Образная речь как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в свободной деятельности
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Развитие речевого творчества старших дошкольников посредством дидактических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obr_rech.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Замятина Наталья Павловна - воспитатель МБДОУ - д/с№26 Ленинский район г. Екатеринбург
Образная речь как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в свободной деятельности
Развитие детского творчества является важнейшей актуальной проблемой современной педагогики. Главной задачей является воспитание у детей творческого восприятия окружающей среды, активности и самостоятельности мышления, которые способствуют достижению положительных перемен в обществе и государстве. Информация (знания) в современной жизни быстро становятся неактуальными и обновляются, увеличиваясь в объёме. Поэтому перед сегодняшними дошкольниками, будущими членами нашего общества, растут требования к таким качествам, как инициативность, предприимчивость, изобретательность, решительность, креативность, т.к. возрастает потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению любых задач, способных создать новое в различных сферах жизни.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из задач образовательной областей является развитие творческих способностей и творческого потенциала детей. Федеральный государственный стандарт нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха.
Самым сензитивным периодом для развития творческих способностей является дошкольный возраст. Дети от рождения наделены огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представленных образов и легкость манипулирования ими.
Развитие у детей творческого воображения тесно связано с развитием языковой способности. Образная речь углубляет эмоциональные впечатления детей, развивает их чувства и воображение, порождает необычные и неожиданные ассоциации.
Развивая речь ребенка, наделяя ее выразительно-изобразительными качествами при помощи образных средств, мы способствуем развитию творчества детей. К образным средствам относят:
- тропы (сравнения, олицетворения, метафора, аллегория),
- стилистические фигуры (эпитеты, гиперболы, литоты),
- экспрессивная лексика (одно- и многозначные слова, слова с суффиксами),
- интонационная выразительность (темп и ритм речи, логическое ударение,
высота, сила и тембр голоса, мелодика, эмоциональный тон).
В течение одиннадцати лет проводилась работа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. В межаттестационный период был сделан аналитический отчет по исследованию формирования образной речи. Одним из выводов было то, что художественно оформленная речь не только понятна и интересна собеседнику, но и дает возможность творчески подойти к любому интеллектуальному процессу. Выводом послужили положительные результаты творческого развития детей, которые стали возможны при систематическом использовании в свободное время игр для развития образной речи.
Были подобраны и разработаны новые игры на развитие образной речи, которые в интегрированной форме использовались в процессе самостоятельной деятельности детей (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Использование игровых ситуаций позволяет повысить интерес к словесным играм.
Игры на развитие образной речи.
Игра 1. Задача: учить подбирать к словам синонимы, антонимы, эпитеты, сравнения.
- Подбор синонимов к заданным словам (красивый, большой, хороший и др.), словосочетаниям (хороший человек - добрый, отзывчивый, умный, хороший день - теплый, солнечный, праздничный, день рождения; хорошая кукла - красивая, новая, говорящая, нарядная, любимая, хорошая конфета - вкусная, сладкая, с орешками);
- Подбор антонимов к заданным словам (грязный, глупый, красивый и др.);
- Подбор эпитетов к словам и выражениям (бежать быстро, цветок, снег и др.)
- Подбор сравнений к словам (круглый, как..; мягкий, как..; быстрый, как...).
Игра 2. Задача: упражнять детей в объяснении метафор и пословиц.
- Объяснить метафорическое выражение (скатертью дорога, свернуть горы и др.);
- Сочинить сказку (небылицу) на основе метафоры. (часы ходят - ходили, ходили, а потом убежали на улицу, ходят и вздыхают; вода цветет - можно собрать очень красивый букет из ромашек и колокольчиков).
- Объяснить пословицы (Без труда не вынешь рыбку из пруда. Что посеешь, то и пожнешь и др.)
Игра 3. Задача: учить объединять несколько названий предметов в одно.
- Придумать новое слово. Например, морЯкорь, пидЖакет, паукАн, огурБуз, моркоФель.
Игра 4. Задача: учить изменять темп речи на отработанном ряду слов.
- Перечислить от 1 до 10 разным темпом:
- сначала медленно, затем убыстряя и закончить быстро;
- сначала быстро, затем замедляя и закончить медленно;
- самый быстрый (медленный) темп обозначить в середине ряда.
Перечисление можно сопровождать движениями соответственного темпа.
Игра 5. Задача: учить на слух по содержанию текста использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.
- Определить нужный темп речи по содержанию текста.
Пример: - В дом свой прячется от страха
Хвост поджавши черепаха.
