Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Чтение сказки С. Маршака "Двенадцать месяцев"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

                                    Конспект занятия по развитию речи

                             в подготовительной группе "Чтение сказки           

                                  С. Маршака "Двенадцать месяцев"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx379.64 КБ

Предварительный просмотр:

                      Конспект занятия по развитию речи

                             в подготовительной группе "Чтение сказки            

                                  С. Маршака "Двенадцать месяцев"

Цель: Познакомить детей со сказкой С.Маршака «Двенадцать месяцев»

Задачи:

1. Закреплять знания детей о временах и месяцах года, используя содержание сказки

2. Продолжать учить детей вопросно-ответной форме беседы, отвечать полными предложениями

3. Активизировать мыслительную деятельность на уровне монологической, диалогической речи.

4. Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

5. Развивать внимание, память, мышление.

                     Предварительная работа: беседы о каждом времени года, наблюдения

                    за погодой, чтение стихотворений о временах года

Методы и приемы: словесные, наглядные, а именно: художественное

слово    (фрагмент из сказки), вопрос – ответ, рассматривание

 иллюстраций,     физминутка.

Материалы и оборудованиеиллюстрации к сказке распечатанные

 на цветном    принтере формата А4

C:\Users\User\Downloads\IMG-20250211-WA0012.jpg

Цель: Познакомить детей со сказкой С.Маршака «Двенадцать месяцев».

Задачи:

Познакомить детей с новой сказкой;

Закреплять знания детей о временах и месяцах года, используя содержание сказки;

 Продолжать учить детей вопросно-ответной форме беседы, отвечать полными предложениями;

Активизировать мыслительную деятельность на уровне монологической, диалогической речи.

Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Развивать внимание, память, мышление.

Предварительная работа: беседы о каждом времени года, наблюдения

за        погодой, чтение стихотворений о временах года.

Методы и приемы: словесные, наглядные, а именно: художественное

слово (фрагмент из сказки), вопрос – ответ,

рассматривание иллюстраций,      физминутка.

Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке распечатанные на цветном принтере формата А4

          C:\Users\User\Downloads\IMG-20250211-WA0010.jpg               

                               

                          Ход занятия

        Вводная часть:

В: А теперь слушаем внимательно. Вы знаете, какой сейчас месяц?

Д: Январь

В: Январь – середина зимы. Сколько всего зимних месяцев?

Д: Три зимних месяца.

В: Давайте, назовем эти три зимних месяца.

Д: Декабрь, январь, февраль.

В: После февраля, какой наступит первый весенний месяц?

Д: Наступит март

В: Ребят, сколько месяцев в году?

Д: В году двенадцать месяцев.

В: А давайте перечислим все двенадцать месяцев по порядку?

Д:  Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

В: А вы знаете С. Маршак написал сказку, которая так и называется «Двенадцать месяцев», с ней мы сегодня познакомимся.

 Основная часть:

Чтение сказки «Двенадцать месяцев»

В: Сели поудобнее. Спинка прямая, ножки вместе, ручки на коленях. Слушаем внимательно.

В: Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?Двенадцать.А как их зовут?

Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. Как же это случилось? А вот как.

В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица - всё не так, как ни повернётся - всё не в ту сторону. Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то бельё на речке выполощи, то грядки в огороде выполи. Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.

Была зима. Шёл январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер. Люди сидели в домах и топили печки. В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метёт вьюга, а потом вернулась к тёплой печке и сказала падчерице:

 - Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница. (Вывешиваю первую картинку)

Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает её в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники? Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадёшь в лесу, увязнешь в сугробах. А сестра говорит ей:

- Если и пропадёшь, так плакать о тебе никто не станет! Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка. Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей. Ветер снегом ей глаза застилает, платок с неё рвёт. Идёт она, еле ноги из сугробов вытягивает. Всё темнее становится кругом. Небо чёрное, ни одной звёздочкой на землю не глядит, а земля чуть посветлее. Это от снега. Вот и лес. Тут уж совсем темно - рук своих не разглядишь. Села девочка на поваленное дерево и сидит. Всё равно, думает, где замерзать. И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонёк - будто звезда среди ветвей запуталась. Поднялась девочка и пошла на этот огонёк. Тонет в сугробах, через бурелом перелезает. «Только бы, - думает, - огонёк не погас!» А он не гаснет, он всё ярче горит. Уж и тёплым дымком запахло, и слышно стало, как потрескивает в огне хворост. Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла. (Вывешиваю 2-ю картинку)

Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костёр горит, чуть ли не до самого неба достаёт. А вокруг костра сидят люди - кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют. Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников будто не похожи, на дровосеков ещё того меньше: вон они какие нарядные - кто в серебре, кто в золоте, кто в зелёном бархате. Стала она считать, насчитала двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое - совсем ещё мальчики. Молодые у самого огня сидят, а старики - поодаль. И вдруг обернулся один старик - самый высокий, бородатый, бровастый - и поглядел в ту сторону, где стояла девочка. Испугалась она, хотела убежать, да поздно. Спрашивает её старик громко:

 - Ты откуда пришла, чего тебе здесь нужно? Девочка показала ему свою пустую корзину и говорит:

- Нужно мне набрать в эту корзинку подснежников.

