Конспект подгруппового занятия по развитию речи детей 6 лет с ОНР
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Росицкая Галина Евгеньевна

Создать условия для  развития физиологического дыхания, выработки длительного  непрерывного ротового выдоха,  закрепления  знаний детей о грибах;  обогащению словаря детей названиями грибов, расширению пассивного и активного словаря глаголами. Способствовать   развитию грамматического строя речи: упражнять в образовании слов с помощью приставок и суффиксов, умению согласовывать числительные с существительными. Продолжать формировать навыки воспроизведения ритмического рисунка слова. Способствовать  развитию слухового  и зрительного внимания; зрительных представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griby.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект подгруппового занятия с детьми 6 лет с ОНР

Тема: Лексическая тема «Грибы».

Цели:

 Неречевые: Воспитание слухового и зрительного произвольного внимания; зрительных представлений; общей моторики, пальцев рук.

Речевые: воспитание продолжительности выдоха; ритма речевого дыхания,  паузации.

Задачи:

 Коррекционно-обучающие:

Создать условия для  развития физиологического дыхания, выработки длительного  непрерывного ротового выдоха,  закрепления  знаний детей о грибах;  обогащению словаря детей названиями грибов, расширению пассивного и активного словаря глаголами. Способствовать   развитию грамматического строя речи: упражнять в образовании слов с помощью приставок и суффиксов, умению согласовывать числительные с существительными. Продолжать формировать навыки воспроизведения ритмического рисунка слова. Способствовать  развитию слухового  и зрительного внимания; зрительных представлений.

Коррекционно-развивающие:

 Развивать слуховое и зрительное внимание; память; развивать творческое воображение; устанавливать логические связи, развивать ассоциативное восприятие, развивать восприятие и воспроизведение темпа, развивать общую и мелкую моторику, пальцев рук, развивать подвижность мышц артикуляционного аппарата; развивать графомоторные навыки; продолжать; умения ориентироваться в пространстве.

 Коррекционно-воспитательные:

Воспитание выдержки, умения работать в коллективе, тренировки быстрого включения в деятельность.

Оборудование:

Демонстрационный материал:  кукла-петрушка Старичок-Лесовичок, корзинка, муляжи грибов, картина осеннего леса с изображением деревьев и грибов, картинка с изображением сказочных животных: медведь с корзиной – в ней 5 лисичек; ежик с наколотыми на иголки 6-ю боровиками; белка, развесившая на ветке 5 подберезовиков),  набор предметных картинок с изображением  грибов, набор карточек с цифрами 1,2,5, картинки подосиновика, подберезовика, опят, лисички, мухомора, поганки, осины, березы, пня, лисы, волка, лося.

Раздаточный материал (на каждого ребенка подгруппы): карандаши, рисунки лесной поляны с нарисованными на ней грибами, наборы цветных карандашей, вырезанные из легкой разноцветной бумаги осенние листья разных деревьев, прикреплены на нитке.

Ход занятия

Сообщение темы.

Воспитатель (демонстрирует куклу-петрушку Старичка-Лесовичка) К нам в гости сегодня пришел Старичок-Лесовичок. Он живет в лесу. Он принес нам лесные осенние подарки в корзинке. Угадайте, что же это за подарки!

 

Воспитатель читает загадки

Ответы детей

Под березкой я живу,

Крепко с деревом дружу.

Подберезовик

Ну а я дружу с осинкой.

Положи меня в корзинку.

Подосиновик

Я – рыжий маленький грибок,

Залезу быстро в кузовок.

Есть у меня сестричка –

Хитрая….

Лисичка

На ножке крепко я стою,

Травку мягкую люблю.

К восхищению привык

Красивый, вкусный….

Боровик

(воспитатель после каждой отгаданной загадки, достает из корзинки муляж названного гриба)

Воспитатель: Какие разные грибы. Одни большие, другие маленькие. У одних толстая короткая ножка, а  у других она длинная и тонкая. Шляпки у грибов тоже разные и по форме, и по цвету. Но что у всех у них одинаковое?

Дети: У всех грибов есть ножки и шляпки. Они все растут в лесу.

Воспитатель: Попробуем показать части грибка нашими ручками.

Я сжимаю кулачок,

Это будет ножка.

Чтобы шляпку получить,

Приложу ладошку.

