Программа по самообразованию «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ».
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)
Программа по самообразованию
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа по самообразованию
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ».
Разработала:
Токарева С.А.
Цель:
- повышение своего теоретического, практического уровня,
профессионального мастерства и компетентности;
- систематизация работы по реализации системы мероприятий , направленных на развитие детей через ознакомление с окружающим миром.
Задачи:
- Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.
- Развивать активный словарь детей в игровой, познавательной деятельности.
- Развивать словесно - логическое мышление; речевое внимание, фонематический слух и восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат.
- Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
- Изготовить папки – передвижки.
- Составить картотеку дидактических игр по развитию речи.
- Изготовить «Лэпбук» (картотека дидактических, пальчиковых игр, физминуток, сборник консультаций).
Актуальность.
К началу обучения в школе ребёнок должен овладеть всей системой родного языка, т.е к семи годам он должен обладать достаточным уровнем развития словаря, грамматического строя речи, фонетико — фонематической стороны языковой деятельности, связной диалогической и монологической речи.
Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
В дошкольном возрасте ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, который строится по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной монологической речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, разделённых по функционально – смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.
Развитие связной речи реализовать через различные организационные формы работы: занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые), игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные и подвижные и т.д.) интегрированные занятии.
Формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого развития ребёнка.
\
Месяц | Содержание работы | Практический выход | Работа с родителями |
Сентябрь | Подбор литературы по теме: «Развитие связной речи в подготовительной группе» | 1. Провести диагностику детей по развитию речи (образовательная область «Коммуникация») с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений. 2. Оформить центр речевого развития детей. Изготовить и внести: - дидактические игры по речевому развитию («Найди слово», «Буквы на шнуровке», «Из какой сказки?») | Памятки для родителей по обучению связной речи. |
Октябрь - Ноябрь | 1. Проработать отобранную литературу 2. Программа Т.И Гризик. Речевое развитие детей 6-7 лет. 3. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с. 4. Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011. – 256 с. 5. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34. 6. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12. | 1. Внести в речевую зону: - дидактические игры: «Слова из звуков», «Что лишнее?», «Употребление предлогов», «Составь рассказ по картинке»; мозаика «Я читаю»; - сюжетные картинки («Осень», «Осень в лесу», «По грибы».); 2. Беседы: - «Что я знаю о себе»; - «Речевой аппарат». 3. Знакомство с пословицами и поговорками о труде: - Земелька черная, а белый хлеб родит. - Торопливый дважды одно дело делает. - Без труда нет плода. - Муравей не велик, а горы копает. - Больше дела - меньше слов. 4. Знакомство с потешкой «Чистая водичка моет Вове личико», считалкой: Начинается считалка: Три сороки, соловей. 5. Знакомство и разгадывание загадок-складок о профессиях (например): Слёзо-носо-вытиратель В группе вашей (Воспитатель.)
Наших душ, ума строитель – Мудрый школьный наш ... (Учитель.) 6. Составление рассказов по сюжетным картинкам: - «Осень». - «Осень в лесу». - «По грибы». 7. Чтение, беседы по рассказам, пересказ: - «Осень» И. Соколов-Микитов. - «Лес осенью» И. Соколов-Микитов. - «В лесу» И. Соколов-Микитов. - «Грибы» И. Соколов-Микитов. 8. Чтение и заучивание стихотворений: - И. Бунин «Листопад» (отрывок). - С. Городецкий «Первый снег». | Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой». |
Декабрь - Январь | 1.Проработка журналов из методического кабинета. 2. Отбор дыхательной и артикуляционной гимнастики, игр, упражнений по теме. | 1. Знакомство с пословицами и поговорками о зиме: - Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет. -Что летом родится, то зимой пригодится. - Без шубы и валенок - и зима без конца. -Мороз не велик, да стоять не велит. -Хороший снежок урожай сбережет. -Мороз ленивого за нос хватает. -Солнце на лето, зима на мороз.
2. Знакомство с потешкой «Продавец книг», считалкой:
Раз, два, три, четыре, пять! 3. Чтение и беседы по рассказам: - «Четыре желания» К. Ушинский. - «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк. - «Для чего руки нужны» Е. Пермяк. 4. Составление рассказов по сюжетным картинкам: - «Зима». - «Зимние забавы». 4. Чтение и заучивание стихотворений: - С. Есенин «Поет зима – аукает». - С. Есенин «Пороша». - С. Есенин «Береза».
6. Чтение и обсуждение, пересказ сказок: - «Зимовье зверей». - «Снегурочка». - В. Сутеев «Новогодняя ёлка».
7. Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов: - «надуем шарик»; - «запасливые хомячки»; - «Снежинки»;
8. Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук: - «Погреем пальчики»; - «Дед Мороз»; - «Фонарики»; 9. Театрализованная деятельность: - Новогодний театрализованный праздник. - Настольный театр «Зимовье зверей». - Инсценировка по сказке «Маша и медведь». | Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими на развитие речи детей. |
Февраль - Март | Анализ и оценка знаний детей | 1.Внести в речевую зону: - дидактические игры: «Сложи слово», «Сочини сказку», «Азбука», «Букварик»; - сюжетные картинки («Веса», «Птицы прилетели»); 2. Знакомство с пословицами и поговорками о весне: - Весной трех погожих дней подряд не бывает. - Весна красна цветами, а осень пирогами. - Весенний дождь лишним не бывает. - Весною сутки мочит, а час сушит. - Весною сверху печет, а снизу морозит. 3. Составление рассказов по сюжетным картинкам: - «Весна». - «Птицы прилетели». 4. Чтение и беседы по рассказам, пересказ: - «Играющие собаки» К. Ушинский. - «Сыновья» В. Осеева. - «Помощница» Е. Пермяк. - «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк. 5. Театрализованная деятельность: - Настольный театр. - Театрализованная неделя (последняя неделя марта». | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». |
Апрель - Май | 1. Анализ и оценка своей деятельности. 2. Продолжение работы с детьми по теме «Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы». 3. Корректировка планов. 4. Работа с литературой. | Продолжать работу по развитию связной речи детей: проводить дыхательную и артикуляционную гимнастику. Играть в дидактические, подвижные, музыкально-хороводные, театрализованные игры, проходившие в предыдущие месяцы. Продолжать пересказывать и сочинять рассказы и сказки. Продолжить проводить консультации и индивидуальные беседы для родителей. Показ сказки… | Беседы с родителями: «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого группового логопедического занятия по развитию связной речи для детей комбинированной подготовительной группы с тяжелым нарушением речи (ОНР – III уровня) с использованием современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС (
Тема: «День защитника Отечества».Цель: Актуализация лексической темы: «День Защитника Отечества».Коррекционно-образовательные цели: закреплять представления о российской армии и профессиях в...
Конспект НОД по развитию связной речи. Творческое рассказывание в подготовительной к школе логопедической группе. Тема: «Сказка для домовёнка Кузи».
Тема: «Сказка для домовёнка Кузи».Цель: создать условия для творческой речевой активности детей с помощью сказочного материала.Задачи:*учить придумывать сказку; последовательно, эмоциональ...
План работы по самообразованию «Развитие связной речи у детей в средней группе»
выявить эффективность использования в развитии связной речи у детей....
План работы по самообразованию «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ»
связная речь...
План самообразования «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДРАМАТИЗАЦИИ СКАЗОК» старшая группа
Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Однако только специальное ре¬чевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, ко¬торая представляет собой развернутое высказы...
Коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи у детей логопедической подготовительной к школе группы по лексической теме «Игрушки» описательный рассказ.
Коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи у детей логопедической подготовительной к школе группы по лексической теме «Игрушки» описательный рассказ....