Развитии речи - путь успешной социализации ребенка
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Демченко О.А.
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста
«Развитие речи – путь успешной социализации ребенка»
Руководство связной речью детей в повседневной жизни.
Рекомендуется использовать такой методический прием как поручение:
- показать товарищу, который был болен, книгу, прочитанную без него, и рассказать о ней;
- показать высаженные растения или поделки и рассказать по - порядку как их выполняли;
Рекомендуется периодически менять в книжном уголке папки с картинками или рисунками детей; вывешивать крупные картины для рассматривания, чтобы активизировать разговорную речь детей и желание рассказывать.
Можно использовать ролевые игры (с рассказчиками: например, «КИНО» (роль кино-механика-чтеца), «Телевизор», «Радио», «Проигрыватель» (роль дикторов), «Телефон» (собеседники), «Космос» (роль космонавта, передающего свой рассказ о полете на Землю), «Детский сад», «День рождение» и т.д.), развлечения.
Работа над активизацией словаря дошкольников.
Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой особую задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий.
Осуществляя словарную работу, воспитателям рекомендуется придерживаться следующих принципов:
- работу над словарем проводить при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
- формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
- все задачи словарной работы решать в единстве и в определенной последовательности;
Словарную работу проводить по следующим направлениям:
- Обогащение словаря (усвоение новых, ранее неизвестных детям слов)
- Уточнение словаря (словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка)
- Активизация словаря (перенесение большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания)
- Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные, вульгаризмы и т.д.)
Работа над совершенствованием грамматической стороны речи детей.
При формировании грамматически правильной речи ребенка следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной. Морфология – грамматические свойства слова, его формы; синтаксис – словосочетания и предложения. Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен для восприятия детьми. Играм и упражнениям следует отводить не более 5-10 минут, не употреблять грамматическую терминологию, выбирать только одну задачу, что позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале. Учить детей сопоставлять речевой материал, подмечать разницу в произношении. При формировании грамматически правильной речи ребенка рекомендуется использовать активные приемы обучения, образец речи педагога, мотивировку учебного задания, исправления, подсказ, упражнения на составление предложений с трудными словами, сюжетно-дидактический рассказ, содержащий трудные словоформы, дидактические речевые игры, образцы правильно построенных предложений, упражнение «Один начинает – другой продолжит», употребление обобщающих слов перед однородными членами предложения, упражнения на словообразование и т.д.
Воспитание звуковой культуры речи.
Воспитателям важно всегда помнить, что чистое звукопроизношение ребенком – основа обучения грамоте и правильной письменной речи. Для решения многих задач звуковой культуры речи дошкольников обязательно 1 раз в месяц проводить комплексные занятия, целиком посвященные звуковой культуре речи. Большую часть времени на таком занятии отводить работе над произношением одного звука или группы родственных звуков. В процессе работы рекомендовано эффективно использовать речевую гимнастику (1-2 мин. артикуляционных упражнений в конце утренней гимнастики), широкий спектр дидактических игр, подвижных и хороводных игр с текстом, заучивание стихотворений, скороговорки, чистоговорки, интонирование звуков и т.д.
Важно помнить алгоритм процесса заучивания одного звука:
- Показ, объяснение артикуляции звука, многократное произнесение звука педагогом.
- Произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании ( длительность вдоха)
- Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи.
- Упражнения в произношении звука в словах и фразовой речи (шутки-чистоговорки, дидактические игры, чтение коротких стихотворений)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 15.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Демченко О.А.
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста
«Развитие речи – путь успешной социализации ребенка»
Руководство связной речью детей в повседневной жизни.
Рекомендуется использовать такой методический прием как поручение:
- показать товарищу, который был болен, книгу, прочитанную без него, и рассказать о ней;
- показать высаженные растения или поделки и рассказать по - порядку как их выполняли;
Рекомендуется периодически менять в книжном уголке папки с картинками или рисунками детей; вывешивать крупные картины для рассматривания, чтобы активизировать разговорную речь детей и желание рассказывать.
Можно использовать ролевые игры (с рассказчиками: например, «КИНО» (роль кино-механика-чтеца), «Телевизор», «Радио», «Проигрыватель» (роль дикторов), «Телефон» (собеседники), «Космос» (роль космонавта, передающего свой рассказ о полете на Землю), «Детский сад», «День рождение» и т.д.), развлечения.
