Конспект занятия по формированию грамматического строя речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: создание благоприятных условий для формирования грамматического строя речи, знакомство детей со звуковым строением слова.
Задачи:
- Образовательные: познакомить с буквой «М»; закрепить понятие «согласный звук»; учить различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки «м» и «мь» на слух, выделять нужный согласный звук в слогах, словах; учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в середине слова; закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы; упражнять в умении делить слова на слоги, составлять схему предложения.
- Воспитательные: воспитывать интерес к познавательной деятельности, инициативности, самостоятельности, умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей.
- Развивающие: развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук; побуждать детей давать ответ полным предложением.
- Здоровьесберегающие: укрепление здоровья воспитанников посредством двигательных игр и упражнений.
Активизация словаря: гласные, согласные, мягкий, твердый, слог,
Предварительная работа:
- Дидактические игры: «Поймай звук», «Угадай на ощупь».
- Разучивание физкультминутки «Ты давай-ка не ленись!».
Материалы и оборудование:
- Демонстрационный материал: рюкзак, игрушки (мяч, головоломка, мишка, пирамидка), альбом, фломастеры, домик – «Буквоград», предметные картинки (дом, мак, пирамида, мёд, мальчик, малина), видеоролик «Знакомство с буквой М».
- Раздаточный материал: звуковые карточки, квадраты трёх цветов (синий, красный, зелёный), прямоугольники для составления схемы предложения, счетные палочки, силуэт буквы М из наждачной бумаги, карандаши, письменное задание.
- Телевизор, ноутбук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
form._gram._str.r.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по формированию грамматического строя речи
студентки ___41-дошк.___ группы
отделения среднего профессионального образования
специальность 44.02.01 Дошкольное образование»
_____________Кевлич Алины Олеговны______________
/Ф.И.О./
г. Черняховск 2018г.
Цель: создание благоприятных условий для формирования грамматического строя речи, знакомство детей со звуковым строением слова.
Задачи:
- Образовательные: познакомить с буквой «М»; закрепить понятие «согласный звук»; учить различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки «м» и «мь» на слух, выделять нужный согласный звук в слогах, словах; учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в середине слова; закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы; упражнять в умении делить слова на слоги, составлять схему предложения.
- Воспитательные: воспитывать интерес к познавательной деятельности, инициативности, самостоятельности, умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей.
- Развивающие: развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук; побуждать детей давать ответ полным предложением.
- Здоровьесберегающие: укрепление здоровья воспитанников посредством двигательных игр и упражнений.
Активизация словаря: гласные, согласные, мягкий, твердый, слог,
Предварительная работа:
- Дидактические игры: «Поймай звук», «Угадай на ощупь».
- Разучивание физкультминутки «Ты давай-ка не ленись!».
Материалы и оборудование:
- Демонстрационный материал: рюкзак, игрушки (мяч, головоломка, мишка, пирамидка), альбом, фломастеры, домик – «Буквоград», предметные картинки (дом, мак, пирамида, мёд, мальчик, малина), видеоролик «Знакомство с буквой М».
- Раздаточный материал: звуковые карточки, квадраты трёх цветов (синий, красный, зелёный), прямоугольники для составления схемы предложения, счетные палочки, силуэт буквы М из наждачной бумаги, карандаши, письменное задание.
- Телевизор, ноутбук.
Содержание организованной образовательной деятельности детей:
- Организационный этап:
1. Приветствие:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
2. Проверка готовности детей:
В: А сейчас садитесь на стулья. Сядьте ровно: спина к спинке стула, ноги вместе, руки полочкой.
3. Мотивация к организованной деятельности детей
В: Друзья, вы растете и становитесь большими, поэтому скоро вас ждет школа. И у вас будет свой портфель. Вот такой. А в нем будут все необходимое для обучения в школе. Хотите узнать, что в нем?
II. Основной этап:
1.Игра «Угадай на ощупь»
В: Давайте поиграем в знакомую игру – нужно с закрытыми глазами угадать, что находится внутри.
Дети по желанию выходят и определяют предметы – мяч, фломастеры, альбом, головоломка, пирамида, мишка (педагог проговаривает названия предметов, выделяя звук м).
-Как вы думаете, какие предметы вам пригодились бы в школе?
Д: Альбом и бумага.
В: А вы знаете, что объединяет названия всех этих предметов? В этом портфеле все предметы имеют звук «М». А какие вы знаете слова со звуком «М»?
Д: Мама, мандарин, машина и т.д.
В: Верно, эти слова содержат звук «М». И сегодня мы с ним познакомимся поближе.
2.Игровое упражнение (с мячом) «Опиши звук М»
В: Это гласный или согласный звук?
Д: Согласный. Когда мы его произносим, воздух встречает преграду.
В:Звук «М» звонкий или глухой?
Д: Звонкий. Если положить руку на горло и произнести этот звук, можно почувствовать, как «дрожит» горло. А если ладонями закрыть уши, то можно услышать, что в звуке «М» есть голос, значит он звонкий.
В: Каким может быть звук «М»?
Д: Твердым или мягким.
3. Игра в кругу «Поймай звук»
В:Сейчася буду называть разные слова, а вы будете «ловить» в ладошки вот так (показываю-хлопаю)только те слова, в которых есть твердый звук «М». Слова: Мама, метр‘, машина, мяч‘, Миша’, лес, мак, грабли, мёд’, матрешка, бумага.
