Проект по обучению грамоте в подготовительной группе "Игры со звуками и словами"
проект (подготовительная группа)
Обучение элементам грамоты детей предшкольного возраста через использование игровых приемов, наглядно-дидактического материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_gramote.docx | 805.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Романенок В.В.
Воспитатель первой квалификационной категории
2017-2018 уч.г.
Актуальность.
В требованиях федерального государственного образовательного стандарта по направлению речевое развитие дошкольников прописана задача - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.
Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё определённой способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
В результате первичной диагностики выяснилось, что из 13 воспитанников
низкий уровень- 15 % (2 детей);
средний уровень – 85% (11 детей);
высокий уровень – 0 %.
Дети затрудняются в:
- выделении звука на фоне слова;
- определении позиции звука в слове;
- подборе слова на заданный звук;
- не владеют понятиями «гласный», «согласный» звуки, из чего вытекает неумение составлять звуковой анализ слова.
Цель проекта: обучение элементам грамоты детей предшкольного возраста через использование игровых приемов, наглядно-дидактического материала.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по вопросам обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.
2. Запланировать работу по обучению детей грамоте в игровой форме во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей (законных представителей).
3. Развивать фонематический слух, формировать языковой анализ и синтеза (звуковой анализ и синтез, слоговой анализ и синтез, анализ и синтез предложения).
4. Воспитывать у детей любознательность, познавательный интерес, стремление наблюдать за явлениями языка, сознательно использовать различные языковые средства в собственной речевой деятельности.
5. Координировать усилия детского сада и семьи в решении вопроса подготовки дошкольников к овладению грамотой.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный
Участники проекта: воспитанники 6-7 лет, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников.
Срок реализации проекта:
Долгосрочный: октябрь 2017 г. – май 2018 г.
Реализация проекта предполагает:
- совместную деятельность родителей и детей;
- взаимодействия педагогов с родителями;
- взаимодействие педагогов с детьми;
- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.
Ожидаемые результаты:
· имеют представления о слове, части слова, предложении, звуке,
· умеют правильно использовать термин «слово» в речи,
· умеют сравнивать слова по звучанию, по протяженности,
· умеют делить слова на части,
· умеют составлять простые предложения из двух-трех слов,
· умеют выделять слова в предложении,
· умеют интонационно выделять звук в слове,
· умеют находить и подбирать слова с заданным звуком,
· умеют определять место звука в слове
План мероприятий по реализации проекта.
Организационный этап.
(октябрь – ноябрь 2017 год)
- Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.
- Составить конспекты непосредственной образовательной деятельности.
- Разработать перспективное планирование игр по подготовке к обучению грамоте детей
- Обновить развивающую среду.
- Провести педагогическую диагностику с детьми на начальном этапе.
Практический этап.
(декабрь 2017 г. – май 2018 г.)
- Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах
- Внедрить новые формы работы с детьми.
- Провести семинары-практикумы, консультации для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции в обучении дошкольников грамоте в игровой форме.
- Провести семинары-практикумы, консультации для родителей с целью повышения педагогической компетенции по вопросам речевого развития.
- Осуществить контроль реализации проекта.
- Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.
Заключительный этап.
(май 2017 года)
- Провести мониторинг по результатам реализации проекта.
- Презентация проекта.
- Оформить выставку дидактических пособий и методических материалов.
План реализации проекта.
Организационный этап
Срок реализации: октябрь - ноябрь
№ | Мероприятие | Ответственные | Сроки |
1 | Определение целей и задач проектной деятельности. | Воспитатель | 1, 2 неделя октября |
2 | Составление перспективного плана игр по подготовке к обучению грамоте | Воспитатель | Октябрь |
3 | Проведение диагностирования детей, на определение актуальности проекта. | Воспитатель | 1, 2 неделя октября |
4 | Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр. | Воспитатель | 1, 2 неделя октября |
5 | Составление плана практического этапа. | Воспитатель | Октябрь |
Практический этап
Срок реализации: (ноябрь 2017 г. – май 2018 г.)
