КОНСПЕКТ
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_f.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»
Цель:

- познакомит детей со звуками Ф,Ф’, буквой Ф;

- находить место звука в слове (в начале, середине или конце слова);

- закреплять умения делить слова на слоги;

- воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая;

-совершенствовать умения рассуждать, четко выражая свои мысли.

Задачи:

- образовательные: учить детей характеризовать и различать звуки Ф, Ф’;

совершенствовать навык различения звуков: мягкий – твердый, глухой – звонкий;

совершенствовать навык звуко - буквенного анализа слов на основе наглядно-графических схем;

совершенствовать навык определять место звука в словах;

познакомить с буквой Ф.

- развивающие: учить детей дифференцировать звуки Ф – Ф’;

развивать фонематический слух;

развивать графо-моторные навыки;

- воспитательные: воспитывать умение уважать мнение других;

воспитывать умение слушать друг друга.

1. Организационный момент.

Игра - приветствие.

Затихает смех веселый,

Заниматься мы готовы.

Встанем все сейчас красиво,

Поздороваемся учтиво.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

1.Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, будем внимательными и старательными, узнаем много нового и интересного, а помогут нам в этом наши гости – кошка Фая и собачка Филя.

Воспитатель: Фая и Филя принесли с собой загадки и просят вас помочь их отгадать. Поможем нашим гостям?

Дети: Да, поможем!

Воспитатель: А теперь внимательно слушаем загадки:

В парке, в летнюю жару,

Воду льёт на детвору.

Брызги веером летят.

Не найти сухих ребят!

Это, что за хулиган!

Как зовут его? (Фонтан).

Воспитатель: Следующая загадка:

Кто волшебницу узнает? Воспитатель: Молодцы, и последняя загадка:

Вот спортсмены на коньках          

Упражняются в прыжках.

И сверкает лед искристо.

Те спортсмены - (фигуристы)/

Над землей она летает.

Чудеса творить умея,

Всем в беде поможет. (фея)

 Воспитатель: Следующая загадка

Этот глаз - особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет.      Самый точный ваш портрет. (фотоаппарат)/

         

Воспитатель: Молодцы, ребята! А скажите, пожалуйста, какой первый звук встречается в наших отгадках - Фонтан, фея, фотоаппарат, фигуристы

Дети: Звук [ф].

Воспитатель: Правильно ребята, это звук [ф]. Сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком

Чистоговорка:

Аф – аф – аф -сложим вещи в шкаф

Фа-фа-фа новая софа

Аф – аф - аф-в Африке жираф

Фин – фин - фин-в море плыл дельфин

Иф –иф –иф- в небе птица гриф.

III. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам.

Воспитатель: Когда мы произносим звук [ф] Нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса, какой это звук: согласный или гласный?

Дети: Это согласный звук.

Воспитатель: Ф – глухой, парный, согласный.

Звук [ф] – согласный, твёрдый, глухой.

Ребята, я знаю, что вы научились различать согласные твердые и согласные мягкие. Фая, Филя — в каком слове звук [ф] твердый, а в каком мягкий?

Дети: В слове Фая звук [ф] твердый, а в слове Филя — мягкий.

Воспитатель: Почему в слове Филя звук [фь] мягкий?

Дети: Звук [фь] мягкий, потому что после него стоит гласный звук [и]. Он всегда делает согласные мягкими.

Воспитатель: Правильно. Звук [ф’] – согласный, мягкий, глухой.

Игра «Назови нужный звук».

Друзья любят играть в кубики. У Фаи – синий кубик, обозначающий звук Ф – твердый звук. У Фили – зеленый кубик, обозначающий звук Фь – мягкий звук.

Я буду показывать синий или зеленый кубик, а вы называть соответствующий звук.

(Воспитатель показывает то синий, то зеленый кубики, а дети называют соответствующий звук).

Дети: Ф, Ф, Фь, Ф, Фь…

4. Выделение звуков на слух: Игра «Где звук?»

Воспитатель показывает картинки, дети называют и говорят, где находится звук – в начале, в середине, в конце слова.

