Конспект подгруппового занятия по развитию речи детей 6 лет с ОНР
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Создать условия для развития физиологического дыхания, выработки длительного непрерывного ротового выдоха, закрепления знаний детей о грибах; обогащению словаря детей названиями грибов, расширению пассивного и активного словаря глаголами. Способствовать развитию грамматического строя речи: упражнять в образовании слов с помощью приставок и суффиксов, умению согласовывать числительные с существительными. Продолжать формировать навыки воспроизведения ритмического рисунка слова. Способствовать развитию слухового и зрительного внимания; зрительных представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
griby.docx | 27.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового занятия с детьми 6 лет с ОНР
Тема: Лексическая тема «Грибы».
Цели:
Неречевые: Воспитание слухового и зрительного произвольного внимания; зрительных представлений; общей моторики, пальцев рук.
Речевые: воспитание продолжительности выдоха; ритма речевого дыхания, паузации.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
Создать условия для развития физиологического дыхания, выработки длительного непрерывного ротового выдоха, закрепления знаний детей о грибах; обогащению словаря детей названиями грибов, расширению пассивного и активного словаря глаголами. Способствовать развитию грамматического строя речи: упражнять в образовании слов с помощью приставок и суффиксов, умению согласовывать числительные с существительными. Продолжать формировать навыки воспроизведения ритмического рисунка слова. Способствовать развитию слухового и зрительного внимания; зрительных представлений.
Коррекционно-развивающие:
Развивать слуховое и зрительное внимание; память; развивать творческое воображение; устанавливать логические связи, развивать ассоциативное восприятие, развивать восприятие и воспроизведение темпа, развивать общую и мелкую моторику, пальцев рук, развивать подвижность мышц артикуляционного аппарата; развивать графомоторные навыки; продолжать; умения ориентироваться в пространстве.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитание выдержки, умения работать в коллективе, тренировки быстрого включения в деятельность.
Оборудование:
Демонстрационный материал: кукла-петрушка Старичок-Лесовичок, корзинка, муляжи грибов, картина осеннего леса с изображением деревьев и грибов, картинка с изображением сказочных животных: медведь с корзиной – в ней 5 лисичек; ежик с наколотыми на иголки 6-ю боровиками; белка, развесившая на ветке 5 подберезовиков), набор предметных картинок с изображением грибов, набор карточек с цифрами 1,2,5, картинки подосиновика, подберезовика, опят, лисички, мухомора, поганки, осины, березы, пня, лисы, волка, лося.
Раздаточный материал (на каждого ребенка подгруппы): карандаши, рисунки лесной поляны с нарисованными на ней грибами, наборы цветных карандашей, вырезанные из легкой разноцветной бумаги осенние листья разных деревьев, прикреплены на нитке.
Ход занятия
Сообщение темы.
Воспитатель (демонстрирует куклу-петрушку Старичка-Лесовичка) К нам в гости сегодня пришел Старичок-Лесовичок. Он живет в лесу. Он принес нам лесные осенние подарки в корзинке. Угадайте, что же это за подарки!
Воспитатель читает загадки | Ответы детей |
Под березкой я живу, Крепко с деревом дружу. | Подберезовик |
Ну а я дружу с осинкой. Положи меня в корзинку. | Подосиновик |
Я – рыжий маленький грибок, Залезу быстро в кузовок. Есть у меня сестричка – Хитрая…. | Лисичка |
На ножке крепко я стою, Травку мягкую люблю. К восхищению привык Красивый, вкусный…. | Боровик |
(воспитатель после каждой отгаданной загадки, достает из корзинки муляж названного гриба)
Воспитатель: Какие разные грибы. Одни большие, другие маленькие. У одних толстая короткая ножка, а у других она длинная и тонкая. Шляпки у грибов тоже разные и по форме, и по цвету. Но что у всех у них одинаковое?
Дети: У всех грибов есть ножки и шляпки. Они все растут в лесу.
Воспитатель: Попробуем показать части грибка нашими ручками.
Я сжимаю кулачок,
Это будет ножка.
Чтобы шляпку получить,
Приложу ладошку.
( правая рука сжата в кулачок; сверху на кулачок опускается немного округленная ладошка левой руки)
Воспитание общей моторики. Релаксация мышечного аппарата конечностей по контрасту с напряжением.