Мероприятие | Участники | Ответственные | Сроки | |
1 | Проведение НОД по обучению грамоте. | Дети. | Воспитатель. | Согласно календарно-перспективного плана. |
2 | Проведение игр по подготовке к обучению грамоте | Дети. | Воспитатель | Согласно перспективного плана. |
3 | Создание презентаций средствами PowerPoint для НОД. | Дети. | Воспитатель | По мере необходимости. |
4 | Проведение артикуляционной гимнастики | Дети. | Воспитатель | Ежедневно. |
5 | Изготовление наглядно-информационного материала для родителей. | Родители. | Воспитатель | в течение реализации проекта. |
6 | Совместная деятельность с детьми. | Дети. | Воспитатель | Согласно календарно-перспективного планирования. |
7 | Самостоятельная деятельность детей. | Дети. | Воспитатель | Ежедневно. |
8 | Обобщающее игровое занятие «Поможем Незнайке». | Дети, родители. | Воспитатель | Январь. |
9 | Промежуточный мониторинг детей. | Дети. | Воспитатель | Январь. |
10 | Семинар – практикум «Обучение грамоте детей 6- 7 лет через игру». | Родители. | Воспитатель | Октябрь. |
11 | Создание альбомов «Место звука в слове», «Звуковые картинки» «Цепочка слов». | Родители, дети. | Воспитатель, учитель-логопед. | Ноябрь. |
12 | Конкурсы «Сделай букву сам», | Родители, дети. | Воспитатель. | Март. |
13 | Конкурс «Придумай сказку о звуке» | Родители, дети | Воспитатель | Февраль |
14 | Создание игр: «Светофор - ударник», «Составь слово по первым буквам» | Родители. | Воспитатель | Январь. |
15 | Семинар – практикум для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте» | Воспитатели | Воспитатель | Декабрь |
16 | Итоговое родительское собрание. | Родители. | Воспитатель | Май. |
Заключительный этап
Срок реализации: 1, 2 неделя мая
№ | Мероприятие | Участники | Ответственные | Сроки |
1 | Обобщающая игровая НОД | Родители, дети | Воспитатель | Май |
2 | Диагностирование детей, обработка результатов диагностики. Соотношение целей и результатов проекта. | Дети. | Воспитатель | Май. |
3 | Подготовка отчета о проделанной работе, создание презентации |
| Воспитатель | Май. |
4 | Презентация проекта |
| Воспитатель | Май. |
Перспективный план игр по подготовке к обучению грамоте детей предшкольного возраста.
1.Выделение звука на фоне слова
Название игры, цель | Оборудование | Ход игры |
«Где звук?», Ц.: Развитие умений определять, где находится звук. | Карточки, на которых написаны слова, где изучаемый звук стоит в разных позициях (начало, середина, конец слова) | Воспитатель называет слова, а дети должны определить, где находится данный звук. |
«Где спрятался звук?», Ц.: Развитие умения устанавливать место звука в слове. | У воспитателя - набор предметных картинок; а у детей – карточка, разделенная на три квадрата, в каждом квадрате изображено место звука в слове. | Воспитатель показывает картинку. Дети называют предмет, который изображен и с помощью карточки указывают место звука в словах. |
«Узнай звук», Ц.: Развитие умений находить слова с изучаемым звуком. | Карточки со словами для воспитателя. | Воспитатель называет слова, а дети хлопают в ладоши в том случае, если прозвучало слово с изучаемым звуком. |
«Выдели звук», Ц.: Развитие умений выделять первый звук в слове. | Карточка с загадкой, а на обратной стороне – отгадка. | Воспитатель загадывает загадку. Ребенок произносит слово и выделяет первый звук. Если ребенок затрудняется в отгадывании загадки, то воспитатель показывает отгадку. |
2. Дифференциация гласных и согласных.