В: А теперь вы будете «ловить» только те слова, в которых есть мягкий звук «М'». Слова: Миша’, матрешка, медведь’, Маша, лес, мёд’, машина. (Дети хлопают)
4.Физкультминутка
Ты давай-ка, не ленись!
Руки вверх и руки вниз.
Взмахи делай чётче, резче.
Тренируй получше плечи.
(Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и завести за спину, потом рывком поднять – вверх- назад.)
Корпус вправо, корпус влево –
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать.
(Повороты корпуса в стороны.)
На одной ноге стою,
А другую подогну!
И теперь попеременно
Буду поднимать колени.
(По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)
Отдохнули, посвежели
И на место снова сели.
(Дети садятся.)
5. Игровое упражнение «Определи место звука в слове»
В: Ребята, у вас на столах находятся квадраты красного, синего и зелёного цвета. Покажите мне, квадратом какого цвета мы обозначаем твердый согласный звук? (Дети показывают синий квадрат).
В: Молодцы, а квадратом какого цвета мы обозначаем мягкий согласный звук? (Дети показывают квадрат зеленого цвета).
В: Поиграем в игру «Определи место звука в слове»?
Д: Поиграем.
В: Ребята, будьте очень внимательны! Вам нужно определить в начале, в середине или в конце слова находится звук «М». Слова: мак, дом, пирамида.
Дети слушают слово, определяют место звука (в начале, середине или конце) и ставят квадрат нужного цвета (синий - зелёный). Один ребёнок работает у доски. Дети проверяют работу друг друга, оценивают работу у доски.
В: Все справились с заданием? Правильно определил место звука «М» в слове мак (дом, пирамида) Никита? Кто согласен с Никитой – покажите знак согласия.
6.Игровое упражнение «Составь слово»
В: А сейчас мы с вами будем составлять слова из звуков.
Загадаю вам загадку:
Вкусный он и очень сладкий
Быть здоровым помогает
Его пчелы собирают…(мед)
(На экране - картинка «мёд»).
В: Предлагаю составить это слово на звуковых карточках.
Один ребёнок выполняет задание у доски, остальные - за столами. Дети выкладывают слово мёд из квадратов (зелёный, красный, синий).
7.Игровое упражнение «Деление на слоги»
Педагог показывает слайд с предметом (мёд, мальчик, малина).
В: Посмотрите на экран, что мы видим?
Д: Мед!
В: Это слово длинное или короткое?
Д: Короткое.
В: Сколько слогов в слове мёд?
Д: Один.
В: Давайте «прохлопаем» слово мёд. (Хлопают по количеству слогов)
Дети определяют количество слогов во всех трех словах.
Воспитатель предлагает посмотреть на экран (слайд с предметами: малина и мальчик).
В: Теперь из этих слов нужно составить предложение. Что сделал мальчик?
Д: Мальчик съел малину.
В: Сколько слов в этом предложении? Прохлопаем.
Дети с помощью хлопков считают количество слов в предложении.
В: Правильно, три. Выложите на столе схему предложения из трех слов.
Один ребенок выполняет задание у доски.
В: Что можно сказать про мальчика?
Д: Маленький, красивый и т.д.
В: Давайте добавим это слово в предложение.
Д: Маленький мальчик съел малину.
В: Добавьте слово на столе.
8. Знакомство с буквой.
В: Друзья, хотите познакомиться с буквой, которая обозначает звуки М и М'?
Просмотр видеоролика «Буква М».
В: Давайте нарисуем букву М в воздухе (дети прорисовывают букву в воздухе). Обведем пальчиком букву М (на столах у детей приготовлены буквы, изготовленные из бархатной бумаги). А теперь выложите букву М из счетных палочек.
III Заключительный этап:
- Подведение итогов, рефлексия.
В: Сегодня мы познакомились с новой буквой, предлагаю поселить её в «Буквоград».
В: Ребята, я приготовила для вас ещё одно интересное задание. Посмотрите внимательно на картинки, все они начинаются на звук М или М'. Вам нужно обвести предметы синим или зелёным карандашом. Карандашом какого цвета вы обведете предмет, который начинается с твердого звука «М»?
Дети с воспитателем проходят на ковёр.
В: Ребята, что мы узнали о звуке «М»? В какие игры мы играли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Конспект занятий по развитию речи старшей группы на тему:1.Составление рассказа по картине «Ёжик» 2.Формирование грамматического строя речи. Дидактическая игра «Кто у кого?»
Содержание:1.Воспитывать у детей интерес к составлению рассказа по картине...
Методическая разработка "Конспект занятия по развитию связной речи и формированию грамматического строя речи "Незнайка открывает кафе"
Методическая разработка для подготовительной группы...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (формирование грамматического строя речи) в старшей группе Тема: «Путешествие в волшебный лес»
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо развитию речи(формирование грамматического строя речи)в старшей группеТема: «Путешествие в волшебный лес»Задачи:Воспитательные...
Конспект НОД по формированию грамматического строя речи и звуковой культуры речи в старшей группе "Путешествие в необычную страну"
НОД "Путешествие в необычную страну"раскрывает разнообразие развивающих игр по формированиюграмматического строя речи и звуковой культуры речи с детьми старшего возраста....
Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.
У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...