Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста
картотека по развитию речи (младшая группа)

Шерафетдинова Любовь Викторовна

Пальчиковые игры и упражнения — это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное произношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В. Сухомлинский.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она

доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

Пальчиковые игры и упражнения — это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное произношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительных эффект активного умственного и физического развития.

Этапы разучивания игр:

- Взрослый сначала показывает игру ребенку сам;

- Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка;

- Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый

проговаривает текст;

- Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого,

который произносит текст;

- Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый

подсказывает и помогает.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком:

- Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания.

- Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия,

сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

- Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.

- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

- Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

- Используйте максимально выразительную мимику.

- Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

- Постепенно заменяйте упражнения новыми.

- Проводите занятия весело.

- Не принуждайте ребёнка

Виды пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук:

1) Занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.).

2) Игра с крупой.

3) Игра с грецкими орехами.

4) Игра с карандашами

5) Игра с массажными мячиками.

6) Чудо – прищепки

7) Разрывание на мелкие кусочки, обрывание листа бумаги.

8) Собирание бусинок на нить.

9) Выкладывание мозаики.

10) Пальчиковый театр.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить

систематически по 2-5 минут ежедневно.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

Заключение

Таким образом, пальчиковая игровая деятельность связанная с мелкой

моторикой очень благоприятно влияет на развитие речи детей и позволяет

правильно формировать связную речь ребенка. В дальнейшем я буду

продолжать искать новые методические приемы, которые будут

способствовать развитию мелкой моторики рук, которые будут формировать

интерес к различным видам деятельности, что повысит у детей желание

использовать гимнастику в свободной игровой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Пальчиковые игры и упражнения - это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторик...

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста

Пальчиковые игры и упражнения - это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторики и ре...

«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Методическая разработка предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста и включает в себя перспективный план работы с участниками образовательного процесса, перечень пальчиковых игр бе...

Консультация для родителей на тему:" Пальчиковые игры и упражнения - как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Рекомендации родителям как в домашних условиях развивать мелкую моторику  с помощью игр и упражнений...

Доклад по теме самообразования «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» (обобщение опыта работы)

Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми из-за своей занятости. Дети и сами меньше говоря...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В пособии представлены рекомендации по проведению пальчиковых игр для детей дошкольного возраста, в том числе в форме упражнений и небольших инсценировок сказочных сюжетов, цель которых – развит...

«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»АктуальностьИзвестный педагог – новатор В.А. Сухомлинский сказал, что «Ум ребенка ...