( правая рука сжата в кулачок; сверху на кулачок опускается немного округленная ладошка левой руки)

Воспитание общей моторики. Релаксация мышечного аппарата конечностей по контрасту с напряжением.

Воспитатель: Дорога из леса была трудной. Старичок-Лесовичок устал. Научим его расслабляться и отдыхать!

Воспитатель декламирует стихотворный текст, сопровождая показом движений.

Дети выполняют движения, направленные на мышечное напряжение и расслабление

Старичок-Лесовичок нес в подарок кузовок.

Полный кузовок грибов

И маслят, боровиков.

А дорога так длинна,

Тяжело нести в руках.

Стоят прямо, шагают на месте в спокойном темпе.

 

Руки сильно напрягаем

Из рук его не выпускаем.

Руки твердые…. Понятно,

Это очень неприятно.

Слегка разводят руки и сжимают пальцы в кулак, сосредоточив внимание на напряжении в мышцах рук, корпуса.

Уронили, покачали…

Как веревки руки стали.

Всем становится понятно –

Расслабление приятно.

Опускают руки, расслабляют.

(воспитатель проверяет, как дети расслабели руки, подходя и дотрагиваясь до рук каждого ребенка)

Утомился грибничок.

И уселся на пенёк

Ноги сильно напрягаем,

Выше, выше поднимаем.

Садятся на ковер, Руки в упоре. Поднимают ноги. Каждая мышца напряжена, становится очень твердой.

(воспитатель проверяет, как напряжены мышцы детей)

А потом их опускаем.

Расслабляем. Отдыхаем.

Ноги опускают. Расслабляют. (контроль выполнения)

Двигательное упражнение «Прогулка в лес» (воспитатель  говорит за Старичка-Лесовичка)

Старичок-Лесовичок: Я хочу спросить вас ребята, а все ли грибы можно в лесу собирать?

Дети: Нет! Мухоморы и поганки нельзя собирать, они ядовитые.

Старичок-Лесовичок:  хочу вам рассказать о грибах. Где и как они растут, как называются, какие грибы можно собирать, а какие нельзя и почему. Как правильно нужно вести себя в лесу. Но для этого нам нужно отправиться с вами ко мне в гости в лес. Хотите пойти в лес за грибами?

Дети: Да!

Старичок-Лесовичок: В лесу дорога не проста. То пни, то кочки. Будьте внимательными и повторяйте все за мной!

Текст

движения

В лес отправимся гулять,

Будем весело шагать.

Дети маршируют.

По тропиночке пойдем

Друг за дружкою гуськом.

Ходят «змейкой» между «кочками».

На носочки встали

И к лесу побежали.

Бегут на носках.

Ноги выше поднимаем,

На кочки не наступаем.

Ходят высоким шагом, перешагивая через «кочки».

И снова по дорожке

Мы весело шагаем.

Маршируют.

Формирование диафрагмального дыхания

Старичок-Лесовичок: Вот мы и в лесу!

Как пахнет лес! Воздух в лесу чистый! Вдохните его запах!

*Упражнение «Вдыхаем запах леса» (выполняется стоя)

Стоим прямо. Руки поднимаем вверх, делаем вдох носом; Руки опускаем вниз – медленно выдыхаем. (повторить 2-3 раза)

*Упражнение «Послушаем тишину леса и подышим» (выполняется лежа)

Ложитесь на ковер на спинку, руки вдоль туловища. Вдохнули продолжительно носом, животики надулись. Выдыхаем медленно ротиком, животик втягивается.

(повторить 2-3 раза)

*Упражнение на развитие непрерывного, длительного ротового выдоха  «Осенние листочки» (выполняется стоя)

Старичок-Лесовичок: Как красиво в осеннем лесу! Осень словно художница разукрасила лес в разные краски. Но что это? Что это за звук? Послушайте!

(воспитатель: «Ш-Ш-Ш-Ш-)

Дети: Это ветер!

Старичок-Лесовичок: Верно! Это ветер играет с осенними листиками. Срывает их с веток деревьев и кружит, кружит над землей. А потом тихо опускает их на землю. Давайте и мы с вами тоже поиграем с осенними листиками.