Название игры | Оборудование | Ход игры |
«Найди место», Ц.: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках | Предметные картинки; два кружка: синего и красного цвета у каждого ребенка. | Дети раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того. С гласного или согласного звука начинается название картинки. |
«Кто больше» Ц.:Закрепление знаний о гласных и согласных звуках | Дети делятся на несколько групп. Каждой группе воспитатель предлагает выбрать один гласный или согласный звук. Когда звук выбран, дети вспоминают названия предметов, начинающиеся с данного звука. Выигрывает та группа, которая назвала большее число слов. | |
«Найди предмет» Ц.: Закрепление знаний о гласных звуках. | У воспитателя – предметные картинки. | У воспитателя на столе лежат предметные картинки, дети выходят по одному и выбирают картинку, в названии которой первый звук гласный. Ребенок показывает карточку остальным, выделяет первый звук, а остальные дети проверяют. |
«Лото» Ц.: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках | Карточки лото, разделенные на три квадрата, в каждом квадрате картинка; синие и красные полоски, которыми надо будет закрывать предметные картинки. | Дети получают карточку и четыре полоски (2 синие и 2 красные). Дети называют картинку, выделяют первый звук, если он гласный – закрывают красной полоской, если согласный – синей. Кто быстрее и правильнее закроет все предметы, тот выигрывает. |
«Найди картинке место» Ц.: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. | Домик с кармашками (синего и красного цвета); предметные картинки. | У воспитателя на столе лежат стопкой предметные картинки перевернутые. Дети по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют гласный он или согласный, после чего кладут картинку в нужный кармашек (синий, красный). Работа продолжается до тех пор. Пока все картинки не будут разложены по местам. |
«Поезд» Ц.: Развитие умения выделять гласные звуки. | Поезд с буквами, предметные картинки. | Воспитатель рассказывает, что однажды животные решили поехать в город, но они не знают кому в каком вагоне ехать. Вы должны им помочь, выделите гласный звук и посадите животное в вагон с данной буквой. |
«Кто в домике живет» Ц.: Развитие умения определять наличие звука в слове. | Домик, набор предметных картинок. | В домике живут только те животные, в названиях которых есть звук «о». За ответ – фишка. |
3. Постановка ударения.
Название игры | Оборудование | Ход игры |
«Исправь ошибку» Ц.: Развитие умения ставить в словах ударение. | Карточки со словами (для воспитателя). | Воспитатель произносит слова с неправильной и правильной постановкой ударения. Ребенок внимательно слушает и исправляет ошибку, если она есть. За правильный ответ – фишка. |
«Соберем урожай» Ц.: Развитие умения ставить в словах ударение. | Карточки с изображением овощей и фруктов; две корзины. | Детей разделить на две команды. Каждая команда берет корзинку, в которую будут собирать урожай. Первая команда выбирает карточки с изображением овощей, другая – фруктов. Дети называют овощ (фрукт) и ставят ударение. Если ударение поставлено верно, то овощ (фрукт) кладут в корзину. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет свой урожай. |
4. Выделение ударного слога.
Название игры | Оборудование | Ход игры |
«Цветы» Ц.: Развитие умение определять количество слогов в слове. | Предметные картинки (цветы). | На столе воспитателя картинки, на которых изображены цветы. Детям нужно выбрать сначала те из них, на которых изображены цветы с односложными названиями, затем состоящие из двух, трех слогов. |
«Зоопарк» Ц.: Развитие умения подбирать с заданным количеством слогов. | Три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, вверху – слоговой состав слов; карточки с изображением животных. | Воспитатель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Детям предлагается определить, каких зверей в какую клетку можно посадить. Дети по одному выходят к фланелеграфу, берут карточку с изображением животного, называют его, при помощи хлопков определяют количество слогов в слове. По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек. |
«Чудесный мешочек» Ц.: Развитие умений делить слова на слоги. | Мешочек из ткани с различными предметами, в названиях которых 1,2 ,3 слога. | Дети по порядку выходят, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам и дети называют количество слогов в слове. Игра идет как соревнование. |
«Купи игрушку» Ц.: Развитие умения определять количество слогов в слове. | Игрушки: мяч, кукла, мишка, машина, дудка, собака, кубики. | Воспитатель раскладывает на столе игрушки и предлагает детям «купить» те из них, в названиях которых 2 слога, 3 слога. Дети подходят к столу, выбирают игрушку, четко произносят по слогам слово. Если ответ правильный дети забирают игрушку. |
«Молчанка» Ц.: Развитие умения определять количество слогов в слове. | Карточки с цифрами 1, 2, 3 (у каждого ребенка). | Воспитатель называет слово, а дети поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове. |
«Слог – шаг» Ц.: Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов. | Воспитатель дает каждому ребенку задание: «Сделай два шага вперед!», «Сделай три шага вперед!» Ребенок должен вспомнить слово из стольких слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога. | |
«Один – два – три» Ц.: Развитие умения слышать слог в слове. | Предметные картинки, в названиях которых первый, второй, третий слог ударный. | Картинки выставляются на наборное полотно. Каждая команда получает одну из цифр 1,2 или 3 и соответственно ей подбирает картинки с первым. Вторым, третьим ударным слогом. Представители команд выходят, берут по одной картинке. Следующий ребенок из команды выходит тогда, когда предыдущий садится на место. Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим числом ошибок закончит игру. |
«Ударный слог» Ц.: Закрепление умений выделять ударный слог. | Карточки со словами для воспитателя. | Воспитатель называет детям слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. Задача детей: Выделить и назвать ударный слог. |
«Загадка» Ц.: Закрепление умений выделять ударный слог. | У воспитателя карточки с загадками и отгадками. | Воспитатель загадывает загадку, а дети отгадывают и на наборном полотне находят отгадку. Затем детям дается задание: назвать только те отгадки, где второй, первый, третий слог ударный. |
5. Слог, как часть слова (для читающих детей).
