Продуктивная деятельность как средство развития связной речи.
статья по развитию речи

Тишина Дарья Алексеевна

«Очень рано ребенок начинает стремиться, самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось». Н. К. Крупская.

Рисование, лепка и аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Во всех видах продуктивной деятельности: лепке, аппликации, рисовании, конструировании, ручном труде наряду с решением основных задач, можно успешно осуществлять развитие речи детей. На таких занятиях ребята сами создают что-то новое, углубляют и расширяют свои представления об окружающем мире, проявляют творческую активность и, как правило, охотно вступают в разговор по поводу содержания своих работ. В специально организованной продуктивной деятельности возникают естественные благоприятные ситуации, способствующие проявлению речевой активности детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_ns_portale.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Продуктивная деятельность как средство

развития связной речи

 «Очень рано ребенок начинает стремиться, самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось». Н. К. Крупская.

Рисование, лепка и аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Во всех видах продуктивной деятельности: лепке, аппликации, рисовании, конструировании, ручном труде наряду с решением основных задач, можно успешно осуществлять развитие речи детей. На таких занятиях ребята сами создают что-то новое, углубляют и расширяют свои представления об окружающем мире, проявляют творческую активность и, как правило, охотно вступают в разговор по поводу содержания своих работ. В специально организованной продуктивной деятельности возникают естественные благоприятные ситуации, способствующие проявлению речевой активности детей. По замыслу легко создаются и специальные проблемные ситуации, позволяющие целенаправленно вводить в активную речь детей сложные грамматические категории и определенные синтаксические конструкции, совершенствовать связное высказывание. Для развития речи детей используются следующие элементы занятий:

  •  обсуждают с детьми предстоящую деятельность, её этапы, выбор способов действия;
  • объясняют смысл каждого действия и тем самым не только развивают активную речь детей, но и учат их работать по плану, выраженному в слове.

Дети рисуют по своему замыслу, изображают сюжет, который определили для себя в словесной форме. В конце занятия рассказывают о том, что получилось, и таким образом дважды вербализованный сюжет варьируется в связном высказывании, речь становится мобильной, подвижной. Дети сооружают постройку по заранее заготовленному образцу, а потом сравнивают свою постройку с образцом; им необходимо различать и адекватно употреблять в активной речи не только названия предметов, но и слова, обозначающие действия с предметами и признаки действий. Дети готовят аппликацию по словесному описанию, стараясь воспроизвести всё, что указанно в инструкции. В конце занятия предлагается вспомнить инструкцию и сравнить её с тем, что получилось. Таким образом, у детей воспитываются внимание к речи, умение получать и использовать выраженную в ней информацию, развивается умение активно пользоваться словом - описывать свои действия и оценивать результат. В коллективной лепке необходимо содержательно общаться: формулировать общую цель, обсудить тему, сюжет, композицию, распределять, кто, что будет лепить, планировать свои действия, намечать их последовательность, сравнивать результат с замыслом и т.д. Дать образец того, как правильно и культурно можно построить своё высказывание в общем разговоре.

Таким образом, и замысел и результат - продукт детской деятельности - всегда четко определены в слове. Это позволяет использовать разнообразные её виды для коррекции недоразвития речи. Процесс создания изобразительных работ полезно сопровождать речевыми высказываниями детей. Остановимся на некоторых специфических приёмах развития и активизации речи детей с ОНР на занятиях изобразительной деятельностью и конструированием.

1. Создание проблемной ситуации, формулирующей коммуникативную направленность речи. Если кому-то из детей специально «забыть» положить лист бумаги (кисть, карандаш), ребёнок будет вынужден попросить недостающее, т.е. проявить речевую инициативу, используя нужные слова в нужной грамматической форме.

2. Комментирующая речь педагога непосредственно в процессе работы детей; Рома обмакивает кисточку в воду, а Таня уже обмакнула. Обмакнуть это значит погрузить кисточку на короткое время в жидкость- в воду, краску, клей Миша набирает на кисточку коричневую краску, вероятно, начнёт рисовать стволы деревьев....и т.д.) Если комментирующая речь воспитателя звучит систематически на каждом занятии, то дети привыкают работать при таком речевом фоне. Это ничуть не мешает им, а, наоборот, помогает усвоить изобразительные технические навыки. С помощью слова педагога дети начинают видеть себя со стороны, осознавать свою деятельность, своё место в общем ритме творческой работы.

