«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
статья (старшая группа) по теме
Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать
создание детского театра с детского возраста?
Ведь инстинкт игры с перевоплощением
есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться
у многих детей звучит ярко, талантливо,
вызывает подчас недоумение у нас,
профессиональных артистов».
К.С.Станиславский
Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.
Актуальность моих исследований в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь.. Все это может дать театрализованная деятельность, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Главная цель моей работы – развивать у детей эмпатию, т.е. умение распознавать эмоциональное состояние человека, и научить передавать словами, жестами, мимикой ,интонацией, пантомимой его исполнение, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, быть активными в игровой деятельности со сверстниками, находить адекватные способы содействия.
В работе с детьми в начале года были выявлены следующие проблемы: - дети несколько пассивны, зажаты, не могли полностью раскрепоститься,
«вжиться в роль», инициаторами игр выступали одни и те же дети, они же играли главные роли. Воображение развито не в достаточной степени, дети не могли объединить несколько сюжетов, выстроить сюжетную линию. Отсутствовал опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Актерские умения у детей были развиты не в достаточной степени. Большинство детей с радостью принимали роль, но не могли активно пользоваться своей речью, движением, мимикой и пантомимой, мало импровизировали.
Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Семья не готова была на тот момент осуществлять помощь, поддержку, участие так как для воспитывающих взрослых театральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний, ощущений, где развивается адекватное восприятие, понимание взрослым действий ребенка, приобретается опыт совместных переживаний, изменяется характер поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми.
Для достижения своей цели, исходя из выявленных проблем и результатов мониторинга, мною было принято решение изучить методическую литературу по этой теме, поставив для себя следующие задачи:
1.Разработать систему работы по формированию у детей художественно-
образных исполнительских умений.
2. Усовершенствовать предметно-развивающую среду для развития
творческой активности детей в театрализованной деятельности
(поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и
раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации
средствами мимики, выразительных движений и интонации, используя
разные виды театра, костюмы, атрибуты и т.д.);
3.Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра,
театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
4.Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами
деятельности в едином педагогическом процессе;
5.Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и
взрослых.
6.Определить систему мониторинга, для отслеживания результативности
проводимой работы.
Современным детям, избалованным фильмами, красивыми игрушками, всевозможными развлечениями, театр нужен не меньше, чем детям прошлых поколений. Ведь театр - один из самых таинственных и прекрасных видов искусства.
Получится ли у ребенка играть в театре? Теперь я с уверенностью могу сказать - обязательно получится. Подвижные дети, шалуны, рассеянные дети, занимаются в театре не хуже усердных «умниц», а тихони становятся увереннее в себе. Я считаю, что только в театре человек может раскрыться полностью, выразить свои эмоции, не боясь стать смешным, прожить не одну, а сотни жизней - таких разных и загадочных.
К.С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, поскольку дети очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре. В группе, поставленные в ряд стулья у нас превращаются в салон автобуса или самолета, любое платье в уголке ряжанья — в бальный наряд принцессы, а комната становится то сказочным лесом, то королевским замком. Но почему-то, выступая перед детьми других групп, ребята как бы утрачивают свои способности, превращаясь в деревянных кукол с заученными жестами, невыразительной речью, неоправданным кривляньем. Таким образом, передо мной стояла сложная задача — сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются в игре, при выступлении перед зрителями.
Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. С ребятами уделяла внимание отражению сказочных образов животных, анализировала характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю, также использовала упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча. Я работала над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику.
При работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание я уделяла речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, старалась обогатить речь. Вместе с детьми мы сочиняли маленькие истории, придумывали диалоги героев. Дети могли самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю.
В танцевальном творчестве, внимание я уделяла воспитанию интереса и желания двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, цветов, активно использовала различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики, к изготовлению которых активно привлекались родители воспитанников. Добиваясь яркой передачи образа использовала игры на внимание, фантазию.
Мои воспитанники научились исполнять мини-монологи и диалоги между персонажами, разыгрывать действия с применением разнообразных движений, умеют согласовывать свои действия с действиями партнеров, не заслоняя их. Этому способствовали специальные упражнения, направленные на выработку выразительности жестов.
На занятиях я использую театральные этюды. Театральные игры-этюды развивают у детей творческое воображение, фантазию, мышление, восприятие, память. В процессе игр у детей вырабатываются навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»). Такие игры рассчитаны на активное участие в них ребенка, который становится не пассивным исполнителем моих указаний , а соучастником педагогического процесса. .
Любимый литературный жанр детей в любом возрасте – сказка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Не только познает, но и выражает с помощью воображения свое собственное отношение к добру и злу. Сказка в музыке – это интереснейший вид представления, ведь музыка «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей».
