Программа психолого-педагогическому сопровождению процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
рабочая программа

Лепчикова Аксиния Ивановна

Программа создана на осныве методических пособий Л.В.белкинй "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"; Т.Н.Дорониной "Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями"; А.С.роньжиной "Занятияс детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению" и др.Также учтен опыт - авторский проект работы клуба "Первые шаги" с родителями и детьми. Данный проект стал победителем 1  конкурса чества образования""Инновационные технологии как средство обеспечения качества образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_adaptatsii.docx38.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка Детский сад «Ладушка» № 104

Городского округа «Город Якутск»

Принято                                                                                Утверждаю:

на заседании                                                                                Заведующая

педагог. совета.                                                        МБДОУ ЦРР Детский сад

Протокол № ___от                                                                  № 104 «Ладушка»

«___»________20___ г.                                             _______/ М.В. Веретельникова /

ПРОГРАММА ПО ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖНИЮ                                                            ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ  РАННЕГО И   МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ .

Педагог-психолог

Лепчикова А.И

г.Якутск

Анализ массовой педагогической практики показал, что огсн6овной причиной эмоционального стресса родителей и детей раннего возраста является период адаптации. Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства и в процессе воспитания детей.

Программа создана на основе методических пособий Л.В.Белкиной «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»; Т.Н:.Дороновой «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями»; А.С.Роньжиной «Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»; Н.Ю Куражевой «Цветик-семицветик» (программы психолого-педагогических занятий для дошкольников). Также был учтен прошлый опыт – авторский проект работы клуба «Первые шаги» с родителями и детьми победителя 1 конкурса «Инновационные технологии как средство обеспечения качества образования» среди образовательных учреждений городского округа «город Якутск», опубликованного в 1 Всероссийском конкурсе авторских научно-методических разработок «педагогическая инициатива» (свидетельство публикации от 31.05.2013 приказ №24)

 Целью является создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации детей.

Основной задачей психологического сопровождения детей в период адаптации является сохранение и укрепление психического здоровья ребенка в изменившихся условиях путем оптимальной организации педагогического процесса через:

1) создание благоприятного психологического климата в группе детей;

2) формирование у ребенка положительного отношения к окружающей действительности на основе активной познавательной и игровой деятельности;

3) формирование у детей доверительных взаимоотношений с новым взрослым;

4) помощь каждому из детей в установлении контакта со сверстниками с учетом возрастных и индивидуальных возможностей;

5) помощь родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, с сотрудниками детского сада.

2. Возрастные особенности детей 2-3 лет

В возрасте 2 – 3 лет малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. 

На третьем году ребенок может самостоятельно одеться, раздеться, умыться; рисовать карандашом,  застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.

Активно развивается речь ребенка.. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все еще с некоторыми дефектами. В этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Характерной особенностью речи ребенка 2-3 лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Скачок в интеллектуальном развитии: ребенок сравнивает, сопоставляет, обобщает, запоминает.

К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая из себя маму, папу, воспитательницу, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Ведь недаром говорят, что дети - зеркало взрослых. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.

Среди мыслительных операций важнейшими являются:

  • называние цвета (желтый, красный, синий, зеленый), 
  • выделение величины (большой, поменьше, маленький), 
  • называние формы (круг, квадрат, треугольник), 
  • расположения предмета в пространстве (близко, далеко, высоко, низко, спереди, сзади);
  • сравнение по цвету, форме, размеру;
  • координация движений рук и зрения;
  • формирование понятий «много», «мало», «один».

Возрастные особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста 3-4лет.

На третьем году жизни предметная деятельность по-прежнему занимает ведущее место в развитии ребенка, но приобретает новые черты. Ребенок становится все более самостоятельным и умелым. Он уже достаточно хорошо владеет специфическими действиями, знает назначение бытовых предметов (ложки, щетки, расчески и др.) и хорошо умеет пользоваться ими.

Познавательная активность проявляется в отношении детей к разным видам предметных действий, интересе к разного рода предметным задачам, длительности обследования предметов, самостоятельности и настойчивости в решении предметных задач.

Ее отличительной чертой на третьем году жизни является настойчивое стремление к достижению результата, что побуждает ребенка обращаться за помощью к взрослому и более внимательно, чем раньше, следовать его инструкциям и пояснениям.

С середины третьего года жизни ребенок ставит цели, достижение которых соответствует значимому, общепринятому результату, например, правильно сложить пирамидку, сделать домик из кубиков в соответствии с образцом и пр. Важным компонентом в структуре предметной деятельности становится появление способности самостоятельно оценивать полученный результат в соответствии с исходным замыслом.

С возникновением этой способности ребенок обретает такое важное личностное качество, как самостоятельность, т.е. способность без внешних побудителей инициировать, исполнять и оценивать свои действия. Самостоятельно и правильно выполненное действие доставляет ребенку огромное удовольствие, дает чувство собственной компетентности и независимости. Именно в этом возрасте ребенок начинает произносить известную фразу «я сам» и ограничивать участие взрослых в своих делах.

Однако, несмотря на относительную самостоятельность, ребенок испытывает потребность в одобрении собственных действий, в подтверждении их правильности и успешности со стороны взрослого.

Все большее значение в развитии предметной деятельности начинает приобретать речь. Ребенок все чаще комментирует свои действия, обращается ко взрослому с вопросами и просьбами, что помогает ему лучше регулировать свою деятельность.

3. Психологическая характеристика процесса адаптации детей к ДОУ

Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, т.е. развиваться.

 Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в меняющихся условиях и сохранения своего психофизического благополучия.

Адаптация направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для ребенка условиях. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают все уровни организма и психики.

Поэтому все адаптационные возможности и адаптационные изменения необходимо рассматривать на трех уровнях: психофизиологическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом.

Новые условия, характеризующие ДОУ, объединяются в три группы:

1. Условия, связанные с новой организацией взаимодействия с взрослым:

знакомство с новым взрослым и необходимость выполнять его требования;

очень активные, неожиданные или незнакомые ребенку действия взрослого, адресованные ребенку или выполняемые поблизости от него;

изменение ситуации общения с взрослым, когда ребенок становится не единственным объектом внимания, а членом детской группы;

поощрение и порицание взрослым действий;

ограничение времени на выполнение действий, в том числе бытовых.

2. Условия, связанные с новой организацией среды:

выход за пределы знакомого помещения;

необходимость действовать самостоятельно в организованной свобод-ной деятельности.

3. Условия, связанные с взаимодействием со сверстниками:

встреча с коллективом ровесников;

необходимость осуществлять все процессы жизнедеятельности вместе с другими детьми;

наличие у ровесников незнакомых ребенку форм поведения в типич-ных ситуациях.

Для успешной адаптации решающее значение имеют:

функциональное состояние организма, показателем которого является работоспособность;

особенности обменных процессов;

тип нервной системы и темперамента;

тренированность нервно-психических механизмов, которая достигается постепенным дозированием нагрузок на психику, связанных с новыми впечатлениями;

психологическое состояние ребенка в момент привыкания к новым условиям, например, стабильность положительных эмоций, чувство защищенности, доверия к окружающим, уверенность в себе и близких людях.

 Адаптацию можно разделить на три вида:

Легкая – ребенок вливается в новый коллектив безболезненно, ему комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет в детский сад. Такие дети болеют нечасто, хотя в период адаптации физиологические «срывы» все же возможны.

Средняя  – когда малыш более- менее терпимо переносит походы в д/с, может периодически всплакнуть, но не надолго. Этот период может продлиться до двух - трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.

Тяжелая - может  длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Кроме того ребенок часто болеет , что связано в первую очередь с нежеланием ребенка идти в детский сад.

4. Особенности развития воспитанников  МБДОУ № 104 «Ладушка»

В детском саду 7 групп и одна группа кратковременного пребывания:

 «Почемучка» подготовительная группа,

«Звездочка», «Улыбка» средние группы,

 «Умка», «Сказка» старшие группа,

 «Колобок» 1 младшая группа,

«Солнышко» 2 младшая группа

 «Теремок» группа кратковременного пребывания.

Вновь прибывшие дети: В «Колобке» 26детей, «Теремке» 15детей, «Улыбки» 8 детей, «Солнышко» 34 ребенка; «Звездочке» 9 детей.

5. Ожидаемый результат:

Социальная адаптация ребенка к условиям детского сада, с минимальными потерями в физическом, психическом, социальном здоровье.

6. Содержание деятельности педагога-психолога на основных этапах работы по психологическому сопровождению адаптационного процесса в ДОУ

Работа с педагогами:

 Работа направлена на решение следующих задач:

— актуализировать знания педагогов о возрастных особенностях детей.

— развивать профессионально-личностные качества, способствующие построению эмоционально доверительных отношений  с воспитанниками.

В содержание занятий включены упражнения на:

— снятие эмоционального напряжения педагогов;

— формирование гуманистической позиции в общении с детьми дошкольного возраста;

— переосмысление представлений о ребенке;

— актуализацию профессиональной позиции в работе;

  Примерное содержание занятий с педагогами.

Задачи

Игры и упражнения

Дать возможность поразмышлять

над проблемами и радостями работы.

Повысить уровень компетентности о базисных характеристиках

младшего дошкольного  возраста.

Познакомить с основными показателями развития детей.

Упражнения: «Передай привет» , «Установки», «Психологический портрет ребенка раннего возраста» , «Дети, взрослые и мир вокруг» — снятие эмоционального напряжения.

Игра «Объяснялки» — проигрывание роли  маленького ребенка, поиск оптимальных  средств передачи информации .

Информационная справка «Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста».

Практикум «Диагностика индивидуального развития ребенка младшего дошкольного возраста».

Активизировать уровень подсознательной памяти: вхождение  взрослого в «детский мир».

Выделить основные трудности взаимодействия с детьми.

Раскрыть особенности общения.

Развивать умение снимать

внутреннее напряжение

Упражнения: «Построение» , «Возвращение в свое детство» , «Трудности  взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста» , «Как говорить с ребенком».

Информационная справка «Особенности общения с детьми младшего дошкольного  возраста».

Дать представления о поведенческих проявлениях свойств темперамента.

Способствовать расширению возможностей понимания ребенка.

Помочь образно отрефлексировать актуальную потребность переориентации на работу с детьми младшего дошкольного  возраста.

Закреплять умение снимать внутреннее напряжение.

Упражнения: «Перекличка» , «Рисование», «Игры для детей различных типов темперамента» , «Снегопад».

Информационная справка «Психологическая характеристика типов темперамента».

Визуально-рефлексивное упражнение  «Призвание».

Повысить уровень знаний по руководству игровой деятельностью, научить создавать обстановку, в которой ребенок чувствовал бы себя свободно, легко и

радостно, находил бы отклик своим интересам и потребностям.

Совершенствовать навыки совместной игровой деятельности.

Развивать коммуникативные способности.

Игры: «Найди отличия» , «Снежинки», «Муха смеется» .

Информационная справка «Роль игры в развитии ребенка раннего возраста».

Упражнения: «Магазин игрушек» , «Попроси игрушку» .

Предоставить участникам тренинга возможность задать интересующие вопросы и получить на

них ответы.

Обобщить полученные знания

Упражнения: «Передай привет», «Ответы в конверте» .

 «Ребенок младшего дошкольного возраста» _ групповой рисунок.

Работа с детьми

Задача: оказать психолого—педагогическую поддержку детям, поступающим в ДОУ.

Содержание работы: обеспечить эмоционально—комфортное состояние детей, развить у них психологическую автономность и самостоятельность, а также сформировать доверительные отношения с воспитателем.

Дать положительный эмоциональный заряд и обеспечить комфортное состояние детей могут игровые моменты, подобранные по дням недели с определенной целью.

Алгоритм игр включает хороводные и подвижные игры, потешки, , прибаутки, музыкально—ритмические движения с речевым сопровождением, игровые упражнения .

Примерное содержание занятий с детьми.

Задачи

Содержание

Методические рекомендации

1

Поддержать эмоционально

комфортное состояние ребенка.

Обеспечить эмоционально положительное общение педагога с

детьми во время

умывания

Музыкальное

упражнение

«Вот так, хорошо».

«Звучащие игры».

Потешки для новичков.

«Погремушечка, играй»

Многократно  повторять.

Эмоционально

вовлекать детей в игру.

Использовать   для проведения  игр шумовой

материал: газеты, бумагу,

ключи, металлические крышки, ложки, крупы

2

Познакомить и сближать детей друг с другом

«Солнышко и

дождик», «Кот в гости к нам пришел», «Догони зайчика», «Мячик», «Лошадка»

Использовать

атрибуты и музыкальное сопровождение

 3

Формировать довери-

тельные отношения

между воспитателем и

детьми.

