Проект по обучению грамоте «Игры со словом»
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Проект для детей подготовительной группы компенсирующей направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по обучению грамоте «Игры со словом»
(в подготовительной к школе логопедической группе)
Аннотация
Проект «Игры со словом» направлен на подготовку детей обучению грамоте.
В проекте представлен материал из опыта работы подготовительной логопедической группы для реализации задач таких образовательных областей как «Познание», «Коммуникация» через игры проводимые в группе в организованной образовательной деятельности.
Данный материал разработан и составлен педагогами ДОУ. Проект доказывает возможность применения проектного метода и системного подхода в обучении грамоте и подготовке к обучению чтению в ДОУ.
Паспорт проекта
Возраст: дети подготовительной к школе логопедической группы
Участники проекта:воспитатели, дети, родители, логопед
Тип проекта: практико-ориентированный
Результат:
Викторина «Игры со словом»
Презентация детских рисунков «Разноцветный алфавит»
Городской конкурс интеллектуалов «Умницы и Умники»
Цели и задачи проекта:
Подготовка к обучению грамоте
- формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят; умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.
Воспитание звуковой культуры речи
- формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.
Формирование грамматического строя речи
- развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений. Развитие процессов восприятия, мышления, речи- совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.
Актуальность
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.
В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.
Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе.
Великий русский педагог К.Д.Ушинский называл грамматику «логикой языка». У ребенка на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление.
Формирование у детей грамматики является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.
Название мероприятия | Цель: | Форма и место проведения | |
Подготовительный этап | |||
Приобретение и подбор материала |
|
| |
Родительское собрание: «Обучение грамоте» | Приобщение родителей к проблеме обучения детей | группа | |
Исследовательски-информационный этап | |||
Познавательная беседа с детьми «Зачем мне учиться» | Вызвать у детей интерес к обучению | группа | |
Поход в библиотеку | Вызвать положительные эмоции у детей | библиотека | |
ООД «Звук слог слово» | Познакомить детей с звуко-буквенным анализом | группа | |
1. Игра «Подбери семейку слов» 2. Игра «Лишнее слово» | 1.Учить подбирать однокоренные слова 2.Учить выделять однокоренные слова среди групп слов, сходных по звучанию | группа | |
ООД «Что такое предложение?» | Познакомить детей с понятием «предложение» | группа | |
1. Игра «Придумай название» 2. Игра сложим слово из частей 3. Игра «Исправь ошибки» 4. Игра «Что сначала, что потом» | 1.Образование прилагательных от числительных 2.Употребление предлогов 3.Развитие понимания распространенных предложений 4.Составлять сложносочиненные предложения | группа | |
Познавательная беседа с детьми «Эти занимательные ребусы» | Рассказать основы разгадывания ребусов | группа | |
Развивающая игра «Прочитай по буквам» | Закрепление навыков чтения, звукобуквенного анализа | группа | |
Обобщающий этап | |||
Викторина «игры со словом» | Закрепление звукобуквенного анализа | группа | |
| Закрепление звукобуквенного анализа Обмен опытом |
Выводы:
Проект “Игры со словом” позволяет воспитателю разнообразить виды деятельности с учётом психофизиологических особенностей детей данного возраста, использовать занимательный материал, включать в организованную образовательную деятельность игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое. В группе имеется хорошая материально-техническая база (наличие разнообразного материала для занятий, множество речевых игр)
Выявлена динамика активности детей на занятиях.
Показание высоких результатов мониторинга по обучению грамоте свидетельствует о продуктивности проекта.
Работа по данному проекту это один из методов личностно-ориентированного обучения по обучению грамоте, который позволяет создать ситуацию успеха для каждого воспитанника и позволяет создать положительное отношение к обучению.
Рефлексия
Важным показателем уровня развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, является умение легко подбирать нужные слова, использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения.
Дети вполне усвоили основные закономерности изменения слов, соединения их в предложении, употребляют все части речи. Значительно уменьшилось число употребления в речи неполных и простых предложений за счет распространенных, осложненных и сложных.
Проект «Игры со словом» рассчитан на короткий период, и , наверное, это единственный его минус. Обучение грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Заниматься грамматикой следует непродолжительное время, т.к. материал этот сложен. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот, не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно.
Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учились производить свои первые наблюдения за родным словом, у них развились чуткость и интерес к форме своей речи.
Научно-методическое обеспечение
- Новиковская О.А. Логопедическая грамматика/ 2005г.
- Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке»
- Синицына И.Ю. «Буду чисто говорить» 2008г.
- Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г.
- Логопедическая энциклопедия дошкольника 2004г.
- Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.
- Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
- Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/23/picture-821098-1700707235.jpg)
ООД по обучению грамоте "Звуковой анализ слова, на примере слова «клей»".
Тема: Звуковой анализ слова, на примере слова «клей»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/15/picture-1278587-1602735661.jpg)
Проект по обучению грамоте в подготовительной группе "Игры со звуками и словами"
Обучение элементам грамоты детей предшкольного возраста через использование игровых приемов, наглядно-дидактического материала....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/23/picture-973710-1511435601.jpg)
Интерактивные игры по обучению грамоте "Слоги и слова"
Знакомить детей через систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами. Создать условия, обеспечивающие эффективность процесса подготовки детей к грамоте. Побуждать в ребенке ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/30/picture-800575-1553934254.jpg)
Развивающая игра по обучению грамоте «ИГРАЕМ СО СЛОВАМИ»
Развивающая игра по обучению грамоте «ИГРАЕМ СО СЛОВАМИ»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/30/picture-800575-1553934254.jpg)
Развивающая игра по обучению грамоте «ИГРАЕМ СО СЛОВАМИ»
Развивающая игра по обучению грамоте «ИГРАЕМ СО СЛОВАМИ»...