- С горки мчится паровоз
Без трубы и без колес.
- Ходит кот по лавке - мягонькие лапки,
Ушки пушисты, глазки золотисты.
Игра 6. Задача: учить чувствовать ритм фраз.
- Узнать ритмический рисунок фраз (четверостишия).
Познакомить детей с фразами (Сделал дело - гуляй смело. Кукушка кукушонку купила капюшон.). Затем простукать одну из них или проговорить одним слогом (та-та-та). (для помощи в определении можно использовать мелодику фраз)
После нескольких упражнений - игра на отгадывание фраз по ритмическому звуковому рисунку.
Игра 7. Задача: упражнять в произношении отработанного ряда слов с разной высотой
голоса.
- Произнести ряд слов с разной высотой голоса (времена года, дни недели и др.: первое слово - высоким (низким) голосом, последнее слово - низким (высоким), постепенно снижая (повышая) голос.
Игра 8. Задача: учить соотносить высоту и тембр голоса с персонажем сказки.
- Изобразить голосом персонажей сказки фразу. (фраза из сказки "Теремок" произнести от лица мышки, медведя и т.д.)
Игра 9. Задача: упражнять изменять силу голоса в соответствии с текстом.
- Произнести ряд автоматизированных фраз и слов с разной силой голоса. (лист шуршит, а гром грохочет; мышка - кот - тигр и т.д.)
Игра 10. Задача: учить выделять логическим интонационным ударением в заданной фразе определенные слова.
- Сказать фразу с разным интонационным выделением.
"Вчера я ходил в зоопарк" - Вчера - не сегодня, не летом.
"Вчера я ходил в зоопарк" - Я - не мама, не брат.
"Вчера я ходил в зоопарк" - Ходил - не ехал, не сидел дома.
"Вчера я ходил в зоопарк" - В зоопарк - не в магазин, не в цирк.
Игра 11. Задача: учить передавать интонацией вопросительные, восклицательные и
повествовательные фразы.
- Произнести заданную фразу в форме вопроса, восклицания и повествования.
(Скоро Новый год. Скоро Новый год! Скоро Новый год?
Я пойду в цирк. Я пойду в цирк! Я пойду в цирк?).
Игра 12. Задача: учить составлять простые фразы из заданных слов.
- Составить фразу из предложенных слов (слушать, мальчик, внимательно, сказка).
Можно усложнить задачу - менять слова местами.
Мальчик внимательно слушает сказку.
Мальчик сказку слушает внимательно.
Сказку внимательно слушает мальчик.
К речевому творчеству, без сомнения, можно отнести отгадывание и сочинение загадок, в которых широко используются все средства образной речи.
Игра13. Задача: учить придумывать описательные загадки;
формировать умение точно и правильно подбирать слова, характеризующие
предмет.
- Отгадать и сочинить описательные загадки (по схеме).
В качестве схемы используется изображение цветка. На лепестках обозначаются характерные признаки загадываемого предмета:
- форма (круг, прямоугольник, бесформенный символ),
- цвет (пятнышки разного цвета),
- размер (большой и маленький домики),
- живое или неживое (птичка и кружка),
- материал (древесная щепка, лоскут ткани, обрывок шерстяной нити, перышко,
кусочек меха, металлическая пробка, обрезок бумаги и т.д.),
- характер, нрав для живого объекта (пиктограмма эмоционального состояния: злой, хитрый). Серединка со знаком и есть отгадка.
Например, лепесток с оранжевым пятном, лепесток с кусочком меха, лепесток с пиктограммой "хитрость". В серединке - лиса, которая до момента отгадывания прикрыта чистым листком бумаги. При сочинении загадки в центре цветка выкладывается изображение предмета, а лепестки подбираются или заполняются рисунком в соответствии с характерными свойствами предмета.
Игра 14. Задача: учить придумывать загадки с отрицанием;
продолжать учить использовать языковые средства выразительности
(сравнение, олицетворение);
закреплять умение находить существенные признаки предметов.
-Отгадать и сочинить загадки с отрицанием.
В качестве схемы используются пересекающиеся круги. В свободной части кругов изображены предметы, сходные по свойствам с задуманным словом. В месте пересечения кругов помещена отгадка.
Заполнение кругов | Задуманный предмет. | Отгадка |
1 круг – радуга, 2 круг – солнце, 3 круг – заяц, 4 круг – колобок. | разноцветный, но не радуга, круглый, но не солнце, прыгает, но не заяц, катится, но не колобок. | Мяч |
При сочинении загадки соблюдается порядок заполнения схемы предыдущей игры.
