Консультация для родителей на тему:" Пальчиковые игры и упражнения - как средство развития речи детей дошкольного возраста"
консультация (средняя группа)

Надежда Ростиславовна Гончарук

Рекомендации родителям как в домашних условиях развивать мелкую моторику  с помощью игр и упражнений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста

                                                    https://4youngmama.ru/wp-content/uploads/c/9/1/c9127ba64688af2f5fc9450d9ff6e4d2.jpeg

                                                 «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

                                                                                                                                                                                                                                                                                       В.Сухомлинский                                                                                                                                                                

        В последние годы в нашей стране увеличилось количество детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является очень актуальной. Речевые отклонения возникают в раннем возрасте и их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Детские психологи отмечают, что уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-видео-аудио и т. д.). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания).

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

 Пальчиковые игры и упражнения - это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Разучивание текстов с   использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Главн ая цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное произношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительных эффект активного умственного и физического развития.https://cf.ppt-online.org/files/slide/h/H67X5LBvpfVMYwOsCqtk4SFhaburNZy8I1xjeQ/slide-2.jpg

Этапы разучивания игр:

 Взрослый сначала показывает игру ребенку сам;

 Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка;

 Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст;

 Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст;

 Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком:

 Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

 Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

 Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

 Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. Можно научить в случае необходимости ребёнка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

 Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

 Используйте максимально выразительную мимику.

 Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

 При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается

наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

 Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка.

 Проводите занятия весело, «не замечайте», если ребенок на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

 Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или

поменяйте игру.

Виды пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук:

Занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.). Рисование - занятие, которое любят почти все дети. Чем чаще ребенок держит в руках кисть или карандаш, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова.

Игра с крупой. Игры с крупными семенами

Насыпьте в тарелочку горох, с какой-либо другой крупой и предложите ребенку отсортировать горох от крупы в другую тарелочку. Разнообразную крупу можно сортировать, катать между большим и указательным пальцами.

Игра с грецкими орехами

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и при этом приговаривает слова: Я катаю свой орех, что бы стал круглее всех.

Игра с карандашами

Манипуляции с цветными карандашами: зажимать карандаш между соседними пальцами, усложнение – совершать колебательные движения карандашом. Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик быть послушным научу. (В. Мирясова)

Игра с массажными мячиками

Ребенок катает мячик одной рукой по ручкам и по ножкам и при этом приговаривает слова:

Тише мяч не торопись, Ты по ручкам прокатись,

Ты по ножкам прокатись, И обратно возвратись

Чудо – прищепки

При помощи прищепок, можно предложить детям следующие задания: сделать из прищепок солнышку – лучики, ёжику или кактусу – иголки, павлину - разноцветный хвост и т. п. (солнышко, ёжик – плоскостные изображения).

Разрывание на мелкие кусочки, обрывание листа

бумаги.

Собирание бусинок на нить.

Выкладывание мозаики, «Волшебные спички»

 Пальчиковый театр.

 

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.                                                                                                                                                                                                       Воспитатель:  Гончарук Н.Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Логопедическая ритмика — как фактор коррекционной работы по развитию речи детей дошкольного возраста»

Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста, а также для педагогов, интересующихся вопросами педагогики. В нем раскрываются особенности логопедической ритмики, ее значимость ...

Игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития речи детей младшего дошкольного возрастаИгры и упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возрастаИгры и упражнения для развития речи детей старшего дошколь...

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста».

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, в...

Су-джок игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста.

Су-джок игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста....

Дидактические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста.

Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Этосамостоятельно добытый опыт имеет ...

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В буклете для родителей собраны кинезеологические игры и упражнения для развития речи детей. Кратко и полно описано для чего и как их выполнять с детьми....