Воспитатель: Дорога из леса была трудной. Старичок-Лесовичок устал. Научим его расслабляться и отдыхать!
Воспитатель декламирует стихотворный текст, сопровождая показом движений. | Дети выполняют движения, направленные на мышечное напряжение и расслабление |
Старичок-Лесовичок нес в подарок кузовок. Полный кузовок грибов И маслят, боровиков. А дорога так длинна, Тяжело нести в руках. | Стоят прямо, шагают на месте в спокойном темпе.
|
Руки сильно напрягаем Из рук его не выпускаем. Руки твердые…. Понятно, Это очень неприятно. | Слегка разводят руки и сжимают пальцы в кулак, сосредоточив внимание на напряжении в мышцах рук, корпуса. |
Уронили, покачали… Как веревки руки стали. Всем становится понятно – Расслабление приятно. | Опускают руки, расслабляют. (воспитатель проверяет, как дети расслабели руки, подходя и дотрагиваясь до рук каждого ребенка) |
Утомился грибничок. И уселся на пенёк Ноги сильно напрягаем, Выше, выше поднимаем. | Садятся на ковер, Руки в упоре. Поднимают ноги. Каждая мышца напряжена, становится очень твердой. (воспитатель проверяет, как напряжены мышцы детей) |
А потом их опускаем. Расслабляем. Отдыхаем. | Ноги опускают. Расслабляют. (контроль выполнения) |
Двигательное упражнение «Прогулка в лес» (воспитатель говорит за Старичка-Лесовичка)
Старичок-Лесовичок: Я хочу спросить вас ребята, а все ли грибы можно в лесу собирать?
Дети: Нет! Мухоморы и поганки нельзя собирать, они ядовитые.
Старичок-Лесовичок: хочу вам рассказать о грибах. Где и как они растут, как называются, какие грибы можно собирать, а какие нельзя и почему. Как правильно нужно вести себя в лесу. Но для этого нам нужно отправиться с вами ко мне в гости в лес. Хотите пойти в лес за грибами?
Дети: Да!
Старичок-Лесовичок: В лесу дорога не проста. То пни, то кочки. Будьте внимательными и повторяйте все за мной!
Текст | движения |
В лес отправимся гулять, Будем весело шагать. | Дети маршируют. |
По тропиночке пойдем Друг за дружкою гуськом. | Ходят «змейкой» между «кочками». |
На носочки встали И к лесу побежали. | Бегут на носках. |
Ноги выше поднимаем, На кочки не наступаем. | Ходят высоким шагом, перешагивая через «кочки». |
И снова по дорожке Мы весело шагаем. | Маршируют. |
Формирование диафрагмального дыхания
Старичок-Лесовичок: Вот мы и в лесу!
Как пахнет лес! Воздух в лесу чистый! Вдохните его запах!
*Упражнение «Вдыхаем запах леса» (выполняется стоя)
Стоим прямо. Руки поднимаем вверх, делаем вдох носом; Руки опускаем вниз – медленно выдыхаем. (повторить 2-3 раза)
*Упражнение «Послушаем тишину леса и подышим» (выполняется лежа)
Ложитесь на ковер на спинку, руки вдоль туловища. Вдохнули продолжительно носом, животики надулись. Выдыхаем медленно ротиком, животик втягивается.
(повторить 2-3 раза)
*Упражнение на развитие непрерывного, длительного ротового выдоха «Осенние листочки» (выполняется стоя)
Старичок-Лесовичок: Как красиво в осеннем лесу! Осень словно художница разукрасила лес в разные краски. Но что это? Что это за звук? Послушайте!
(воспитатель: «Ш-Ш-Ш-Ш-)
Дети: Это ветер!
Старичок-Лесовичок: Верно! Это ветер играет с осенними листиками. Срывает их с веток деревьев и кружит, кружит над землей. А потом тихо опускает их на землю. Давайте и мы с вами тоже поиграем с осенними листиками.
(воспитатель раздает детям вырезанные из легкой разноцветной бумаги осенние листья разных деревьев, дети держат на вытянутой руке на уровне рта листочки на ниточках)
Старичок-Лесовичок: Делаем глубокий вдох носиком. Плечики не поднимаем! Вытягиваем губы трубочкой и дуем на листочки, не раздувая щек. Готовы? Выполняем!
(повторить 3-5 раз)
Развитие лексического строя речи
Старичок-Лесовичок: Я вам хочу рассказать и показать какие грибы в лесу растут. Но вы мне должны будите помогать. Внимательно слушайте мой рассказ. (воспитатель размещает на фланелеграфе картину осеннего леса с изображением деревьев и грибов)
Воспитатель: Наступила осень. Зайдешь в лес и ахнешь Деревья в золотом уборе стоят, сквозь ветки пробиваются солнечные лучи. Посмотришь вокруг и поймешь – не зря говорят, что осенний лес дарами богат. Вот под осинкой мелькают красные шляпки. Это дружная семейка (……) А под березкой стройные (,,,,) стоят. Зайдешь дальше в лес и увидишь рыжие шляпки во мху. Раздвинешь мох руками, а там сестрички (,,,,) притаились. А это что за грибочки на пеньке сидят? Опытный грибник сразу поймет, что это (,,,,) Но тому больше всех везет, кто в глубине лесного бора самый важный гриб отыщет (,,)
(воспитатель читает текст выразительно с интонацией восхищения, удивления. Делает паузы, не называя гриб, а обращаясь за ответом к детям. Дети отвечают, называя соответствующий тексту гриб).
Развитие грамматического строя речи:
* Словообразование существительных с помощью приставок и суффиксов «Почему грибы так названы».
Старичок-Лесовичок: Почему же так грибы назвали? Ответьте мне!
воспитатель | дети |
Подосиновик | Ответы детей |
Подберезовик | Ответы детей |
Лисички | Ответы детей |
Опята | Ответы детей |
Волнушки | Ответы детей |
А про некоторые грибы я вам сам расскажу. Боровик получил свое название за то, что растет в сосновом бору, Сыроежки назвали за то, что считают некоторые их можно есть сырыми. Мы их в корзинку соберем, но есть сырыми не будем. А принесем домой, помоем, почисти, и сварим со всеми остальными грибами. Есть их можно только вареными! Маслята названы так за свои скользкие шляпки.
(рассказ воспитатель сопровождает показом картинок)
*Согласование числительного с существительным «Посчитай грибы»
(воспитатель размещает на магнитной доске картинку с изображением сказочных животных: медведь с корзиной – в ней 5 лисичек; ежик с наколотыми на иголки 6-ю боровиками; белка, развесившая на ветке 5 подберезовиков)
Старичок-Лесовичок: Не только мы собирали грибы. Жители леса тоже сделали запасы. Посчитайте, сколько грибов у каждого животного?
Дети: У медведя пять лисичек? У ежика шесть боровиков. У белки пять подберезовиков.
Старичок-Лесовичок: А теперь я каждому покажу грибок и цифру. Вы мне правильно скажите, сколько и какие грибы набрали вы.
(воспитатель показывает картинку гриба и цифры каждому ребенку подгруппы. Ребенок называет гриб, изменяя окончание существительного и согласовывая его с числительным)
воспитатель | ребенок |
Лисичка, 1,2,5 | Я собрал одну лисичку, две лисички, пять лисичек |
Масленок | Я собрал один масленок, два масленка, пять маслят. |
Опенок | Я собрал один опенок, два опенка, пять опят. |
Боровик | Я собрал один боровик, два боровика, пять боровиков. |
Сыроежка | Я собрал одну сыроежку, две сыроежки, пять сыроежек. |
Волнушка | Я собрал одну волнушку, две волнушки, пять волнушек. |
8.Развитие навыков установления логических связей, ассоциативного восприятия.
Старичок-Лесовичок: Я показал и рассказал вам о грибах. Теперь хочу поиграть с вами в игру «Подбери пару». Правило игры простые – нужно подобрать к одной картинке другую и объяснить почему?
(на магнитной доске воспитатель выставляет картинки подосиновика, подберезовика, опят, лисички, мухомора, поганки, осины, березы, пня, лисы)
Дети составляют из картинок пары.
Старичок – Лесовичок: Расскажите, кто какие пары составил.
Дети: (встаю с места, и называют составленные ими пары, аргументируя свой выбор: береза-подберезовик, осина-подосиновик, опята-пень, лисичка – лиса).
Старичок-Лесовичок: Молодцы! Без пары остались только два гриба – мухомор и поганка. Почему у них нет пары?
Дети: Они ядовитые, их нельзя есть.
Старичок-Лесовичок: Верно! Для людей эти грибы ядовиты, но я вам открою одну лесную тайну! К мухомору и поганке тоже можно подобрать пары. К мухомору – лося, а к поганке – волка. Это для людей мухомор и поганка, ядовитые грибы, а лесные звери этими грибами лечатся! Вы их в корзинку не кладите, но и трогать их не надо, не надо их сбивать или топтать. Пусть себе растут.
Развитие зрительно внимания.
Старичок-Лесовичок: Кто из вас запомнил пары?
(игра проводится в двух вариантах по принципу усложнения: картинка-слово, слово-слово)
Я уберу одни картинки, оставлю только грибы, назовите, какие у них были пары.
А теперь уберу все картинки. Назовите эти пары.
Развитие слухового внимания. Игра «Гриб-дерево-кочка». Темпа.
Старичок-Лесовичок: Ребята, нам пора возвращаться в сад! Я провожу вас, покажу дорогу из леса. Только внимательно слушайте мои команды: если скажу «Гриб!» - нужно остановиться и стоять на одной ножке, если «Дерево!» - стоять на двух ногах, руки поднять вверх, если «Кочка!» - присесть. Готовы? Встаньте в круг. Выполняем!
(Дети идут по кругу, слушая команды воспитателя, выполняя соответствующие движения. Упражнение выполняется вначале в спокойном темпе, а затем темп убыстряется)
Развитие фонематических функций: деление слова на слоги.
Старичок-Лесовичок: Вот мы с вами и вернулись из леса. Много грибов нашли, зверей повидали в лесу. А теперь мои загадки послушайте и отгадайте! Я слово не назову, а прохлопаю его в ладоши. Вы должны будите его назвать мне. Сколько хлопков, столько слогов в слове. Готовы?
(на наборном полотне выставлены картинки: волк, лиса, лось, белка, мухомор, боровик)
Воспитатель дает задание индивидуально каждому ребенку подгруппы | ребенок |
1 хлопок | волк |
2 хлопка | лиса |
3 хлопка | мухомор |
1 хлопок | лось |
2 хлопка | белка |
3 хлопка | боровик |
Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы были очень внимательны! Старичок-Лесовичок оставил вам еще одну загадку. Садитесь за столы, перед вами лежат картинка леса. Нужно отыскать картинке все грибы и закрасить их.
(дети садятся за столы, выполняют задание)
Окончание занятия. Итог.
Молодцы! Со всеми заданиями справились! Понравилась вам сегодняшняя прогулка в лес? Я порошу вас дома нарисовать то, что вам больше всего понравилось в сегодняшней прогулке и рассказать об этом маме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия по развитию речи для детей с интеллектуальной недостаточностью среднего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий.
Конспект по развитию речи с использованием презентации на тему "Дикие животные" . Конспект занятия для детей с задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью в возрасте четырех-...
План-конспект подгруппового занятия по развитию речи для детей дошкольного возраста группа “Особый ребенок”.
Занятие для детей дошкольного возраста ,группы ''Особый ребенок", по развитию речи, на тему: "Фрукты"....
Конспект подгруппового занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа....
Конспект подгруппового занятия по развитию речи в группе компенсирующего типа для детей с ТНР.
Конспект подгруппового занятия по развитию речи в группе компенсирующего типа для детей с ТНР....
Конспект подгруппового занятия по развитию речи (тема "День космонавтики") в старшей группе для детей с ЗПР с использованием ИКТ
Цель: закрепить и обобщить знания детей о космосе Задачи:Коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие:-Формирование и расширение словаря по теме «Космос»;- Обучение детей от...
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОНР.
Тема: «Дикие животные весной».Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Дикие животные весной».Коррекцио...
Конспект подгруппового занятия по развитию речи для детей 4-5 лет «Поможем Божьей коровке»
Конспект занятия по развитию речи поможет формировать грамматический сирой речи, мелкую моторику....