Фартук-т

Фанарик-т

Флаг-т

Фиалка-м

Фикус-м

Ферма-м

Фабрика-т

Шифоньер

Телефон

Зефир

Сарафан

Кофта-т

Шарф-т

Видеофильм

Жираф

Шкаф

Торф

Сейф

Шеф

Торф

6. Игра «Придумай слово со звуком Ф» (с мячом).

(дети стоят в кругу, передают мяч и называют слово)

)

7. Знакомство с буквой Ф.

Слышим звуки, а пишем, читаем?

Дети: Буквы.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что звуки [Ф], [Ф‘] обозначаются одной буквой?

Дети: Нет.

Воспитатель: Они обозначаются буквой Ф (показываю на доске: Ф).

Буква Ф надула щёки,

Нос задрала, руки - в боки!

Ничего себе! Однако!

Эта Буква - задавака!(хвастун).

-Ребята, давайте пофантазируем, на что похожа буква ф?

Я футбольный судья.

Целый день с мальчишками.

Два футбольных мяча

У меня под мышками!

-На что еще  похожа буква Ф?

(Дети отвечают.)

- Верно, буква Ф похожа на ключ.

– Всем известно без подсказки:

Буква Ф – как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, из каких элементов состоит буква Ф.

Сначала нарисуй кружок,

А рядышком еще другой.

Теперь, старайся, мой дружок,

Их разделить прямой чертой.

Физкультминутка - игра "Найди место звука в слове" . 

- А сейчас предлагаю поиграем в игру, которая называется "Найди место звука в слове" . Я называю слова, а вы выполняете движение: если звуки [ф] стоит в начале слова, то вы поднимаете руки вверх, если в середине – руки в стороны, если в конце – приседаете, а если наших звуков нет в слове – стоите без движений.

Фонарик, телефон, корова, телеграф, кафе, кофе, фыркает, Уфа, ворона.

Произношение звуков в словах.

- Филе и Фае для фокусов нужны предметы, в названии которых есть звуки Ф, Ф’. Угадайте, что в коробке?

- В слове 4 звука, первый Ш, последний Ф, носим на шее. (шарф)

- В названии предмета первый слог КОФ. (кофта)

- В слове есть слоги ТЫ, КОН, ФЕ. (конфеты)

Скороговорка

Наф-наф, Ниф-Ниф, Нуф-НУФ- ТРИ БРАТА

От волка спрятаться им надо.

  1. Звуко-слоговой анализ слов фикус, фокус.

- Филя спрашивает: «Зачем вам это коробочки с разноцветными квадратиками». (Ответы детей)

- Давайте покажем им  как мы умеем делать анализ слов, выложим схему слова ФИКУС.

Дети выкладывают схему слова.

- А мы тоже можем быть фокусниками. Превратим слово ФИКУС в ФОКУС.

Дети заменяют в слове первый квадрат

Воспитатель: Букву Ф можно написать только ручкой или карандашом? Давайте с вами поэкспериментируем. Разделимся на группы, предлагаю разные материалы - выложите букву Ф. (Дети выкладывают букву). 11. Упражнение «Выложи букву Ф из фасоли, из ракушек, из тыквенных семечек

Воспитатель: А теперь, ребята, возьмём карандаши. Печатаем букву Ф

- Подчеркни букву Ф на карточке. – Сколько раз вы подчеркнули букву Ф?

- Обменяйтесь листочками и проверьте друг у друга выполненное задание.

10. Итог занятия.

Воспитатель: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?

Дети: Мы познакомились со звуками [Ф],[Ф‘] и буквой Ф.

Воспитатель: Ребята, чтобы наши друзья — Фая и Филя не забыли, какой буквой обозначаются их звуки, давайте хором им напомним.

Дети: Филя — Звук [ф’], согласный, мягкий, глухой.

Фая — Звук [ф] – согласный, твёрдый, глухой.

Воспитатель: А теперь скажем «До свидания» нашим друзьям. Все очень хорошо занимались. Спасибо.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....