Сценарий образовательной ситуации для детей подготовительной группы "Поможем Незнайке!"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Сценарий образовательной ситуации для детей подготовительной группы "Поможем Незнайке!"
Цель: обучение звуковому анализу слова, изменению окончаний существительных в соответствии с числом (единственным, множественным).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_obrazovatelnoy_situatsii-pomozhem_neznayke.docx | 35.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №25»
Сценарий образовательной ситуации
(для детей подготовительной группы)
Автор разработки:
воспитатель группы № 7
А. А. Жукова
г. Ярославль
2021 г.
Тип ситуации: «Открытие» нового знания.
Цель: обучение звуковому анализу слова, изменению окончаний существительных в соответствии с числом (единственным, множественным).
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить представления о смыслоразличительной роли звука;
- учить изменять окончания существительных в соответствии с формой единственного или множественного числа;
- содействовать формированию у детей умения взаимодействовать друг с другом адекватно игровой ситуации;
- закрепить умение описывать предмет (птицу) по картинке;
- создавать условия для развития умения договариваться при распределении ролей в игре;
Развивающие:
Содействовать развитию:
- коммуникативных умений (умение участвовать в диалоге, работать в паре);
- самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя;
- связной речи;
- умения отвечать на вопросы распространённым предложением;
- навыка согласования прилагательных с существительными;
- умения самостоятельно делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к птицам;
- содействовать развитию гуманного отношения к окружающей среде и стремлению проявлять заботу о сохранении природы;
- воспитывать навык самостоятельной деятельности;
- воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение;
- содействовать развитию чувства ответственности и гордости от совместно выполненной работы.
Предварительная работа: наблюдения в природе за птицами; рассматривание репродукций картин и иллюстраций о птицах; заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о жизни птиц зимой; загадывание загадок о птицах; выполнение физкультурных разминок, пальчиковой гимнастики; чтение Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»; рисование восковыми карандашами на тему «Зимующие птицы» (сова); чтение произведений художественной литературы с описанием жизни птиц.
Демонстрационный материал: конверт (с письмом от Незнайки), цифры – номера заданий «1», «2», «3» и «4», картинки с изображением птиц, картинки с изображением птичьих гнезд.
Раздаточный материал: листы А4 с изображением предметов (птиц) в единственном и множественном числе, простые карандаши, цветные карандаши, восковые карандаши, фломастеры, четыре конверта с карточками (с изображением букв и цифр для составления слов слова «ЛАСТОЧКА», «СОРОКА», «КУКУШКА», «ГАЛКА», одной пустой карточкой в каждом конверте), карточки для раскрашивания со словами и пропущенными буквами в окончаниях.
Ход занятия
1. Этап. Введение в игровую ситуацию.
Цель: создание интересной мотивации к игровой и контрольной деятельности.
Требования к организации этапа:
- ситуация, включающая детей в игровую и контрольную деятельность;
- обращение к личному опыту детей;
- создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в игровую и контрольную деятельность.
- Ребята, посмотрите, какое чудесное зимнее утро! К нам сегодня пришли гости. Подойдите и поздоровайтесь. Дети подходят к гостям, здороваются и знакомятся с ними.
- Восп.: Доброе утро, добрый час!
Очень рада видеть вас!
«Доброе утро!» - нам птицы щебечут.
«Доброе утро!» - нам солнышко светит.
«Доброе утро!» - нам шепчут деревья.
«Доброе утро! Здравствуйте, дети!»
- Ребята, посмотрите! Кто-то прислал в нашу группу письмо. Давайте откроем конверт и прочитаем его.
Воспитатель читает письмо для ребят из группы №7 от Незнайки: «Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас с прекрасной погодой. В такие замечательные зимние дни я совсем запутался - никак не могу понять, какие птицы остались зимовать рядом с людьми, а какие улетели в теплые края... Не знаю, как они называются, не умею писать их названия. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, надо выполнить несколько заданий. Они будут сложными, но интересными. Даю вам маленькую подсказку: задания нужно выполнять по порядку (от первого до четвертого). Ищите их номера в вашей группе. Желаю удачи! Ваш Незнайка».