Создавать хорошее

настроение у детей,

развивать речь, взаимо-

действие взрослого и

ребенка

«Пляска с платочками», «Веселая

пляска».

«Мотыльки»,

«Воронята».

Использовать

музыкальное

сопровождение

4

Формировать чувство

доверия к воспитателю

через организацию

тактильного контакта.

Преодолевать отчужде-

ние между воспитателем и ребенком, снижать чувство страха в общении с малознакомыми людьми

«Игра с бубном»,

«Твои пальчики»,

«Киски просыпаются»; потешка

«Мирит гас мирилочка вместе говорилочка»

Работать индивидуально и подгруппами

5

Развивать у ребенка

психологическую автономность и самостоятельность

«Гуляка».

Игра на самопознание.

«Непослушные котята».

Игры с тестом

Работать индивидуально и подгруппами

Работа с родителями.

Цель психолого- педагогического просвещения родителей – научить их строить эмоционально- доверительные взаимоотношения с ребенком, способствующие его полноценному развитию и позитивной самореализации взрослых.

Задачи : развивать родительскую компетентность и воспитательный потенциал семьи.

План занятий с родителями.

месяц

Задачи

Содержание

сентябрь

Познакомиться, создать добро-

желательную атмосферу.

Развивать умение вслушиваться

в свои чувства и освобождаться

от различных механизмов психологической защиты.

Расширить возможности пони-

мания поведенческих особенностей ребенка в период адаптации.

Ознакомить с основными характеристиками адаптации

Упражнения: «Давайте познакомимся»,

«Рассказ о поведенческих особенностях

собственного ребенка в период адаптации»,

«Звездный дождь».

«Как помочь  ребенку пройти адаптацию  в Д/с» - Улыбка, Теремок, Колобок.

Игра «Мои ощущения».

Информационная справка «Основные характеристики адаптации детей раннего возраста».

Рисование на тему «Мой ребенок, когда он

впервые пришел в детский сад».

октябрь

Продолжать знакомить родите-

лей друг с другом.

Научить анализировать детское

восприятие.

Ознакомить с возрастными характеристиками детей.

Развивать внимание в слуховой

модальности, отрабатывать умение быстро принимать решение в

нестандартной ситуации

Игры: «Кто я?», «Менялки», «Уронили

Мишку на пол», «Передай другому свои

положительные эмоции и чувства».

Упражнение «Возвращение в свое детство».

Информационная справка «Особенности

развития детей третьего года жизни».

Зарядка позитивного мышления «Именно

сегодня»

ноябрь

Научить снимать напряжение,

мобилизовать внимание.

Расширять представления об

особенностях проявления темпе-

рамента в раннем возрасте.

Развивать умение замечать и

принимать индивидуальные про—

явления малыша

Упражнения: «Сигнал», «Трудности взаимодействия с детьми раннего возраста»,

«Игры для детей различных типов темперамента», «Установки», «Найди отличия».

Информационная справка «Родителям о

темпераменте ребенка».

Зарядка позитивного мышления

декабрь

Создавать позитивное настроение, повышать работоспособность. Расширять знания об играх, упражнениях и других видах взаимодействия с детьми. Обучать приемам игрового взаимодействия.

Игры: «Снежный ком».

Информационная справка «Роль игры развитии ребенка младшего дошкольного возраста».

Игровой массаж « Паучок». Игра –сказка «девочка и яблочко». Упражнение  «Магазин игрушек». Релаксация «Волшебный сон».

январь

Научить снимать эмоциональное напряжение, активизировать внутри групповое взаимодействие.

Игра «имена – качества». Упражнение «Какой он мой ребенок».

Рисование, лепка.

Музыкальная релаксация «Свежий ветер».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Мои первые шаги»«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние». Лев Толстой...

Психолого – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Программа педагога-психолога

Адаптация в детском саду является одной из важной и необходимой работой.  Именно в процессе адаптации можно заметить проблемы, а самое главное предотвратить эти проблемы...

Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ

Выступление на общем родительском собрании для вновь поступающих родителей...

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Мои первые шаги»...

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Улыбка малыша в период адаптации»

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Улыбка малыша в период адаптации»...

Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ "Счастливое детство!" (на основе материалов А.С.Роньжиной).

Рабочая программа "Счастливое детство!" определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей раннего возраст...