(воспитатель  раздает детям вырезанные из легкой разноцветной бумаги осенние листья разных деревьев, дети держат на вытянутой руке на уровне рта листочки на ниточках)

Старичок-Лесовичок: Делаем глубокий вдох  носиком. Плечики не поднимаем! Вытягиваем губы трубочкой и дуем на листочки, не раздувая щек. Готовы? Выполняем!

(повторить 3-5 раз)

Развитие лексического строя речи

Старичок-Лесовичок: Я вам хочу рассказать и показать какие грибы в лесу растут. Но вы мне должны будите помогать. Внимательно слушайте мой рассказ. (воспитатель размещает на фланелеграфе картину осеннего леса с изображением деревьев и грибов)

 Воспитатель: Наступила осень. Зайдешь в лес и ахнешь Деревья в золотом уборе стоят, сквозь ветки пробиваются солнечные лучи. Посмотришь вокруг и поймешь – не зря говорят, что осенний лес дарами  богат. Вот под осинкой мелькают красные шляпки. Это дружная семейка (……) А под березкой стройные (,,,,) стоят. Зайдешь дальше в лес и увидишь рыжие шляпки во мху. Раздвинешь мох руками, а там сестрички (,,,,) притаились. А это что за грибочки на пеньке сидят? Опытный грибник сразу поймет, что это (,,,,) Но тому больше всех везет, кто в глубине лесного бора самый важный гриб отыщет (,,)

(воспитатель читает текст выразительно с интонацией восхищения, удивления. Делает паузы, не называя гриб, а обращаясь за ответом к детям. Дети отвечают, называя соответствующий тексту гриб).

Развитие грамматического строя речи:

* Словообразование существительных  с помощью приставок и суффиксов «Почему грибы так названы».

Старичок-Лесовичок: Почему же так грибы назвали? Ответьте мне!

воспитатель

дети

Подосиновик

Ответы детей

Подберезовик

Ответы детей

Лисички

Ответы детей

Опята

Ответы детей

Волнушки

Ответы детей

А про некоторые грибы я вам сам расскажу. Боровик получил свое название за то, что растет в сосновом бору, Сыроежки назвали за то, что считают некоторые их можно есть сырыми. Мы их в корзинку соберем, но есть сырыми не будем. А принесем домой, помоем, почисти, и сварим со всеми  остальными грибами. Есть их можно только вареными! Маслята названы так за свои скользкие шляпки.

(рассказ воспитатель сопровождает показом картинок)

*Согласование числительного с существительным «Посчитай грибы»

(воспитатель размещает на магнитной доске картинку с изображением сказочных животных: медведь с корзиной – в ней 5 лисичек; ежик с наколотыми на иголки 6-ю боровиками; белка, развесившая на ветке 5 подберезовиков)

Старичок-Лесовичок: Не только мы собирали грибы. Жители леса тоже сделали запасы. Посчитайте, сколько грибов у каждого животного?

Дети: У медведя пять лисичек? У ежика шесть боровиков. У белки пять подберезовиков.

Старичок-Лесовичок: А теперь  я каждому покажу грибок и цифру. Вы мне правильно скажите, сколько и какие грибы набрали вы.

(воспитатель показывает картинку гриба и цифры каждому ребенку подгруппы. Ребенок называет  гриб, изменяя окончание существительного и согласовывая его с числительным)

воспитатель

ребенок

Лисичка, 1,2,5

Я собрал одну лисичку, две лисички, пять лисичек

Масленок

Я собрал один масленок, два масленка, пять маслят.

Опенок

Я собрал один опенок, два опенка, пять опят.

Боровик

Я собрал один боровик, два боровика, пять боровиков.

Сыроежка

Я собрал одну сыроежку, две сыроежки, пять сыроежек.

Волнушка

Я собрал одну волнушку, две волнушки, пять волнушек.

8.Развитие навыков установления логических связей, ассоциативного восприятия.

Старичок-Лесовичок: Я показал и рассказал вам о грибах. Теперь хочу поиграть с вами в игру «Подбери пару». Правило игры простые – нужно подобрать к одной картинке другую и объяснить почему?

(на магнитной доске воспитатель выставляет картинки подосиновика, подберезовика, опят, лисички, мухомора, поганки, осины, березы, пня, лисы)

Дети составляют из картинок пары.

Старичок – Лесовичок: Расскажите, кто какие пары составил.

Дети: (встаю с места, и называют составленные ими пары, аргументируя свой выбор: береза-подберезовик, осина-подосиновик, опята-пень, лисичка – лиса).