Продуманный подбор музыкальных произведений создаёт необходимое настроение, усиливает впечатления, вызывает эмоциональный отклик. Я стараюсь разнообразить сюжет и вовлекать в них больше детей. Часто сама сочиняю небольшие песенки и сказки. Подбирая сказки, шла от простого к сложному. При распределении ролей я учитывала пожелания детей быть тем или иным персонажем, одобряла выбор. Иногда, тактично направляла ребёнка на изменение роли, стараясь не обидеть его и убедить в том, что он неправ, выражая уверенность , что все юные актеры прекрасно справятся с ролью, например, зайца, потому, что хорошо представляют себе, как он выглядит, какой он трусливый, какой быстроногий (поэтому их и называют - «побегайками»). Очень часто я использовала в своей работе прием, который мастерски применял С.Я. Маршак, описывая движения кошки: «прыг», «шмыг», «кувырком», «клубком». Эти выразительные слова очень точно характеризуют каждое движение кошки. Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, которые присутствуют почти во всех сказках, я применяла двигательные импровизации, которые проводила без предварительной подготовки. Эти двигательные импровизации на практике оказались очень эффективными:
- Кошки умываются; гоняются за мышкой; ссорятся из-за сосиски; прячутся от хозяйки, которая их хочет наказать; просят у своих хозяев чего-нибудь вкусненького.
- Гуси идут к водоёму для купания; плавают и ныряют; выходят на берег и отряхиваются от воды; нападают на обидчика; зовут свою хозяйку, чтобы она их накормила.
- Куры увидели корм и бегут к нему; подзывают цыплят; пьют воду; сидят на жердочке.
Двигательные импровизации, в которых участвуют все дети, положительно влияют на качество исполнительской деятельности маленьких актёров. Работая над выражением лица, постигая язык тела , дети чувствуют уверенность в себе и в своих возможностях. Исполняя роль, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки изображаемого им персонажа. Работу маленьких актёров над ролью организовывала следующим образом:
- Вначале они знакомились с инсценировкой (О чём она? Какие события в ней главные?).
- Затем я представляла детям героев инсценировки (Где они живут? Как выглядит их дом? Внешность героев, одежда, манера поведения, их взаимоотношения друг с другом и т.п.).
- Далее распределялись роли и шла работа над ролью: составлялся словесный портрет героя, описывалось его жилище, любимые блюда, игры.
Затем, проанализировав поступки сказочных персонажей, дети пересказывали отдельные фрагменты сказки.
Участие детей в действиях, которые происходят в сказке, расширяет их кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности. Заканчивали мы сказочный спектакль заключительной песней о дружбе, выученной на музыкальном занятии.
В жизни ребенка - дошкольника очень много эмоций и впечатлений, которыми порой сложно управлять. Работая с детьми уже более 20 лет, я научилась находить подход к любому ребенку, помочь выразить эмоции в движении, словами, мимикой. Раскрыться перед большой аудиторией и получить удовольствие от своей игры, насладиться своим успехом.
Мои занятия театрализованной деятельностью основываются на следующих принципах:
- Отношения "на равных";
- Свобода действий и слова;
- Приоритет "каждый ребенок - личность";
- Принцип неожиданности;
- Принцип включенности ребенка в процесс режиссуры.
Формы проведения занятий различны. Мною предусмотрены как теоретические, так и практические. Для качественного усвоения материала использую следующие методы и приемы обучения:
методы: приемы:
-рассказывание сказок -выбор детьми ролей по желанию
-просмотр мультф. и диафильмов -назначение на глав. роли робких, застенчивых
-пересказ сказок, рассказов -распред. ролей по карточкам (схем. персонаж)
-слушание сказок(тех.средств) -проигрывание ролей в парах
-чтение худож. литературы
-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним
- знакомство не только с текстом сказки, но и со средствами ее драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит) и т.д.
-разыгрывание разнообразных сказок и инсценировки
-упражнение по формированию выразительности исполнений
- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного
кукловождения;
-упражнения по социально-эмоциональному развитию детей
-игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;
- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
-игры-драматизации
-ролевые диалоги по иллюстрациям
-музыкальные игры
-эмоционально-экспрессивные игры
-народно-хороводные игры
Все методы и приемы использую в комплексе, чередуя и дополняя друг друга, что позволяет дать детям знания в формировании партнерских отношений, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, творческое воображение.
Используя такой подход, я получаю уникальную возможность попробовать себя и дать возможность детям( они не просто слушатели и исполнители моих указаний, а полноправные участники постановки) в роли сценариста, режиссера, музыкального редактора и звукооператора, а также художника –костюмера и декоратора. Дети учатся двигаться, говорить, петь. Они учатся быть личностью и одновременно чувствовать плечо друг друга, т.к. поддержка коллектива очень важна.
Мной используются театрализованные игры, элементы актерского мастерства, психогимнастика <Приложение 1>
За период работы в данном направлении в моей методической копилке собралось огромное количество сказок (<Приложение 2>,).
Помимо вышеназванных элементов своей работы, на занятиях в качестве средства формирования познавательного интереса я использую компьютерные презентации(<Приложение 6>)., с помощью которых провожу тематические занятия.
Важную роль в развитии ребенка играет предметно-развивающая среда. Она должна предоставлять ребенку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя. Доказано, что предметный мир, а не воспитатель побуждает дошкольника к активным самостоятельным действиям. Так как яркие впечатления дает не только спектакль, но и сама атмосфера театра: сцена, занавес, кулисы, декорации, костюмы актеров, куклы и т.д., то в соответствии с намеченными планами мною, совместно с родителями, был усовершенствован театральный уголок «В гостях у сказки», где дети в свободное время самостоятельно играют в «артистов». В уголке собран весь необходимый материал для театральной деятельности: разные виды театров, шапочки героев, атрибуты, элементы костюмов, настольные игры, этюды, декорации к сказкам.
Особое внимание уделяла родителям, использовала чаще всего нетрадиционные формы работы (см. прилож № ), через которую повышала педагогическую культуру родителей, расширяла их педагогический кругозор, давала возможность родителям (анкетирование) оценить работу нашего группового театра, через совместные праздники и развлечения развивала интерес к театрализованной деятельности. Проводила родительские собрания :« Нужна ли взрослым сказка», «В гостях у «Колобка» и «Репки»», « Театральный КВН» и т.д. А в творческой мастерской родители не только помогали в подготовке к спектаклям, но и изготавливали самые различные виды театров: театр «дисков», игрушки из цилиндров и конусов, коробочек разной высоты, театр «оригами», театр «кружек», театр на палочке, «киндер-театр»,театр «мочалки» и магнитиков ,забавных настольных актёров вязали крючком и на спицах.
Такая работа помогла мне повысить активность родителей, и по традиции стала продолжаться в школе.
Для успешной реализации использую следующие средства:
- музыкальный зал; группа.
- музыкальное сопровождение ( магнитофон, фортепиано, телевизор, DVD-проигрыватель, шумовые инструменты)
- наличие необходимого инвентаря (декорация, атрибуты и т.д.)
В своей работе я стремлюсь:
– воспитывать у детей любовь и интерес к сказке;
– развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, которые дают возможность широко использовать воспитательное воздействие сказки;
– обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными сказками и средствами их выразительной сценической трактовки;
– пополнять словарный запас детей и развивать выразительность речи, правильность произношения;
– развивать артистические способности детей и взрослых через театрализованную деятельность;
– прививать навыки вежливого поведения;
– совершенствовать двигательные способности детей, вырабатывать гибкость и выносливость.
Разработанное перспективное планирование работы позволило мне рационально, с наименьшими затратами сил и времени, осуществлять руководство работой.
Счастливые улыбки и радостные лица детей после театрализованного представления говорят о том, что этот вид деятельности им очень нравится.
Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, научиться творить, необходимо пройти длинный путь накопления эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений. Очень важно создать условия для определенного развития эмоциональных и познавательных процессов у дошкольников, в том числе и при помощи театрализованной деятельности.
Вывод: В течение всего периода мной велась систематическая работа по формированию у детей художественно-образных исполнительских умений в театральной деятельности согласно программе. Для определения эффективности своей работы я ориентировалась на требования программы , а также на результаты мониторинга.
Итоговая диагностика показала:
1.У детей сформированность исполнительных умений оказалась на более высоком уровне ;
2.Значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным).
3.Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения);
4. Повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями;
С учётом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведённой работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей практической деятельности с детьми и может быть использована другими педагогами – практиками в работе.
В будущем планирую:
1. Продолжить знакомство детей с различными видами театра.
2. Разнообразить методы и приемы обучения с учетом индивидуальных особенностей детей.
3. Совершенствовать артистические навыки детей посредством переживания и воплощения образов в сказках.
4. Работать над повышением своего профессионального и творческого уровня.
5. Привлекать родителей воспитанников к активному участию в процессе подготовки и показа спектакля (родители – исполнители взрослых ролей).
Многолетний опыт доказывает, что в соприкосновении с театром вырастают активные творческие личности, способные выходить на прямое общение с другим человеком, имеющие внутреннюю потребность и возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.
Закончить свое выступление хочу словами:
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша!
Проникнется и мудростью, и
добротой,
И с чувством сказочным пойдет
он
Жизненной тропой!
Г. Попова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Данная консультация поможет родителям в воспитании творческого потенциала ребёнка....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-240782-1549294706.jpg)
Презентация "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности".
презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/26/picture-528193-1645847427.jpg)
Рабочая программа в соответствии с ФГОС ДО по теме: «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2013 – 2015 учебный год
Дополнительная образовательная программа «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» составлена в соот...
"Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей. Решение зада...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/13/picture-439442-1536844130.jpg)
Проект: Театрализованные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/20/picture-502672-1413820984.jpg)
Конспекты образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности
Конспекты образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/25/picture-539081-1422149112.jpg)
Консультация для родителей «Влияние нетрадиционных техник изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на примере аппликации»
Консультация содержит интересный и разнообразный материал для родителей, который поможет раскрыть творческие способности детей через различные вилы аппликации...