Засмеялся старик:

- Это в январе-то подснежников? Вон чего выдумала!

- Не я выдумала, - отвечает девочка, - а прислала меня сюда за подснежниками моя мачеха и не велела мне с пустой корзинкой домой возвращаться. Тут все двенадцать поглядели на неё и стали между собой переговариваться. Стоит девочка, слушает, а слов не понимает - будто это не люди разговаривают, а деревья шумят. Поговорили они, поговорили и замолчали. А высокий старик опять обернулся и спрашивает:

 - Что же ты делать будешь, если не найдёшь подснежников? Ведь раньше марта месяца они и не выглянут.

- В лесу останусь, - говорит девочка. - Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замёрзнуть, чем домой без подснежников вернуться. Сказала это и заплакала.

И вдруг один из двенадцати, самый молодой, весёлый, в шубке на одном плече, встал и подошёл к старику.

 - Братец Январь, уступи мне на час своё место! Погладил свою длинную бороду старик и говорит:

- Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля.

- Ладно уж, - проворчал другой старик, весь лохматый, с растрёпанной бородой.

- Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо её знаем: то у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя. Надо ей помочь.

- Ну, будь, по-вашему, - сказал Январь. (Вывешиваю третью картинку)

Он стукнул о землю своим ледяным посохом и заговорил:

Не трещите, морозы,

В заповедном бору,

У сосны, у берёзы

Не грызите кору!

Полно вам вороньё Замораживать,

 Человечье жильё Выхолаживать!

Замолчал старик, и тихо стало в лесу.

Перестали потрескивать от мороза деревья, а снег начал падать густо, большими, мягкими хлопьями.

- Ну, теперь твой черёд, братец, - сказал Январь и отдал посох меньшему брату, лохматому Февралю. Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел:

Ветры, бури, ураганы,

 Дуйте что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землёю.

Пусть бежит в полях позёмка

Белою змеёю.

 И только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри. А Февраль отдал свой ледяной посох младшему брату и сказал:

 - Теперь твой черёд, братец Март. Взял младший брат посох и ударил о землю. Смотрит девочка, а это уже не посох. Это большая ветка, вся покрытая почками. Усмехнулся Март и запел звонко, во весь свой мальчишеский голос:

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи,

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи!

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

Девочка даже руками всплеснула. Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке? Под ногами у неё - мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течёт, журчит. Почки на ветвях надулись, и уже выглядывают из-под тёмной кожуры первые зелёные листики.

- Что же ты стоишь? - говорит ей Март.

- Торопись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили.

Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо-невидимо! Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками - куда ни поглядишь. Набрала она полную корзинку, полный передник - и скорее опять на полянку, где костёр горел, где двенадцать братьев сидели. А там уже ни костра, ни братьев нет. Светло на поляне, да не по-прежнему. Не от огня свет, а от полного месяца, что взошёл над лесом. Пожалела девочка, что поблагодарить ей некого, и побежала домой. А месяц за нею (Вывешиваю 4-ю картинку).

Не чуя под собой ног, добежала она до своих дверей - и только вошла в дом, как за окошками опять загудела зимняя вьюга, а месяц спрятался в тучи.

- Ну что, - спросила её мачеха и сестра, - уже домой вернулась? А подснежники где? Ничего не ответила девочка, только высыпала из передника на лавку подснежники и поставила рядом корзину. Мачеха и сестра так и ахнули:

- Да где же ты их взяла?

Рассказала им девочка всё, как было. Слушают они обе и головами качают - верят и не верят. Трудно поверить, да ведь вот на лавке целый ворох подснежников, свежих, голубеньких. Так и веет от них мартом месяцем! Переглянулась мачеха с дочкой и спрашивают:

- А больше тебе ничего месяцы не дали?

- Да я больше ничего и не просила.

- Вот дура так дура! - говорит сестра.

- В кои-то веки со всеми двенадцатью месяцами встретилась, а ничего, кроме подснежников, не выпросила! Ну, будь я на твоём месте, я бы знала, чего просить. У одного - яблок да груш сладких, у другого - земляники спелой, у третьего - грибов беленьких, у четвёртого - свежих огурчиков!

- Умница, доченька! - говорит мачеха.

 - Зимой землянике да грушам цены нет. Продали бы мы это, и сколько бы денег выручила! Одевайся, дочка, потеплее да сходи на полянку. Уж тебя они не проведут, хоть их двенадцать, а ты одна.