Старичок-Лесовичок: Молодцы! Без пары остались только два гриба – мухомор и поганка. Почему у них нет пары?

Дети: Они ядовитые, их нельзя есть.

Старичок-Лесовичок: Верно! Для людей эти грибы ядовиты, но я вам открою одну лесную тайну! К мухомору и поганке тоже можно подобрать пары. К мухомору – лося, а к поганке – волка. Это для людей мухомор и поганка, ядовитые грибы, а лесные звери этими грибами лечатся! Вы их в корзинку не кладите, но и трогать их не надо, не надо их сбивать или топтать. Пусть себе растут.

Развитие зрительно внимания.

Старичок-Лесовичок: Кто из вас запомнил пары?

(игра проводится в двух вариантах по принципу усложнения: картинка-слово, слово-слово)

Я уберу одни картинки, оставлю только грибы, назовите, какие у них были пары.

А теперь уберу все картинки. Назовите эти пары.

Развитие слухового внимания. Игра «Гриб-дерево-кочка». Темпа.

Старичок-Лесовичок:  Ребята, нам пора возвращаться в сад! Я провожу вас, покажу дорогу из леса. Только внимательно слушайте мои команды: если скажу «Гриб!» - нужно остановиться и стоять на одной ножке, если «Дерево!» - стоять на двух ногах, руки поднять вверх, если «Кочка!» - присесть. Готовы? Встаньте в  круг. Выполняем!

(Дети идут по кругу, слушая команды воспитателя, выполняя соответствующие движения. Упражнение выполняется вначале в спокойном темпе, а затем темп убыстряется)

Развитие фонематических функций: деление слова на слоги.

Старичок-Лесовичок: Вот мы с вами и вернулись из леса. Много грибов нашли, зверей повидали в лесу. А теперь мои загадки послушайте и отгадайте! Я слово не назову, а прохлопаю его в ладоши. Вы должны будите его назвать мне. Сколько хлопков, столько слогов в слове. Готовы?

(на наборном полотне выставлены картинки: волк, лиса, лось, белка, мухомор, боровик)

Воспитатель дает задание индивидуально каждому ребенку подгруппы

ребенок

1 хлопок

волк

2 хлопка

лиса

3 хлопка

мухомор

1 хлопок

лось

2 хлопка

белка

3 хлопка

боровик

Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы были очень внимательны! Старичок-Лесовичок оставил вам еще одну загадку. Садитесь за столы,  перед вами лежат картинка леса. Нужно отыскать картинке все грибы и закрасить их.

(дети садятся за столы, выполняют задание)

Окончание занятия. Итог.

Молодцы! Со всеми заданиями справились! Понравилась вам сегодняшняя прогулка в лес? Я порошу вас дома нарисовать то, что вам больше всего понравилось в сегодняшней прогулке и рассказать об этом маме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по развитию речи для детей с интеллектуальной недостаточностью среднего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий.

Конспект по развитию речи с использованием презентации на тему "Дикие животные" . Конспект занятия  для детей с задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью в возрасте четырех-...

План-конспект подгруппового занятия по развитию речи для детей дошкольного возраста группа “Особый ребенок”.

Занятие для детей дошкольного возраста ,группы ''Особый ребенок", по развитию речи, на тему: "Фрукты"....

Конспект подгруппового занятия по развитию речи в группе компенсирующего типа для детей с ТНР.

Конспект подгруппового занятия по развитию речи в группе компенсирующего типа для детей с ТНР....

Конспект подгруппового занятия по развитию речи (тема "День космонавтики") в старшей группе для детей с ЗПР с использованием ИКТ

Цель: закрепить и обобщить знания детей о космосе Задачи:Коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие:-Формирование и расширение словаря по теме «Космос»;- Обучение детей от...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОНР.

Тема: «Дикие животные весной».Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Дикие животные весной».Коррекцио...

Конспект подгруппового занятия по развитию речи для детей 4-5 лет «Поможем Божьей коровке»

Конспект занятия по развитию речи  поможет формировать грамматический сирой речи, мелкую моторику....

Конспект подгруппового занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста

Конспект подгруппового занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста.  Рабочая программа: от рождения до школыГруппа (возраст детей): средняя (4 – 5 лет) Тема заняти...