- Ребята! Вы хотите помочь Незнайке? («Да»)
- Неужели вы сможете выполнить все задания? («Да»)
- Что нам для этого надо сделать? («Найти цифры - номера заданий»).
Дети находят цифры, расположенные по всей группе. За каждой цифрой закреплено задание, которое надо выполнить.
По ходу всего путешествия воспитатель предлагает детям найти соответствующие цифры в групповом помещении и выполнить задания.
2. Актуализация.
Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.
Требования:
- актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания.
- Посмотрите. Вот, первая цифра: «1».
Дети подходят к месту у доски с цифрой «1».
- Ребята, Незнайка приготовил для вас загадки, отгадайте их:
1. Он в своей лесной палате
Носит пёстренький халатик.
Он деревья лечит:
Постучит — и им легче.
(Дятел)
3. Окраской — сероватая,
Повадкой — вороватая,
Крикунья хрипловатая —
Известная персона.
Кто она? ...
(Ворона)
2. Не ворона, не синица.
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку —
Раздалось в лесу "Ку-ку".
(Кукушка)
4. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды —
С первым снегом тут как тут!
(Снегирь)
- Ребята о ком были загадки? («О птицах»).
- Почему некоторых птиц называют перелётными? («Потому что они улетают в теплые края»). Правильно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами и на вторую половину - покидают нас, отправляясь в другие страны.
- Каких перелетных птиц вы знаете? («Ласточки, стрижи, грачи, аисты, соловьи, кукушки, скворцы…»).
- В какое время года перелетные птицы улетают от нас? («Осенью»).
- Почему эти птицы улетают в теплые края? («Потому что становится холодно…», «Они не могут прокормиться…»).
- Что служит им основным кормом? («Насекомые»).
Правильно, все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из свежевскопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозды – великолепные охотники за саранчой и кузнечиками.
Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края.
- Ребята, что страшнее птицам зимой – холод или голод? («Голод»).
Конечно же – голод. Ведь оседлые птички, которые живут у нас постоянно – воробьи, вороны, голуби, синицы – переносят зимние холода.
- Чем питаются эти птицы? («Семенами растений»).
Они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей. (Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых).
- Как люди заботятся о зимующих птицах? («Делают кормушки», «Подкармливают птиц крошками хлеба, зерном…»).
Ребята, а какие птицы прилетают к нам зимовать? («Снегири, клесты»).
Правильно, снегири – обитатели тайги, северных смешанных лесов. Они становятся заметны именно с выпадением снега. Питаются снегири плодами клёна, рябины, причём у ягод они съедают только мелкие косточки, а мякоть выбрасывают. Поэтому присутствие снегирей можно определить по мякоти ягод, лежащей под деревьями. Доставать семена из шишек они не могут.
А вот родственники снегирей – клесты – имеют крепкие клювы со скрещенными кончиками. Они могут расшелушить любую шишку. Клесты не только прилетают к нам на зиму из более холодных лесов, но и выводят у нас здесь зимой птенцов. Чтобы уберечь яйца и птенцов от зимней стужи, клесты строят прочные, толстые гнёзда. Стенки гнезда снаружи утепляются мхом, а изнутри – перьями. Устраивается гнездо под густой еловой лапой, что бы в него не попадал снег. Основная пища клестов – это еловые и сосновые семена, которые они легко достают из шишек своим удивительным клювом.
-Ребята, скоро наступит весна. Кто знает - какая первая забота у птиц весной? («Поправить старые гнезда и построить новые»).
-Из чего строят гнезда птицы? («Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, мха, лоскутков, березовой коры...»)
- Где птицы строят свои гнезда? («На деревьях, на земле, под крышей, под балконами, в кустах…»).
Вот посмотрите, ребята, несколько картинок.
- Где строят свои гнезда грачи? («Грачи строят гнезда на высоких деревьях, гнездятся стаями»). Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев, а внутри, чтобы мягче было будущим птенцам, выстилают сухой травой и тонкими ветками.
- Где аист устраивает свое гнездо? («Аист устраивает гнездо на видном месте-крыше дома, высоком дереве или столбе. Гнездо он складывает из больших прутьев и веток»).
- Где гнездятся стрижи? («Стрижи гнездятся в щелях домов, под навесом карнизов, в дуплах высоких деревьев вблизи водоемов. Соломинки, травинки, листья для гнезд они ловят прямо на лету во время ветра»).
