Статья: «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой»
статья (младшая группа) по теме

Овчинникова Ирина Романовна

 

Сегодня нам  предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум взаимосвязанным направлениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sad.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Статья:

«Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой»

Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека в рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребёнку первые знания и умения к взаимодействию. Только вместе, только совестными усилиями родителей и д/с мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка. Сегодня нам  предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум взаимосвязанным направлениям.

Во-первых, совершенствуйте её практическое употребление в процессе общения ребенка с взрослым и сверстниками.

Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления. Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способностей общаться. Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения с взрослыми. Речевое развитие, которое ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни, является одной из основ для перехода к обучению в школе. Недостаточно развитая речь часто тормозит всю учебную деятельность школьника.

Нарушение речи отражается на формировании детского характера, т.к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Всё психическое развитие ребенка зависит от формировании его речи. Ни для кого не секрет, какой отпечаток накладывает на психический склад детей отсутствие речи или её патология. С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребёнка, передают ему просьбы, приказы, объясняют, как он должен себя вести и т.д.

Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения. Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребенка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем.

Как вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего детского возраста? Чем мы должны заниматься с ребенком?

  1. Воспитание звуковой культуры речи.
  2. Словарная работа.
  3. Формирование грамматического строя речи.
  4. Обучение повествованию – связная речь.

Ребенок к 4 годам:

  • Правильно произносит отдельные звуки. Умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание.
  • У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребёнок овладевает основными грамматическими формами речи.
  • Дети осваивают навыки разговорной речи, выражая свои мысли простыми и сложными предложениями.

В речи детей отмечаются и другие особенности:

  • Дети неверно произносят шипящие (ш, ж, ч, щ) сопорные (р, рь, л, ль), звуки, а некоторые пропускают;
  • Дети не способны вычленить существенные признаки предметов, например, затрудняются назвать части предмета. Части тела:
  • Необходима работа над развитием артикуляции, аппарата, а также над звуками культурной речи, дикцией, темпом, силой голоса.

Вот вы прослушали требования к речи ребенка 4 летнего возраста.

Давайте с Вами поговорим о том, какая сторона речи Вас беспокоит?

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представление ребенка об окружающей жизни в процессе наблюдений за природой.

Как часто вы бываете на природе. Чем занимаетесь с ребенком?

Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. На природе Вы не только  можете отдохнуть и прекрасно провести время, а также и пообщаться со своим малышом. Но вы имеете возможность обогатить его новыми знаниями и преставлениями, наблюдая, например за жизнью бабочек и жуков, вдохнуть глоток чистого воздуха, зарядиться положительными эмоциями. Дети дошкольного возраста очень общительны. Так давайте же вместе подпитывать их положительными эмоциями. Больше общаться с малышами. Показывайте, что мы их любим. Что они нам дороги. А в союзники возьмем природу – великого учителя. Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывали на него глаза ребенку. Например: (с какого дерева упал лист?). Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком сказать ему ласковые слова – признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, весеннее, тёплое.

Скажите, а какими ласковыми словами вы называете своего малыша? Может ли ребёнок их повторить? А знает ли ребёнок. В каком городе он живет? Свой домашний адрес? Свою фамилию, а как зовут родителей?

Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и его близких, о увлекательных прогулках на природу, за город и т.д. Чем больше мы рассказываем, тем лучше для его развития.

Памятка родителям по развитию речи ребёнка:

  • Знакомьте детей с телом. Учите правильно называть части тела. Своевременно сообщать о недугах. Воспитывайте стремление расти сильными и здоровыми.
  • Знакомьте детей с трудом взрослых: врач. Шофёр, повар, летчик. Расскажите о своей профессии.
  • Учите детей узнавать и познавать различные предметы и вещи, которые нас окружают  группировать их по признакам: игрушки, одежда, посуда, овощи.
  • В играх вместе с детьми подбирайте к словам – существительные слова, прилагательные, признаки (Ромашка – красивая, великолепная, полевая);
  • Учите выражать свою просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику отвечать на простейшие вопросы
  • Рассказывать несложные рассказы и сказки и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Успехов Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой

Развитие речи в онтогенезе, требования к речи ребенка 4-летнего возраста, рекомендации   родителям, памятка родителям по развитию речи ребенка....

Родительское собрание-практикум «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»

Цель: организовать общение родителей и детей через игру, как средство восприятия и ощущения окружающей природы....

Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека-речи  Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум взаи...

Родительское собрание:"Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность.

Программное содержание: Познакомить родителей с основой задачейречевого развития детей- выражать свои мысли,чувства,впечатления,используя речевые средства....

Нетрадиционное родительское собрание в младшей группе «Ягодка». Тема: Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность

Нетрадиционное  родительское собрание. Младший дошкольный  возраст.Тема: Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой  через игровую  де...