- Где им! - отвечает дочка, а сама - руки в рукава, платок на голову. Мать ей вслед кричит:

 - Рукавички надень, шубку застегни! А дочка уж за дверью. Убежала в лес! Идёт по сестриным следам, торопится. «Скорей бы, - думает, - до полянки добраться!» Лес всё гуще, всё темней. Сугробы всё выше, бурелом стеной стоит. «Ох, - думает мачехина дочка, - и зачем только я в лес пошла! Лежала бы сейчас дома в тёплой постели, а теперь ходи да мёрзни! Ещё пропадёшь тут!» И только она это подумала, как увидела вдалеке огонёк - точно звёздочка в ветвях запуталась. Пошла она на огонёк. Шла, шла и вышла на поляну. Посреди полянки большой костёр горит, а вокруг костра сидят двенадцать братьев, двенадцать месяцев. Сидят и тихо беседуют. Подошла мачехина дочка к костру, не поклонилась, приветливого слова не сказала, а выбрала место, где пожарче, и стала греться. Замолчали братья-месяцы. Тихо стало в лесу, и вдруг стукнул Январь-месяц посохом о землю.

- Ты кто такая? - спрашивает.

- Откуда взялась?

- Из дому, - отвечает мачехина дочка.

- Вы нынче моей сестре целую корзину подснежников дали. Вот я и пришла по её следам.

 - Сестру твою мы знаем, - говорит Январь-месяц, - а тебя и в глаза не видели. Ты зачем к нам пожаловала?

- За подарками. Пусть Июнь-месяц мне земляники в корзинку насыплет, да покрупней. А Июль-месяц - огурцов свежих и грибов белых, а месяц Август - яблок да груш сладких. А Сентябрь-месяц - орехов спелых. А Октябрь

- Погоди, - говорит Январь-месяц.

- Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой. Далеко ещё до июня месяца. Я теперь лесу хозяин, тридцать один день здесь царствовать буду.

- Ишь, какой сердитый! - говорит мачехина дочка.

- Да я не к тебе и пришла - от тебя, кроме снега да инея, ничего не дождёшься. Мне летних месяцев надо. Нахмурился Январь-месяц.

- Ищи лета зимой! - говорит. Махнул он широким рукавом, и поднялась в лесу метель от земли до неба: заволокла и деревья, и полянку, на которой братья-месяцы сидели. Не видно стало за снегом и костра, а только слышно было, как свистит где-то огонь, потрескивает, полыхает. Испугалась мачехина дочка.

- Перестань! - кричит.

- Хватит!

Да где там! Кружит её метель, глаза ей слепит, дух перехватывает. Свалилась она в сугроб, и замело её снегом. А мачеха ждала-ждала свою дочку, в окошко смотрела, за дверь выбегала - нет её, да и только. Закуталась она потеплее и пошла в лес. Да разве найдёшь кого-нибудь в чаще в такую метель и темень! Ходила она, ходила, искала-искала, пока и сама не замёрзла. Так и остались они обе в лесу лета ждать. А падчерица долго на свете жила, большая выросла, замуж вышла и детей вырастила. И был у неё, рассказывают, около дома сад - да такой чудесный, какого и свет не видывал. Раньше, чем у всех, расцветали в этом саду цветы, поспевали ягоды, наливались яблоки и груши. В жару было там прохладно, в метель тихо.

- У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! - говорили люди. Кто знает - может, так оно и было.

В: Понравилась вам сказка?

Д: Да

В: Вы молодцы, внимательно слушали. А теперь давайте немного отдохнем

Физкультминутка «Разминка»

Чтоб головка не болела, ей вращаем вправо – влево. (вращение головой)

А теперь руками крутим – и для них разминка будет. (вращение рук вперед

и назад)

Тянем наши ручки к небу, в стороны разводим. (руки вверх и в стороны)

Повороты вправо – влево, плавно производим. (повороты влево и вправо)

Наклоняемся легко, достаем руками пол. (наклоны вперед)

Потянули плечи, спинки, а теперь конец разминке. (дети садятся на места)

 Беседа по содержанию:

В: Как называется сказка?

Д: Сказка называется двенадцать месяцев.

В: Кто написал сказку?

Д: Сказку написал Маршак.

В: Кто являются главными героями сказки?

Д: Главные герои сказки двенадцать месяцев и падчерица.

В: Сколько месяцев сидело у костра?

Д: У костра сидело двенадцать месяцев.

В: Какой месяц помог падчерице с подснежниками?

Д: Месяц март.

В: А может быть так, чтобы какой -то месяц пришёл раньше другого месяца?

Д: Нет. Месяца идут друг за другом.

В: Как вы думаете, почему месяца, ради девочки, нарушили уклад жизни?

Д: Она была трудолюбивой, доброй

Воспитатель помогает детям ответить на вопрос и зачитывает  отрывок из сказки:    «Мы все ее знаем, то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя».

«Будешь сам добр и трудолюбив – природа тебе помогать будет, друзей верных и надежных приобретешь»

 Рефлексия

- Ребята, наше занятие подходит к концу. Вы все сегодня молодцы!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»

Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»...

Конспект занятия по развитию речи ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА Пересказ сказки «Лиса и козел»

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе...

Конспект занятия по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Занятие на тему: «Пересказ сказки «Лиса и козел»

Конспект занятия по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)Занятие на тему: «Пересказ сказки «Лиса и козел» Задачи. Связная речь: закрепить представления детей об особенностях к...