- Где строят гнезда ласточки? («Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария с боковым входом и строится только из комочков размокшей после дождя земли или глины»).
- Ребята, а где селятся скворцы? («В скворечниках, которые ему делают люди. Выстилает его мягким мхом, пухом, травинками...»).
Молодцы, ребята, вы справились с первым заданием, отгадали загадки и ответили на все вопросы Незнайки! Переходим ко второму заданию. Дети подходят к столу с цифрой «2».
- Ребята, посмотрите, на картинки и скажите, какие они?
- Снегирь какой? («Маленький, с красной грудкой…»).
- Воробей какой? («Маленький, коричневый, быстрый, прыгающий…»).
- Синица какая? («Красивая, порхающая, с желтой грудкой…»)
- Вы справились и со вторым заданием Незнайки – описали по картине всех птиц!
- Пойдемте дальше.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
Требования к организации этапа:
- создание ситуации затруднения;
- фиксация в речи причины затруднения.
Дети подходят к столу с цифрой «3». На столе лежат конверты с карточками (приложение 1), на которых нарисованы буквы, а под ними цифры. Делятся на пары. Каждой паре выдается конверт с карточками.
- Ребята, посмотрите, здесь лежат какие-то конверты, а в них карточки с буквами и цифрами (одна из которых пустая).
- Как вы думаете, что это? («Зашифрованное слово»).
-Верно ребята, здесь написано какое-то слово, но я не могу его прочитать. Как вы думаете, почему? («Потому что буквы стоят не по порядку»).
- Что же делать? («Нужно расставить цифры по порядку от 1 до 7, и прочитать, что получится»). Дети расставляют буквы вместе с цифрой по порядку. Последняя карточка оказывается пустой (без цифры и буквы).
- Какое у вас получилось слово? («Слово не получилось, потому что не хватает последней буквы»).
- Оказывается, что в каждом слове не хватает последней буквы.
- Что же делать? («Нужно самим дописать последнюю букву в слове»).
- Какой буквы не хватает? (Последней буквы «А»). Дети вписывают букву «А». Получается слова «ЛАСТОЧКА», «СОРОКА», «КУКУШКА», «ГАЛКА»).
- Какую цифру нужно дописать на карточке? (Последняя буква в слове «ЛАСТОЧКА» седьмая по счету, значит нужно написать цифру «7» и т.д.).
4. Открытие нового знания.
Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.
Требования:
- организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
- фиксация нового знания в речи и знаково;
- создание ситуации успеха.
- Ребята, давайте проверим, правильно ли мы выполнили задание Незнайки. Он оставил в одном конверте подсказку-картинку.
- Посмотрим? («Да»).
Воспитатель достает из конверта картинки с изображением большого количества птиц (ласточек, сорок, кукушек, галок).
- Ребята, посмотрите, на картинках много птиц, а у нас названия птиц написаны в единственном числе. Что же делать? («Нарисовать еще несколько птиц рядом со словом», «Написать слово много раз», «Изменить последнюю букву в слове - вместо «А» - «И»). Воспитатель принимает все ответы детей, но отклоняет их до тех пор, пока дети не предлагают изменить окончание в слове.
- Верно, ребята. В форме единственного числа слова «ЛАСТОЧКА», «СОРОКА», «КУКУШКА», «ГАЛКА» обозначают одну птицу, во множественном числе «ЛАСТОЧКИ», «СОРОКИ», «КУКУШКИ», «ГАЛКИ» — несколько, много птиц. Чтобы изменить слово, необходимо изменить его окончание. Дети меняют окончание в слове, вписывают вместо «А» букву «И».
Подитог:
- Замечательно! Ребята, вы справились с третьим заданием Незнайки и узнали, что для того, чтобы изменить слово (из единственного числа на множественное), необходимо изменить его окончание.
- Теперь немного отдохнем.
Раз-два, раз-два –
Начинается игра! (Хлопают в ладоши).
Вот и утро! Хватит спать!
Перед тем, как вылетать,
Надо крылышки размять.
Вверх крыло, вниз крыло,
А теперь наоборот! (Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются).
Крылья в стороны разводим,
А лопатки вместе сводим. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны).
Вправо-влево наклонились,
И вперёд-назад прогнулись. (Наклоны влево - вправо, вперёд - назад).
По команде приседаем —
Упражненье выполняем.
Раз-два-три-четыре-пять.
Чур, друзья, не отставать! (Приседания).
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями).
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее).
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают).
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою. (Топают ногами).
И тогда придешь домой.
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны).
И на место вновь вернулись. (Дети садятся).
Раз-два, раз-два –
Завершается игра! (Хлопают в ладоши).
5. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях
Требования:
- соответствие используемых игр цели занятия;
- индивидуальные затруднения в играх;
- ситуация успеха в совместной деятельности.
- Ребята, посмотрите, где следующее задание.
Дети подходят к столу с цифрой «4».
На столах разложены листы бумаги А4 с изображением предметов в единственном и во множественном числе. Под рисунками написаны слова в единственном числе и во множественном - с пропущенными буквами (окончаниями). Один лист с заданием на двоих. Дети договариваются между собой, делятся на пары, при помощи цветных карандашей и пастели разукрашивают картинки, простым карандашом вписывают окончания в слова.
Подитог:
- Молодцы, ребята! Теперь вы научились вписывать пропущенные буквы и знаете, как можно изменять окончания в словах.
6. Итог.
Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.
Требования:
- организация анализа детской цели;
- фиксация нового знания в речи;
- определение выполнения взрослой цели.
- Ребята, вот и закончились все испытания.
- Зачем мы выполняли разные задания? («Чтобы помочь Незнайке»).
- Как думаете, вы справились с заданиями Незнайки? («Да»).
- С какими заданиями вы помогли справиться Незнайке? (««Отгадали загадки». «Ответили на вопросы». «Описали картинки с изображением птиц». «Разукрасили картинки». «Вписали в слова пропущенные буквы». «Изменили (исправили) окончания в словах»).
- Вы молодцы, потому что действительно замечательно выполнили все задания Незнайки и теперь он точно знает, какие птицы остаются зимовать рядом с людьми, а какие улетают в теплые края. Он выучил, как они называются и самостоятельно умеет писать их названия. Незнайка вам очень благодарен! Надеюсь, что и в будущем вы всегда будете такими же добрыми и отзывчивыми ребятами.
Приложение 1
А 2 | Л 1 |
Т 4 | С 3 |
Ч 6 | О 5 |
К 7 |
А 2 | Г 1 |
К 4 | Л 3 |
О 2 | С 1 |
О 4 | Р 3 |
К 5 | |
У 2 | К 1 |
У 4 | К 3 |
К 6 | Ш 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий образовательной ситуации для детей второй младшей группы «Звёздное небо»
Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативная познавательная , художественно – эстетическая.: формирование представлений у детей о нетр...
Сценарий образовательной ситуации для детей подготовительной группы по теме: «ИГРУШКИ ДЛЯ ЕЛКИ МЫ ДЕЛАЕМ САМИ!»
Формирование представлений детей о способах создания новогодней игрушки с использованием разных материалов....
Сценарий образовательной ситуации по формированию элементарных математических представлений. «Незнайка в космосе»
Тип образовательной ситуации: открытие нового знания.Цель: формирование представления о последовательности расположения планет в Солнечной системе.Задачи:Обучающие:Познакомить с особенностями ст...
Сценарий образовательной ситуации для детей старшей группы "Письмо от Феи Знаний"
Сценарий образовательной ситуации для детей старшей группы. Цель: обучение звуковому анализу слова, изменению окончаний существительных в соответствии с числом (единственным, множественным)....
Сценарий образовательной ситуации для детей первой младшей группы "Путешествие по сказке "Колобок"
Сценарий образовательной ситуации для детей первой младшей группы. ...
Сценарий образовательной ситуации (для детей второй младшей группы) "Поможем котенку найти дом!"
ЦЕЛЬ: мониторинг, контроль уровня сформированности знаний детей о домашних животных....
Сценарий образовательной ситуации с детьми подготовительной к школе группы «Пекарь Булочка!»
Образовательная область (направление): «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное».Цель: Активизация познавательной деятельности дете...