Название игры | Оборудование | Ход игры |
«Перевертыши» Ц.: Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов. | Карточки со слогами у каждого ребенка. | Воспитатель по отдельности называет два слога. Дети берут карточки со слогами и составляют из них одно слово, а потом, переставив карточки, другое. Выигрывает тот, кто назовет какие два слова получились. |
«Собери слова» Ц.: Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов. | Карточки со слогами. | Воспитатель показывает детям, например, слог «ва» и раздает по одной карточке каждому ребенку. Дети по порядку выходят к фланелеграфу и прикладывают свою карточку к данному слогу, так, чтобы получились слова. В конце игры детям дается задание: назвать запомнившиеся слова. |
«Домино» Ц.: Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов. | У каждого ребенка по пластинке домино и одна у воспитателя. | Воспитатель выкладывает свою пластинку домино со слогом «тра» и предлагает детям подобрать пластинку так, чтобы получилось слово. Кто первым нашел пластинку, выставляет ее. Игра заканчивается пластинкой пусто. Выигрывает тот, у кого осталось меньше пластинок. |
«Часы» Ц.: Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов. | Круг с передвигающимися стрелками, набор слоговых структур. | Первый ребенок ставит часовую стрелку на любой слог, второй ребенок ставит минутную стрелку на другой слог так, чтобы получилось слово. Игра продолжается, пока не используются все слоги. |
«Цепочка» Ц.: Развитие умения подбирать слова по одному данному слогу. | Один ребенок называет слово, например: окно, и произносит его по слогам; другой ребенок подбирает слово, которое начинается на последний слог предыдущего слова и тоже образует слово и т. д. Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку. |
Методическое обеспечение проекта:
1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб: Лань, 1999.
2. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. и др. Обучение дошкольников грамоте / Под ред. Н.В. Дуровой. – М.:Ассоциация «Профессиональное образование», 1994.
3. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. – Ярославль: Академия развития, 1998.
4. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Просвещение, 1982.
5. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983..
6. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. – СПб: КАРО, 2004г.
7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Владос, 1999г.
8. Смолянская В.С. Картотека игр по обучению дошкольников грамоте и
чтению.- Мозырь: Содействие, 2010г.
9. Тумакова Г.А. Методическое руководство к учебно-наглядному пособию «Звучащее слово». – М.:Просвещение, 1980.
10. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1991.
11. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // Ж. Практическая психология и логопедия, № 1 (24), 2007
12. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте в подготовительной группе.Тема:Звуки [x] и [х’], буква Х».
Занятие знакомит детей с буквой "Х" и звуками [x] и [х’]...
Конспект занятия в разновозрастной группе по обучению грамоте на тему "В мире звуков и слов"
Коспект занятия по обучению грамоте...
Обучение грамоте в подготовительной к школе группе "Деление слов на слоги"
Презентация посвящена обучению детей делению слов на слоги разными способами....
Проект по обучению грамоте в подготовительной группе «От звука к букве»
В дошкольном возрасте дети с нарушениями звукопроизношения не всегда справляются с программными требованиями детского сада, и к моменту поступления в школу, не достигают нужного уровня готовности к об...
Проект по обучению грамоте в подготовительной группе «От звука к букве»
В дошкольном возрасте дети с нарушениями звукопроизношения не всегда справляются с программными требованиями детского сада, и к моменту поступления в школу, не достигают нужного уровня готовности к об...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: “ Звуковой анализ слова “газета”.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: “ Звуковой анализ слова “газета”.Программное со...