такой работы мы часто используем тексты эпических стихов, так как при небольшом объеме они имеют динамичный сюжет, выразительный язык.
В первую очередь выберем текст, в котором изображения конкретны, видны, характеристики точны и детализированы. Нельзя забывать, что дети дошкольного возраста воспринимают произведение только на слух, поэтому лишний раз обратиться к тексту не могут.
Ёжик, ёжик,
Видишь: дождик
Так и льёт
Как из ведра.
Может, на небе дыра?
Что сидеть без толку?
Доставай иголку.
По тропинке
В горку
Топай,
Дырку на небе
Заштопай.
Приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что степень творческой активности детей при выполнении иллюстраций зависит от особенностей содержания выбранных произведений. При этом оба варианта создания словесной картины (репродуктивный и творческий) важны и эффективны, так как первый учит воображать то, что подробно описал автор, а второй учит описывать плоды собственной фантазии исходя из деталей, приведенных в тексте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_rechi.docx | 14.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи дошкольника с помощью художественных произведений
В дошкольном возрасте дети активно знакомятся и осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается культура речи. Если речь ребенка развита, она помогает ему передавать свои мысли, эмоции, формирует важные качества такие как: общительность, нахождение контакта со сверстниками, высказывание своей позиции.
Как только ребёнок начинает знакомится с художественной литературой, он начинает понимать специфику жанров: стихотворение, сказка, рассказ и устное народное творчество). Все эти литературные жанры учат понимать значения образных выражений, развивать слух, учат детей использовать различные средства художественных выражений в самостоятельном словесном творчестве и игре. Насколько интересно ребенок строит свои высказывания, умеет рассказывать и пересказывать, сочинять, можно судить о его уровне речевого развития, как он владеет своим родным языком.
Литературный язык, повышает грамотность, развивает речевые навыки, а также положительно влияет на интеллект.
Особое направление в процессе формирования речевых навыков - работа с произведениями искусства разных жанров. В процессе такой деятельности решается комплекс учебных и воспитательных задач. Среди них важное место занимает формирование навыков построения монологического высказывания, что в будущем позволит ребенку успешно учиться в школе.
Важно, чтобы дети выполняли это задание последовательно, и для иллюстрации выбирается либо та часть текста, которая может вызывать образы на основе жизненного опыта в воображении ребенка, либо требующая использования творческого воображения. Исходя из этого, можно выделить два варианта словесной иллюстрации: воспроизведение авторского контекста и свободное толкование очерченной автором сюжетной линии.
Словесная иллюстрация может осуществляться в связи с работой над любым жанром. Его организация в старшем дошкольном возрасте требует оригинальных подходов, не дублирующих школьные методы. Приведем пример организации выделенных выше типов иллюстраций. Вместе с тем отметим, что для организации такой работы мы часто используем тексты эпических стихов, так как при небольшом объеме они имеют динамичный сюжет, выразительный язык.
В первую очередь выберем текст, в котором изображения конкретны, видны, характеристики точны и детализированы. Нельзя забывать, что дети дошкольного возраста воспринимают произведение только на слух, поэтому лишний раз обратиться к тексту не могут.
Ёжик, ёжик,
Видишь: дождик
Так и льёт
Как из ведра.
Может, на небе дыра?
Что сидеть без толку?
Доставай иголку.
По тропинке
В горку
Топай,
Дырку на небе
Заштопай.
Приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что степень творческой активности детей при выполнении иллюстраций зависит от особенностей содержания выбранных произведений. При этом оба варианта создания словесной картины (репродуктивный и творческий) важны и эффективны, так как первый учит воображать то, что подробно описал автор, а второй учит описывать плоды собственной фантазии исходя из деталей, приведенных в тексте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие речи и формирование познавательной активности детей подготовительной группы"
Данный материал предназначен для помощи воспитателям в работе с детьми подготовительной группы по программе "Развитие речи" Большое внимание уделяется созданию проблемной ситуации, фор...
Статья: «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой»
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по ...
Статья "Развитие речи детей раннего возраста посредством нетрадиционных логопедических технологий."
Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее значение. У новорождённого кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони...
Статья "Развитие речи ребенка третьего года жизни"
Полезная информация для родителей о развитии речи детей раннего возраста....
Статья Развитие речи детей с общим недоразвитием речи посредством использования экспонатов мини-музея Народных промыслов
В статье представлен опыт работы по использованию игр и игровых упражнений на развитие лексико-грамматических категогий в условиях мини-музея ДОУ. Данные игры и игровые упражнения успешно могут быть и...
Статья " "Развитие речи детей с общим нарушением речи в театрализованной деятельности"
Развитие речи детей с общим нарушением речи в театрализованной деятельностиТеатрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написан...
Статья "Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук".
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой ...