Программа психолого-педагогическому сопровождению процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
рабочая программа
Программа создана на осныве методических пособий Л.В.белкинй "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"; Т.Н.Дорониной "Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями"; А.С.роньжиной "Занятияс детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению" и др.Также учтен опыт - авторский проект работы клуба "Первые шаги" с родителями и детьми. Данный проект стал победителем 1 конкурса чества образования""Инновационные технологии как средство обеспечения качества образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_adaptatsii.docx | 38.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка Детский сад «Ладушка» № 104
Городского округа «Город Якутск»
Принято Утверждаю:
на заседании Заведующая
педагог. совета. МБДОУ ЦРР Детский сад
Протокол № ___от № 104 «Ладушка»
«___»________20___ г. _______/ М.В. Веретельникова /
ПРОГРАММА ПО ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖНИЮ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ .
Педагог-психолог
Лепчикова А.И
г.Якутск
Анализ массовой педагогической практики показал, что огсн6овной причиной эмоционального стресса родителей и детей раннего возраста является период адаптации. Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства и в процессе воспитания детей.
Программа создана на основе методических пособий Л.В.Белкиной «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»; Т.Н:.Дороновой «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями»; А.С.Роньжиной «Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»; Н.Ю Куражевой «Цветик-семицветик» (программы психолого-педагогических занятий для дошкольников). Также был учтен прошлый опыт – авторский проект работы клуба «Первые шаги» с родителями и детьми победителя 1 конкурса «Инновационные технологии как средство обеспечения качества образования» среди образовательных учреждений городского округа «город Якутск», опубликованного в 1 Всероссийском конкурсе авторских научно-методических разработок «педагогическая инициатива» (свидетельство публикации от 31.05.2013 приказ №24)
Целью является создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации детей.
Основной задачей психологического сопровождения детей в период адаптации является сохранение и укрепление психического здоровья ребенка в изменившихся условиях путем оптимальной организации педагогического процесса через:
1) создание благоприятного психологического климата в группе детей;
2) формирование у ребенка положительного отношения к окружающей действительности на основе активной познавательной и игровой деятельности;
3) формирование у детей доверительных взаимоотношений с новым взрослым;
4) помощь каждому из детей в установлении контакта со сверстниками с учетом возрастных и индивидуальных возможностей;
5) помощь родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, с сотрудниками детского сада.
2. Возрастные особенности детей 2-3 лет
В возрасте 2 – 3 лет малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое.
На третьем году ребенок может самостоятельно одеться, раздеться, умыться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.
Активно развивается речь ребенка.. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все еще с некоторыми дефектами. В этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Характерной особенностью речи ребенка 2-3 лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Скачок в интеллектуальном развитии: ребенок сравнивает, сопоставляет, обобщает, запоминает.
К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая из себя маму, папу, воспитательницу, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Ведь недаром говорят, что дети - зеркало взрослых. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.
Среди мыслительных операций важнейшими являются:
- называние цвета (желтый, красный, синий, зеленый),
- выделение величины (большой, поменьше, маленький),
- называние формы (круг, квадрат, треугольник),
- расположения предмета в пространстве (близко, далеко, высоко, низко, спереди, сзади);
- сравнение по цвету, форме, размеру;
- координация движений рук и зрения;
- формирование понятий «много», «мало», «один».
Возрастные особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста 3-4лет.
На третьем году жизни предметная деятельность по-прежнему занимает ведущее место в развитии ребенка, но приобретает новые черты. Ребенок становится все более самостоятельным и умелым. Он уже достаточно хорошо владеет специфическими действиями, знает назначение бытовых предметов (ложки, щетки, расчески и др.) и хорошо умеет пользоваться ими.
Познавательная активность проявляется в отношении детей к разным видам предметных действий, интересе к разного рода предметным задачам, длительности обследования предметов, самостоятельности и настойчивости в решении предметных задач.
Ее отличительной чертой на третьем году жизни является настойчивое стремление к достижению результата, что побуждает ребенка обращаться за помощью к взрослому и более внимательно, чем раньше, следовать его инструкциям и пояснениям.
С середины третьего года жизни ребенок ставит цели, достижение которых соответствует значимому, общепринятому результату, например, правильно сложить пирамидку, сделать домик из кубиков в соответствии с образцом и пр. Важным компонентом в структуре предметной деятельности становится появление способности самостоятельно оценивать полученный результат в соответствии с исходным замыслом.
С возникновением этой способности ребенок обретает такое важное личностное качество, как самостоятельность, т.е. способность без внешних побудителей инициировать, исполнять и оценивать свои действия. Самостоятельно и правильно выполненное действие доставляет ребенку огромное удовольствие, дает чувство собственной компетентности и независимости. Именно в этом возрасте ребенок начинает произносить известную фразу «я сам» и ограничивать участие взрослых в своих делах.
Однако, несмотря на относительную самостоятельность, ребенок испытывает потребность в одобрении собственных действий, в подтверждении их правильности и успешности со стороны взрослого.
Все большее значение в развитии предметной деятельности начинает приобретать речь. Ребенок все чаще комментирует свои действия, обращается ко взрослому с вопросами и просьбами, что помогает ему лучше регулировать свою деятельность.
3. Психологическая характеристика процесса адаптации детей к ДОУ
Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, т.е. развиваться.
Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в меняющихся условиях и сохранения своего психофизического благополучия.
Адаптация направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для ребенка условиях. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают все уровни организма и психики.
Поэтому все адаптационные возможности и адаптационные изменения необходимо рассматривать на трех уровнях: психофизиологическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом.
Новые условия, характеризующие ДОУ, объединяются в три группы:
1. Условия, связанные с новой организацией взаимодействия с взрослым:
знакомство с новым взрослым и необходимость выполнять его требования;
очень активные, неожиданные или незнакомые ребенку действия взрослого, адресованные ребенку или выполняемые поблизости от него;
изменение ситуации общения с взрослым, когда ребенок становится не единственным объектом внимания, а членом детской группы;
поощрение и порицание взрослым действий;
ограничение времени на выполнение действий, в том числе бытовых.
2. Условия, связанные с новой организацией среды:
выход за пределы знакомого помещения;
необходимость действовать самостоятельно в организованной свобод-ной деятельности.
3. Условия, связанные с взаимодействием со сверстниками:
встреча с коллективом ровесников;
необходимость осуществлять все процессы жизнедеятельности вместе с другими детьми;
наличие у ровесников незнакомых ребенку форм поведения в типич-ных ситуациях.
Для успешной адаптации решающее значение имеют:
функциональное состояние организма, показателем которого является работоспособность;
особенности обменных процессов;
тип нервной системы и темперамента;
тренированность нервно-психических механизмов, которая достигается постепенным дозированием нагрузок на психику, связанных с новыми впечатлениями;
психологическое состояние ребенка в момент привыкания к новым условиям, например, стабильность положительных эмоций, чувство защищенности, доверия к окружающим, уверенность в себе и близких людях.
Адаптацию можно разделить на три вида:
Легкая – ребенок вливается в новый коллектив безболезненно, ему комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет в детский сад. Такие дети болеют нечасто, хотя в период адаптации физиологические «срывы» все же возможны.
Средняя – когда малыш более- менее терпимо переносит походы в д/с, может периодически всплакнуть, но не надолго. Этот период может продлиться до двух - трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.
Тяжелая - может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Кроме того ребенок часто болеет , что связано в первую очередь с нежеланием ребенка идти в детский сад.
4. Особенности развития воспитанников МБДОУ № 104 «Ладушка»
В детском саду 7 групп и одна группа кратковременного пребывания:
«Почемучка» подготовительная группа,
«Звездочка», «Улыбка» средние группы,
«Умка», «Сказка» старшие группа,
«Колобок» 1 младшая группа,
«Солнышко» 2 младшая группа
«Теремок» группа кратковременного пребывания.
Вновь прибывшие дети: В «Колобке» 26детей, «Теремке» 15детей, «Улыбки» 8 детей, «Солнышко» 34 ребенка; «Звездочке» 9 детей.
5. Ожидаемый результат:
Социальная адаптация ребенка к условиям детского сада, с минимальными потерями в физическом, психическом, социальном здоровье.
6. Содержание деятельности педагога-психолога на основных этапах работы по психологическому сопровождению адаптационного процесса в ДОУ
Работа с педагогами:
Работа направлена на решение следующих задач:
— актуализировать знания педагогов о возрастных особенностях детей.
— развивать профессионально-личностные качества, способствующие построению эмоционально доверительных отношений с воспитанниками.
В содержание занятий включены упражнения на:
— снятие эмоционального напряжения педагогов;
— формирование гуманистической позиции в общении с детьми дошкольного возраста;
— переосмысление представлений о ребенке;
— актуализацию профессиональной позиции в работе;
Примерное содержание занятий с педагогами.
Задачи | Игры и упражнения |
Дать возможность поразмышлять над проблемами и радостями работы. Повысить уровень компетентности о базисных характеристиках младшего дошкольного возраста. Познакомить с основными показателями развития детей. | Упражнения: «Передай привет» , «Установки», «Психологический портрет ребенка раннего возраста» , «Дети, взрослые и мир вокруг» — снятие эмоционального напряжения. Игра «Объяснялки» — проигрывание роли маленького ребенка, поиск оптимальных средств передачи информации . Информационная справка «Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста». Практикум «Диагностика индивидуального развития ребенка младшего дошкольного возраста». |
Активизировать уровень подсознательной памяти: вхождение взрослого в «детский мир». Выделить основные трудности взаимодействия с детьми. Раскрыть особенности общения. Развивать умение снимать внутреннее напряжение | Упражнения: «Построение» , «Возвращение в свое детство» , «Трудности взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста» , «Как говорить с ребенком». Информационная справка «Особенности общения с детьми младшего дошкольного возраста». |
Дать представления о поведенческих проявлениях свойств темперамента. Способствовать расширению возможностей понимания ребенка. Помочь образно отрефлексировать актуальную потребность переориентации на работу с детьми младшего дошкольного возраста. Закреплять умение снимать внутреннее напряжение. | Упражнения: «Перекличка» , «Рисование», «Игры для детей различных типов темперамента» , «Снегопад». Информационная справка «Психологическая характеристика типов темперамента». Визуально-рефлексивное упражнение «Призвание». |
Повысить уровень знаний по руководству игровой деятельностью, научить создавать обстановку, в которой ребенок чувствовал бы себя свободно, легко и радостно, находил бы отклик своим интересам и потребностям. Совершенствовать навыки совместной игровой деятельности. Развивать коммуникативные способности. | Игры: «Найди отличия» , «Снежинки», «Муха смеется» . Информационная справка «Роль игры в развитии ребенка раннего возраста». Упражнения: «Магазин игрушек» , «Попроси игрушку» . |
Предоставить участникам тренинга возможность задать интересующие вопросы и получить на них ответы. Обобщить полученные знания | Упражнения: «Передай привет», «Ответы в конверте» . «Ребенок младшего дошкольного возраста» _ групповой рисунок. |
Работа с детьми
Задача: оказать психолого—педагогическую поддержку детям, поступающим в ДОУ.
Содержание работы: обеспечить эмоционально—комфортное состояние детей, развить у них психологическую автономность и самостоятельность, а также сформировать доверительные отношения с воспитателем.
Дать положительный эмоциональный заряд и обеспечить комфортное состояние детей могут игровые моменты, подобранные по дням недели с определенной целью.
Алгоритм игр включает хороводные и подвижные игры, потешки, , прибаутки, музыкально—ритмические движения с речевым сопровождением, игровые упражнения .
Примерное содержание занятий с детьми.
Задачи | Содержание | Методические рекомендации | |
1 | Поддержать эмоционально комфортное состояние ребенка. Обеспечить эмоционально положительное общение педагога с детьми во время умывания | Музыкальное упражнение «Вот так, хорошо». «Звучащие игры». Потешки для новичков. «Погремушечка, играй» | Многократно повторять. Эмоционально вовлекать детей в игру. Использовать для проведения игр шумовой материал: газеты, бумагу, ключи, металлические крышки, ложки, крупы |
2 | Познакомить и сближать детей друг с другом | «Солнышко и дождик», «Кот в гости к нам пришел», «Догони зайчика», «Мячик», «Лошадка» | Использовать атрибуты и музыкальное сопровождение |
3 | Формировать довери- тельные отношения между воспитателем и детьми. Создавать хорошее настроение у детей, развивать речь, взаимо- действие взрослого и ребенка | «Пляска с платочками», «Веселая пляска». «Мотыльки», «Воронята». | Использовать музыкальное сопровождение |
4 | Формировать чувство доверия к воспитателю через организацию тактильного контакта. Преодолевать отчужде- ние между воспитателем и ребенком, снижать чувство страха в общении с малознакомыми людьми | «Игра с бубном», «Твои пальчики», «Киски просыпаются»; потешка «Мирит гас мирилочка вместе говорилочка» | Работать индивидуально и подгруппами |
5 | Развивать у ребенка психологическую автономность и самостоятельность | «Гуляка». Игра на самопознание. «Непослушные котята». Игры с тестом | Работать индивидуально и подгруппами |
Работа с родителями.
Цель психолого- педагогического просвещения родителей – научить их строить эмоционально- доверительные взаимоотношения с ребенком, способствующие его полноценному развитию и позитивной самореализации взрослых.
Задачи : развивать родительскую компетентность и воспитательный потенциал семьи.
План занятий с родителями.
месяц | Задачи | Содержание |
сентябрь | Познакомиться, создать добро- желательную атмосферу. Развивать умение вслушиваться в свои чувства и освобождаться от различных механизмов психологической защиты. Расширить возможности пони- мания поведенческих особенностей ребенка в период адаптации. Ознакомить с основными характеристиками адаптации | Упражнения: «Давайте познакомимся», «Рассказ о поведенческих особенностях собственного ребенка в период адаптации», «Звездный дождь». «Как помочь ребенку пройти адаптацию в Д/с» - Улыбка, Теремок, Колобок. Игра «Мои ощущения». Информационная справка «Основные характеристики адаптации детей раннего возраста». Рисование на тему «Мой ребенок, когда он впервые пришел в детский сад». |
октябрь | Продолжать знакомить родите- лей друг с другом. Научить анализировать детское восприятие. Ознакомить с возрастными характеристиками детей. Развивать внимание в слуховой модальности, отрабатывать умение быстро принимать решение в нестандартной ситуации | Игры: «Кто я?», «Менялки», «Уронили Мишку на пол», «Передай другому свои положительные эмоции и чувства». Упражнение «Возвращение в свое детство». Информационная справка «Особенности развития детей третьего года жизни». Зарядка позитивного мышления «Именно сегодня» |
ноябрь | Научить снимать напряжение, мобилизовать внимание. Расширять представления об особенностях проявления темпе- рамента в раннем возрасте. Развивать умение замечать и принимать индивидуальные про— явления малыша | Упражнения: «Сигнал», «Трудности взаимодействия с детьми раннего возраста», «Игры для детей различных типов темперамента», «Установки», «Найди отличия». Информационная справка «Родителям о темпераменте ребенка». Зарядка позитивного мышления |
декабрь | Создавать позитивное настроение, повышать работоспособность. Расширять знания об играх, упражнениях и других видах взаимодействия с детьми. Обучать приемам игрового взаимодействия. | Игры: «Снежный ком». Информационная справка «Роль игры развитии ребенка младшего дошкольного возраста». Игровой массаж « Паучок». Игра –сказка «девочка и яблочко». Упражнение «Магазин игрушек». Релаксация «Волшебный сон». |
январь | Научить снимать эмоциональное напряжение, активизировать внутри групповое взаимодействие. | Игра «имена – качества». Упражнение «Какой он мой ребенок». Рисование, лепка. Музыкальная релаксация «Свежий ветер». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Мои первые шаги»«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние». Лев Толстой...
Психолого – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Программа педагога-психолога
Адаптация в детском саду является одной из важной и необходимой работой. Именно в процессе адаптации можно заметить проблемы, а самое главное предотвратить эти проблемы...
Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ
Выступление на общем родительском собрании для вновь поступающих родителей...
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Мои первые шаги»...
Перспективный план работы педагога – психолога по сопровождению периода адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста в 2017-2018 учебном году
Информация для психологов ДОУ....
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Улыбка малыша в период адаптации»
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Улыбка малыша в период адаптации»...
Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ "Счастливое детство!" (на основе материалов А.С.Роньжиной).
Рабочая программа "Счастливое детство!" определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей раннего возраст...