Также развитию выразительной речи способствуют составление рассказов при помощи мнемотехники. Данный метод помогает развивать у детей художественно-образное мышление, так как оно фактически тесно связано с речевыми процессами. При заучивании стихотворений также применялись мнемотехнику. В соединении с мимикой и пантомимой этот метод помогает быстро запомнить произведение. В дальнейшем дети сами предлагают элементы схемы.
Игры на развитие образного мышления.
Игра 1.Задача: учить составлять фразы и рассказы по опорным сигналам.
- Составить фразу по схематическим рисункам.
Например, стол, ваза, цветок; солнце, облако, капелька и т.д.
При составлении фраз могут быть варианты:
На столе стояла ваза с цветами. Ваза упала со стола, цветы выпали из вазы.
Облако закрыло солнце и пошел дождь. Солнце пригрело капельку, и она превратилась в облачко.
Игра 2. Задача: учить составлять рассказ по картинкам в прямой и обратной
последовательности.
- Придумать два рассказа по картинкам. Например, предлагаются две картинки. На одной из которых изображено гнездо с яйцом, на другой - летящая птица. В этой последовательности мини-рассказ будет звучать приблизительно так: " В гнезде лежало яйцо. Из него вылупился птенец. Затем он вырос и полетел".
Если картинки поменять местами, то и рассказ, соответственно, изменится: «Летела птичка. Увидела гнездо. Села в него, снесла яйцо и стала его высиживать".
Игра 3. Задача: развитие метафорического мышления.
- Находить схожесть одного предмета с другим и аргументировать свое соотношение.
Рассматривать можно и облака, и трещины на асфальте, и пятна луж, стершийся краски, и узоры древесины на мебели и т.д.
- Придумать образ знакам - буквами и цифрам. Дополняя знак деталями,
превратить его в какой-либо другой предмет.
Игра 4. Задача: учить устанавливать причинно-следственную связь.
- Закончить фразу, в которой участвуют союзы (потому что,
поэтому,
как будто,
если.., то...).
Например: Галя не пошла сегодня в детский сад потому, что..;
На улице идет дождь, поэтому..;
Если не мыть руки, то..;
На поляне расцвели одуванчики, как будто...
Игра 5. Задача: помочь осмыслить разнообразные связи и отношения в окружающем мире, развивать способность анализировать свойства предметов, прогнозировать последствия.
Пофантазировать:
- Увеличение - уменьшение.
Кем бы хотел стать (гномом или великаном), чтобы быстро ходить, хорошо прятаться, съесть невкусную кашу, подольше наслаждаться пирожным, залезть в щель, сорвать яблоко с верхушки дерева и т.п.
- Ускорение - замедление.
Капли дождя, летящие очень быстро или, наоборот, очень медленно, кружась в воздухе, как осенние листочки.
Очень быстрая (медленная) смена времен года.
- Динамика - статика.
Человек перестает двигаться и стоит все время на одном месте, а растения бегают, не останавливаясь.
- Порционность - непрерывность.
Человек будет всю жизнь молод, а потом мгновенно постареет.
Вода в реке течет, а потом целый день стоит на месте.
Игра 6. Задача: учить переносить качества различных объектов на исходно выбранный предмет. (метод фокальных объектов)
- Придумать необычный предмет. Например, стул, на который будут перенесены свойства и качества других объектов, не имеющих никакого отношения к стулу (птица и яблоко).
Стул покрыт перышками, летает, круглой формы и вкусный, сочный, как яблоко.
Таким образом, описанные выше дидактические игры помогают в развитии образной речи, что приводит к формированию словесного творчества, и, как следствие, наделяют детей такими качествами, как пытливость, смекалка, воображение и фантазия, инициатива, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и правильно принимать решения, т. е. теми качествами, которые наиболее ярко отражаются в детском творчестве.
Систематическое использование в педагогической практике предложенных игр позволяет воспитателю развивать творческие способности у детей старшего дошкольного возраста в свободной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Данная консультация поможет родителям в воспитании творческого потенциала ребёнка....
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает ли...
Опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». Теория и практика....
Опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». Теория и практика....
«Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
из опыта работы музыкального руководителя Моряковой Е.А Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка...
из опыта работы «Театрализованно – игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
"Развитие творческих проявлений детей"...
Проект в старшей группе «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Проект в старшей группе«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развитиятворческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...