3. Проговаривание детьми своих действий. Постепенно комментирующая речь педагога из монолога превращается в диалог - неспешный разговор то с одним, то с другим ребенком - не шепотом, а вслух, например, Маша, ты, что сейчас рисуешь? - Я рисую ствол дерева коричневой краской. - Маша, ты рисуешь ствол всей кистью плашмя, а веточки как будешь рисовать? Если диалоги будут звучать на занятиях систематически, то к концу года дети овладеют разнообразными синтаксическими конструкциями, и будут свободно пользоваться словами в различных грамматических формах.

4. Цель продуктивной деятельности обязательно должна называться дважды: перед тем как дети начнут действовать и после завершения действия, как его результат; Что мы будем делать? Что ты, Маша будешь делать? В конце занятия то же самое: Что мы сделали? Что ты Маша сделала?

5. Использование в речи большого числа приставочных глаголов. Сначала педагог проговаривает, что делают дети: режут бумагу, вырезают круг и т.д. Позднее дети сами пользуются приставочными глаголами и точно называют свои действия. Связь слова с действием намного ускоряет и облегчает процесс усвоения детьми приставочных глаголов, оречевлённые действия в изобразительной деятельности становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми.

6. Отчет ребенка о том, что он приготовил к занятию. Этот приём позволяет отработать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

7. «Дорисовывание» словами своей незаконченной работы - рисунка, аппликации, постройки - действенный приём формирования речевого высказывания и повод для связного высказывания творческого характера.

8. «Похвалим работу товарища» - хороший приём для активизации в речи притяжательных прилагательных (на Сашином рисунке видны заячьи следы), для упражнения в подборе определений и образных выражений.

9. «Почемучки» - закрепление умения задавать друг другу различные вопросы, и каверзные в том числе, по поводу изображенного на рисунке или аппликации.

Вне занятий детские работы остаются еще долгое время наглядной опорой для разнообразных речевых упражнений:

  1. Речевые высказывания с обращением (Маша, смотри, на Сашином рисунке...)
  2. Придумывание названия своему рисунку и рисунку товарища;
  3. Сочинение рассказа или сказки к своей работе;
  4. Интересно оформить их в виде книжки - самоделки;
  5. Разговор от лица изображенных живых и неживых объектов;
  6. Сравнение двух работ.

Эти приёмы позволяют использовать любые благоприятные моменты на занятиях для расширения речевой практики детей.

В продуктивных видах деятельности результативность речевой работы многократно усиливается за счет:

- Опоры на эмоционально - интеллектуальный опыт детей, их собственные неповторимые ассоциации;

- Необходимость выделять, воспринимать, воспроизводить определённые свойства и отношения предметов, выражать их в слове;

- Ситуации субъективного переживания ребёнком своей деятельности, от вынашивания замысла до конечного видимого результата;

- Возможности создания проблемных ситуаций, проясняющих значения слов и побуждающих детей осуществлять выбор;

- Живая, незаученная речь зазвучит на занятиях при условии, что дети будут испытывать чувство безопасности работы.

Безопасность работы и критерии эстетичности занятия включают следующее:

  1. дети не боятся критических замечаний и оценок (добрый совет, прежде всего);
  2. пользуются возможностью свободно передвигаться по группе во время занятия, задавать вопросы друг другу и педагогу;
  3. имеют своё мнение и умеют его высказывать;
  4. пользуются правом выбора и т.д.

Таким образом, педагогом создаются условия для дальнейшего развития речи, развития и совершенствования планирования, регулирования и контролирования детьми с общим недоразвитием речи собственных действий в процессе выполнения заданий по изобразительной деятельности и конструированию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...

ОТЧЕТ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».Цель: «Определить содержание, разработать и апробировать методы и приёмы работы по развитию...

Театрализованная деятельность как средство развития связной речи

Доклад на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития связной речи"...

«Театрализованная деятельность – как средство развития связной речи у детей с ТНР».

Одним из средств развития связной речи является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность – это игра. А игра является главной формой познавательной деятельности, она помогает ...

Продуктивная деятельность, как средство развития связной речи старших дошкольников

  В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной  речью зависит успешность обуч...