Работа над активизацией словаря дошкольников.
Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой особую задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий.
Осуществляя словарную работу, воспитателям рекомендуется придерживаться следующих принципов:
- работу над словарем проводить при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
- формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
- все задачи словарной работы решать в единстве и в определенной последовательности;
Словарную работу проводить по следующим направлениям:
- Обогащение словаря (усвоение новых, ранее неизвестных детям слов)
- Уточнение словаря (словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка)
- Активизация словаря (перенесение большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания)
- Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные, вульгаризмы и т.д.)
Работа над совершенствованием грамматической стороны речи детей.
При формировании грамматически правильной речи ребенка следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной. Морфология – грамматические свойства слова, его формы; синтаксис – словосочетания и предложения. Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен для восприятия детьми. Играм и упражнениям следует отводить не более 5-10 минут, не употреблять грамматическую терминологию, выбирать только одну задачу, что позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале. Учить детей сопоставлять речевой материал, подмечать разницу в произношении. При формировании грамматически правильной речи ребенка рекомендуется использовать активные приемы обучения, образец речи педагога, мотивировку учебного задания, исправления, подсказ, упражнения на составление предложений с трудными словами, сюжетно-дидактический рассказ, содержащий трудные словоформы, дидактические речевые игры, образцы правильно построенных предложений, упражнение «Один начинает – другой продолжит», употребление обобщающих слов перед однородными членами предложения, упражнения на словообразование и т.д.
Воспитание звуковой культуры речи.
Воспитателям важно всегда помнить, что чистое звукопроизношение ребенком – основа обучения грамоте и правильной письменной речи. Для решения многих задач звуковой культуры речи дошкольников обязательно 1 раз в месяц проводить комплексные занятия, целиком посвященные звуковой культуре речи. Большую часть времени на таком занятии отводить работе над произношением одного звука или группы родственных звуков. В процессе работы рекомендовано эффективно использовать речевую гимнастику (1-2 мин. артикуляционных упражнений в конце утренней гимнастики), широкий спектр дидактических игр, подвижных и хороводных игр с текстом, заучивание стихотворений, скороговорки, чистоговорки, интонирование звуков и т.д.
Важно помнить алгоритм процесса заучивания одного звука:
- Показ, объяснение артикуляции звука, многократное произнесение звука педагогом.
- Произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании ( длительность вдоха)
- Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи.
- Упражнения в произношении звука в словах и фразовой речи (шутки-чистоговорки, дидактические игры, чтение коротких стихотворений)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция речевых нарушений как одно из условий успешной социализации ребенка дошкольного возраста
В последние время возрастает число детей с нарушениями речи. Нарушения речи многообразны, могут проявляться и в нарушении произношения, и в нарушении грамматического строя речи, бедности словарного за...
Здоровьесберегающая среда как условие успешной социализации ребенка в ДОУ
Статья содержит полезные советы по созданию здоровьесберегающей среды....
Консультация для родителей "Патриотическое воспитание - залог успешной социализации ребенка"
Для эффективной работы с родителями, в целях повышения их компетентности в различных вопросах, касающихся воспитания детей, я использую консультации составленные мной для родителей....
«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»
Цель: повысить значимость организации с/р игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУЗадачи:• Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для ус...
"Важность общения с детьми для развития речи и успешной социализации"
На сегодняшний день вопрос дефицита общения взорслых и детей стоит остро. Все зависит от того, какие формы общения мы выбираем, и как будем их использовать в своей работе. Сегодня изменились принципы,...
Тема по самообразованию: "Проектная деятельность как средство познавательного развития и успешной социализации ребенка дошкольного возраста в условиях ФГОС".
Выбирая тему по самообразованию, я, не сомневаясь, решила, что это будет именно проектно-исследовательская деятельность. Потому что данный вид деятельности помогает развивать в ребёнке ...
Конструктивное взаимодействие детского сада и семьи как условие целостного развития личности и успешной социализации ребенка
В презентации представлены выдержки из нормативных документов по вопросу взаимодействия дошкольной организации и семьи. Приложены анкета-опросник для педагогов, рекомендации по проведению родительског...