Статья "Упражнения и игры на пальчиках как средство развития речи детей дошкольного возраста"
статья по развитию речи (младшая группа)
Предлагаю вашему вниманию статью "Упражнения и игры на пальчиках как средство развития речи детей дошкольного возраста". На первых этапах жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Стимулом для речевого и интеллектуального развития малыша могут быть также игры с пальчиками. Пальчиковые игры и упражнения - это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног.Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное произношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Упражнения и игры на пальчиках как средство развития речи детей дошкольного возраста | 25.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №65 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга
Воспитатель Васильева Инна Сергеевна
Упражнения и игры на пальчиках как средство развития речи детей дошкольного возраста.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В. Сухомлинский.
На первых этапах жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются ограниченными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное состояние ребенка, на его самооценку. Со временем уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее — от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, то есть перерабатывать, осмысливать информацию, получаемую из окружающего мира.
К году ребёнок накопит пассивный словарь — слова, которые он не может ещё говорить сам, но понимает, когда их произносят окружающие. Поэтому задача взрослых — как можно больше говорить, озвучивая и называя маленькому человеку предметы, которые находятся вокруг него, и происходящие действия. Когда малыш накопит богатые впечатления и, соответственно, собственный словарь, тогда и придёт долгожданный момент — ребёнок «вдруг» заговорит сам. С этого счастливого дня речь станет для него полноценным средством общения. Конечно же, потребуются разные игрушки, пособия, книжки. Но хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития малыша могут быть также игры с пальчиками. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.
Пальчиковые игры и упражнения - это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное произношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительных эффект активного умственного и физического развития.
Упражнения можно условно разделить на три группы:
I группа. Упражнения для кистей рук:
- развивают подражательную способность;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
II группа. Упражнения для пальцев условно статические:
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
III группа. Упражнения для пальцев динамические:
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.
Этапы разучивания игр:
- Взрослый сначала показывает игру ребенку сам;
- Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка;
- Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый
проговаривает текст;
- Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого,
который произносит текст;
- Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый
подсказывает и помогает.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком:
- Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания.
- Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия,
сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
- Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.
- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
- Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
- Используйте максимально выразительную мимику.
- Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
- Постепенно заменяйте упражнения новыми.
- Проводите занятия весело.
- Не принуждайте ребёнка
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.
Традиционные:
- самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
- игры с пальчиками с речевым сопровождением;
- пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
- графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический
диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
- предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
- игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;
- кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
- игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий — шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Нетрадиционные:
- самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
- игры с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
Игровые упражнения можно разделить на небольшие группы:
- Упражнения для массажа (или самомассаже рук):
-«Массаж подушечек пальцев рук»;
-«Массаж фаланг пальцев»;
-«Массаж прижимающий»;
-«Упражнение с мячом-ёжиком»;
-«Упражнение с прищепками»;
-«Самомассаж горохом»;
-«Гладь мои ладошки, ёж».
- Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук:
-«Поочерёдное соединение всех пальцев»;
-«Соединение одноимённых пальцев»;
-«Пианист»;
-«Пальчики кивают»;
-«Горошки»;
-«Упражнение с пробками»;
-«Упражнение со счётными палочками»;
-«Пальцеход»;
-«Колодец».
- Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга:
-«Ладонь — кулак»;
-«Поочерёдное соединение всех пальцев»;
-«Ножки».
- Упражнения с различными предметами (которые почти всегда есть в обиходе):
-«Упражнение с мячом-ёжиком»;
-«Упражнение с прищепками»;
-«Упражнение с эспандерами»;
-«Упражнение со стопором»;
«Упражнение с пробками»;
-«Упражнение с чётками»;
-«Упражнение с бусами»;
-«Упражнение со счётными палочками»;
-«Комканье платка»;
-«Все узлы переберу»;
-«Мне дала синичка хрупкое яичко»;
-«Волшебные орешки»;
-«Будь сильней, моя рука».
- Гимнастика для пальцев:
-«Щелчки»;
-«Потягивание за кончики пальцев».
• Игры с пальчиками без предметов с речей сопровождением.
Упражнения без предметов можно выполнять и когда угодно (дома, в транспорте, где нечем занять ребёнка).
Стихи, сопровождающие упражнения с пальчиками, — это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить
систематически по 2-5 минут ежедневно.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Пальчиковые игры и упражнения - это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторик...
Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста
Пальчиковые игры и упражнения - это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторики и ре...
Консультация для родителей на тему:" Пальчиковые игры и упражнения - как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Рекомендации родителям как в домашних условиях развивать мелкую моторику с помощью игр и упражнений...
План по самообразованию «Развивающие игры на липучках как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности и познавательной активности у детей.Задачи:1.Способствовать формированию целостной картины мира,...
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НА ЛИПУЧКАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НА ЛИПУЧКАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НА ЛИПУЧКАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НА ЛИПУЧКАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я хотела бы представить вашему вниманию, развивающие игры на липучкахВ п...
Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста
Пальчиковые игры и упражнения — это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторик...